Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 мар 2021, 13:08

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

(продолжение далее).

47) Самое изречение это показывает, что ваше есть только изобретение — называть Господа тварью.
Господь зная, что сущность Его есть единородная Премудрость, Отчее рождение, и неодинакова с со-
зданными и по естеству тварями, человеколюбиво говорит теперь: «Господь созда Мя начало путей
Своих»; а это значит: «Отец тело соверишил Ми есть» (Евр. 10, 5), и «созда Мя». для человеков, ради
человеческого спасения. Ибо, как слыша у Иоанна: «Слово плоть бысть», представляем, что не само
Слово всецело есть плоть, но что облеклось Оно плотью и соделалось человеком; и слыша, что
Христос бысть по нас клятва (Гал. 3, 13), и: «неведавшего греха по нас грех сотвори» (2 Кор.
5, 21), представляем, что не Он всецело соделался клятвою и грехом, но что принял на Себя
клятву лежавшую на нас, по сказанному Апостолом: «искупил ны есть от клятвы» (Гал. 3, 13),
и по слову Исаии, «носил грехи наши» (Исаии 53, 4), и по написанному у Петра, «вознесе их на теле
Своем на древо» (1 Петр. 2, 24): так, если слышим в Притчах: «созда», должны представлять, что
не Слово всецело по естеству есть тварь, но что облеклось Оно в тварное тело, что ради нас созда
Его Бог, для нас, по написанному, совершив Ему тварное тело, чтобы мы могли в Нем обновиться
и обожиться. Поэтому, что же обольстило вас, несмысленные, Творца называть тварью? Или, где ку-
пили вы себе это новое мудрование и величаетесь им? Притчи говорят: «созда» но Сына называют не
тварью, а рождением, и по изъясненному пред сим, на основании Писаний, различению речений: «созда» и
«тварь», признают собственно по естеству принадлежащее Сыну, то-есть, что Он—единородная Прему-
дрость и Зиждитель тварей; говоря же: «созда», не о сущности Сына говорят это, но означают, что со-
делался Он началом многих путей, так что речение: «созда» противополагается речению: «рождение», и
выражение: «начало путей»—тому, что Сын есть единородное Слово.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 мар 2021, 13:21

Василий писал(а):. Все эти размышления для одного - иметь причину наказать, унизить, уничтожить неугодных. Как Запад пользуется этим все знают. Каждый в школе проходил Крестовые походы, инквизиция, гонения на инакомыслящих. По дела их узнаем.

Я нахожусь в Русской Православной Старообрядческой Церкви , которая к преступлениям католиков не имеет никакого отношения.
Василий писал(а):.
Ведическое православное христианство, или церковь Преподобного Сергия, с неохотой упоминается РПЦ, потому что последняя является наследницей никоновских реформ.

Я нахожусь в Русской Православной Старообрядческой Церкви , которая к преступлениям РПЦ непричастна.
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 мар 2021, 14:57

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

48) А если Сын—рождение, то почему называете Его тварью? Никто не называет рождаемым, что
созидает, и тварей не именует собственными своими рождениями. Также, ежели Сын есть единород-
ный, то как Он делается началом путей? Кто сам сотворен в начало всему, тот по необходимости
не есть единственный, имея происходящих вслед за ним. И Рувим, став началом чад, был не
единородный, но первый по времени, по естеству же и по сродству один из родившихся вслед за
ним. Следовательно, если Слово есть начало путей, то и Оно будет таково же, каковы пути, и пути
будут таковы же, каково и Слово, хотя и созидается Оно первым по времени прежде путей. Начало го-
рода таково же, каковы и прочие части города, и эти части, взятые в совокупности с началом, состав-
ляют целый и единый город, как многие члены единого тела. И нельзя сказать, что иное в городе
есть творящее, а иное созидаемое и подчиненное другой части, но весь город равно зависит от попечитель-
ности соорудителя и им произведен. Поэтому, если и Господь в таком же смысле созидается в
начало всему, то Сам по необходимости со всем прочим составляет единую тварь, и ничем не
отличается от прочих созданий, хотя и соделывается началом всех; Он — не Господь прочих частей
твари, хотя и старее их по времени; потому что и Сам на ряду с прочими имеет единую причину
создания и единого Владыку.
Если же Он,—по словам вашим, есть тварь,— то как может быть создан единым и первым,
чтобы Ему быть началом всего, когда из предыдущего ясно видно, что в тварях нет ни одной
самостоятельной и первосозданной, но всякая имеет начало бытия вместе со всеми прочими, хотя и
разнствует от прочих славою. Каждая из звезд и каждое из великих светил явились не так, чтобы
иное было первым, а иное вторым; но в один день одним и тем же повелением все призваны
в бытие. Так положено начало бытию четвероногих, птиц, рыб, скотов и растений; так и род
человеческий создан по образу Божью. Ибо хотя один Адам создан из земли, но в нем были
основания к преемству целого рода.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 мар 2021, 14:19

