Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 сен 2020, 12:33

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

14) Многое и другое им сделано, что даже трудно и выразить словом, и о чем иной выслушав, по-
чтет это невероятным. Поступал же так потому, что не был поставлен по правилу церковному, и
был назначен Епископом не по апостольскому преданию, но прислан от Двора с воинскою силою
и пышностью, как-будто бы вручалась ему мирская власть. Поэтому, желал он более—быть другом
градоправителей, нежели епископов и монашествующих. И если когда писал ему с горы Отец
Антоний, то, поелику богочестие неприятно грешнику, он гнушался письмами сего Святого. А если писал
царь,.или военачальник, или какой судья, — столько же бывал весел, как и те, о которых, как-бы
оплакивая их, говорит Писание в Притчах: "о оставившим пути правые! о веселящихся о злых и радую-
щихся о развращении злым" (Притч. 2, 13. 14)! И, без сомнения, приносящих эти письма чествовал он
денежными. вознаграждениями. А когда написал ему, однажды, Антоний,—велел дуку Балакию оплевать и
бросить послание. Но суд Божий не оставил этого ненаказанным; не много прошло времени, как
поименованный Дук садился на коня, отправляясь еще только в путь; конь обернулся и укусил его в
лядвею; Дук упал и чрез три дня умер.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 сен 2020, 17:17

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

15)Так поступали они со всеми. Между-тем в Риме собралось до пятидесяти епископов. Евсевие-
вых сообщников, как подозрительных и убоявшихся прийти, не приняли они. в общение, и пи
санного ими не уважили, а меня приняли и возлюбили со мною объщение- Но пока это происходило, —
дошло до сведения Царя Констанса и о Соборе, бывшем в Рим и о том, что сделано против Цер-
квей в Александрии и на всем Востоке. Тогда пишет он к брату Констанцию; и обоим уже было
угодно, чтобы составился Собор и были разобраны дела, и обиженные не терпели более обид, обид-
чики же не могли более осмеливаться на подобные поступки. Поэтому, в город Сардику сходятся епи-
скопы с Востока и Запада числом более или менее 170-ти. Западные епископы были одни с От-
цем Осиею, а восточные привели с собою пестунами и ходатаями Мусониана комита и Исихия Ка-
стрисия, которых ради и пришли охотно, надеясь опять сделать все их властию. Ибо так и
всегда с помощью их показывали себя страшными, кому хотели, и строили козни, против кого было
им угодно. Когда же пришедши увидели, что производится один Церковный суд без комита и вои-
нов, увидели против себя обвинителей и обличителей от каждой Церкви и от каждого города, уви-
дели, что почтенные Епископы Арий и Астерий, хотя пришли с ними, но уклонились от них, присоеди-
нились к нам и пересказали нам о лукавстве их и о том, сколько они подозрительны по делам и
сколько боятся судопроизводства, — чтобы и мы их не обличили как клеветников, и представленные
ими обвинители не показали, что сами они все это внушили им и подстроили, — примечая все это, —
хотя пришли со тщанием в той мысли, что иначе не встретят нас, как устрашенными, но как-
скоро увидели нашу готовность, — заключаются во дворце (ибо там жили) и начинают разсуждать ме-
жду собою: „С иною целью мы шли, и иное видим; пришли мы с комитами, а суд производится
без комитов; без сомнения, мы будем осуждены, 0все вы знаете данные предписания; Афанасиевы за-
щитники имеют у себя мареотския записи, по которым он оправдается, а мы посрамимся. Поэтому,
что же нам делать? Для чего медлить? Выдумаем какие-нибудь предлоги и уйдем, чтобы оставаясь не
быть осужденными; лучше, бежав, понести стыд, нежели потерпеть посрамление, когда обличат нас
клеветниками. Если убежим, то будем еще в состоянии хотя сколько-нибудь защитить ересь. Хотя и
осудят нас бежавших, но нашим покровителем Царь; он не попустит, чтобы народ изгнал нас
из Церквей".
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 сен 2020, 14:43

