Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 мар 2021, 13:48

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

54) Сам Господь о многом говорил в притчах, давая же разуметь о Себе, говорил отрешенно:
«Аз во Отце, и Отец во Мне» (Иоан. 14, 10); и: «Аз и Отец едино есма» (Иоан. 10, 30); и: «видевый
Мене, виде Отца» (Иоан. 14, 9); и: «Аз есмь свет миру» (Иоан. 8, 12); и: «Аз есмь истина» (Иоан. 14, 6),

не присовокупляя при каждом изречении причины, не объясняя, почему это, чтобы не подать мысли,
будто бы Он позднее того, ради чего соделался сим; потому что причина, без которой и сам Он
не соделался бы сим, необходимо должна была бы предшествовать Ему. Так Павел, «избран Апостол
во благовестие, еже прежде обеща Господь Пророки» (Рим. 1, 1), имел прежде себя евангелие, которого и
стал служителем. И Иоанн, на которого возложено было предшествовать Господу, имел прежде себя
Господа. Но Господь, не имея прежде Себя причины быть Словом, кроме того, что Он—Отчее рождение
и единородная Премудрость, когда соделывается человеком, тогда представляет и причину, по которой
будет носить плоть. Ибо тому, чтобы соделался Он человеком, предшествует нужда человеков,
без которой не облекся бы Он в плоть. Объясняя же, какая была нужда, по которой соделался
Господь человеком, сам Он сказал: «Снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю Пославшаго
Мя. Се же есть воля Пославшего Мя, да все еже даде Ми, не погублю от Него, но воскрешу е в
последний день. Се же есть воля Отца Моего, да всяк видя Сына и веруй в Него, имать живот
вечный, и воскрешу его Аз в последний день» (Иоанн. 6, 38- -40);
и еще: «Аз свет в мир приидох, да
всяк веруй в Мя во тме не пребудет» (Иоан. 12, 46).
И еще говорит: «Аз на сие родихся, и на сие
приидох в мир, да свидетельствую истину» (Иоан. 18, 37).
Иоанн же написал: «сего ради явися Сын
Божий, да разрушит дела диаволя» (1 Иоан. 3, 8).

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3343
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 мар 2021, 12:49

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

55) Итак, Спаситель пришел засвидетельствовать, приняв за нас смерть, воскресить человеков и раз-
рушить «дела диаволя»—вот причина явления Его во плоти. Не было бы иначе и воскресения, если бы не
было смерти. А как быть смерти, если бы не имел смертного тела? И Апостол, научившись сему от
Господа, сказал: «понеже убо дети приобщишася плоти и крови и Той приискренне приобщися тех же, да
смертью упразднит имущего дepжaвy смерти, диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез
все житие повинни беша работе» (Евр. 2, 14. 15); и: «понеже человеком смерть бысть, и человеком вос-
кресение мертвых» (1 Кор. 15, 21); и еще: «немощное бо закона, в нем же немоществоваше плотью, Бог
Сына Своего посла в подобии плоти греха, и о грехе осуди грех во плоти, да оправдание закона испол-
нится в нас, не по плоти ходящих, но по духу» (Рим. 8, 3. 4). Иоанн же говорит: «не посла бо Бог
Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир» (Иоан. 3, 17). Еще Спаситель сказал
о Себе: «на суд Аз в мир сей приидох, да не видящии видят, и видящии слепи будут» (Иоан. 9, 39).
Поэтому, не для Себя пришел Он, но для нашего спасения, чтобы упразднить смерть, осудить грех
слепым дать прозрение, воскресить всех из мертвых. Если же не для Себя пришел, а для нас; то и
созидается не для Себя, а для нас. А если не для Себя созидается, но для нас; то сам Он—не тварь,
но, облекшись в нашу плоть, говорит о Себе, что созидается. И что Писания имеют сию мысль, можно
вразумиться о сем у Апостола. Ибо в Послании к ефесянам говорит: «средостение ограды разоривый,
вражду плотью Своею. закон заповедей учении упразднив: да оба созиждет Собою во единого нового
человека? творя мир» (Ефес. 2, 14. 15). Если же в Нем созидаются оба, и они в теле Его; то, нося
обоих в Себе, справедливо и Сам именуется как-бы созданным. В Себе соединил Он созданных,
и Сам был в них тем-же, что и они; и поелику оба созданы в Нем, то прилично может сказать
о Себе: «Господь созда Мя». Как приявший на Себя немощи наши, Сам именуется немощствующим,
хотя не немощен, потому что есть Божья сила. За нас стал Он грехом и клятвою, хотя Сам не
согрешил, а только понес на Себе наши грехи и нашу клятву. Так, созидая нас в Себе, может
говорить о Себе: «созда Мя в дела», хотя Сам—не тварь.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3343
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 мар 2021, 12:52

