Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 сен 2020, 06:34

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

25) Когда происходило это,—Афанасий и бывшие с ним простились и вступили уже в путь; друзья,
взирая на друга, радовались; а что до прочих,—то одни, видя его, стыдились, другие, не осмеливаясь
видеть, скрывались, иные же раскаивались в том, что писали на Епископа. Все палестинские
Епископы за исключением двоих или троих, и то подозрительных, так приняли Афанасия и возрадова-
лись общению с ним, что писали и оправдывались, говоря; „что писано нами прежде, то сделано не по
произволению, но принуждению. А об Епископах в Египте и в Ливиях, также о народе в этих
странах и в Александрии излишнее дело и говорить; потому что все стекались, и несказанна была
их радость, не потому только, что сверх чаяния сретали своих живыми, но и потому, что освобож-
дались от еретиков, как от мучителей и от бешеных псов. Великое было веселье, когда люди
мирские в церковных собраниях друг друга поощряли к добродетели. Сколько незамужних, которые
прежде готовы были вступить в брак, остались девами Христовыми? Как многие юноши, смотря
на других, возлюбили иноческую жизнь? Как многие отцы увещевали детей? И сколь у многих просили
дети, чтобы не препятствовали им подвизаться о Христе? Сколь многие жены убедили мужей и
сколь многие убеждены мужьями—пребывать, как сказал Апостол, в молитве (1 Кор. 7, 5)? Сколько
вдов, сколько сирот прежде были голодны и наги, а теперь, вследствие великого народного усердия, не
только не чувствовали голода, но ходили уже одетыми? Вообще, такое было соревнование в добро-
детели, что каждое жилище, каждый дом, по добротолюбию обитающих и по молитве к Богу, можно
было почесть церковью. Глубокий и чудный был мир в Церквах; повсюду сущие епископы писали и при-
нимали от Афанасия обычные мирные послания.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3368
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 сен 2020, 14:29

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

26) Раскаялись и Урзаций и Валент, как-бы терзаемые совестью. Дружеское и мирное послание пишут
они к Епископу, хотя сами не получили от него письма. Пришедши же в Рим, приносили покаяние,
признаваясь, что все, что ни делали и ни говорили они против Афанасия, есть ложь и одна клевета.
И не это одно сделали они, но предав анафеме арианскую ересь, письменно изложили свое покаяние,
написав Епископу Юлию на латинском языке(1), с переводом на эллинский, следующее послание, с
которого на латинском языке прислан список мне Павлом, Епископом триверским.
Написав это, подписались они и к мирным посланиям, когда проходили у них Афанасиевы пре-
свитеры Петр и Ириней и мирянин Аммоний, хотя Афанасий с ними ничего не написал к Урзацию
и Валенту.
27) Посему, кто не дивился, видя все это и такой мир Церквей? Кто не радовался, взирая на едино-
мыслие стольких епископов? Кто не славил Господа примечая веселье народа в церковных собра-
ниях? Сколь многие из врагов принесли покаяние? Сколь многие из клеветавших прежде старались
оправдаться? Сколь многие из ненавидевших прежде Афанасия впоследствии возлюбили его? Сколь
многие из писавших против него переменили склад песни? Многие из бывших в общении с арианами не по
прозволению, но по нужде, приходили ночью и оправдывались; они предавали ересь анафеме и просили
себе прощения, потому что по заговорам и клеветам от них бывшим, видимо и телесно были
они с арианами, сердцем же соединены с Афанасием и с ним всегда пребывают. Ей, поверьте,
что это было так!

(1). Смотри выше послания Урзация и Валента, одно — к Епископу Юлию T 1, стр. 359, а другое к св
Афанасию T. I, стр. 360
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3368
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 сен 2020, 14:41

