Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 31 авг 2020, 14:56

Послание.ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 14.

Послание.

3) Посему - то, сколько мог, написал я. А вы, возлюбленные, приимите это, не как полное изложение
учения о божестве Слова, но как обличение нечестия христоборцев, которое служит и желающим
подает повод к благочестию здравой о Христе веры. Если же что в написанном — неполно (а думаю,
что и все неполно), то извините меня в этом с чистою совестью, и обратите внимание только на
смелость намерения—стоять за благочестие. А к совершенному осуждению арианской ереси достаточен
суд Господень, совершившийся в Ариевой смерти, о которой предварительно и от других уже знаете.
"Яже бо Бог святый совеща, кто разорит" (Иса. 14, 27)? И кого Господь осудил, кто тому оправдатель?
Из такого бывшего знамения кто не уразумеет, наконец, что богоненавистна эта ересь, хотя бы и
покровительствовали ей люди? Прочитав это, помолитесь о мне, и друг друга убеждайте делать тоже;
но немедленно возвратите мне это и вовсе никому не давайте списка, не списывайте и для себя, но как
искусные торжники, удовольствуйтесь прочтением, прочитав, если пожелаете, и не раз. Ибо не
безопасно оставлять будущим родам писанное мною немотствующим и невеждою. Приветствуйте любо-
вию друг Друга и всех приходящих к вам в благочестии и вере; ибо "аще кто," как сказал Апостол,
"не любит Господа, да будет проклят. Благодать Господа нашего Исуса Христа с вами" (1 Кор.16, 22. 23).
Аминь.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 сен 2020, 12:33

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Посланиѳ (1).

Епископа Афанасия к монахам повсюду пребывающим о том, что сделано ариа-
нами при Констанции (история ариан).

1) Они же, для чего все это строили, в непродолжительном времени привели то и в исполнение.
Едва замыслили, как вскоре и в общение приняли ариан, не уважили стольких определений, сделан-
ных против них, в защиту же свою выставляли опять царскую власть. Не постыдились писать: по-
елику Афанасий пострадал, то зависть прекратилась; будем, наконец, принимать в общение ариан, в
устрашение слушающих присовокупляя: так повелел Царь. А потом, не устыдились прибавить об
арианах: „право мудрствуют эти люди", и не убоялись написанного: "горе глаголющим горькое сладкое,
полагающим тму свет" (Иса. 5, 20); потому что готовы все потерпеть за ересь. А этим не ясно ли
всякому показывается, что не по церковному суду, но вследствие царской угрозы, за благочестивую
во Христа веру и тогда мы страдали, и теперь вы нас гоните? Так-же злоумышляли и против
других епископов, выдумывая такие-же предлоги к их осуждению. Одни из них пошли в заточение,
заслужив похвалу за исповедание Христово, а другие и теперь еще находятся в изгнании, тем
мужественнее восставая против их ереси и говоря: "ничто не отлучит нас от любви Христовой"
(Рим. 8, 35).
(1) Начала этого послания недостает в подлиннике.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 сен 2020, 17:41

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

2) Но и из этого можно также узнать ересь, и тем паче осудить ее. Кто друг им и вместе с
ними нечествует, тот,—хотя бы был и виновен в других проступках, и подлежал тысячам укоризн,
хотя бы против него были самые ясные обличения и доказательства,—пользуется у них добрым
мнением и скоро делается другом царевым, заслуживает себе одобрение своим нечестием, а нако-
пив много денег, берет уже смелость и пред судьями делать, что хочет. Но кто обличает нечестие
их и искренне стоит за Христа, тот,—хотя бы чист был во всем, и сам не сознавал за собою
ничего, и другие его не обвиняли,—по выдуманным ими предлогам, немедленно похищается, и по суду
цареву делается изгнанником, или как виновный, в чем им угодно винить, или подобно Навуфею,
как оскорбивший царя. Защитник же ереси тотчас бывает взыскан и появляется в Церковь
изгнанного; а не принимающим его грозит уже опись имения, обиды, все бедствия. И что всего страннее,—
кого народ желает и признает неукоризненным, того царь отнимает и изгоняет, а кого народ не
хочет и не знает, того издали присылает с воинами и с своими посланиями. И тогда настоит ве-
ликая нужда—ненавидеть, кого любят, кто оглашал их и стал отцом в богочестии, любить же, кого
не хотят, и вверять детей своих тому, о ком не знают, какой он жизни, какого поведения, и кто
он таков; или терпеть наказание, если не послушаются царя.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 сен 2020, 13:36

