vnifantiy » 01 янв 2019, 13:39
ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.
Глава 4. Непокорство, развивающееся в монашестве есть одоление зверя первою главою своею. Развивающаяся же
многопопечительность есть отравление прелестною чашею царицы погибели. Причина сему: несовершенное отречение
от плотских благ и от плоти своей.
Крещение есть сие, т. е. пострижение есть второе крещение в следующем смысле. Когда станет человек пред царскими
вратами (во время пострижения), то украшает сам себя изъявлением воли своей исправить жизнь свою, давая
обеты монашеской жизни: послушания, нестяжания, целомудрия, воздержания, несения скорбей, незлобия,
молитвы. Когда же облекается в благодатные украшения монашеской жизни: власяницу, рясу, аналав, схиму, пояс и
пр., то вместе с тем украшается и в чувстве сердца своего, т. е. выражает этим свою решимость подвизаться в добро-
детелях пред вратами Святилища (т. е. алтаря).
Если же потом примет ту чашу безчувствия в сердце свое, т. е. если пристрастится к суете и стяжаниям, то становится
безчувственным к украшению жизни своей благодатями; т.е. охладевает в ревности об очищении сердца своего от страстей,
в ревности стяжания благодати Божией. Монах украшается доспехами, дабы украшать благодатями жизнь свою, дабы
не обращаться туда и сюда, а наблюдать лишь одно, не осквернять красоты жизни своей. Но ныне монахи упояются
чашею безчувствия, не ощущая того, что они украшены доспехами, дабы украшать и жизнь свою; извиваются туда и
сюда, т. е. в многостяжательных попечениях, как будто и монахами не состоят, стараются возделывать житие чадородцев,
т. е. мирян, обремененных семьями и вечно озабоченных о пропитании своем.
Вы скажете: разве мы не ведем себя как добрые старцы (калогеры) во объятиях Отчих? Разве мы не под началом, не
находимся в послушании, в покорности старцам? Ей, истину вы сказали, что вы послушники, но вы все-таки ошибаетесь:
вам старцы покоряются, а не вы им покоряетесь; они вас слушаются, а вы их не слушаетесь; ваши приказания ис-
полняют, вы же того, что приказывают вам, не исполняете. Вы скажете: разве мы не покинули отца, мать, братьев,
сестер, отечество, родных, друзей и прочее, и, приняв обеты монашеской жизни, вступили в монашество? Ей, покинули
вы, как говорите, блага мирские и обнажились от них, но благ плотских вы не совлеклись, вы одели обеты монашества
сверх ублажения плоти вашей. Извне кажется, что вы в монашестве, ведете жизнь монашескую и есте калогеры, внутри
же себя вы возделываете плотские деяния, но не деяние возделывания души своей.
Вы пребываете в многопопечительстве, а не в жизни безпопечительной о плоти своей. (Здесь святой указывает на
многопопечительность, как на ту прелестную чашу, которую держит царица погибели в руке своей, отравляя сею чашею
монашество). Потому-то и вселяется превратный дух в человеке, что, принимая монашество, он не слагает с себя прежде
всего превратного своего расположения к плотскому наслаждению; облекается в монашество поверх своего превратного
расположения, прежде, чем совлечь его с себя; остается нетронутым это превратное похотение внутри духа человека, и
поэтому не приемлет человек на себя даяния, т. е. подвига монашеской жизни. Говорим, не воспринимает благодати спа-
сения, как благого руководителя своего.
Благое же руководительство (т. е. знамение того, что служение Богу проходит под благодатным руководством запо-
ведями Божиими и благодатию) есть сие: вера, любовь, целомудрие, подчинение, послушание, покорность, молитва, поще-
ние, воздержание, молчание от празднословия, молчание от осуждения, молчание от многословия. Главизна же всему -
хранение себя от погибельного попечения и беззаконного многосокровиществования. Сие главизна в деле спасения,
но она отнюдь не приемлется человеком, у которого внутри (таится) превратное расположение; таковой всегда только и
желает принимать погибель погибели.
Погибель погибели же есть сие: неверие, непокорство, непослушание, гордость, блуд, малакия, мужеложство. Царица
погибели желает, чтобы сие только возделывали, желает, чтобы только эти имена именовались (т. е. чтобы о доброде-
телях и помину не было в душах человеческих вообще и монашествующих в частности).
(продолжение далее).