Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 ноя 2020, 14:26

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

4) Посему, как могут быть христианами те, которые — не христиане, но ариане? Или, почему будут
принадлежать ко вселенской Церкви те, которые отринули Апостольскую веру и стали изобретателями
новых зол? Они оставили словеса Божественных Писаний, и Ариевы Талии называют новою мудро-
стью, в чем и справедливы, потому что возвещают новую ересь. Почему, иной подивится, что, —
когда многими написано много сочинений и великое число бесед на Ветхий и Новый Завет, и ни у
кого из них не отыскивается Талии, даже не найдешь ее и у степенных из язычников, а разве
только что-либо подобное с рукоплесканиями и шутками поется у них среди попоек, во время забав,
для возбуждения смеха в других, — чудный Арий, не избрав для подражания что-либо честное, даже не
зная, что делали степенные из язычников, когда весьма многое выкрал из других ересей, в этом
поревновал смехотворству одного Сотада. Да и что ему, когда пожелал издеваться над Спасителем,
приличнее было делать, как не этими небрежными и вольными стихами выражать жалкие мудрования
своего злочестия?
Как по исходу слова, говорит Премудрость, "познан будет муж" (Притч. 29, 20); так и по этим
Ариевым произведениям познается расслабление души и растление ума в писавшем. И хотя, подобно
змию, туда и сюда извращается этот коварный; однако-же, не мог скрыть, что впал он в обольщение
фарисейское. Ибо как те, желая пребывать в беззаконии, показывали наружно, что изучают словеса
Закона, и желая отречься от ожидаемого и пришедшего Господа, лицемерно называли Его Богом, и сами
себя обличали, говоря хульно: "почему Ты человек сый, твориши себе Бога, и говоришь: Аз и Отец
едино есма" (Иоан. 10, 30. 33)? Так и этот, самозванный учитель и Сотадов подражатель, Арий, хотя
притворяется, что рассуждает о Боге, и приводит изречения из Писаний; однако-же, во всем обличает
себя, что он Арий безбожник, отрицающий Сына и причисляющий Его к тварям.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 ноя 2020, 14:45

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

5) Вот начало Ариевой Талии и Ариева пустословия, женоподобное и по складу речи, и по размеру стиха.
„От избранных Божьих по вере, богоразумных, святых чад, правомерных, приявших Святого Божия
Духа, причастников премудрости, мужей образованных, богоучимых и во всем премудрых научился
я сему. По их единомысленно шествуя следам, пришел я, оглашаемый всюду, много пострадавший
за Божию славу, и от Бога научившись мудрости, уведал я ведение". Отвратительные же и исполненныя
злочестия ругательства, провозглашаемые им в Талии, таковы: „Бог не всегда был Отцем; но было,
когда один был только Бог и не было еще Отца; впоследствии же соделался Он Отцом, Не всегда
был Сын. Поелику все произошло из ничего, и все происшедшее есть тварь и произведение; то и самое
Божие Слово произошло из не-сущего; и было, когда не было Слова; Его не было, пока не произошло;
и Оно имело начало создания. Один был Бог, говорит Арий, и не было еще Слова и Премудрости.
Потом, восхотев создать нас, сотворил Единого некоего и наименовал Его Словом, Премудростью и
Сыном, чтобы посредством Его создать нас". Посему, говорит, что „две есть премудрости: одна
собственная и соприсущая Богу; Сын же рожден сею премудростью, и как причастник ее, наименован
только Премудростью и Словом. Ибо Премудрость, говорит он, от премудрости прияла бытие по воле
премудрого Бога". Подобно этому утверждает, что „в Боге есть другое слово кроме Сына, и Сын,
как причастник оного, наименован опять по благодати Словом и самым Сыном". Их же ереси
свойственно и это мудрование, выраженное в их других сочинениях, а именно, что „много есть сил,
и как одна по естеству собственно есть Божья и вечная сила; так Христос опять—не истинная Божия
сила, но и Он есть одна из нарицаемых сил, между которыми и "прузи и гусеницы" называются не
только силою, но и силою "великою" (Иоил. 2, 25). Есть же много и других сил, подобных Сыну, о кото-
рых воспевает Давид, говоря: "Господь сил" (Псал. 23, 10). И подобно всем оным силам, и само
Слово по естеству изменяемо, по собственной же свободе, пока хочет, пребывает совершенным;
а когда восхощет, — может измениться, потому что Оно, как и мы, изменяемого естества. Посему,
говорит Арий, Бог предуведав, что Слово будет совершенным, предварительно даровал Ему
сию славу, какую человек стал иметь впоследствии за добродетель; почему, за дела Его, которые
предуведал Бог, сотворил, что таковым стало Оно ныне".
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 ноя 2020, 15:00

