Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 окт 2018, 13:17

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 46. Об исторжении греха из сердца. Сравнение души с садом, а греха - с тернием в саду.


Вонмите, о преподобнейшие, о том, как забывает Бог грех человеку. Душа согрешившая подобна тому, как если
в каком царском саду, на самой середине дорожки окажется колючее дерево, называемое паллурий, вроде плю-
ща, весьма колючее и крайне цепкое. Это дерево не красиво, имеет свойство распространяться и испускать
множество побегов, подобно греху.
Когда кто проходит около сего дерева, то оно так же цепляется к проходящему, как
грех; если же взойдет на верхушку дерева - производит весьма большую тень, так что не дает саду видеть лучей солнечных,
согреваться ими и давать плоды, в дар Царю - чтобы, прияв дар, любоодарил Царь садовника своим царским дарованием.
Спрашиваю я вас, отцы преподобнейшие: если будет у садовника такое колючее дерево в саду, то что тогда можно садов-
нику принести в дар Царю, чтобы приять от него царскую награду?
Чистое устроение человека есть как бы некое садовное украшение пред Богом, а тело человека - как садовник (т. е.
человек должен достигать телесными подвигами чистого устроения и удерживать тело свое от всякого греха). Если не по-
лучит садовник от сада дохода, плодов садовных, то всуе трудился он за время целого года. Говорим: если убыточествует
монах в плоде жизни монашеской и пресветлом покаянии, то всуе труды его целого года.
Поэтому садовник спешит,
как только появится колючий плющ в саду, тотчас искоренить колючее дерево, чтобы тенью своею оно не мешало саду и
не перестал бы от этого сад приносить плодов. Говорим: не лишился бы подвижник различных дарований. И начинает
садовник искоренять то непотребное дерево, говорим: древо греховное, - и разделывает то место, на котором находилось
колючее дерево. Говорим: начинает человек очищать мысль свою и отделять грех от чувств своих, т. е. отвращать чувства
свои от греха; дух свой и расположение свое делает добрым, по сердцу делается человек расположения чистого, доброго.
Начинает же садовник искоренять колючее дерево для того, чтобы сад плодоносил. Начинает с улучшения, т. е. с реши-
мости исправить сад и избавить его от терния.
Говорим: начинает с того, что прощает ненавидящих и обидящих его, и
уже одно это прощение от всей души и всего сердца есть улучшение для человека.
Потом выкапывает корень дерева,
чтобы вырвать его. Говорим: терпит скорби, которые, если хочет кто уничтожить древо греховное, каждый час находят
на него.
Обезветвляет дерево, говорим: бегает осуждения. Ибо, кто осуждает - себя обезсиливает и в три раза большие грехи
сотворит - блуд ли, или прелюбодеяние, или воровство, или хулу, или малакию, или другие какие согрешения.
Тот, кто
другого обвиняет и осуждает за то, что в нем находится какой-либо малый или великий грех, тот есть бес (1), а не человек.
Тот чужевер, а не христианин.
Ради сего, говорю я вам, что избегающий осуждения избегает греха, исторгает древо грехов-
ное, искореняет его, кладет в огонь грех свой, сожигает его, и грех становится пеплом.
Приходит ветер с дождем, разносит
его и исчезает он от лица сада, говорим: от расположениячеловеческого, - получает сад покой, видит лучи солнечные,
деревья начинают плодоносить и красуется сад плодами.
Видит садовник, что исторглось колючее дерево, что с исторжением его получили отраду плодоносные деревья, и за-
бывает садовник о дереве, которое отравляло дерева сада и лишало их плода; говорим: древо греха, которое отравляет
душу человека. Итак, забыл садовник о дереве, так как оно исчезло из сада.

(1) Это выражение следует понимать в том смысле, что чрез осуждение человек становится орудием диавола.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 окт 2018, 12:24

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 46. Об исторжении греха из сердца. Сравнение души с садом, а греха - с тернием в саду.