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

3) Это и ныне делают, и издавна так поступали злочестивые с православными, везде и всякому давая
видеть свое злонравие и нечестие. Положим, что виновен Афанасий; что же сделали другие епископы?
Какие против них предлоги? Или и там найден какой мертвый Арсений? И у них—какой-нибудь
пресвитер Макарий? Какая-нибудь сокрушена чаша? Какой-нибудь мелетианин выведен действующим?
Но как из дел этих епископов видно, что показанное на Афанасия есть ложь, так и тем, что
предпринимали против Афанасия, объясняется, что и на епископов все выдумано. Великий какой-то зверь
(разумею эту ересь) вышел на землю; не словами только, как зубами, наносит он вред простодушным,
но и мирскую власть нанял для злоумышления. И странно то, что, как я сказал уже, никто из
них не обвиняется, а если и обвинен, не осуждается, или по-видимому и требуется в суд, но
бывает оправдан во вред обличающим. И скорее, обличитель терпит от злоумышления, нежели от-
ветчик подвергнется какому-либо стыду. Поэтому, все у них исполнены скверны, и их, вернее сказать,
соглядатаи, а не епископы, всех более покрыты сквернами. И если кто хочет у них стать
епископом,—слушает не сказанное: "подобает епископу быти непорочну" (1 Тим. 3, 2), но одно только:
„мудрствуй против Христа, и не заботься о нравах; этого достаточно, чтобы получить тебе одобрение и
царскую дружбу". Так бывает с держащимися Ариевых мыслей. А ревнители истины, хотя бы казались
святыми и чистыми, по сказанному выше, подвергаются ответственности, когда хотят этого ариане,
по каким угодно им вымышленным предлогам. И это, как уже сказано мною, можно усмотреть из
того, что сделано арианами.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 04 сен 2020, 14:10

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

4) Был некто Евстафий, Епископ антиохийский, исповедник и благочестивый в вере муж. Поелику
же он много ревновал по истине, ненавидел арианскую ересь и не принимал державшихся ее, то его
оклеветали пред Царем Константином; выдуман предлог, будто бы Евстафий оскорбил Цареву
матерь. И немедленно делается он изгнанником, а с ним вместе изгнано и великое число пресвитеров
и диаконов. Наконец, которых Епископ сей за нечестие не принял в клир, тех, по изгнании его,
не только ввели в Церковь, но и весьма многих из них поставили епископами, чтобы иметь их соумыш-
ленниками своими в нечестии. Из числа их Леонтий евнух, ныне Епископ антиохийский, а прежде него
Стефан, Георгий лаодикийский, Феодосий, бывший Епископом трипольским, Евдоксий германикийский
и Евстафий, ныне Епископ севастийский.
5) Остановились ли же на этом? Нет. Евтропий, бывший Епископом в Адрианополе, муж добрый
и во всем совершенный, поелику неоднократно обличал Евсевия, и кому лежал путь чрез Адриано-
поль, всякому давал советы не слушаться нечестивых Евсевиевых слов, — терпит тоже, что и Ев-
стафий, изгоняется из города и из Церкви, потому что против него много усиливалась Царица (1).
Евфратиона в Баланеях, Киматия в Палтосе и другого Киматия в Антараде, Асклипия в Газе, Кира в
Берии сирийской, Диодора в Асии, Домниона в Сирмии, Елланика в Триполе,—как-скоро узнали о них,
что ненавидят ересь,—одних по какому-нибудь предлогу, а других и без предлога, царскими грамотами
Отрешив и выгнав из городов, вместо них в их Церкви поставили других, нечестие которых было им
известно!

(1) Жена Юлия Констанция, мать Юлиана отступника.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 сен 2020, 15:18