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

49) Восходя же от видимой твари мира сего, рассмотрим «невидимая Его творенми помышляема»; и
там увидим не каждое существо особо, и не одно первым, другое вторым, но все того-же рода со-
стоят в совокупности; потому что и Апостол не перечисляет по-одиночке, и не говорит: Ангел ли,
престол ли, господство ли и власти; но совокупно именует всех того-же чина: «Ангелы ли, Архангелы
ли, Начала ли» (Кол. 1, 16). Таково происхождение тварей. Поэтому, ежели Слово есть тварь, то, как
сказано выше, надлежало Ему прийти в бытие не первому пред прочими силами, но вместе с ними
хотя и много превосходит Оно эти силы славою. Это можно видеть на прочих силах, а именно,
что вместе получили они бытие, и нет между ними ни первого, ни второго; различаются же друг от
друга славою,—одни одесную, другие окрест, иные же ошуюю, но все в совокупности песнословят и
предстоят Господу в служении. Следовательно, если Слово есть тварь, то не будет Оно ни первым, ни
началом прочих тварей.
Если же Слово прежде всех (что и действительно), и Оно одно есть первое и Сын; то не по сущности
уже оно есть начало всего, потому что начало всех тварей само сопричисляется к тварям. А если не
начало и не тварь, то явно, что по сущности и по естеству далеко отстоит от тварей и есть иное
от них; Само же будучи единым, есть подобие и образ единого и истинного Бога. Посему и Писания
не поставляют Его наряду с тварями, напротив же того, Давид укоряет осмелившихся даже по-
мыслить о Нем что-либо подобное, и говорит: «кто подобен Тебе в бозех Господи? и: кто уподобится
Господеви в сынах Божиих» (Псал. 85, 8; 88, 7. 9)? И Варух говорит: «сей Бог наш, и не вменится
ин к Нему» (Вар. 3, 36). Он творит, а твари созидаются; Он—собственно Отчей сущности Слово и
Премудрость, существа же созданные, не имев прежде бытия, сотворены самим Словом.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 мар 2021, 13:56

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

50) Так, повторяемое вами непрестанно изречение: „Сын есть тварь"—не имеет в себе истины и есть
ваше единственно мечтание; и Соломон обвиняет вас в том, что неоднократно вы лгали на него.
Он назвал Сына не тварью, но Божиим рождением и Божиею Премудростию, сказав: «Бог Пре-
мудростью основа землю» (Притч. 3, 19), и: «Премудрость созда Себе дом» (Притч. 9, 1). Даже и самое
рассматриваемое нами место обличает ваше злочестие. Ибо написано: «Господь созда Мя начало путей
Своих в дела Своя» (Притч. 8, 22). Итак, если Сын, прежде всего, говорит же о Себе: «созда Мя» не да
сотворю дела, но «в дела Своя»; то, или сие созда позднее Его самого, или окажется, что сам Он позднее
дел, и созидаемый находит уже прежде Него совершенными те дела, для которых получает бытие.
Если же справедливо сие, то как же Он прежде всего? Как «вся Тем быша» (Иоан. 1, 3), и «в Нем
состоятся» (Кол. 1, 17)? Ибо вот, по словам вашим, прежде Него состоялись дела, для которых
Он созидается и посылается. Но это не так; и да не будет сего! лжива сия еретическая мысль. Божье
Слово есть не тварь, но Творец; тогда же приточно говорит о Себе: «созда Мя» когда облеклось Оно в
созданную плоть.
И это опять можно уразуметь из сего самого изречения. Будучи Сыном, и Отцом имея Бога, как
собственное Его рождение, теперь однако же Отца именует Господом, не потому что Сын - раб, но
потому что приял на Себя зрак раба. Ибо как Слову, сущему от Отца, прилично было наимено-
вать Бога Отцом (что и свойственно Сыну в-отношении к Отцу так, пришедши совершить дело, и
прияв на себя зрак раба, прилично Ему стало наименовать Отца Господом. И сему различию с со-
вершенною определенностью научил сам Он, говоря в Евангелии: «исповедаютися, Отче»? и потом:
«Господи небеси и земли» (Матф. 11, 25). В-отношении к Себе говорит, что Бог есть Отец; в-отноше-
нии же к тварям именует Его Господом. А этим ясно показывается, что, когда облекся в тварное,
тогда называет Отца Господом. Это же различие дает разумет Дух Святой и в Давыдовой мо-
литве, говоря во Псалмах: «даждь державу Твою отроку Твоему, и спаси Сына рабы Твоея» (Псал. 85, 16).
Инаков Тот, Кто по естеству и истинный есть Божий Отрок, инаковы же чада рабы, то-есть, инаково
естество созданных; а посему Тот, как Сын, имеет Отчую державу, эти же имеют нужду в
спасении.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 мар 2021, 09:41