Так и Бог забывает грех человеку. Забывает Бог грех, но как забывает и что забывает? Забывает - с отвращением от
греха, от беззакония и всех возделывающих беззакония, но самый содеянный грех, зло и беззаконие не забываются. Ей,
прощает, но не забывает.
Так должен поступать и человек, подобно садовнику, который вырвал дерево зла для того,
чтобы в грядущий год не лишиться плода, и начал улучшать сад; выкапывать, говорим - молиться; искоренять, говорим
- воздерживаться;
расчищать, говорим - подвизаться (1) ; искоренять, говорим - нести канон; исповедовать, говорим - яв-
лять делом, т. е. делать дела противные прежним грехам;
обносит оградою и деянием обрабатывания своего искореняет
древо греховное, плод беззакония из расположения своего; и не видно больше дерева того в саду. Говорим: обработка себя
человеком делает то, что самое расположение его с чувством очищается, не ощущается больше расположения нечистого,
но одно лишь чувствуется расположение к чистому, благому: и делается он очищенным, пресветлым и прекраснейшим.
Грех такому забывается и покаяние очищает его. Грех изглаждается, и покаяние осиявает рану греховную. Боли греховные
забываются, но место поранения не забывается, как и у того, кто ранен был ножом или пулей.
Когда же раненное место
загниет, то не попечется ли человек о том, чтобы исцелить тяготу раны своей? А если нет, то не достигнет ли гной до
сердца? А если воспаление дойдет до сердца, то не умрет ли он? Если же он позаботится о ране и исцелится, то, спрашиваю
я вас, перестанут ли боли? Еще спрашиваю я вас: когда исцелится раненый, говорим: грешник, - и обретет здравие
свое, говорим: покаяние свое, - то прекратятся боли, говорим: помыслы, - и затянется поранение раны, говорим: отгородится
от греха. Когда затянется рана, не будет ни боли, ни стенания.
Спрашиваю я вас: останется ли все-таки место поранения
явственно означенным? И когда увидит знак раны, воспоминает ли он болезни свои или нет? Ей, воспоминает, но не страдает.
Воспоминает, но не воздыхает. Воспоминает, но не уязвляется ими. Но какой труд должен воспринять садовник, когда за-
хочет искоренить то колючее дерево, чтобы с корнем вырвать его? Говорим: человеку, который хочет отвратиться от греха,
какой потребен ему труд, пока не исторгнет он грех? Какой предлежит ему подвиг, когда будет он отсекать ветви или
побеги греховные, говорим: злые помыслы? Какой предлежит ему подвиг, когда будет осуществлять на деле удаление от
празднословия? Какой подвиг будет иметь, когда станет исторгать грех, содеянный в жизни своей? Ах, и как представить
мне пред вами, преподобнейшие отцы, таковой подвиг? Ей, представлю я вам, но каким образом представлю? Представлю
вам в пример св. Иакова Персянина. Берите себе пример с его подвига, подвизаясь так и сами по силе вашей. Сей Иа-
ков, яко человек, шествуя путем жизни своей, зацепился платьем за то колючее дерево зла, говорим: за грех отречения;
потом взыскал, как бы отцепиться от того злого соизволения на грех, чтобы опять прийти в расположение благое и снова
приять благодать Крещения (2) .

Ей, воспринял он ее, но каким борением боролся, чтобы воспринять? Вы скажете, что сей отрекся и оттого так боролся,
а нам какая необходимость борения, когда мы не отрекались подобным отречением? Ах, преподобнейшие отцы, кто согрешает
волей или неволей, одинаково допускает отречение пред Богом, ибо содеяние греха есть жертва бесу, как и Иаков
принес жертву чрез отречение свое - идолам.
Обратите внимание, преподобнейшие, каким борением боролся в деле подвига
Иаков. Обратите внимание и на собственную вашу погибель, что из-за сребра и злата погибелию погибели погибаете вы,
поклоняясь сребру и злату, как идолопоклонники идолам.
У идолопоклонников было чрезмерное соревнование, кто первый
принесет жертву идолам и поклонится им; то же бывает и у людей, которые соперничают из-за земного суетного тления
и этим губят себя, говорим: погибают они из-за вскружения многопопечительностию тления, губят спасение свое с кру-
жением вещным, соперничают в том, кто первый осуществит себя лживою лихвою в лихоимстве, стяжет различные лакомст-
ва, будет помещать и превращать сребро и злато в росте, поклоняться сребру и злату вместо идолов.


