Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 31 мар 2022, 13:32

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

157. О священных приговорах церковных и о том, что в них должны принимать участие все епископы, или, по крайней мере, трое:

Первый иерарх области, который изображает Христа, приглашает подведомых ему архиереев, представляющих лик первых Апостолов и от него получивших благодать и силу Его, и объявляет им о деле. Ибо боголюбезно и вожделенно, когда в таком деле все действуют единодушно. И если присутствуют все епископы епархии, то хорошо: потому что таково постановление церковных правил, и это - дело апостольское и их заповедь, так как они все были при избрании Матфия.
Если же невозможно, то должны быть, по крайней мере, трое, в честь Троицы, Которая есть созидательница и свершительница всего; впрочем так, чтобы и прочие были согласны с ними и подали голос свой по сему делу. Так было во время крещения (Спасителя), когда о Сыне свидетельствовали Отец и Дух; - и во время преображения, когда Сын вместе с Ними свидетельствовал о Себе, в первом случае – крещаясь и подавая благодать, а во втором – сияя божественным светом. Посему Он и сказал: «при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол» (Мф. 18:16). Так было и с Апостолами. Ибо трое верховных были избраны из числа их – Петр, Иоанн и Иаков, брат Господень, «мнимии столпи быти», как говорит Павел (Гал. 2:9). И Сам Спаситель троих особенно имел свидетелями высочайших таинств — Петра и Иоанна, и брата его Иакова.
Таким образом, когда соберутся все или, по нужде трое, первый архиерей повелевает им сесть на священном месте и совершать избрание: потому что дела божественные должны совершаться по божественному повелению. Впрочем сам первый архиерей тогда не бывает вместе с ними, изображая, чрез то Богочеловека Исуса, Который, Сам телесно не присутствуя, действует чрез Своих служителей; и не для этого только, но и для того, чтобы он потом мог запечатлеть божественное избрание, представляя образ Христа. Но дабы не показалось, что он не содействует, но чтобы видно было, что он соприсутствует и участвует в избрании, он посылает к ним своего местоблюстителя, избранного из подведомых ему клириков, каковым преимущественно бывает хартофилакс.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 апр 2022, 13:57

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

158. О том, что хартофилакс сидит посреди избирающих епископов:

Посему он и сидит среди архиереев – не как хартофилакс (ибо ни он, ни другой какой-либо клирик не имеет седалища между епископами), но как наместник великого архиерея. Он сидит и вопрошает епископов по-порядку, а сам не подает голоса вместе с ними. Ибо мнение великого архиерея подано, во-первых в том, чтобы епископы творили избрание, а потом, будет дано опять, по собранию голосов, и тогда сие мнение его будет уже, как бы божественным жребием. Посему, кроме епископов, здесь никто другой не подает голоса.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 апр 2022, 14:52

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

159. О том, что при избрании бывает моление:

Когда таким образом епископы соберутся вместе с хартофилаксом туда, где обыкновенно совершается избрание, то зажигаются пред божественной иконой Христа три свечи, во славу и во образ святой Троицы, и в знамение того, что от Нее (подается) нам всякое просвещение, и в особенности сие совершеннейшее.
Отсюда и получил свое происхождение трикирий (трисвещник), который употребляется при всяком священнодействии архиерея и который ясно выражает присущее ему совершенное просвещение от единой совершенной Троицы.
Потом первый из епископов надевает епитрахиль, изображающую, как мы сказали, вышнюю благодать, и поклонившись трижды на восток Богу в Троице, славословит Его. Ибо в столь божественных и великих делах надлежит начинать от Бога, как мы научены, и Его прежде всего славословить, Начав от Бога и с молитвы, привлекать на себя благодать Духа и, таким образом приступать к божественному делу.
Потому и все присутствующие, сотворив молитву, призывают Божественного Духа прийти и вселиться в них. Затем, воспев Трисвятую песнь ангельскую и молитву: Отче наш..., которую преподал Спаситель, и все прочее, приличествующее таинству, особенно же: «Благословен еси, Христе Боже наш...», в честь Апостолов, которых Христос избрал и чрез которых во Святом Духе уловил вселенную, и еще: «яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе...», – дабы и ними был Христос; - также: «молитвами Господи, всех святых и Богородицы...» - дабы получить чрез них божественный мир Христов и дабы , как Святые согласны и соединены во Христе, так и им с миром и согласно совершить избрание епископа и подать священные голоса.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 04 апр 2022, 04:42