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

28) Но слыша и видя это, в великом были стыде наследовавшие мнение и нечестие Евсевиевы, а именно:
скопец Леонтий, — с которым не должно иметь общения и как с мирянином, потому что оскопил
себя, чтобы свободно уже жить с какой - то Евстолией, которая имела прежде с ним связь, хотя име-
новалась еще девою, — также Георгий, Акакий, Феодор, Наркисс, которые низложены еще Собором.
Потом, видя согласие и мир с Афанасием более нежели 400 епископов, и именно: Епископов ве-
ликого Рима, всей Италии, Калабрии, Апулии, Кампании, Бруттии, Сицилии, Сардинии, Корсики и всей Аф-
рики, также Епископов Галлии, Британии, Испании и великого исповедника Осии, и еще Епископов Пан-
нонии, Норика, Сискии, Далмации, Дардании, Дакии, Мисии, Македонии, Фессалии, всей Ахаии, Крита, Кипра,
Ликии и большей части Епископов Палестины,—Исаврии, Египта, Фиваиды, всей Ливии и Пентаполя, видя
все это, объяты они были завистию и страхом;—завистью по причине общения с Афанасием столь мно-
гих Епископов, и страхом, чтобы обольщенные ими не приступили к единодушию с столь многими,
и обезсиленная ересь их не была всюду предана посрамлению и позору.
29) И во-первых, убеждают Урзация и Валента переменить свои мысли и подобно псам возвратиться
на свою блевотину, или подобно свиньям снова погрузиться в прежнюю тину нечестия и выдумать
такой предлог принесенного ими покаяния, будто бы сделали это, убоявшись благочестивейшего Констанса.
Но если был в этом и страх, то, ежели дело совершаемо было с уверенностью в нем, не
надлежало изменять сделанному. Если же и страха не было, но они солгали; то не всякого ли достойны
они осуждения? Не было тут воина, и не посылались царедворцы или письмоводцы (как делают они
ныне), не присутствовал царь, и вовсе не по чьему-либо приглашению писали они; но сами, по своей воле,
пришли в Рим, и в церкви, где нет внешнего страха, действует же один страх Божий, где всякий
имеет свободное произволение, сами собою принесли покаяние и написали оное. И однако-же, в другой
раз став арианами, не краснеют, придумав снова такой неприличный предлог.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3368
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 сен 2020, 13:32

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

30) Потом, собравшись вместе, обратились с просьбою к Царю Констанцию, говоря: „О чем
представляли мы прежде, в том нам не поверили. Когда вызывал ты Афанасия,—говорили мы, что, при-
глашая его, изгоняешь наш толк; потому что Афанасий из-начала против него и не перестает пре-
давать его анафеме. Он всюду уже разослал свои против нас писания; весьма многие—в общении с
ним, а которые, по-видимому, нас держались, те или уже присоединились к нему, или думают при-
соединиться; и мы остались одни; есть опасность, что огласится наше учение, и мы и ты будем, наконец,
провозглашены еретиками. А если сделается это, то смотри, чтобы не причли нас к манихеям. По-
этому, начни опять гонение и будь покровителем нашего толка; потому что и он признает тебя сво-
им царем". Таковы были лукавые их слова. И Царь, когда шел против Максентия, видя общение
Епископов с Афанасием, как-бы возгоревшись огнем, переменил свою мысль, не сохранил в па-
мяти клятв, но забыл, что писал, и не соблюл данного брату слова; потому что и в письмах к
нему, и при свидании с Афанасием, уверял клятвенно не иначе поступать, но только как пожелает
народ и угодно будет Епископу. Усердие к нечестию сделало, что все вдруг стало им забыто. Но
не должно дивиться, что переменился Констанций после стольких писаний и клятв. И некогда еги-
петский мучитель, Фараон, многократно давая обещания и получая за то освобождение от казней, пере-
менял свое намерение, пока в-конец не погиб со своими единомышленниками.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3368
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 сен 2020, 13:27

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание

31) Сперва Констанций в каждом городе принуждал епископов перемениться; а когда был в Арелате
и в Медиолане, — стал уже поступать, как советовали и внушали еретики, лучше же сказать,
сами они стали так поступать и, воспользовавшись властью, нападать на всякого. И вскоре пришли по-
веления и писания к епарху — немедленно отнять у Афанасия выдававшийся ему хлеб и отдать мудрствую-
щим по-ариеву, а так-же дозволить желающим оскорблять всякого, кто сходится на богослужение вместе
с Афанасием. Угрожали даже судьям, если будут собираться на богослужение не с арианами. Все же
это было только предначатием того, что сделано потом дуком Сирианом. Посланы предписания и в
другия места кроме Александрии, отправлены в города письмоводцы и придворные с угрозами к
епископам и судьям, чтобы судьи поспешали, а епископы или писали против Афанасия, вступив в
общение с арианами, или в наказание сами подвергались заточению, а также миряне, сходящиеся с ними
на богослужение, знали, что против них употреблены будут узы, поругания, раны и отъятие собствен-
ности. Предписание это не оставлено в небрежении, потому что посланные имели при себе клириков
Урзациевых и Валентовых, чтобы и побуждали они нерадивых судей, и доносили о них Царю. И дру-
гим ересям, как меньшим своим сестрам, дозволяли хулить Господа; против одних только христиан
злоумышляли, не имея терпения слышать благочестивые о Христе вещания. Посему, сколько еписко-
пов, по Писанию, ведени были пред воеводы и цари (Марк. 13, 9), и слышали от судей; „или подпиши-
тесь, или оставьте Церкви, потому что Царь велел низложить вас"? Сколь многие в городах приве-
дены были в смущение, что и их обвиняют как друзей епископских? Ибо и гражданам было писано,
притом с угрозою денежного взыскания, если каждый не будет епископа города своего принуждать к
тому, чтобы подписался. Вообще, всякое место и всякий город исполнились страха и смятения; потому
что епископов влекли, а судьи видели сетование и стенания народа.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3368
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 сен 2020, 15:48

