vnifantiy » 05 июн 2022, 13:28
ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.
Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.
211. Почему внутри алтаря, при рукоположении епископа, пресвитера и диакона, говорится: «божественная благодать»; а вне, при (рукоположении) чинов (церковных): «благодать Всесвятого Духа»:
А потому совершаются рукоположения и здесь, только не в алтаре, а вне его: потому что внутри алтаря бывают, как мы сказали, только три рукоположения: диакона, пресвитера и епископа, при которых и говорит архиерей: «божественная благодать», – ради совершенной благодати, (даруемой) тогда. Ибо и рукоположение это – совершеннейшее, вселенское, а не частное: потому что все диаконы имеют благодать единую и совершенную в отношении к диаконству; и пресвитеры также имеют единую силу и мощь для совершения священнодействия, и единую силу и мощь для совершения (действий) архиерейских имеют все епископы, хотя и есть степени в престолах и в начальстве. А потому при тех вселенских и общих рукоположениях и призывается всеобщая благодать Святой Троицы, и (что бывает) у священной и божественной трапезы.
При этих же, совершаемых вне алтаря, так (они суть рукоположения) в различные внешние служения, так не говорится; но, когда рукополагаемый преклонит по указанию хартофилакса голову, имея ее обнаженную, в знак того, что он приемлет чрез архиерея от Христа и покоряется Ему, - и хартофилакс скажет: «повелите»: тогда восстает иерарх, как являющий дело Божие и потому, что он сообщает дар, и, простерши руку, говорит: «благодать Всесвятаго Духа проручествует тебя» или в эконома, или в другой как-либо (чин) нашей святейшей Церкви. и тотчас знаменует его (крестным знамением).
Архиерей садится, а певцы поют: ис полла эти деспота (на многая лета), - благодаря Бога и молясь, чтобы Он всегда чрез архиереев способствовал преуспеянию Церкви и ниспосылал благодатные дары. Рукоположенный же подходит и лобызает колено архиерея, в знак подчинения, - правую руку, как посвятившую его, - и ланиту, в знак единения и любви.
Потом лобызает и (лиц) одного с собою чина: если он (принадлежит) к первому чину, то - первых; ко второму - вторых, так как стал одного с ними чина .
И таким образом, снова остановившись и поклонившись архиерею в благодарность за сообщение ему дара, отходит на свое место, на которое рукоположен.
(продолжение далее).