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

6) О Маркелле, Епископе галатийском, может быть, не нужно и говорить; потому что всем изве-
стно, как обвиняемые им прежде в нечестии Евсевиевы сообщники, сами обвиняли его и довели старца
до изгнания. Он, прибыв в Рим, оправдался, и по требованию их дал письменное исповедание сво-
ей веры, которое принял и Собор сардикийский; а Евсевиевы сообщники не оправдались, и не устыди-
лись обличения в нечестии, доказанном их писаниями, но с большею еще дерзостью стали нападать
на всех; потому что от царских жен получили себе одобрение перед Царем и для всех были
страшны.
7) О Павле же, Епископе Константинополя, знает, думаю, всякий. Ибо в какой мере знатен
город, в такой-же не утаевается и все, что делается в нем. Итак, и против него выдуман предлог
к обвинению. Обвинитель его Македоний, сделавшийся теперь Епископом на его месте, в присут-
ствии моем во время обвинения был в общении с ним и служил пресвитером у самого Павла. Впро-
чем, поелику Евсевий с завистью желал восхитить себе епископство этого города (так перешел он и
из Берита в Никомидию), то предлог к обвинению Павлову пребыл в своей силе, злоумышление
не оставлено в небрежении, клеветники устояли в своем. Павел, в первый раз, сослан Константи-
ном в Понт; во второй раз, Констанцием, окованный железными узами, заточен в Сингару ме-
сопотамскую, и оттуда переведен в Емесу; а в четвертый раз—в Кукузу каппадокийскую у тавр-
ских пустынь. Там, как разсказывали бывшие при нем, задушен арианами и кончил жизнь. Сделав
это, ни в чем не хранящие правды люди эти не постыдились, после смерти Павловой, выдумать опять
ложь, будто бы Павел скончался от болезни, хотя знают об этом все жители места того. И Филаг-
рий, тогдашний наместник тех мест, все их поступки толкует, как им угодно; дивится, однако-же,
притом, огорчившись, может быть, тем, что не он, а другой сделал такое злое деяние; разсказы-
вал же он многим другим, также и моим знакомымъ, и Епископу Серапиону, как Павел, запер-
тый ими в какое-то тесное и темное место, оставлен был там умереть с голода, и как, потом,
чрез шесть дней пришедшие нашли его еще дышущим, наконец, вошли и удушили его. И таким
образом, он кончил жизнь сию. Исполнителем же дела в нанесении такой смерти, как сказывали,
сделался Филипп, бывший епархом. Но суд Божий не оставил его ненаказанным; не прошло и года,
как Филипп с великим безчестием лишен начальства, и став частным человеком, потерпел
осмеяние, от кого бы не желал. И он весьма огорченный, подобно Каину, стеня и трясыйся, со дня
на день ожидая своего убийцы, умер и сам вдали от своего отечества и от своих, и как не того
ему желалось, став как-бы лишенным ума. Сверх того, не щадят они и мертвых, если на кого при
жизни выдумывали предлоги к обвинению. Ибо чрез это постарались показать себя для всех страшными;
и живых заточают, и мертвых не милуют. Но и в этом случае они одни, вопреки всем людям,
ненавидят отшедших, злоумышляют на их домашних, сии в подлинном смысле безчеловечные и
ненавистники добра, больше самых врагов разсвирепевшие нравом, по нечестию своему, не ради ис-
тины, но по вымышленным предлогам, старавшиеся строить козни и мне и другим.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 сен 2020, 14:21

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

8) Усматривая это, три брата—Константин, Констанций и Констанс, по смерти отца, возвратили всех
в отечество и в Церковь, о других написав к Церкви каждого, а об Афанасии выразив то, чем
показывается опять насилие, употребленное в деле, и обличается убийственное намерение Евсевиевых
сообщников (1) .
Это было писано Кесарем; какой же другой свидетель их заговора может быть достовернее сего?
Ибо что знал он, то и написал.
9) Евсевиевы сообщники, видя, что ересь их ослабевает, пишут на Афанасия в Рим, пишут и к
Царям Константину и Констансу. Как же скоро и Афанасием посланные обличили писанное ими, —
перед Царями были они постыждены. Епископ же римский Юлий писал, что надобно быть Собору, где
пожелаем, чтобы на нем доказали они то, в чем обвиняют, и смело оправдались, в чем сами
обвиняются. Ибо об этом просили и посланные ими пресвитеры, видя себя обличаемыми. В таком по-
ложении дела во всем подозрительные люди эти, примечая, что не одержат они верха на суде цер-
ковном, приходят к одному Констанцию, и его уже, как защитника ереси, жалобно просят, говоря:
„Пощади ересь; видишь, все от нас отступают, и остается уже немного нас; начни гонение,
потому что и эти немногие оставляют нас и нет у нас последователей. Кого принудили мы силою,
по изгнании епископов, тех епископы, возвратившись, опять убедили мудрствовать вопреки нам.
Поэтому, напиши указ против всех них, и пошли Филагрия вторично епархом в Египет; он способен
произвести гонение, доказал уже это на опыте, притом же, он и отступник. Пошли и Григория
епископом в Александрию, и он может поддержать нашу ересь".