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

56.А если, по словам еретиков, поелику сущность Слова есть тварная, Слово, будучи тварью, говорит:
«Господь созда Мя» то не ради нас Оно создано. Поелику же не ради нас создание, то и мы не в
Нем созданы. А не в Нем созданные не в себе имеем Его, имеем же совне, если и приняли от
Него учение, как от наставника. В таком же случае грех плоти не менее прежнего царствует
еще, пребывая во плоти, и не изринут из нея. Но Апостол утверждает противное сему, за несколько
прежде до приведенных слов говоря: «Того бо есмы творение, создани во Христе Исусе» (Ефес. 2. 10).
Если же во Христе мы созданы, то не Он созидается, созидаемся же в Нем мы, и ради нас
употреблено это речение: «созда». По нашей нужде Слово, хотя Оно—Творец, присвоило Себе речение,
приличное тварям. И это речение: «созда»— несвойственно Ему, как Слову, свойственно же нам, в Нем
созидаемым. И как всегда есть Отец, а потому всегда есть и Слово Его, всегда же сущее Слово
говорит всегда: «Аз бех, о Нейже радовашеся, на всяк же день веселяхся пред лицем Его» (Притч.
8, 30); и: «Аз во Отце, и Отец во Мне» (Иоан. 14, 10); так, когда по нашей нужде Слово соделалось
человеком, сообразно с этим, подобно нам, говорит о Себе свойственное нам: «Господь созда Мя»,
чтобы, по вселении Его во плоти, совершенно изгнан был из плоти грех, и мудрствование наше стало
свободно.
И что надлежало бы сказать Слову, соделавшись человеком? Сказать ли: в начале было Я челове-
ком? Но это было и неприлично Ему, и несправедливо. Сколько же неприлично было сказать о Слове,
столько свойственно и в собственном смысле можно сказать о человеке: «созда, и сотвори его». Поэтому
присоединяется и причина создания, именно —потребность, какую имели дела. Но где прилагается при-
чина, там эта самая причина, без сомнения, совершенно разрешает, что значит читаемое место. И
здесь Слово при речении „созда" представляет причину-дела; о рождении же от Отца выражаясь от-
решенно, тотчас присовокупляет: «прежде всех холмов рождает Мя» (Притч. 8, 25). Не сказывает
Слово, для чего рождает, как при речении „созда Мя" присовокупило: «в дела», но говорит отрешенно: рож-
дает Мя. как и в Евангелии: «в начале бе Слово». Если и не были бы сотворены дела, то было Божье
Слово, «и Бог бе Слово». Но не соделалось бы Оно человеком, если бы нужда самих человеков не
стала тому причиною. Поэтому, Сын — не тварь. А если бы Он был тварью, то не сказал бы: «рож-
дает Мя» потому что твари суть внешние дела Творящего, Рождение же не совне, как дело, но соб-
ственность Отчей сущности. И посему-то дела суть твари, а Сын—Божье Слово, единородный Сын.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3343
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 мар 2021, 13:43

