ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.
Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.
157. О священных приговорах церковных и о том, что в них должны принимать участие все епископы, или, по крайней мере, трое:
Первый иерарх области, который изображает Христа, приглашает подведомых ему архиереев, представляющих лик первых Апостолов и от него получивших благодать и силу Его, и объявляет им о деле. Ибо боголюбезно и вожделенно, когда в таком деле все действуют единодушно. И если присутствуют все епископы епархии, то хорошо: потому что таково постановление церковных правил, и это - дело апостольское и их заповедь, так как они все были при избрании Матфия.
Если же невозможно, то должны быть, по крайней мере, трое, в честь Троицы, Которая есть созидательница и свершительница всего; впрочем так, чтобы и прочие были согласны с ними и подали голос свой по сему делу. Так было во время крещения (Спасителя), когда о Сыне свидетельствовали Отец и Дух; - и во время преображения, когда Сын вместе с Ними свидетельствовал о Себе, в первом случае – крещаясь и подавая благодать, а во втором – сияя божественным светом. Посему Он и сказал: «при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол» (Мф. 18:16). Так было и с Апостолами. Ибо трое верховных были избраны из числа их – Петр, Иоанн и Иаков, брат Господень, «мнимии столпи быти», как говорит Павел (Гал. 2:9). И Сам Спаситель троих особенно имел свидетелями высочайших таинств — Петра и Иоанна, и брата его Иакова.
Таким образом, когда соберутся все или, по нужде трое, первый архиерей повелевает им сесть на священном месте и совершать избрание: потому что дела божественные должны совершаться по божественному повелению. Впрочем сам первый архиерей тогда не бывает вместе с ними, изображая, чрез то Богочеловека Исуса, Который, Сам телесно не присутствуя, действует чрез Своих служителей; и не для этого только, но и для того, чтобы он потом мог запечатлеть божественное избрание, представляя образ Христа. Но дабы не показалось, что он не содействует, но чтобы видно было, что он соприсутствует и участвует в избрании, он посылает к ним своего местоблюстителя, избранного из подведомых ему клириков, каковым преимущественно бывает хартофилакс.
(продолжение далее).