Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 04 авг 2021, 07:08

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 19.

На ариан слово четвертое.

32) Но изменения нет. Да не будет сего! Как Иоанн проповедует здесь неизреченное единение,
после того как мертвенное пожерто жизнью, и жизнью источною, как сказал Господь Марфе: «Аз
есмь живот» (Иоан. 11, 25): так и блаженный Петр, когда говорит, что Слово послано Исусом Христом,
означает этим Божественное единение. Как тот, кто слышит, что «Слово плоть бысть», не подумает, что
нет уже более Слова (что по сказанному прежде, нелепо); так и тот, кто слышит, что Слово со-
четалось с плотью, да разумеет одну и простую Божественную тайну. Но яснее и несомненнее вся-
кого умствования покажет единство Бога-Слова и человека сказанное Архангелом самой Богородице;
ибо говорит: «Дух Святый наидет на Тя, и сила Вышнего осенит Тя: тем-же и рождаемое свято,
наречется Сын Божий» (Лук. 1, 35). Поэтому, последователи Самосатского неразсудительно отделяют
Слово, когда ясно доказано, что Оно соединилось с человеком от Марии. Не Он послан Словом, но
обитающее в Нем Слово посылало. говоря: «шедше научите вся языки» (Матф. 28, 19).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 авг 2021, 16:38

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 19.

На ариан слово четвертое.

33) И нередко в Писании выражается речь нестрого и просто. Так, иной и в книге Числ найдет;
сказано: «рече Моисей Рагуилу мадианитину, тестю Моисееву» (Числ. 10, 29). Не иной Моисей
говорит это, иной же тот, кому Рагуил был тестем, но Моисей один и тот-же. Если подобным
образом Слово Божье называет Себя Премудростью, силою, десницею, мышцею и другими тако-
выми же именами, и если по человеколюбию входит в единение с нами, облекаясь в наш начаток
и с ним срастворяясь; то следует, что одно и то-же Слово по справедливости прияло на Себя и
прочие именования. Сказанное Иоанном: «в начале бе Слово, и Оно бе к Богу», и есть сам Бог, «и
вся Тем и без Него ничто-же бысть», ясно показывает, что и человек есть создание Божья Слова.
Посему, если, приемля на Себя сего воплощенного, паки обновляет его обновлением твердым к
нескончаемому пребыванию, и сего ради соединяется с ним, возводя его к Божественному жребию; то
можно ли сказать, что Слово послано человеком от Марии, и Господа Апостолов сопричислить к
прочим Апостолам, то-есть, к посланным Им Пророкам? Как простой человек может быть
назван Христом? Но, соединясь с Словом, справедливо называется Христом и Сыном Божиим,
как древле Пророк ясно провозгласил в Нем Отчую ипостась, и сказал о Нем: «пошлю Сына Моего
Христа». И на Иордане возвещено: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». Ибо, исполнив обетование,
Отец не без причины указал, что Он—Тот самый, Которого обетовал послать.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 авг 2021, 10:28

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 19.

На ариан слово четвертое.

34) Посему, под именем Христа разумеем и то и другое вместе, то-есть, Божие Слово, соединенное
в Марии с Тем, Кто от Марии; ибо в утробе Ея Слово создало Себе дом, как и вначале из
земли Адама, или лучше сказать, божественнее сего. О сем и Соломон, ясно зная, что Слово называется
и Премудростью, говорит: «Премудрость созда Себе дом» (Притч. 9, 1); Апостол же, объясняя это,
сказует: «Егоже дом мы есмы» (Евр. 3, 6); а в другом месте называет тот же дом храмом,
потому что Богу прилично — обитать во храме, образ которого повелел ветхозаветным создать
чрез Соломона из камней: почему с явлением истины образ перестал. Ибо когда неблагодарные
вознамерились утверждать, что образ есть самая истина, разорить же истинный храм, который, как
твердо веруем, есть единение Божества и человечества; тогда не угрожал им, но, зная, что отва-
живаются они восставать сами против себя, говорит: «разорите церковь сию, и треми денми воз-
двигну ю» (Иоан. 2, 10). А этим ясно показал Спаситель наш, что все замышляемое людьми скоро
приходит в разорение. Ибо «аще не Господь созиждет дом и сохранит град. всуе трудишася
зиждущии, и бдеша стрегущии» (Псал. 126, 1). Поэтому, иудейское рушилось, так как было тень; а
Церковь утвердилась, потому что «основана на камени, и врата адова не одолеют её» (Матф. 16, 18).
Иудеям свойственно было говорить: «как Ты человек сый, твориши Себе Бога» (Иоан. 10, 33)? А
Самосатский—их ученик. Потому (что и естественно) преподает своим, чему научился сам. Но мы не
такое сведение имеем о Христе, если Его самого слушали и у Него научились, отложив ветхого
человека, тлеющего в похотех прелестных. облекшись же в нового, созданного по Богу в правде и
преподобии истины» (Ефес. 4, 22—24). Посему, благочестно представляй себе, что Христос есть
то и другое вместе.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 авг 2021, 07:06