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

16) Подобно этому рассуждали они; Осия же и все другие епископы часто давали им уразуметь рев-
ность Афанасиевых защитников, и сколько готовы они к оправданию, даже обещаются обличить их
как клеветников. Епископы говорили: „Если боитесь суда,—для чего пришли? Или приходить не над-
лежало, или пришедши не должно бежать. Слыша это и еще в больший пришедши страх, прибегли
к новому предлогу более нелепому, нежели выдуманный в Антиохии, будто бы Царь писал им о
торжествах по случаю победы над персами, и решились бежать. И предлог этот без стыда предста-
вили чрез Евстафия пресвитера сардикийской Церкви. Однакоже, побег их по желанию не состоялся.
Ибо святой Собор, на котором председателем был великий Осия, вскоре написал им ясно; „Или
явитесь оправдаться в представленных на вас обвинениях и в сложенных вами клеветах, или знайте,
что Собор осуждает вас, как признанных виновными. Афанасия же и защитников его объявляем
свободными и чистыми от всякой вины". Но они больше были гонимы страхом совести, нежели
способны внять этому посланию; видя перед собою обиженных ими, не дали ответа делающим это
предложение, но скорее бежали.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 сен 2020, 13:45

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

17) Так постыдно и неблагообразно было их бегство. Святой же Собор, созванный из 35-ти и
более епархий, признав злонравие ариан, допустил Афанасия и прочих с ним к оправданию, в чем
обвиняли их и за что пострадали; и когда оправдались, как сказали мы выше, — Собор принял их
и признал достойными всякого удивления, а потому и возлюбил общение с ними, отписал всюду, по-
слал писания в округ каждого и особенно в Александрию, в Египет и в Ливию, что Афанасий
и прочие с ним чисты и не подлежат никакому упреку, а противники их — клеветники, люди злобные
и вовсе не христиане. Посему, Афанасия и прочих с ним отпустили с миром, а низложили Стефана,
Минофанта, Акакия, Георгия лаодикийского, Урзация, Валента, Феодора и Наркисса. Григория же,
присланного Царем в Александрию, отлучили от Церкви; потому что он вовсе не был епископом
и не должен именоваться христианином. Поэтому, объявили недействительными и те поставления,
которые сделаны Григорием, приказав, чтобы оные вовсе не именовались в Церкви, по необычайности
беззакония.
Так Афанасий и прочие с ним отпущены с миром. Соборные же послания, по длинноте их,
писаны в конце (1). И Собор разошелся.

(1). Эти послания помещены уже выше T. I, стр. 332—350.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 сен 2020, 13:55

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

18) Низложенные, которым теперь надлежало бы успокоиться, после такого постыдного бегства, со-
вершили дела, в-сравнении с которыми прежние их поступки оказываются малыми. Ибо, когда
жители Адрианополя не захотели вступить с ними в общение, потому что бежали они от Собора и при-
знаны виновными; тогда донесли об этом Царю Констанцию, и сделали, что на тамошней фабрике десять
человек мирян были обезглавлены, при содействии арианам опять и в этом Филагрия, бывшего там
комитом. Надгробные памятники умерщвленных находятся пред городом, как и мы это видели, проходя
мимо. Потом, как-будто сделано ими хорошее дело, потому что бежали, чтобы не обличили их как
клеветников,—все, чего только хотели, и Царь подтвердил своим приказанием. Поэтому, успели и
в том, что из Александрии сосланы в заточение в Армению два пресвитера и три диакона; Ария же
и Астерия, из которых один был Епископом Петры палестинской, а другой Епископом аравийским,
за то, что отделились от них, не только послали в заточение в верхнюю Ливию, но и подвергли их
оскорблениям.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 сен 2020, 13:56