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

159. О том, что при избрании бывает моление:

Начальствующий архиерей совершает усердное моление, воскурив наперед фимиам, в знамение пришествия благодати, и помянув царей, как защитников Церкви, и архиепископа как источника просвещения во Христе, пославшем Апостолам Духа в виде огненных языков, (помолившись) о божественном священстве и братстве архиереев, как равночестных по благодати, и содействующих, и соепископствующих, сотворив отпуст с благодарением Бога, молитвами святой Его Матери и Апостолов Его, чрез которых сообщается благодать Божия, и всех Святых, - дабы и на них низошла божественная милость, молится о собратьях, а они дают прощение друг другу по заповеди, повелевающей молиться друг за друга, и садятся для подавания голосов. Садятся же архиереи по ту и другую сторону не на кафедрах, но на некоторых небольших скамьях: потому что там нет архиепископа; а посреде их, таким же образом, (садится) хартофилакс, впрочем несколько выше, так как он занимает место архиепископа. Он спрашивает каждого из архиереев по порядку, начиная с первого, об их мнении. Когда они согласятся в отношении к одному лицу, которое достойно иераршества, - имя его записывается хартофилаксом, или каким-либо другим писцом, здесь же присутствующим и сидящим ниже, на хартии, для того приготовленной. Впрочем, там присутствуют немногие, и именно: одни только архиереи и хартофилакс с прислуживающим писцом, когда записываются имена (избираемых), по причине требующих тайны объяснений, здесь совершающихся.
Если таким образом, все согласятся, то все это – дело Духа (Святого), если же будет разногласие, то, хотя это и не добро, но так как здесь происходит избрание и избирающие суть люди, то опять хорошо; и в таком случае имеет силу и голос большинства, по правилам церковным.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 04 апр 2022, 14:22

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

160. Избираемые вносятся (в хартию) в том порядке, как они избраны, а не по степени, или сану:

Когда будут избраны из многих, или из всех, и одобрены три мужа благочестивые во славу и знамение Троицы, и записаны так, как они избраны: тогда первый избранный поставляется прежде всех, в каком бы сане он ни был, а избранный вторым поставляется после первого избранного, (а потом третий), в том порядке, как это совершилось благодатью: ибо здесь следует отдавать предпочтение не степеням и чинам, но добродетели и достойнейшему: потому что и голоса подаются о способных к сему делу, а не стоящих на высших степенях, хотя бы и не имели добродетелей; так что часто предпочитаются епископам иереи, епископам и иереям – благоговейные монахи, или даже мирские люди; посему справедливость требует, чтобы первый избранный был и поставлен первым.
После написания (имен избранных), архиереи встают, и мнение их относятся хартофилаксом к архиепископу.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 апр 2022, 12:54

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

161. О епископе, подлежащем избранию и присутствующем на соборе:

Надобно знать, что когда при избрании бывает нужно назначить кого-либо из архиереев из одного города в другой больший, а он присутствует в собрании (избирающих), то он, по предложению прочих, выходит из собрания; и когда он выйдет, тогда и подаются о нем мнения; и если он окажется достойным, то, быв избран на высшее служение, назначается.
Таким образом, и отсюда можно видеть, что отдавать предпочтение следует не степеням, но добродетели, и что избранного первым, или вторым, или третьим как благоволила божественная благодать, бесстрастным единогласием архиереев Христовых так и надобно записывать по порядку избрания. Следовательно, предпочтение чинов и степеней есть нововведение: потому что это новость, и в начале не было сего, как мы убедились после тщательного исследования.
Таким образом, епископы, после подания голосов, удаляются. Архиепископ же, получив голоса, рассуждает сам с собою об избранных, и на кого падет выбор его, движимый Духом (Святым), того утверждает и назначает к принятию епископства.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 апр 2022, 06:53