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 19.

На ариан слово четвертое.

35) Если же Писание во многих местах и тела Христово называет Христом, например, когда
блаженный Петр говорит Корнелию: «Исуса иже от Назарета. Его-же помаза Бог Духом Святым»
(Деян. 10, 38), и также иудеям: «Исуса Назорея, мужа от Бога извествованна в вас» (Деян. 2, 22);
а еще и блаженный Павел — Афинянам: «о Муж, Его-же предустави, веру подая всем, воскресив Его
от мертвых» (Деян. 17, 31); находим же, что извествование и послание во многих местах значит
одно и то-же с помазанием; посему, желающему можно из сего уразуметь, что нет никакого
разногласия в словах Святых, но различно именуют они соединение Бога—Слова с человеком
от Марии , а именно иногда помазанием, иногда посланием, а иногда извествованием: то сказанное
блаженным Петром имеет правый смысл и проповедует истинное Божество Единородного, не
разлучая ипостась Бога — Слова с человеком от Марии. Да не будет сего! Ибо как стал бы разлучать
тот, кто многократно слышал: «Аз и Отец едино есма», и: «видевый Мене, виде Отца»? Посему и
по воскресении то-же тело, дверем затворенным, входит в общее собрание Апостолов, и что
представлялось в сем невероятного, разрешает, сказав: «осяжите Мя и видите: яко дух плоти и
кости не имать, яко-же Мене видите имуща» (Лук. 24, 39). Не сказал: осяжите это тело, или человека
Мною восприятого, но: Мя. Почему, никакого извинения не возможет найти Самосатский, отрицающий
единение Бога — Слова, при свидетельстве столь многих и самого Бога—Слова, Который ко всем
обращает Свое благовестие, удостоверяя вкушением пищи и дозволением осязать Его, что конечно
и было сделано, потому что когда подавал Он, или подавали Ему пищу, несомненно, касались
рук. Сказано: «они же даша Ему рыбы печены часть и от пчел сот, и яде пред ними и прияв
остальное, отдал им» (Лук. 24, 42. 43). Итак вот, если не как осязал Его Фома, то иным
способом осязаемый, удостоверил их. Если же хочешь видеть и язвы, то научись у Фомы; ибо
сказано ему: «принеси руку твою, и вложи в ребра Моя, и принеси перст твой, и виждь руце Мои»
(Иоан. 20, 27). Своими именуя ребра и руки, Бог— Слово показует всего Себя — вместе и человека
и Бога; потому что Слово, как можно понимать дает теперь ощутить Себя святым посредством тела,
когда входит дверем затворенным, внезапно представ с телом и давая им удостовериться.—Это да
будет сказано, как достаточное к утверждению верных и к исправлению неверных
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 авг 2021, 10:11

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 19.

На ариан слово четвертое.

36) Да вразумится же и Павел Самосатский, вняв Божественному гласу, вещающему: „Мое тело, и
нет иного Христа, кроме Меня Слова; Он со Мною, и Я с Ним; потому что помазание -Я Слово, а по-
мазанное Мною— человек. Посему, без Меня не именовался бы Христом; именуется же, потому что Он
со Мною, и Я в Нем".
Поэтому, упоминаемое послание Слова означает соединение Его с рожденным
от Марии Исусом; Исус же, как толкуется это имя, есть Спаситель не по иному чему, но по соединению
с Богом- Словом. Это изречение то-же означает, что—и слова: «пославый Мя Отец» (Иоан. 8, 18),
и: «не о Себе приидох. но Отец Мя посла» (42). Соединение с человеком, в котором можно было
людям посредством видимого естества дать познание о естестве невидимом, наименовал посланием.