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание

32) Так поступали посланные царедворцы. Эти же чудные люди, смело полагаясь на покровительство,
употребляют свое старание, и таким образом, одних епископов вызывают к Царю, против других
строят опять козни, в письмах выдумывая на них обвинения, чтобы одни убоялись присутствия
Констанциева, другие же, устрашившись посланных и угроз вымышленною клеветою, отступили от
своего правого и благочестивого образа мыслей. Так, Царь великое число епископов, то угрозами, то
обещаниями принуждал сказать: „мы уже не в общении с Афанасием". Приходящим к Царю не прежде
дозволяли его видеть, и вообще, не прежде давали им какой-либо покой и свободу оставлять свое
жилище, как взяв с них подпись. А если отказывались подписаться, то посылали их в заточение. И
это делал Царь, примечая, что ересь ненавидима всеми. Посему-то наипаче и принуждал многих
присоединиться к числу немногих, старался собрать кучу имен из зависти к Епископу Афанасию, и
чтобы придать большую важность арианскому учению, которому он покровительствовал, думая, что
в состоянии будет так-же извратить истину, как превращал людские мнения; но не знал и не читал
того, что саддукеи и иродиане, присоединив к себе фарисеев, не возмогли утаить истину. Напротив
же того, истина при всем этом с каждым днем делается более блистательною, а они, вопия: "не имамы
Царя, токмо Кесаря" (Іоан. 19, 15), и имея на своей стороне Пилатов приговор, тем не менее остаются
лишенными всего и во всем стыде, ожидая, что и сами будут совершенно обнажены, как раб (Иерем.
17, 11), как-скоро увидят умершим своего покровителя.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3368
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 сен 2020, 13:55

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

33) Хотя совершенно неприлично, что некоторые из епископов, устрашась сего, переменили свои
мнения; но гораздо неприличнее, что не полагающиеся на правоту своей веры употребляют насилие и
принуждают других верить против воли. Так, диавол, поелику нет в нем истины, нападая сечивом
и оскордом, сокрушает двери приемлющих его (Псал. 73, 6). Спаситель же столько кроток, что,
хотя спрашивает: аще кто хощет по Мне идти (Матѳ. 16, 24), и: кто хочет быть Моим учеником,—одна-
коже, приходя к каждому, не употребляет насилия, а напротив того, ударяет в дверь и говорит: отвер-
зи Ми сестра Моя невесто (Песн. Песн. 5, 2); и когда отворяют,—входит; когда же медлят и не хотят,—
удаляется. Не мечем и стрелами, не с помощью воинов возвещается истина, но убеждением и сове-
том. Какое же там убеждение, где—страх царев? Или какой—совет, где прекословящий имеет пред
собою ввиду заточение или смерть? И Давид,— будучи Царем, когда в руках своих имел врага,
и воины его покушались убить сего врага,—не со властью запретил им, но, как говорит Писание,
словами убеждал мужей своих и не дал им восстать и умертвить Саула (1 Цар. 26, 9—11). А Кон-
станций, поелику нет у него слова, принуждает всех властью, чтобы всякому было явно, что мудрование
их не по Богу, но человеческое, и мудрствующие по-ариеву действительно не имеют Царя токмо Кесаря;
потому что христоборцы чрез него делают все, что только хотят.
Но, положив при его помощи строить козни многим, не знали они, что заставят многих сделаться
исповедниками; таковы ныне показавшие достославное исповедничество, мужи благоговейные и добрые
епископы: Павлинъ, Епископъ Триверовъ, митрополит галльской, Люцифер, Епископ митрополии сардин-
ской, Евсевий верчелльский в Италии, и Дионисий Епископ Медиолана, также митрополии италийской. Ибо
Царь, призвав их, приказывал подписаться против Афанасия и вступить в общение с еретиками; по-
том, когда они, удивившись этому новому предприятию, сказали, что нет такого церковного правила.—
он тотчас возразил: „Я хочу этого правила,—исполняйте; так сказано мною и епископам сирийским,
и они согласны. Поэтому и вы, или повинуйтесь, или будете в заточении".
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3368
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 сен 2020, 14:12