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

19) С Адрианопольским Епископом Лукием, поелику увидели, что обходится с арианами очень
смело и обличает их нечестие, поступили опять так-же, как и прежде, возложили железные оковы
на шею и руки, и потом послали в заточение, где Лукий и скончался, как они это знают. Удалили с
места Епископа Диодора, Олимпия же энейского и Феодула траянопольского, которые оба были Еписко-
пами во Фракии, добрых и православных мужей, поелику видели, что они ненавидят ересь, оклеве-
тали сперва Евсевиевы сообщники, о чем и писал царь Констанций, а во второй раз и сии подтвер-
дили тоже. Констанцием же писано было не только изгнать этих Епископов из городов и Церквей,
но и предать смертной казни, если будут где найдены. Как ни удивительно это, однако-же, нимало не
чуждо их образу действия. Научившись подобным у Евсевиевых сообщников и как-бы став
наследниками их нечестия и поведения, как отцы их делали во Фракии, так и они захотели в Але-
ксандрии показать себя страшными, и по их домогательству было написано наблюдать за пристанями и
входами в города, чтобы епископы не возвратились как-нибудь к Церкви, вследствие соборного
дозволения. Написано было, по их домогательству, и к александрийским судьям об Афанасии и о
некоторых пресвитерах поименно, что если Епископ, или кто-нибудь из тех пресвитеров найден
будет вступившим в город или в пределы его, то судья в-праве — обезглавить найденного. Так
новая иудейская ересь не только отрицается от Господа, но и научается убийствам.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 сен 2020, 14:00

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

20) И при этом они не успокоились; но как отец их ереси "ходит яко лев иский кого поглотити"
(1 Петр. 5, 8), так и они, — захватив во власть свою общенародное гульбище и ходя по нему,
если находили, что кто-нибудь порицает их за бегство и изъявляет ненависть к арианской ереси, —
всех таковых секли бичами связывали, высылали из отечества в заточение. А чрез это сделали себя
столько страшными, что многие обратились в лицемеров, а многие согласились лучше—бежать в
пустыни, нежели жить с ними вместе. Таковы были неистовые их дерзости после побега. Ибо совер-
шают нечто необычайное, приличное только их ереси, чего прежде и не слыхивали, и чего, может
быть, никогда не случится даже у развращенных язычников, не только у христиан. Святой Собор
Епископов Викентия из Капуи, где митрополия Кампании, и Евфрата из Агриппинии, где митро-
полия верхней Галлии, отправил послами к Царю, чтобы, поелику он изгнал Епископов, то сам-же
и дозволил бы, по суду соборному, возвратиться имъ в свои Церкви. Писал также и благочести-
вейший Констанс к брату своему, и поддерживал сторону Епископов. Эти же достойные удивления и
на все отважные люди, как-скоро увидели послов в Антиохии, составляют общий совет, исполнение
же принимает на себя один Стефан как способный к подобным делам. В самые дни святейшей
Пасхи, нанимают распутную женщину и, раздев ее до-нага, вводят ночью к Епископу Евфрату.
Женщина эта, думая сперва, что призвана молодым человеком, шла охотно. Когда же, оставленная ими,
увидела человека сонного, который ничего не знает о случившемся, а потом, рассмотрела лице старца и
догадалась, что это Епископ, — тотчас подняла крик и стала жаловаться, что введена насильно. Но
они просили ее молчать и солгать на Епископа. Так наступил день; дело разгласилось, и стекся весь
город; придворные пришли в движение, дивясь распространившемуся слуху и прося не молчать о деле.
Поэтому, произведен суд; содержатель непотребного дома обличил приходивших за женщиной;
они же обличили Стефана, потому что это были его клирики. Посему, Стефан отрешается, и на место
его поставляется скопец Леонтий, только бы арианская ересь не оставаться без защитника.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 сен 2020, 15:32