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

51) Если же глумятся над тем, что назван Отроком; то пусть знают, что и Исаак наименован
отроком Авраамовым (Быт. 21, 8); а сын Суманитянины назван отрочищем (4 Цар. 4, 18). Поелику
мы рабы, то, когда Сын соделался подобным нам, по справедливости и Сам подобно нам именует
Отца Господом. И сие соделал Он по человеколюбию, чтобы и мы, будучи по естеству рабами, но
прияв Духа Сына, дерзновенно называли Отцом по благодати Того, Кто Господь наш по естеству. Но
как мы, называя Господа Отцом, не отрицаем рабства своего по естеству; потому что Его мы дело,—
«Той сотвори нас, а не мы» (Псал. 99, 3): так, когда Сын, приемля зрак раба, говорит: «Господь созда
Мя начало путей Своих», да не отрицают вечности Его Божества, и того, что «в начале бе Слово, и:
вся Темъ быша и: всяческая о Нем создашася» (Кол. 1, 16).
Сказанное же в Притчах, как говорил уже я, означает не сущность, но человечество Слова. Ибо
если именует Себя созданным в дела, то явно с намерением—означить не сущность, но совершенное
въ делах Его домостроительство, что есть второе уже по бытии. Существа, приводимые в бытие и
творимые, преимущественно творятся для того, чтобы быть и существовать, второе же для них по бытии—
делать, что повелит им Слово, как подобное сему можно видеть на всех тварях. Адам создан не
для того, чтобы делать, но чтобы сперва быть человеком; ибо после сего приял заповедь делати
(Быт. 2, 15). Ной создан не ради ковчега, но чтобы прежде быть и соделаться человеком; а потом уже
приял заповедь устроить ковчег. Если кто разыщет, то-же найдет и о каждом человеке. И великий
Моисей сперва стал человеком, а потом вверено ему правление народом. Посему и здесь можно раз-
уметь то-же. Ибо видишь,— не в бытие созидается, но «в начале бе Слово», потом же посылается в
дела, для их домостроительства. Прежде нежели произведены дела, всегда был Сын, но не было
еще нужды созидать Его. Когда же созданы дела, и настала потом нужда в домостроительстве, для по-
правления дел; тогда предает Себя Слово, снисходит и уподобляется делам. И это-то означило Оно
сим речением „созда".—Подобную сей мысль желая выразить, Сын говорит еще чрез Пророка Исаию:
«и ныне тако глаголет Господь, создавый Мя от чрева раба Себе, еже собрати Иакова к Нему и Из-
раиля: соберуся и прославлюся пред Господем» (Исаии 49, 5).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 мар 2021, 15:26