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

57) И подлинно, не сказал Моисей о твари: «в начале роди», и: «в начале бе»; говорит же: «в начале
сотвори Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). Не воспел Давид: «руце Твои родили меня», но: «сотвористе мя
и создасте мя» (Псал. 118, 73). О тварях везде употребляя речение: «сотвори», иначе говорит о
Сыне; ибо не сказал: сотвори, «но родих» (Псал. 109, 3), и: «рождает Мя» (Притч. 8, 25), и: «отрыгну
сердце Мое Слово благо» (Псал. 44, 2). И о твари сказано: «в начале сотвори», о Сыне же: «в начале бе
Слово».
Есть же разность и в том, что твари созидаются в продолжении начала и имеют продолжительное
начало бытия. Посему, сказанное о них: в начале сотвори—равнозначно о них также сказанному:
«сотворил искони». И Господь, ведая, что сотворено Им, сам учит нас сему, когда, в постыждение
фарисеев, говорит: «Сотворивый их искони, мужеский пол и женский сотворил я есть» (Матф. 19, 4).
Созданное, поелику сего некогда не было, получило бытие искони и сотворено. Сие дал разумет и Дух
Святой, говоря во Псалмах: «в началех Ты Господи, землю основал еси» (Псал. 101, 26); и еще: «помяни
сонм Твой, его же стяжал еси исперва» (Псал. 73, 2). Явно же, что совершаемое в началех имеет
начало создания, и что сонм стяжал Бог с некоего начала. А что выражение: «сотвори в начале»,
по смыслу слова: «сотвори», значит: «начал творить», это объясняет нам Моисей, когда, по окончании
всего миротворения, говорит: «и благослови Бог день седмый, и освяти его, яко в той почи от всех дел
Своих, яже начат Бог творити» (Быт, 2, 3). Следовательно, твари начали приходить в бытие; Божье
же Слово, не имея начала бытию, по всей справедливости не начинало быть и приходить в бытие, но
было всегда. И дела имеют начало в своем сотворении, начало предшествует созидаемому, Божье
же Слово, не принадлежа к числу созидаемых, Само паче делается Зиждителем всего имеющего
начало. Бытие созидаемого измеряется со мгновения создания, и с некоего начала Бог начинает тво-
рить это Словом, чтобы всякий знал, что сего не было, пока не сотворено. Слово же имеет бытие не
в ином начале, но во Отце, и по учению еретиков, безначальном, почему и Само безначально
пребывает во Отце, будучи не тварью, но рождением Отца.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3343
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 мар 2021, 13:29

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

58) Так божественному Писанию известно это различие между рождением и произведениями, и оно
показывает, что рождение есть Сын, не начавшийся с какого-либо начала, но вечный; о произведении
же, как о деле внешнем для Сотворившего, дает разуметь, что оно начало приходить в бытие. Так
и Иоанн, богословствуя о Сыне и зная это различие речений, не сказал: «в начале получило бытие», или
«сотворено», но: «в начале бе Слово», чтобы в самом речении «бе» подразумевалось слово: «рождение», и
чтобы не заключил кто о Сыне, будто бы произошел Он в продолжении времени, но веровал, что
существует Он всегда и вечно.
Почему же вы, ариане, после всех этих доказательств, не выразумев изречений во Второзаконии,
осмеливаетесь и в этом еще нечествовать против Господа, говоря, что Он произведение, или тварь,
или рождение? Ибо говорите, что речение: «рождение» и «произведение»—значат одно и тоже. И тем не менее
даете этим о себе знать, что вы невежды и злочестивы. Первое изречение есть следующее: «не Сам ли
сей Отец твой стяжа тя и сотвори тя и созда тя» (Второз. 32, 6)? И несколько ниже в той же песни
сказано: «Бога рождшаго тя оставил еси и забыл еси Бога питающего тя» (—18). Весьма чуден смысл,
заключающийся в этих словах! Не сказал Моисей в первом месте: родил, чтобы речение это не
показалось безразличным с речением: сотворил, и еретики не имели предлога говорить: „сам Моисей
сказал, что в начале рече Бог: «сотворим человека» (Быт. 1, 26), и он же после того говорит: «Бога
рождшаго тя оставилъ еси», как-будто речения эти безразличны, и рождение и произведение есть одно и
тоже". Напротив того, после речений: «стяжа и сотвори» присовокупил он впоследствии речение:
«родил», чтобы речь видимо объясняла сама себя. Ибо речением „сотвори" означает, что в действительности
естественно людям, а именно, что они суть дела и произведения; речением же „родил" выражает Божье
человеколюбие, явленное людям по сотворении их. И поелику при всем этом соделались они не-
благодарными; то Моисей, уже укоряя их, говорит сперва: «сие ли Господеви воздаете?» потом присово-
купляет: «не Сам ли сей Отец твой стяжа тя, и сотвори тя и созда тя?» И потом еще говорит:
«пожроша бесовом, а не Богу, богом, ихже не ведеша: нови и недавни приидоша, их же не ведеша
отцы их. Бога родшаго тя оставил еси» (Второз. 32, 6. 17. 18).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3343
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 мар 2021, 15:08

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.