(1) Мысль та, что после избавления от грехов, после победы над страстями не следует впадать в самодовольство, самохвальство,
но должно смиренно помнить о своих прежних грехах, иначе, в наказание за самохвальство, прежние грехи вернутся обратно.
(2) Слова сии не следует понимать так, будто св. Иаков был вторично по отречении крещен; смысл тот, что чрез покаянные подвиги
св. Иаков потщился снова быть достойным благодати, воспринятой им в таинстве Крещения и утраченной чрез грех отречения.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 окт 2018, 13:47

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 47. Об осквернении молитвы помыслами любостяжательными.


Вы скажете: мы молитвы идолам не приносим, как же говоришь ты такое? Да, правду сказали вы, что Богу
молитву приносите, но, вопрошу я вас: когда вы молитву устами вашими приносите - «Господи Исусе Христе
Сыне Божий, помилуй мя», - подвигаете язык на молитву, то мысль вашего сердца где бывает? Где гуляет,
где кружится и о чем размышляет?
Ибо ныне люди не таким образом молятся, чтобы молитва их была им во спасение, но
таким образом, чтобы строить суетная и ложная. Входят в церковь, чтобы читать службу, но не прелагают слуха к то-
му, чтобы слушать службу со страхом и трепетом, читая божественные слова; образ лишь делают, т. е. принимают личину
молящихся, воображают же различные образы и помыслом своим помышляют о суетных и лживых земных вещах: как
бы обогатиться кому сребром и златом, какую бы постройку построить, как выстроить прекраснейший дом, чтобы он был
длинный, широкий, высокий - трехэтажный, имел просторную вместительность, как сад развести с различными деревами
плодовыми; в возникновении таких помыслов проходит служба церковная и оканчивается, но помыслы у человека не прекра-
щаются, и он уходит из церкви, не заметив, как и служба прошла.
Даже не сознает того, что вышел из церкви, т. е.
что стоял в церкви, но выходит с таким впечатлением, как бы шел из театра, потому что он как в театре стоял во время
богослужения, взирая на помыслы свои, суетные и ложные, и так стоял в стойке своей.
Мирянин, если хочет жить праведно, должен непрестанно в душе своей молиться и, когда сидит за делом, говорить:
«Господи, Господи, не отврати Лица Твоего от мене и Духа Твоего Святаго не отыми от мене!» - «Господи, Исусе Христе,
помилуй мя грешника!»
- «Пресвятая Богородица, спаси немощную душу мою!» - «Кресте Христов, спаси мя силою
Твоею!»
- «Вси святии, предстательствуйте о мне грешном!»
С такими молитвами подобает аскетам делать свое рукоделье,и не только аскетам, но и всем монахам-христианам, дабы,
работая руками, два дела рукодельничали - чувственное (1) и мысленное, говорим: рукоделье телесное и душевное в правде
и целомудрии. Правда же состоит вот в чем: да трудится каждый, монах ли, или всякий из рода христианского, воз-
делывая дело рук своих, со справедливостию да берет и дает; да размышляет о себе самом, каков он есть и что он всех
грешнейший, недостойнейший душою и телом. Тогда, если и повздорит с соседом своим, по действию диавольскому и
оскорбят один другого, то почитающий себя недостойным, не возмутится от безчестия и брани, но пребудет спокойным
и несмущенным, как будто бы другого кого обезчестили, а не его. Сие дело есть праведность и справедливость для каждого
монаха и мирянина.
Чистота же целомудрия есть сие: каждый монах и христианин, когда сидит за делом рук своих, да не
принимает никакого ядовитого помысла клеветы, которая есть орудие осуждения.


(1) Молитва - внутренний, духовный подвиг, но когда она проявляется и во вне, то становится еще и внешним делом, - «рукоделием» (например, перебирание четок, которые держат в руке).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 окт 2018, 12:47

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 48. О тимпанах и ликах, вихрях осуждения и к чему это приводит.