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

6) Еще же дерзнул сказать он, что „Слово--не истинный Бог; а если и сказуется Богом, то не
истинным, а по причастию благодати; как все иные, так и Оно по имени только сказуется Богом. И
как все чужды и неподобны Богу по сущности; так и Слово чуждо Отчих свойств, и по всему непо-
добно Отчей сущности, состоит же в свойстве с вещами, получившими бытие, и с тварями, и есть
одна из них". Сверх же этого, соделавшись преемником диаволовой дерзости, Арий написал в своей
Талии, что „Отец невидим Сыну, и что Слово не можетъ совершенно и в-точности видеть и познавать
Своего Отца; а что познает и видит, то знает и видит соответственно мерам Своим, как и мы
познаем по мере сил своих. Ибо и Сын, говорит Арий, не только не познает Отца в-точности
(недостает у Него и сил постигнуть сие), но и Своей сущности не знает сам Сын". И еще говорит
Арий, что „раздельны по естеству, разобщены, разлучены, чужды и непричастны одна другой сущности
Отца, Сына и Святого Духа, и, как сам он выразился, до безконечности во всем несходны между
собою по сущностям и по славам; по крайней мере, Слово, говорит он, что касается до подобия
славы и сущности, совершенно чуждо тому и другому, и Отцу и Духу Святому". Такими словами
выражался нечестивый, и утверждал, что „Сын существует отдельно сам по себе и совершенно
непричастен Отцу". И это часть только Ариевых басен, заключаюшихся в смешном его сочинении.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 ноя 2020, 15:32

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

7) Кто же, выслушав подобные речи и такой напев Талии, по справедливости не возненавидит Ария,
который, как на зрелище, шуточно судит о таких предметах? Кто не усмотрит, что для вида
только именует он Бога, и разсуждает о Боге, как змий, подающий совет жене? Кто, читая и про-
должение Талии, не увидит его нечестия, как впоследствии стало видно заблуждение, в какое ухищ-
ренный змий вводил жену? Кого не приведут в изумление такие хулы? "Ужасеся небо, как говорит
Пророк, и земля вострепета" (Иер. 2, 12) от преступления Закона; а еще более солнце, негодуя и не
терпя тогда телесно наносимых общему всех Владыке оскорблений, которые добровольно понес Он
ради нас, отвратилось и, удержав лучи свои, произвело тот, неозаренный солнцем, день. От Арие-
вых же хулений не будет ли поражено онемением все естество человеческое, не заградит ли слуха, не
смежит ли очей, чтобы прийти в невозможность и слышать что-либо подобное и видеть написавшего
это? Сам же Господь не тем ли паче справедливо возопиет на сих, как на злочестивых и вместе
неблагодарных, что предрек Он чрез Пророка Осию: "горе им, яко отскочиша от Мене: боязливи
суть, яко нечествоваше ко Мне: Аз же избавих я, сии же возглаголаша на Мя лжу" (Осии 7, 13); и не-
сколько ниже: "И на Мя помыслиша злая. Совратишася ни во что-же" (15. 16)? Отвратившись от
сущего Божия Слова и измыслив себе слово не-сущее, ниспали они в ничто.
Посему-то и вселенский Собор говорящего это Ария изринул из Церкви и, не терпя злочестия,
предал анафеме, и Ариево заблуждение признано уже ересью, заключающею в себе нечто большее иных
ересей; потому и христоборным оно названо, и признано предтечею антихриста. И хотя, как говорил
я и прежде, такой суд, произнесенный на злочестивую ересь, всего более достаточен убедит
всякого, чтобы бежал от нее; однако-же, поелику некоторые из именуемых христианами, или по не-
ведению, или лицемерию, как говорено уже прежде, признают ересь безразличною в отношении к
истине, и мудрствующих так называют христианами; то, допросив их, откроем, сколько можем,
коварство ереси, чтобы, хотя этим остановленные, заградили они себе уста и бежали от ереси, как
от лица змиина.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 ноя 2020, 12:58