59) Бог не только создал их людьми, но и наименовал сынами, как бы родил их. Ибо и здесь
речение „родил" означает «сын», как и чрез Пророка говорит: «сыны родих и возвысих» (Исаии 1,2);
и вообще, когда Писание хочет выразить это понятие: сын, дает это разуметь не речением: «создал»,
но непременно речением: «родил».
Эту мысль, кажется, имеет также и Иоанн, говоря: «даде им область чадом Божьим быти,
верующим во имя Его: иже не от крови, ни от похоти плотские, ни от похоти мужеския, но от
Бога родишася» (Иоан. 1, 12. 13). Весьма кстати и здесь употреблена предусмотрительность. Иоанн речением
„быти" выражает, что сынами нарицаются не по естеству, а по усыновлению; речение же „родишася"
употребил, потому что и они вполне получили именование: сын. Но люди, как говорит Пророк, «от-
вергошася» Благодетеля (Исаии 1, 2). И то есть Божье человеколюбие, что Бог впоследствии по благодати
делается Отцом тех, которых сотворил: делается же Отцом, когда созданные Им люди, как сказал
Апостол, приемлют в сердца свои Духа Сына Его, «вопиюща: Авва Отче» (Гал. 4, 6). Сии-то, «елицы прияша
Слово», прияли от Него область «чадом Божиим быти» а иначе, быв по естеству тварями, не соде-
лались бы сынами, если бы не прияли Духа Сына, Сына сущего по естеству и истинного. Поэтому, чтобы
совершилось сие, Слово плоть бысть, да соделает человека способным к приятию в себя Божества.
Туже мысль можно видеть и у Пророка Малахии, который говорит: не Бог ли един созда вас? «Не
Отец ли един всем вам» (Мал. 2, 10)? И здесь также Пророк сперва сказал: «созда», а потом при-
совокупил: Отец показывая тем, что первоначально по естеству мы твари, и Бог сотворил нас
Словом, впоследствии же усыновляемся, и Бог Творец делается уже нашим Отцом. Поэтому, Отец
есть собственность Сына, и собственность Отца—не тварь, но Сын; а таким образом и это показы-
вает, что по естеству не мы—сыны, но пребывающий в нас Сын, и также Бог—не наш по есте-
ству Отец, но пребывающего в нас Слова, о Котором и чрез Которого вопием: «Авва Отче». А как
несомненно сие, так Отец, если видит в ком Сына Своего, то и Сам называет тех сынами, и
говорит о них: «родих». Поелику же речением: рождать означается сын, и речением: «творить» ука-
зуется на дела; то по сему самому мы именуемся прежде не рожденными, но сотворенными. Ибо напи-
сано: «сотворим человека» (Быт. 1, 26), впоследствии же, по приятии нами благодати Духа, сказуемся уже и
рожденными.
Без сомнения и великий Моисей в песни с доброю мыслью употребил сперва речение: «стяжа», а
впоследствии и речение: «родил», чтобы израильтяне, услышав слово: «родил», не забыли первоначального
своего естества, но знали, что первоначально они—твари, да и когда по благодати называются люди
рожденными, как сыны, все-еще по естеству суть создания.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3343
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 мар 2021, 16:06