Как труба требует песни, т. е. мотива, так и многословие требует клеветы; как пение требует (аккомпанемента)
гитары, так и злословие - лжи; как гитаре потребны тимпаны и лики, во струнах и органе, так злопамятство
ищет злоумышления.
Итак, когда эти пять вихрей мира, в союзе тимпанном, бьют в струны тимпана, т. е., когда
деется осуждение и в союзе с ним начинают действовать и прочие страсти, выше поименованные, тогда увлекается мир
гласом тимпана, оставляет простой народ дело занятия своего, чтобы развлечься на зрелище оком своим и насладиться слухом
своим, т. е. музыкой осуждения.
Оставляют дела службы своей, устремляются на звук дела тимпанного и там возде-
лывают эти пять вихрей мира.
И наслаждаются слушанием и зрением того, как толкут ветер, а плода никакого не получают. Прекратился глас тим-
пана, глас органа делания безплодия, которое лишь окончательный убыток нанесло (1) занятию... Потолкали люди ветер (2) ,
взалкали, а плода не получили никакого. Взалкав, вспомнили они о занятии своем, вернулись к делу долга своего, видят,
что другие уже потрудились в занятиях своих, т. е. окончили, а они лишь приходят только начинать в час вечерний. Когда
же (3) открывать? Когда работать, чтобы продать дело работы своей? Говорим: состарившемуся человеку когда открывать
занятие покаянное, чтобы возделывать путь покаяния, ибо в тимпане и лике прошли дни жизни его; наконец, алчба
спасения потребовала покаяния, но когда ему каяться, чтобы живонапитаться покаянием?

О, старче, ты, который по неведению израсходовал дни жизни твоей на тимпаны, лики, пирования мира суетного и в этом
застал тебя вечер, востань же ныне и покажи хотя вмале чрезвычайное покаяние Богу, ибо смерклось, и прежде, нежели
вечер сделает отпуст, сделай ты дело покаяния твоего.
Но сегодня не имеют склонности к слушанию трубы покаяния;
почти все предались трубе погибели, тщеславному оклеветанию гитары многословия и, многословя, ликуют, как в тимпане
и лике, во гласе радования, в кичении злопамятства, в ликовании празднословия, во струнах и органах осуждения...


(1) Мысль та, что празднословие и осуждение, не принося никакой пользы празднословам и осуждающим, отнимает драгоценное
время от молитвенных подвигов и других добрых дел.

(2) Т. е. насладились болтовнёю, празднословием.
(3) Т. е. когда приступать к работе.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 окт 2018, 12:19

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 49. «Се бо в беззакониях зачат есм и во гресе роди мя мати моя»


Да, родила мать младенца по чину и естеству женскому, но младенец не носился (во чреве) по чину и естеству младен-
ческому.
Младенец, когда выйдет из ложесн матери своей и породится банею пакибытия в крещении во Имя Отца, и Сына, и Святаго
Духа, отверзаются в нем по крещении очи духовные и видит он Трисолнечное Солнце Солнц.
Но сегодня не оберегают себя женщины, как то подобает для чревоносящих по чину и естеству женскому. Закон жен-
ский - ведать одного своего законного мужа, с которым повенчана, ведать также и дни соитий своих, т. е. когда закон
дозволяет и когда не дозволяет; потому что законным венцом сочетаваются ради чадорождения, а не ради услаждения.

Та, которая блюдет себя от лукавства, ту и Бог бережет вместе с младенцем ее; если же мать не будет блюсти себя от
лукавства, как будет хранить Бог ее и младенца ее?
Но сегодня много мужей и жен не берегут себя от лукавнования (1) своего, не хранят праздников, ни Владычних, ни Бого-
родичных, ни воскресений, ни иных каких-либо праздников,
но одно только делают дело чадорождения своего безо всякого
страха Божия и разбора. Чадорождают, но как чадорождают? Чадорождают младенцев с зачатием лукавым, т. е. в сладострас-
тии. Скажете: что такое лукавнование? Лукавнование есть сие: если младенец рождается, когда мать его чиста была от
плотской страсти, то становится и младенец семенем чистым.
После теперешних людей, у потомков их младенцы заговорят сразу по выходе из ложесн матери, молвить будут (2) .с бабкой,
скажут ей: «Осел, жар, понимаю». Говорим: осел - хочет сказать отец или, как ныне говорят: гайдар. Жар - хочет
сказать: занятие (матери). Понимаю - хочет сказать: «Понял лукавство родителей моих, т. е. подобно безсловесному живот-
ному, ослу, жарко зачат я был в распутстве родителей моих, блудивших и прелюбодействовавших друг с другом; я понял
лукавство мира, быв во чреве матери моей, подобен я порождению ослиному. Сие животное не ведает греха, ведает только
содеяние плотское и то не всегда: человек же не только ведает грех плотской, но и возделывает оный, также всякие
грехи и беззакония мира
. Свою жизнь проводит в поведении собачьего распутства, не ведает ни дня, ни часа, но утром,
вечером, в полдень, и в полночь «совокупляются люди, как псы; так родился я, жарко зачавшись, как осел, и понял
лукавое распутство родителей моих...»