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

52) Видишь, и здесь созидается не в бытие, но чтобы собрать колена, существовавшие прежде,
нежели создан Собирающий. Как там созда, так и здесь «созда от чрева», и как там «созда в дела»
так здесь «еже собрати». А потому, из всего явствует, что Слово уже существует, а потом
сказуется о Нем: «созда» и «созда от чрева». И как прежде создания от чрева были те колена, для ко-
торых созидается от чрева; так явно, что были и дела, в которые создан. И как, когда «в начале
бе Слово», тогда, по сказанному пред сим, не было еще дел; так, когда сотворены дела, и потребовала
нужда, тогда сказано: «созда». Если какой сын по требованию нужды, когда потеряны подвластные и
по собственному нерадению взяты в плен врагами, послан будет отцом собрать и возвратить
их, и он пойдет, облечется в подобную рабской одежду, примет на себя рабский вид, чтобы
удерживающие рабов во власти своей не признали в нем властелина и не предались бегству, и чтобы
это не воспрепятствовало ему снизойти к рабам, которых враги скрывают под землею; и после
этого спросит кто сына: для чего так поступлено? а он ответит: так отец создал и уготовал меня
на дела свои; то, говоря таким образом, сын не дает о себе разуметь, что он раб и дело отца,
потому что говорит не о начале своего бытия, но разумеет попечение о делах, возложенное
на него впоследствии. Так и Господь, облекшись в нашу плоть, и образом обретшись якоже
человек (Филип. 2, 7), если бы вопросили взирающие на Него при этом и удивляющиеся Ему, мог бы
ответствовать: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя»; и: «созда Мя еже собрати Израиля».
Сие так же и Дух предуказуя в Псалмах, сказал: «поставил еси Его над делы руку Твоею» (Псал.
8, 7); сие же и сам Господь давая разуметь о Себе, говорит: «Аз же поставлен есмь Царь от Него
над Сионом горою святою Его» (Псал. 2, 6). Но как не тогда восприял начало бытию и царствованию,
когда телесно воссиял Сиону, напротив того, Сый Божье Слово и вечный Царь, соблаговолил, чтобы
царство Его человечески воссияло и на Сионе, и что-бы иудеи и мы, искупленные от царствовавшего во
всех греха, подчинены стали отеческому Его царству; так и поставляемый в дела поставляется не
в те дела, которых еще нет, но в те, которые уже совершены и требуют поправления.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 мар 2021, 07:38

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

53) Посему, речения: «созда», «созда от чрева», «поставил есть», имея один и тот же смысл, указы-
вают не на начало бытия, не на тварную сущность Сына, но на то обновление, которое по Его благо-
деянию совершается в нас. И употребляя эти речения, научил Он также о Себе, что имел бытие
прежде сего, когда сказал: «прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь» (Иоан. 8, 58); и: «егда готовяше небо,
с Ним бех» (Притч. 8, 27); и: «бех при Нем устрояя» (29). Как был Он прежде даже Авраам не
бысть, Израиль же произошел после Авраама, и явно, что, если и прежде существуя впоследствии
созидается, то создание сие означает не начало бытия, а вочеловечение, в котором и собирает колена
израильские: так, вечно сопребывая со Отцом, Он есть Зиждитель твари, и явно, что дела позд-
нее Его, и речение «созда» означает не начало Его бытия, но домостроительство о делах, какое совер-
шил Он во плоти. Ему, Который есть не тоже, что дела, и лучше сказать, Ему, Который есть Зиждитель
дел, подобно восприять на Себя и обновление дел, чтобы Ему же, ради нас созидаемому, все воссоздать
в Себе. И сказав: созда, немедленно присовокупил и причину, наименовав дела, чтобы сим: со-
зидается в дела, выражалось: соделывается человеком для обновления дел. Такого рода выражения
обыкновенны в божественном Писании. Ибо, когда дает разуметь о рождении Слова по плоти, тогда
присовокупляет и причину, по которой Слово соделалось человеком. А когда, или сам Сын
говорит о Божестве Своем, или возвещают о Нем служители Его, тогда все выражается простым
речением, в отрешенном смысле, без присовокупления причины, потому что Он есть Отчее сияние.
Как Отец имеет бытие не по какой-либо причине, так не надобно доискиваться причины и Его сияния.
Посему написано: «в начале бе Слово, и Слово бе в Бозе, и Бог бе Слово»; и не прибавлено: для чего сие?
А когда Слово плоть бысть, тогда Писание представляет и причину, по которой Слово стало плотью,
говоря: «и вселися в ны». И также Апостол, сказав: «Иже во образе Божии сый», не представил причины;
пока не сказал: «зрак раба приял.» Ибо тогда присовокупляет и причину, говоря: «смирил Себе даже
до смерти, смерти жe крестныя» (Филип. 2, 7. 8); потому что для сего стал Он плотью и приял на
Себя зрак раба.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение Василий » 20 мар 2021, 21:21

Вы можете подтвердить слова К. Устинова о Ведическом православном христианстве, и церкви Преподобного Сергия?
Василий
участник форума
 
Сообщения: 337
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 19:25

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 мар 2021, 13:28

Василий писал(а):Вы можете подтвердить слова К. Устинова о Ведическом православном христианстве, и церкви Преподобного Сергия?


В Православной церкови идолам не поклоняются . И преподобный Сергий был православный христианин.
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: MailRu и гости: 31

cron
@Mail.ru