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

60) А что тварь и рождение суть не одно и тоже, но далеки между собою и по естеству и по значению
самых речений, это показывает сам Господь в тех же Притчах. Ибо сказав: «Господь созда Мя
начало путей Своихъ», присовокупилъ: «прежде же всех холмов рождает Мя» (Притч. 8, 22. 25).
Итак, если бы Слово по естеству и по сущности было тварью, и не было бы разности между рожде-
нием и тварью; то не присовокупил бы: «рождает Мя», но удовлетворился бы речением: «созда», как
означающим тоже, что и речение: «родил». Теперь же, сказав: «созда Мя начало путей Своих в дела Своя»,
не просто присовокупил: «рождает Мя» но в сопряжении с союзом: «же», как бы ограждая этим ре-
чение: «созда», говорит: «прежде же всех холмов рождает Мя. Ибо речение: "рождает Мя", поставляемое
в связи с речением: «созда», составляет одну мысль, и показывает, что как речение „созда" употреблено
по причине; так это «рождает Мя» предшествует созданию. Как если бы наоборот сказал: Господь
рождает Мя, и потом присовокупил: «прежде же всех холмов созда Мя,» то, без сомнения, создание
предшествовало бы рождению; так, сказав прежде: «созда», и потом присовокупив: «прежде же всех
раждает Мя», необходимо показывает, что рождение предшествует созданию. Ибо, говоря: прежде всех
рождает Мя, дает о Себе разуметь, что Он есть иной от всех, так-как пред этим доказано
было самою истиною, что из тварей ни одна другой не предшествовала, но все созданное произведено
вдруг в-совокупности одним и тем-же повелением.
Посему, не тоже поставлено при речении: «созда,» что и при выражении: рождает Мя. Напротив же
того, при речении „созда" поставлено: «начало путей»; при выражении же: «рождает Мя», не сказал: в
начале рождает Мя, но: «прежде всех рождает Мя». А Кто прежде всех, Тот не есть начало всех,
но иной от всех. Если же иной от всех, в числе же всех разумеется и начало всех; то явно,
что иной от тварей. Из сего явствует, что Слово, будучи иным от всех и прежде всех
сущее, впоследствии созидается началом путей в дела, по причине вочеловечения; как сказал Апо-
стол: «Иже есть начаток, перворожден из мертвых, да будет во всех Той первенствуя» (Кол. 1, 18)
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3343
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 мар 2021, 12:33

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

61) Поелику же такова разность выражений: «созда» и «рождает Мя», «начало путей» и «прежде всех»;
то, как Бог, Творец человеков, по сказанному, делается впоследствии Отцом их, ради обитающего
в них Слова Его, так о Слове должно сказать наоборот: Бог, Отец Его по естеству,
делается потом Творцом Его и Создателем, когда Слово облекается в тварную и созданную
плоть, и соделывается человеком. Как люди, приемля Духа Сына, делаются чрез Него чадами;
так Божье Слово, когда облеклось в плоть человеческую, именуется тогда созданным и сотворенным.

Поэтому, если мы — сыны по естеству, то явно, что и Он—по естеству тварь и произведение.
А если мы делаемся сынами по усыновлению и по благодати; то явно, что Слово, для дарования нам
благодати соделавшись человеком, изрекло о Себе: «Господь созда Мя».
Притом, поелику Господь, облекшись в тварное, соделался подобен нам по телу; то посему
справедливо наименован и братом нашим и первородным. Ибо хотя и после нас соделался Он
ради нас человеком и братом нашим по подобию тела, однако же и при этом именуется перво-
родным в нас, и действительно таков; потому что, когда все люди по Адамовом преступлении
гибли, Его плоть прежде иных спаслась и освободилась, как соделавшаяся телом самого Слова, и
мы уже спасаемся после нея, как стелесники Слова. Ибо в сем теле Господь делается нашим вождем
в небесное царство и ко Отцу Его, говоря: «Аз есмь путь» (Иоан. 14, 6) и дверь, и Мною должны
входить все (Іоан. 10, 9).
Посему, называется также и перворожденным из мертвых, не потому что умер прежде нас (умерли
прежде мы); но потому что для нас прияв смерть и приведя ее в бездействие, первый воскрес, как
человек, для нас воскресив тело Свое. Поелику Он воскрес; то наконец уже и мы Им и ради
Него восстаем из мертвых.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3343
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 мар 2021, 12:58