Это и означают слова: «Осел, жарко и понимаю».
Ей, понял, но кого понял? Не иного кого, но лукавство родителей своих в зачатии.

(1) Т. е. от рабства плотской страсти.
(2) Беседу новорожденного младенца с бабкой надо понимать не буквально, а иносказательно.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 30 окт 2018, 14:25

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 49. «Се бо в беззакониях зачат есм и во гресе роди мя мати моя»


Спрашиваю я вас: когда засеют поле семенем, смешанным с семенем терновым, и поле будет посреди места тернистого,
то что произойдет от семени, когда оно прозябнет в земле? Можно ли тогда будет отделить семя тернистое от семени
благого? Не иначе разделить можно бы было, как если бы это сделать прежде, нежели посеется: раньше отобрать, а
потом посеять; если так отобрано будет семя, а потом посеяно, тогда будет рожь хорошая, не лукавая, но если рожь для
посева не будет отобрана, тогда сделается всезлейшею и вселукавою. И не только отборным должно быть семя мужа, но
отборным должно быть и поле, или жена. Терновое же семя, которое следует тщательно отбирать от семени хлебного, есть
помыслы (сладострастные). Если засеется семя мужа с помыслом благим, то и младенец благим родится; если же засеян
будет с прелюбодейством и блудом, то, с каким зачатием зачался, с тем и родится;
чадородят его, но не порадуются
о нем, ибо покинет родителей чадо их, убежит на чужбину и не пребудет с ними, потому что лукавство соединялось с
ним при зачатии его родителями, и ради сего не порадуются ни родители о чаде своем, ни чадо о родителях своих. Если
мать совратится с пути (законного) в иной, - тогда отстраняется Бог, т. е. оскорбляется благодать таинства Брака, младенец
сугубо истощается, почему и не возможет увидеть мать младенца своего (благополучным), ни младенец (порадоваться)
о матери своей. Младенец разлагается душевно еще во утробе матери своей, вследствие того, что была она нечистой и сноси-
лась с мужем противозаконно, уже имея во чреве своем.

Лукавнование же родителей состоит в том, что лукавые говорят: это венец мой, для того я и повенчался, чтобы исполнить
вожделение мое. Да, это есть венец твой, почему и не имеет по закону права на него никто другой, но вы рождаете
не по закону, не с чистым расположением. По закону вы венчаетесь, но с противозаконием чадорождаете. Раз вы чадо-
рождаете с противозаконием, то от этого противозаконного зачатия что станет потом с младенцем, который есть сеяние
беззакония и добыча распутства? Никакой нет пользы младенцу от такого вашего чадорождения; по вашему лукавству отвер-
заются у него очи на лукавство еще во чреве матери. Чистота помрачает зрение лукавства, отверзая зрение благодати; в
отношении к земному чистота души делает людей непонимающими и, наоборот, просвещенными по отношению к невещест-
венному; лукавство же наоборот: делает людей по отношению к земному - просвещенными, а по отношению к невеществен-
ному - помраченными.
Поэтому, когда выходит из чрева лукавое семя, которое родилось и вскормилось с лукавством,
то оно окажется с воровством, с лжесловием, неправдами, распутством, мужеложством, прелюбодеянием и другими
различными грехами.
Если скажешь: почему же оно будет таким, когда вскормится? Потому, что пропал в нем страх
Божий. Когда же пропал в нем страх Божий? Т. е. разве не получил он даров Духа Святаго при крещении, а с ними и
страха Божия? Да, он крестился, нашла на него благодать Всесвятаго Духа вместе со страхом Божиим и вселилась в
нем, но родители не наставляли его на путь спасения; он делал, что хотел и как хотел; ради сего возросло в нем рас-
положение злое, и стал он чадом злым, так как погубили его родители своим распутством. Стало это чадо родителям своим
не покоряться, Бога не бояться, потому что пропал в нем страх Божий и поселилось непокорство, прекословие и без-
страшие. Отчего и по какой причине стал он таким? По той причине, что родители не соблюли дня его зачатия, а когда
родился, не остерегали его, чтобы он не творил злых своих похотений.
Рождают с преступлением, а посему и не порадуются о чаде своем, рожденном с преступлением.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 31 окт 2018, 13:57

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 50. Еще о чадородстве мирян.