Бог, когда под образом нашей малости показывает бытие Свое во плоти, не переменяет места,
подобно нам, сокрывающимся в каком-либо месте. Ибо как переменять место Наполняющему небо и
землю? Но по причине явления Его во плоти, посланием наименовали это святые, а потом наименовал
и сам Бог — Слово. Итак, от Марии Богочеловек есть Христос, не иной какой Христос, но
один и тот же. Он прежде веков от Отца, Он же напоследок дней от Девы, прежде не-
видимый и святым небесным силам, а ныне видимый по причине соединения с видимым челове-
ком, видимый же, разумею, не по невидимому Божеству, но по действию Божества, посредством
человеческого тела и целого человека, которого обновил присвоением Себе. Ему чествование и
поклонение, прежде, и ныне, и всегда, и во веки Сущему! Аминь.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 авг 2021, 10:24

ОГЛАВЛЕНИЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ.

Творений Св. Афанасия Великого.

9. Письмо к Драконтию.

10. К епископам Египта и Ливии—окружное послание против ариан.

11. Защитительное слово Афанасия пред Царем Констанцием.

12. Защитительное слово, в котором Св. Афанасий оправдывает
бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом.

13. Послание к брату Серапиону (о смерти Ария).

14. Послание к инокам.

15. Послание Афанасия к монахам повсюду пребывающим
о том, что сделано арианами при Констанции (-история ариан).

16. На ариан слово первое.

17. Слово второе.

18. Слово третье.

19. Слово четвертое.
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 авг 2021, 06:38

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа фессалоникийского.

Москва типография Т-ва Рябушинских, Страстной бульвар, соб. дом.

1916г.


От издательства.

В том же самом стремлении , как и раньше «накоплять собственную религиозную письменность в семье христианина» , издательство журнала «Старообрядческая мысль» решило дать своим подписчикам настоящее сочинение блаженного Симеона архиепископа Солуньского.
Солунь, по-гречески Фессалонники, этот город, где в первые дни христианства проповедовал «радостную весть» блаженнейший из апостолов великий Павел, к жителям которого он и адресовал когда-то свои послания. Жив этот город и поныне, но в нем, вместо проповеди «радостной вести (евангелия)», кипит ключом горячая, лихорадочная подготовка к ужасам человеческой бойни…
Но это не диво для Солуни: этот город пережил много таких человеческих боен под своими стенами, и даже во дни, когда в нем ахиерействовал бл. Симеон, турки осаждали его. Только мужество этого архиерея заставило турок оставить осаду и отступить. Но спустя шесть месяцев после смерти бл. Симеона турки все-таки взяли этот город ( в марте 1430 г.).
Предлагаемые нами нашему читателю труды бл. Симеона по нашему мнению крайне назидательны в христианской семье, а потому и необходимы. Из этих трудов любознательный христианин извлечет весьма обширные познания о предметах своего христианского состояния: о храме, литургии, иерархии, обрядах, таинствах, предметах богослужения, богопочитания и т.д. и т.п. Узнает эти предметы не только по названиям, их совершению или применению, но также о их внутреннем, символическом значении.
Надо признать: современный христианин, хотя и значится таковым, ходит в церковь иногда, молится, но зачастую совершенно не знает не только смысла церковного богослужения и его обихода, но даже не знает часто и названия церковных предметов.
Чтобы быть истинным сыном церкви, чтобы быть семьянином христианской семьи, всякий обязательно должен знать в полном обьеме содержание своей религии, богослужение, обряды, их смысл и их внутреннее значение, и только при условии этих знаний, христианин будет чувствовать себя на месте и в храме во время богослужений, и во время совершения обрядов при различных христианских требах, а также и в христианском обществе вообще.
Вот, чтобы дать эти нужные сведения, издательство и поставило себе задачей в одну из первых очередей, дать именно книгу назидающую христиан в этом направлении.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 авг 2021, 08:19

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа фессалоникийского.