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

34) Епископы, выслушав и весьма удивившись, воздев руки к Богу, с великим дерзновением
обратили к нему речь, поучая, что царство—не его, но даровавшего ему Бога, и умоляли убояться Бога,
чтобы не отнял оного внезапно; угрожали ему днем суда, советовали ему не расстраивать дел Церкви и
римского народоправления не смешивать с церковным постановлением, не вводить арианской ереси
в Церковь Божию. Но он не внял им, не позволил продолжать речь, а напротив того, еще более
стал угрожать, обнажил на них меч, и некоторых из них велел отвести на казнь, и опять, как и
Фараон отменил приказ. Посему, святые эти отрясши прах и возведя очи к Богу, не убоялись
царской угрозы, и ради обнаженного меча не изменили истине, но и самое изгнание свое обратили
в дело служения. Проходя по местам и городам, хотя были в узах, благовествовали они, проповедуя
благочестивую веру, анафематствуя же арианскую ересь и предавая позору раскаяние Урзация и Валента.
И из сего вышло противное желанию злоумышлявших. Чем дальше отстояло место заточения, тем
«больше возрастала к ним ненависть, и шествие заточаемых стало проповедью об их нечестии. Ибо
кто, смотря, как проходили заточаемые, не дивился им, как исповедникам, и не отвращался от арианъ
и не гнушался ими, не только как нечестивыми, но как кровопийцами и убийцами, давая им всякие
именования, только не имя Христиан?
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3368
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 сен 2020, 15:57

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

35) Посему, Констанцию лучше было в самом начале вовсе не приступать к этой ереси, или присту-
пив не уступать в такой мере нечестивым, или уступив до такой степени, стать в один с ними
ряд, чтобы понести общее с ними осуждение за учиненные доныне дерзости. Но, как видно, по-
добно обезумевшим, опутав себя оковами нечестия, навлекают они на себя еще большее осуждение. Ибо
и вначале не пощадили Либерия римского Епископа, но и туда простерли свое неистовство; не постыди-
лись, что это — Апостольский престол; не уважили, что Рим есть митрополия Романии; не привели себе
на память, что прежде сами в письмах именовали их мужами Апостольскими. Все смешав вместе, о
всем вдруг забыли, и заботились только ревновать о нечестии. Как - скоро увидели, что Либерий держится
православия, ненавидит арианскую ересь и старается убедить всякого, чтобы отвращался и удалялся
от ереси; тотчас разсудили эти злочестивые: „если Либерия склоним на свою сторону, то вскоре и
всех преодолеем". И клевещут они Царю, а он, в чаянии чрез Либерия привлечь к себе всех,
немедленно пишет и посылает какого - то евнуха, по имени Евсевия, с письмом и с дарами, чтобы
обольстить дарами и привести в страх письмом. Посему, евнух, прибыв в Рим, сперва убеждал
Либерия подписаться против Афанасия и вступить в общение с арианами, говоря: „этого хочет Царь
и так велит тебе поступить"; потом, показывая дары, снова убеждал и брал его за руки, говоря:
„послушайся Царя, и прими сии дары".
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3368
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 30 сен 2020, 14:23

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 15.

Послание.

36) Епископ же, желая убедить словом, вразумлял его: „Можно ли поступить так с Афанасием?
Кого совершенно оправдал не только первый, но и второй, отовсюду созванный Собор, и кого римская
Церковь отпустила с миром, того можем ли мы осудить? И кто одобрит нас, если заочно окажем
отвращение к тому, кого лично возлюбили и допустили с собою в общение? Нет такого церковного
правила, не имеем у себя подобного предания от Отцов, которые сами заимствовались у блаженного
и великого Апостола-Петра. Но если Царь заботится о церковном мире, если повелевает уничтожить
написанное нами в пользу Афанасия; то пусть будет уничтожено составленное ими против Афанасия, а
также уничтожено составленное и против всех других, и пусть, наконец, составится церковный
Собор вдали от дворца, где не присутствовал бы Царь, не появлялся комит, не угрожал судья, но
было бы достаточно Божия только страха и Апостольских постановлений, чтобы, таким образом, паче
всего сохранена была церковная вера, как определили Отцы на никейском Соборе, а мудрствующие
по-ариеву были изринуты, и ересь их предана проклятию. И тогда уже по произведении суда о том,
в чем обвиняется Афанасий, или другой кто, и в ,чем обвиняют их самих, виновные будут
извергнуты, а оправдавшиеся возъимеют дерзновение. Ибо непозволительно было бы причислить к
Собору тех, которые нечестиво учат о вере, и неприлично исследование о частном деле предпочесть
исследованию о вере. Прежде надобно пресечь всякое разногласие о вере, и потом производить
исследование о делах. И Господь наш Исус Христос не исцелял страждущих прежде, нежели
обнаружат и скажут они, какую имеют в Него веру. Этому научились мы от Отцов, это и возвести
Царю. И ему это полезно, и Церковь созидает. Пусть не слушает Урзация и Валента. Они и в прежнем
каялись, и что теперь говорят, не заслуживают в том веры".
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3368
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 75

@Mail.ru