ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том первый . 7 слово: ПОСЛАНИЕ .
О том что Собор Никейский, усмотрев коварство Евсевиевых приверженцев, определение
свое против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно.
26) А что Божие Слово — не произведение и не тварь, напротив же того, собственное, неотлучное
рождение Отчей сущности, как написал великий Собор; то вот и Римский Епископ Дионисий, пишет
против держащихся Савеллиева образа мыслей, жалуется на осмеливающихся говорить это и выра-
жается так: „По порядку же справедливо будет—сказать и против разоряющих достоуважаемую
проповедь Церкви Божьей, разделяющих и рассекающих Единоначалие на какие-то три силы, на три
божества и отдельные ипостаси. Ибо дошло до моего сведения, что некоторые из оглашающих и по-
учающих у вас Божию слову распространяют это мудрование, и в этом совершенно, так сказать,
противоположны мнению Савеллия. Тот богохульствует, утверждая, что сам Сын есть Отец и
наоборот; они же проповедуют некоторым образом трех богов, Святую Единицу разделяя на три
ипостаси, одна другой чуждые и во всем отдельные. А Божественному Слову необходимо быть в еди-
нении с Богом всяческих, и Святому Духу должно пребывать и вселяться в Боге, и совершенно уже
необходимо, чтобы Божественная Троица оглавлялась и сосредоточивалась в единой как-бы некоей
главе, разумею Бога всяческих — Вседержителя. Ибо учение суемудрого Маркиона, сечение и деле-
ние Единоначалия на три начала есть диавольское учение, а не учение истинных Христовых учеников,
удовлетворяющихся учениями Спасителя; ибо эти последние хорошо знают, что Божественное Пи-
сание проповедует Троицу, — трех же богов не проповедует ни ветхий, ни новый Завет. Но
не менее будет иной порицать и тех которые думают, что Сын есть произведение, и пола-
гают, что Господь получил бытие, как нечто из действительно сотворенного; между-тем как Боже-
ственное Слово свидетельствует о сообразном и приличном Ему рождении, а не о каком-нибудь об-
разовании и творении. Посему, не маловажная, но весьма великая хула—утверждать, что Господь.—не-
которым образом рукотворен. Ибо, если Сын сотворен; то было, когда Он не был. Но Он
всегда был, если Он—во Отце, как Сам говорит, и если Христос есть Слово, и Премудрость,
и Сила. А что Христос есть все сие, — это, как знаете, утверждают Божественные Писания; Слово
же, Премудрость и Сила суть собственные Божьи силы. Почему, если Сын сотворен; то было, когда
не было тех сил; было время, когда Бог был безъ них. Но это всего нелепее. И к-чему долее
разсуждать об этом с вами, мужами духоносными и ясно знающими, какие возникают несообразности,
если сказать: Сын есть произведеніе? Мне кажется, на эти несообразности не обратили мысли водящиеся
этим мнением, и потому значительно погрешили против истины, иначе, нежели как требует в
этом месте Божественное и Пророческое Писание, поняв эти слова: "Господь созда Мя начало
путей Своих" (Притч. 8, 22). Не одно, как знаете, значение слова: созда. Созда здесь должно принять вместо:
поставил над делами, Им сотворенными и сотворенными чрез самого Сына. Но не в значении: со-
творилъ употреблено теперь слово: созда; потому что есть разность въ словахъ: сотворить и создать. Не
сам ли сей Отец твой стяжа тя, и сотвори тя и созда тя",—говорит Моисей в великой песни во
Второзаконии (32, 6)? И им скажет иной: какие безразсудные люди! Ужели тварь — Перворожденный
всея твари (Кол. 1, 15), "Рожденный из чрева прежде денницы" (Псал. 109, 3), как Премудрость, Изрек-
ший: "прежде всех холмов раждает Мя" (Притч. 8, 25)? И во многих местах Божественных Сло-
вес найдет всякий, что Сын называется рождением, а не сотворенным, и этими местами ясно
изобличаются составляющие ложные понятия о Господнем рождении и осмеливающиеся Божественное
и неизреченное рождение Его называть творением. Итак, не должно чудную и Божественную Еди-
ницу разделять на три божества, и словом: "сотворение" устранять достоинство и всепревосходящее ве-
личие Господа; напротив того, надлежит веровать в Бога, Отца, Вседержителя, и во Христа — Исуса,
Сына Его, и в Духа Святого, веровать, что Слово—в единении с Богом всяческих; ибо говорит:
"Аз и Отец едино есма" (Іоан. 10, 30)" Аз во Отце и Отец во Мне" (Іоан, 14, 11). Таким образом со-
блюдутся и Божественная Троица, и святая проповедь о Единоначалии".
(продолжение далее).