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

62) Если же Господь именуется и перворожденным твари (Кол. 1, 15); то именуется, не как срав-
ниваемый с тварями, и не как первый из них по времени (ибо как быть Ему перворожденным,
когда Он есть единородный?), но по снисхождению Слова к тварям, по которому Оно соделалось
братом многих. Единородный единороден потому, что не имеет других братьев; первородный
же называется первородным по причине других братьев. Посему, Господь нигде в Писании не
именуется первородным Божиим и Божиею тварью. Именования: Единородный, Сын, Слово,
Премудрость показывают близкое отношение ко Отцу и свойство с Ним. «Видехом славу Его, славу яко
Единородного от Отца» (Иоан. 1, 14); и: «посла Бог Сына Своего единородного» (1 Иоан. 4, 9); и; «во веки
Господи Слово Твое пребывает» (Псал. 118, 89); и: в начале бе Слово и Слово бе в Бозе» (Иоан. 1, 1);
и: «Христос Божья сила и Божья Премудрость» (1 Кор. 1, 24); и: «Сей есть Сын Мой возлюбленный»
(Матф. 3, 17), и: «Ты еси Христос, Сын Бога живого» (Матф. 16, 16). Именование же первородный
показывает снисхождение к твари; потому что назван перворожденным твари. И речение „созда"
показывает милость к делам, потому что и созидается в дела. Итак, если Господь единороден,
как и действительно; то объясни мне наименование первородным. Если первороден, то пусть не
будет единородным; ибо невозможно одному и тому же быть и единородным и первородным,
разве только в разных отношениях, и единородным, как уже сказано, именуется по рождению от
Отца, первородным же по снисхождению к твари, и потому что многих соделал Своими братьями. И
без сомнения, по справедливости можно сказать, что из этих двух противоположных между собою
речений к Слову преимущественнее идет качество единородного, потому что нет другого Слова, или
другой Премудрости, но одно Оно есть истинный Отчий Сын; и, как замечено прежде, без присо-
вокупления какой-либо причины, но отрешенно говорится о Нем: «единородный Сын, сый в лоне Отчи»
(Иоан. 1, 18); а с наименованием „перворожден" соединяется причина, указуемая в твари, каковую и
присовокупил Павел, сказав: «яко Тем создана быша всяческая» (Кол. 1, 16). Если же все твари
созданы Им, то Он есть иной от тварей, и не тварь, но Творец тварей.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3343
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 30 мар 2021, 13:30

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

63) Итак, первородным наименован Господь, не потому что Он от Отца, но потому что Им по-
лучила бытие тварь. И как прежде твари был Он Сыном, чрез Которого тварь пришла в бытие;
так и прежде наименования перворожденным всея твари, тем не менее было само «Слово в Бозе, и
Бог бе Слово».
Но злочестивые, и сего не уразумев, ходят всюду и говорят: „если перворожден всея твари,
то явно, что и Сам есть единая из тварей". Несмысленные! Если перворожден вообще всея
твари, то следует, что иной от всей твари. Апостол не сказал, перворожден иных тварей,
чтобы не почли единою из тварей; написал же: перворожден всея твари, чтобы явствовало, что
иной от твари. Рувим называется первенцем не всех чад Иаковлевых, но самого Иакова и братий
(Быт. 35, 23), чтобы не почли его иным от чад Иаковлевых. Да и о самом Господе Апостол не
сказал: яко быти первородну во всех, чтобы не подумал кто, будто бы носитъ Он на Себе инаковое
с нашим тело, но: «первородну во многих братьях» (Рим. 8, 29), по подобию плоти. Поэтому,
если бы Слово было единою из тварей; то Писание сказало бы о Нем: перворожден иных тварей. А
теперь, поелику Святые говорят: перворожден всея прямо показывается этим, что Сын Божий
есть иной от всей твари, а не тварь. Ибо если Он—тварь; то будет перворожденным и Себя самого.
Как же можно, ариане, быть и первоначальнее и позднее себя самого? Сверх того, если Он—
тварь, а всякая тварь Им получила бытие и о Нем состоялась, как может и созидать тварь, и быть
единым из состоявшихся о Нем?
Поелику же сама собою видна несообразность такого вымысла ариан, то истина уличает их, что
Сын наименован «первородным во многих братьях» по сродству плоти, «перворожденным же из мерт-
вых», потому что воскресение мертвых от Него и после Него, и «перворожденным всея твари» по чело-
веколюбию Отца, по которому Словом Его не только всяческая состоятся, но и сама тварь, как сказал о
ней Апостол, чая «откровения сынов Божьих, свободится некогда от работы истления в свободу славы
чад Божьих» (Рим. 8, 19. 21). По таковом же освобождении твари, Господь будет первородным и
ея, как и всех соделавшихся чадами, чтобы, с наименованием Его первым, пребывало и то, что
по Нем, завися от Слова, как от некоего начала.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3343
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 33

cron
@Mail.ru