В намерении облегчить задачу чтения и понимания этой книги, издательство дает ее в изложении на русском языке. Среди наших читателей есть такие, что просили дать ее напечатанной славянским шрифтом и на славянском языке, но их очень мало, во-первых,
а во вторых, издательство, хотя само, лично, глубоко приверженно к духовной книге на славянском языке, но вынужденно предпочитает книгу, изложенную по русски. И вот почему : современный христианин, наш читатель, очень слаб в славянском языке и потому для него содержание такой книги, что называется : «темна вода во облацех воздушных», а мы стремимся к тому, чтобы наши книги не только получались от нас, но и прочитывались; а чтобы достигнуть этого, надо книгу изложить не только просто по-русски, но даже таким ясным, русским языком, который был бы понятен всякому, всякому даже крестьянину в глухой деревушке, ибо и русский-то современный язык для нашего рядового читателя не всегда понятен.
Бесспорно, славянский язык звучен, красив, точен и выразителен. Святое писание, изложенное на нем, дает особенное душевное настроение, кладет, так сказать,особый отпечаток божественной настроенности мыслей, когда он нам все-таки достаточно понятен; в тех же случаях, когда этот язык для нас темен, и излагавший на нем книгу, недостаточно умело владел им, книга делается нам непонятною, читать такую книгу ужасно тяжело и потому читать ее никто не хочет.
Как раз существует такого сорта книга, и именно книга блаж. Симеона, напечатанная по славянски и изложенная темным, неуклюжим и малопонятным языком. Читать ее можно с большим насилием над собою, а понимать полностью почти невозможно. Темный язык ее изложения положительно отталкивает от чтения ее. Следовательно, предлагать такую книгу вниманию читателя, прямая безсмыслица. Это труд и средства, явно имеющие быть затраченными безплодно.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 авг 2021, 13:22

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа фессалоникийского.

Есть также любители читать и уважать книги именно такие , смысл которых непонятен. Но это исключение. Наблюдения над такими лицами изложены у Гончарова в его очерках «Слуги». Один из его слуг часто донимал его чтением вслух одного и того же стихотворения. Гончаров был вынужден спросить его, почему он так любит читать это стихотворение нараспев и притом так часто, и понимает ли он его смысл? Тот откровенно ответил: - Нет, не понимаю… - Вот это-то и интересно читать что не понимаешь, а что тут интересного, когда чтение понятно, - добавил он. Этого именно взгляда слуги Гончарова многие держатся из наших читателей по отношению книг на славянском языке. Им именно нравится их непонятность. В этой непонятности им чудится что-то таинственное, великое, то, чего обнять своим умом они не в силах. Поэтому особенно великим им кажется и писатель этой книги. А между тем, дело заключаеся просто в том только, что они не понимают языка и смысла этой книги.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 авг 2021, 14:30

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа фессалоникийского.

Надо знать, что кроме книг явно прикровенного смысла все остальные книги стремятся именно к тому, чтобы быть легко понятными. Обычно цель написания книг к тому только и направляется, чтобы дать человеку мысли понятные, полезные для устроения его жизни. Даже таинства православной церкви не суть тайны для лиц посвященных. Смысл их постольку таинственнен для человека, постольку в него он не посвящен, а раз человек посвящен в смысл таинств,то они уже не представляются для него таинственными. Св. И. Златоустый, возмущаясь когда-то невежесвенными понятиями о таинствах своих современников — христиан , как о чем-то таинственно-чудодественном , уверял толпу, говоря, что: «напрасно так думают, христиаские таинства не колдовство»... И мы от себя добавим: таинства имеют строго логический построенный воспитательный смысл и только. И надо с этим согласиться . Вся наша христианская религия вообще, хотя и богооткровенная религия , но суть ее ясна и проста в своем содержании , проста настолько, что доступна пониманию каждого , и, право не требует никаких увеличений своего достоинства путем придачи ей чего-либо таинственного или чудодейственного.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 28

cron
@Mail.ru