Да, прожорствуют (1) чадородцы, т. е. миряне, однако, по сравнению с монахами, некоторое имеют извинение, ибо
суть в супружестве: но и чадородцам подобает соблюдать себя от обжорства, если хотят, чтобы дети их стали
мужами добродетельными и крепкими. Надлежит блюсти воздержание; когда младенец засеменится и зачнется,
тогда подобает, чтобы соблюдали себя и не смешивались больше муж с женой; ибо от этого происходит обоюдный
вред:
во-первых, потому что изнуряется мать, а во-вторых, потому что повреждается младенец; вред младенцу в том,
что истощается сила младенца; сила же его - есть премудрость его.
Поэтому у еллинов, когда младенец зачинался, отец с
материю соблюдали себя, чтобы больше не соединяться, воздерживались также от прожорственных и многообразных яств,
чтобы не усиливалась в них сила плотская, чтобы мужу не впасть с женой в сношение, не осквернить этим младенца и
тем не обезсилить его. И у всякого, кто воздерживался от прожорства и плотского сладострастия, дети бывали мудрые.
Все ученые мудрецы произошли от таких родителей.
Но оставим мудрость еллинов и обратимся к безсловесным скотам.
У безсловесных животных, когда, по соединении самки с самцом, почувствует она, что восприняла семя, то потом больше
самца не принимает, чтобы не испортить в рождаемом природы.

Если у людей мать не убережется от телесного совокупления, имея во чреве, то весьма повреждается сим младенец, так
как питается кровию матери своей; если эта кровь матери осквернится семенем мужа и станет ею питаться младенец,
то и молоко матери будет оскверненным через невоздержание; тогда что станет с младенцем, который вскормился с нечис-
тотою? Сей младенец будет впоследствии или прокаженным, или паршивым, или худосочным, или с каким иным недостат-
ком; невозможно, чтобы не был он чем-либо заклеймен; жизнь его будет лукава, запятнана ложью, воровством или иным
чем подобным; ибо зачат он был с распутством, вскормлен кровию оскверненною и молоком распутства.
Итак, подобает,
чтобы мать чиста была от всякия скверны, дабы и младенец чист был от всякого осквернения. Если она будет хранить
себя от обжорства и плотского соединения, то и младенца своего охранит чистым, младенец ее будет всегда кротким,
навсегда останется при родителях своих, т. е. хотя и не телом, но будет любить их. Если же родители не будут блюсти
себя от этих двух вин, то узрят и младенца своего диким, преслушным, всегда смущающим родителей своих
(или прогневляющим).
Мнят таковые родители, что родили чадо ради промышления о них в старости, но, так как вскормился он в нечистоте их,
то и не имеет потому страха Божия в себе, а причиняет родителям своим только печали.


(1) Т. е. не умеренны в плотских наслаждениях.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 ноя 2018, 13:39

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 51. Мир погибает от блуда, прелюбодеяния и разврата, а монашество - от многопопечения, многозаботливости и многостяжания.


Подобно тому, как приходящий из мира в монашескую жизнь должен отлепиться от вещества мира, так и мла-
денец должен отлепиться от утробы матери своей, выйти из ложесн и соединиться с миром, т. е. вступить в жизнь.
Да, соединяется младенец с беззаконием мира, но почему? Соединяется младенец с погибелью мира потому, что и родители
его погружены в погибель погибели; отсюда и младенец ведает всегда только о земных, а о небесных забывает, к погибели
делается чутким, а ко спасению безчувственным;
боится так подвига спасения своего, как будто за это мучим будет в
погибели, самой же погибели не боится, но наиболее печется о ней, как бы ею надеясь спастись. Так и в монашеской
жизни ныне бывает.
Монашество и мир есть супружество. Если муж ведет целомудреннейшую жизнь, то благообразит ею и жену, т. е. де-
лает и ее нравственною. Говорим: если монахи живут с чистым расположением, то и мир благообразится, т. е. делается
нравственнее.

Чистое расположение монаха состоит в том, дабы совершенно отречься от жизни мирской, кружительной; кружения же
жизни мирской суть: многопопечения, многозаботливость и сокровиществование.
Действие сих трех последних на мир таково, что из-за них помрачает себя мир и не видит благодати Божией. Так точно
помрачается этими тремя и монашеская жизнь.