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

21) Царь Констанций, тронутый этим несколько, пришел в себя, и из поступка с Евфратом заключив,
что и против других бывают подобные замыслы, повелевает немедленно освободить сосланных
из Александрии в Армению пресвитеров и диаконов; и в Александрию пишет прямо, чтобы
более не преследовать клириков и мирян у Афанасия. Потом, когда месяцев чрез десять скончался
Григорий, — с великою честью приглашает Афанасия, не однажды и не двукратно, но три раза
написав к нему дружественно, убеждает ничего не опасаться и идти в путь, посылает пресвитера
и диакона чтобы тем с большею уверенностью возвратился он. Царь думал, что, страшась бывшего
прежде, не забочусь о возвращении. Пишет же и к брату своему Констансу, чтобы и он убеждал меня
возвратиться. Он уверял, что целый год ожидает Афанасия, и никак не дозволял какого - либо ново-
введения, или поставления, сохраняя Церкви Епископу Афанасию.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 сен 2020, 12:27

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

22) Когда же так писал Царь и убеждал чрез многих, потому что заставлял писать и комитов
Полемия. Датиана, Бардиона, Фаласса, Тавра и Флоренция, которым более можно было верить; тогда,
предав все Богу, и на сие подвигшему Констанция, пришел к нему Афанасий с бывшими при нем. Царь
принял его искренно и дозволил возвратиться в отечество и к Церкви, написав к поместным
судьям, чтобы (так-как прежде приказывал оберегать входы) иметь ему невозбранный доступ. Потом,
когда Епископ стал жаловаться на то, что потерпел и что писано было против него, присовокупил
же и просьбу, чтобы, по отбытии его, опять не стали клеветать враги, и сказал: „призови их,
если угодно; пусть станут они передо мною, и я обличу их; тогда Царь не сделал этого, но все,
что прежде писано было на Афанасия по клевете, велит уничтожить и изгладить, подтвердив, что впредь
не потерпит клеветы и что намерение его в этом твердо и непременно. И сказал это не просто, но
запечатлел слова клятвами, призывая при этом свидетелем Бога. Убедив же Афанасия многими
другими словами и посоветовав ему остаться в том уверенным, к епископам и судьям пишет
следующее (1):

(1). Смотри выше два послания Констанциевы: одно—к епископам и пресвитерам вселенской
Церкви, другое—ко всем верным вселенской Церкви в Александрии. (T I, стр 355—356)
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 сен 2020, 14:28

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

23) Победитель Констанций Август—экзарху египетскому Несторию.

Известно, что прежде сего было наше приказаніе (1) отыскать некоторые писания, противные чести
достопочтеннейшего Епископа Афанасия, состоят же они в заведывании твоей правдивости. Посему,
угодно нам от испытанной нами трезвенности твоей, чтобы все письма, касающиеся сказанного выше
имени и бывшие в твоем заведывании, сообразно сему нашему приказу, отослал ты в наш комитет.

24) А что писал он, по смерти блаженного Констанса, то, по переводу с латинского подлинника,
состоит в следуюшем:

Победитель Констанций Август—Афанасию.

Всегдашним моим желанием было, чтобы все делалось в угодность покойному моему брату Кон-
етансу; это не безъизвестно и твоему разумению. В какой же был я скорби, узнав, что он умерщвлен
какими-то людьми преступными,—об этом может опять догадываться твое благоразумие. Поелику же
в настоящее столь печальное время покушаются иные устрашать тебя; то заблагоразсудил я послать к
твердости твоей письмо сие, поставляя тебе в обязанность, как прилично епископу, учить народ тому,
чего требует Божественная вера, и вместе с ним обычным образом проводить время в молитвах,
а не верить пустым слухам, какие бы они ни были. У нас же укоренено в душе это желание, чтобы
тебе, согласно с нашим изволением, всегда быть епископом на месте твоем. Божественный
Промысл долгие годы да соблюдает тебя, возлюбленнейший Отец. (2)

(1). Смотри выше (T, I, стр. 357)
(2). Письмо это читается выше (стр 61) в других несколько выражениях, вероятно, до другому переводу с латинского языка.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3366
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 173

cron
@Mail.ru