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

162. Мнение архиепископа есть как бы божественный жребий:

И посмотри, сколь велико божественное таинство бесстрастия и благодати в тех, которые стараются совершать дела Божии в Церкви божественно. При избрании архиепископ не присутствует, ради чистоты избрания, только бы дело сие совершалось добросовестно; он может, конечно, по нужде, и присутствовать, хотя, обыкновенно, не присутствует.
Когда избиравшие удалятся, то, опять ради беспристрастия, один великий архиерей из избранных избирает достойнейшего, поставляя решение, как бы сам божественный жребий.
Итак, если здесь все совершается в чистоте совести, как я и надеюсь, то как не признать в конце дела воли Божией?
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 апр 2022, 13:15

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

163. Если избранные не захотят (принять епископство), то бывает новое избрание:

Таким образом, первый избранный, назначенный и согласившийся с избранием, (посвящается в епископа); если же не согласится, то – второй или третий. Если же и те не захотят, то таким же порядком опять избираются другие. Из них согласившийся и подчиняющийся избранию, приходит к великому архиерею и объявляет, что он согласен принять волю Церкви, и, поклонившись, обещает исполнить сие дело; и это есть уже залог духовный, ибо, если давший слово людям считается недостойным, когда не исполнит его, то тем более – давший Богу; и затем ему повелевает идти и готовиться.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 апр 2022, 12:31

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

164. Как совершается наречение:

Наречение есть начало залогов и взаимных обязательств. Для сего назначается особый день, собирается вся Церковь и все чины вместе, ибо пред Богом Свидетелем, пред Ангелами Его, Святыми и всеми верными людьми ему следует принять Церковь в невесту себе, чтобы сделалась невестой его Невеста Христова (Церковь), за которую в залог и искупление Он по воле Своей дал Кровь и душу Свою, и нас научил, что пасти ее и пещись о ней есть знак любви к Нему Самому.
Итак, когда соберется вся Церковь, предназначенный к епископству входит внутрь храма и священного алтаря, и когда все зажгут свечи , в знак божественной радости о Церкви, сочетаемой священному мужу, о нем, как чистом женихе, и о подаваемом от Бога им свете, надевает епитрахиль, ради вышней благодати, и фелонь в знак светлости и чистоты.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 апр 2022, 07:02

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

165. При наречении также бывает моление, курение фимиама и освящение:

Когда он произнесет славословие Богу, читается молитва Трисвятого и Отче наш, и все другие, приличные времени: потому что это дело божественное и предначинает его Бог и молитва, освящающая и возводящая к Нему.
По окончании молитвы и по совершении отпуста избранный становится пред страшным жертвенником, в священных вратах алтаря, и посланные от архиепископа, со свечами в руках став посреди храма и взирая на него, или - лучше сказать - на Бога, произносят слова священного наречения, т. е. что святейший архиепископ и его священный собор нарекают священство твое во архиерея такой-то святейшей Церкви». Выслушав их, он дает приличный ответ.
И во-первых, он благодарит Бога, что удостоился того, что с ним совершается; потом, - архиепископа и священный Синод, избравших его служителем его дела и благоволивших его удостоить сего. Потом молится, чтобы благодатью Божиею и молитвами избравших, ему послужить и исполнить вверенное ему хорошо и как Богу угодно.
Таким образом, он становится женихом вверяемой ему Церкви пред престолом и гробом Христовым, пред святыми Ангелами и человеками, изъяснив согласие и приняв Церковь, и обязуясь пещись и промышлять о ней.
После сего уже приготовляется все нужное к совершению рукоположения.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 98

cron
@Mail.ru