Но какие суть те три другие, которыми наипаче лишается мир света благодати Божией? Они суть: блуд, прелюбодеяние
и распутство. Ибо, если блудит отец, то блудить будет и чадо; если прелюбодействует отец, будет прелюбодействовать
и чадо; если распутствует отец, распутствовать будет и чадо...

Итак, если монашеская жизнь утратила спасение свое, то не тем ли паче утратил мир целомудрие, и нечистыми сдела-
лись миряне? Монах, как мы выше сказали, есть муж, он потерял силу свою, тем более жена - мир - удержит ли силу
свою?
Мир есть женщина в сравнении с монашеством... Если муж безсилен, то жена еще безсильнее; не тем ли паче безсильным
будет и семя их? Т. е. последующие поколения христиан и монахов.
Как зачинаться будут, таковы будут и младенцы? Младенцы будут безсильны подобно отцу и матери своей, т.е. новые
поколения монахов. Ибо отец растратил силу свою в многопопечении и сокровиществовании, а жена, которая по естеству
безсильна, паче того обезсилела от трех дел мира: говорим - блуда, прелюбодеяния и разврата.
Эти и обезсиливают жену, т. е. мир.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 ноя 2018, 12:49

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 52. Дивное домостроительство Божие о спасении человека. Воплощение, омовение первородного греха крещением,
искупление Адама распятием. Дарование людям второго крещения покаянием.


Человек становится преступником и нечистым от зачатия своего, т. е. получает зародыши нечистоты.
Ради этого сошел с неба Бог и даровал божественное крещение, чтобы очищать человека от прародительской
нечистоты и ради сего Сам Сын Человеческий крестился.
Но зачем крестился и почему, раз Он не был зачат в
беззаконии, но воплотился от Духа Свята? Великого Совета Ангел сделался совершенным человеком и был совершенный
Бог, крестился крещением, очистив тем нечистоту беззаконного зачатия и преступного рождения.

Но не вместе с крещением очищения явил крещение покаяния, но, во-первых, явил крещение очищения, а потом -
крещение покаяния. Крещение очищения производится без горечи, но с благодушием, с возрадованием, а крещение по-
каяния - со слезами и со скорбями.

Беззаконное же зачатие и по крещении продолжает действовать, т. е. влиять на помысл человека, как змий на Еву,
т. е., хотя чиста была тогда Ева, однако приступил к ней змий с искушением. Так и по крещении - обычный грех,
изведанный душою, приступает к душе и по освобождении ее от него через таинственное крещальное действие Духа Свя-
таго. Душа, хотя и освободилась в крещении, но легко принимает снова совет змиев и снова впускает духа нечистого в
дом свой, выметенный и пустой.
Конечно, душа, зачатая от праведных родителей и меньше знакомая со грехом от зачатия
своего, будет и по крещении тверже сопротивляться советам змиевым и сильнее ненавидеть их.
И вот воздействует помысл, т. е. мысленное' греховное вожделение, на плоть, оскверняя крещение подобно тому,
как подействовал змий чрез Еву на Адама, и осквернились оба чрез преступление.
Авель же зачат был после Каина и омыт был благословенный горчайшими оправданиями, т. е. слезами покаяния Адама
и Евы.
Итак, весь род человеческий стал зачинаться во грехе и рождаться в беззаконии, но Ева с Адамом не были зачаты
с беззаконием, но осквернили себя нечистотою преступления и были изгнаны за сие преступление. Итак, кому возможно
было очистить их от преступления?
Адам, по преступлении своем, сидя напротив рая, на той проклятой земле, горько плакал и показал великое покаяние:
день и ночь, взирая на преступление свое, он говорил, стеня и рыдая: «Горе мне, несчастному! Что это я сделал? Ох, как
изгнался я из рая?! От какого сладчайшего Создателя всяческих я отогнан!.. Увы мне, лишенному тех благ райских,
которых око не видало, ухо не слыхало и язык не изрекал о таковых!.. Я же как лишился их? Как я изгнался? Никто
другой не изгнал меня, сам я соделал преступление мое...» Так сознавал Адам преступление свое и горько плакал, но
что была за польза? Кто мог теперь освободить его из ада?
Никто не мог освободить его из той проклятой бездны пре-
ступления, только единый Бог, Создатель, Царь создания, Который и воплотился ради сего от Духа Свята; Великого
Совета Ангел, Чуден Советник, в вертепе родивыйся, снисшел с небес. Но кто Его низвел? Низвело Его покаяние и плач
Адама. Слезы Адама притянули Его, как магнит железо. Сошел, воплотился, стал совершенный человек, пребыл же
и совершенный Бог, очистивший нечистоту зачатия человеческого. Очистил, но как очистил? Очистил ее Духом Святым
и огнем.