(1) Это послание от имени Константина Кесаря к жителям Александрии смотри выше T. 1.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 сен 2020, 13:14

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

10) Поэтому, пишет тогда Констанций, всех начинает преследовать, посылает епархом Филагрия
и с ним какого-то евнуха Арсакия, посылает и Григория с воинскою силою. И произошло подобное
тому, что было и прежде. Собрав множество волопасов, пастухов и других площадных и
распутных молодых людей, с мечами и дубинами вторглись они внезапно в церковь, так - называе-
мую Кирина, и одних убивали, других топтали, иных же, нанеся им раны, ввергли в узилище и
послали в заточение; схватив многих женщин, всенародно влекли в судилище, и ругались над
ними, таща за волосы; у иных описывали имение, у других отнимали хлеб, не для чего иного, а для
того единственно, чтобы присоединились они к арианам и приняли присланного Царем Григория.
11) Афанасий же, прежде нежели произошло это едва услышал, как отплыл в Рим, зная раздра-
жительность еретиков, и вместе для того, чтобы„ как положено, составился Собор. Юлий пишет и
посылает пресвитеров Елпидия и Филоксена, назначивъ и срок Собору, чтобы или пришли ере-
тики, или знали уже, что будут их подозревать во всем. Но Евсевиевы сообщники, — как - скоро
услышали, что будет церковный суд, на котором ни комит не присутствует, ни воины не стоят у
дверей, и дела соборные совершаются не по царскому приказу (а этим всегда брали они верх над
епископами, без этого же едва осмеливаются даже и говорить),—в такой пришли страх, что пресви-
теров продержали за срок и выдумали неблаговидный предлог, говоря: „не можем теперь идти по
причине войны с персами". Но в этом не было правды, идти же препятствовал страх совести. Ибо
какое дело епископам до войны? Или, каким образом по причине персов не могли идти в Рим,—
город, который далеко стоит от персов и за морем, между-тем как восточные и близкие персам
страны обходят они, как львы, ища, не воспротивится ли им кто, чтобы, оклеветав, довести его до
заточения.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 сен 2020, 14:01

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

12) И без сомнения, отпустив от себя пресвитеров с этим неудовлетворительным предлогом,
рассуждали они между собою; „поелику не имеем возможности одержать верх на суде церковном,
то покажем обычную нам дерзость. Поэтому, пишут к Филагрию и убеждают его в скором
времени вместе с Григорием обозреть Египет: и теперь-то епископы без жалости подвергаются биче-
ваниям и заключаются в узы. Сарапаммона Епископа-исповедника посылают в заточение; Потаммону
Епископу-исповеднику, который лишился даже глаза во время гонения, нанесли множество ударов
по вые и не прежде перестали мучить его, как признав уже мертвым; так был он брошен, и
едва чрез несколько часов, после многих стараний и отдуваний, начал дышать, потому что Богу
стало угодно даровать ему жизнь. Но чрез несколько времени он умер от тяжести этих ударов и
может о Христе похвалиться двукратным мученичеством. Сколько же других монахов терпели
бичевание, между-тем как Григорий сидел с Балакием, так - называемым дуком? Сколько
епископов были мучимы? Сколько дев несли на себе удары?
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 сен 2020, 13:23

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

13) Потом, после всего этого, жалкий Григорий приглашает всех вступить с ним в общение.
Но — если желаешь иметь с ними общение, то не были они достойны ран; если же терзал ты их,
как людей негодных, ,то для чего приглашаешь, как святых? Но у него не было другой цели, как
только исполнить волю пославших и поддержать ересь. Посему-то этот безумный человек сделался
убийцею, исполнителем казни, обидчиком, коварным, гнусным и вполне христоборцем. Тетку
Епископа до того преследовал он, что и умершую не позволял предать погребению. Это и случи-
лось бы и она была бы брошена непогребенною, если бы поднявшие ее не вынесли, как своего
мертвеца. Так и в этом показал он свой нечестивый нрав. Поелику вдовы и другие недвижимые
собирали милостыню, то велел отнимать подаваемое и разбивать сосуды, в которых держали масло
и вино, чтобы не только нечестиво отнять у них, но самим делом обезчестить Господа и вскоре
услышать от Него: обезчестив этих, обезчестил ты Меня.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 19

cron
@Mail.ru