Но для очищения Адама требовалась прискорбнейшая горечь, т. е. страдания. И совершил Господь сие, устремившись в
баню страстей - и пострадал; как говорится: «И страдавша, и погребенна». Вкусил смерть, как совершенный человек,
каким был, скончавши тем все присущее человечеству. Как совершенный же Бог, крестившись крещением очищения,
очистил естество человеческое от беззаконий зачатия, а потом явил крещение покаяния - словом и делом.

Явил словом, когда сказал: «Можете ли пить чашу, которую Я пию и крещением, которым Я крещаюся, креститься?»
(Мк. 10, 38).
Делом же было то, когда Он претерпел скорби, долготерпел в страстях, смирился до смерти с долготерпением
Своим - заушился, был бичеван, поруган, от раба в ланиту ударен спасения нашего ради, венец из терния приял, перено-
сил злострадания и муки человеческие с долготерпением, так как был совершенный человек, всякое действие человече-
ское совершал, т. е. ходил, ел, спал, как совершенный человек, кроме только греха, так как был Он Един совершенно безгреш-
ный.
Сие подобно тому, как если бы был какой человек злого расположения, соделывающий дело злое, и был бы другой -
доброго расположения. Добрый видит злого, делающего противозаконие и погибель души своей, печалится, сетует, стенает
о погибели брата и посылает ему письма об исправлении. Но злой получает то письмо, бросает его под ступни ног своих,
даже узнать не желает, что говорится в письме. И слышит доброжелательный человек, что злой не покоряется его совету,
который он ему написал ко исправлению его, - посылает он людей верных, чтобы они убедили его ко исправлению. Пошли
те благословенные люди, стали злому советовать исправиться; он же, услыхав советы посланных, убеждавших его испра-
виться, разгневался, содеял им зло, одних бил, других посадил в темницу, иных казнил, иных убил. Когда доброжелательный
человек услыхал, что злой убил тех, которые были посланы к нему, то опечалился, скорбя о погибели человека.
Можно ли ему что сделать, чтобы исправить человека? Да, можно, но что можно? Можно было бы употребить наказание
во отмщение. Но отмщение уже деялось, ибо человек отмщения ради погибал, как говорится: «Бог отмщений Господь, Бог
отмщений, не обинулся есть». Ей, отмщал Бог человеку, но человек из-за отмщения Божия погибал.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 ноя 2018, 14:09

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 53. Посольство Моисея.


И Бог, как тот доброжелатель, ведая греховность человека, послал людям чрез Моисея скрижали с десятью запо-
ведями, а так как Моисей был косноязычный, то имел при себе брата, Аарона, чтобы тот излагал народу запо-
веди, написанные на скрижалях, и передавал их в чувство человека..
. И меня Бог послал, как скрижали, к тебе,
который косноязычен (1) ...
И вот увидел Бог, что глаголов скрижалей не слушают, что люди сделались безчувственны ко исправлению своему и
творят злые дела подобно тому, как и ныне люди стали бесчувственны ко глаголам спасения.
Так как люди сделались непокорны к повелениям Божиим, данным чрез Моисея, то вслед за ним послал Бог пророков,
чтобы прорекли они, что имеет быть, и истолковывали бы скрижали, которые изрек Бог Моисею.

Увидели неблагодарные иудеи, как объясняют пророки скрижали и что предсказывают, разгневались против пророков,
иных побили, других затворили, а иных убили.
Тогда Бог, увидав непокорство людей, послал Сына Своего Единородного,
чтобы Он истолковал им скрижали Моисея.


(1) Здесь «косноязычный» (заикавшийся) Феофан сопоставляется с Моисеем. Как Моисей был послан Богом к евреям, так косноязычный Феофан предназначен преподобным в качестве вестника гнева Божия афонцам, если они не покаются.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 53

@Mail.ru