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

8) Если на том основании, что в Талии выписаны некоторые изречения Божественного Писания, и хулы
ее почитают благохвалениями; то, конечно, увидев нынешних иудеев, читающих Закон и Пророков,
отрекутся с ними от Христа, а может быть, услышав манихеев, произносящих некоторые места
из Евангелий, отрекутся с ними и от Закона и Пророков. Если же так волнуются и пустословят
по неведению, то пусть узнают из Писаний, что измысливший ереси диавол, по причине смрада
собственной его злобы, употребляет изречения Писания, чтобы, под покровом их всеяв яд свой,
обольстить простодушных. Так обольстил он Еву. Так произвел и другие ереси. Так и ныне убедил
Ария притворствовать и говорить, по-видимому, против ересей, чтобы неприметно посевать в умах
собственную свою ересь.
Но и таким образом не утаился этот коварный. За свое нечестивое учение о Божием Слове скоро
утратил всякое доверие, и ясно всем стало, что несведущ он и в других догматах, и только
притворяется, ни о чем же не разсуждает верно. Ибо может ли истинно учить об Отце, кто отрицает
Сына, преподавшего откровенное учение об Отце? Или, может ли право мудрствовать о Духе,
кто хулит Слово, подателя Духа? Кто поверит ему, разсуждающему о воскресении, когда отрицает Хри-
ста, для нас соделавшегося "перворожденным из мертвых" (Кол. 1, 18)? Возможно ли, чтобы, совер-
шенно не познав преискренняго и истинного рождения Сына от Отца, не имел он погрешительной
мысли и о пришествии Сына во плоти? Так и тогдашние иудеи, отрекшись от Слова и говоря: "не
имамы царя, токмо кесаря" (Иоан. 19, 15), вдруг лишены были всего, и остались без светильника света,
без вони мира, без ведения пророчества, без самой истины; и ныне, ничего не разумея, ходят как
во тьме.
Кто слышал когда что-либо подобное? Или откуда, или от кого услышали это подкупленные и льстивые
защитники ереси? Кто, преподавая огласительное учение, говорил им подобное сему? Кто сказал им,
что, оставив служение твари, опять приступаете вы служить твари и произведению? Если же сами со-
знаются, что в первый раз услышали теперь это, то пусть не отрицают, что ересь эта—чужда нам и не
от Отцов заимствована. Не от Отцов же заимствованное, а ныне только изобретенное может ли
быть чем иным, а не тем, о чем предсказал блаженный Павел: "в последняя времена отступят
неции от здравые веры внемлюще духовом лестчим и учением бесовским, в лицемерии лжесло-
весник, сожженных своею совестью" (1 Тим. 4, 1.2), "и отвращающихся от истины" (Тит. 1, 14).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 ноя 2020, 16:39

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

9) Вот с дерзновением из Божественных Писаний предлагаем о благочестивой вере, и как-бы на
свещнике поставляем светильник, говоря: истинный по естеству и преискренний Отчий Сын, собственно
принадлежащий Отчей сущности, единородная Премудрость, истинное и единственное Божье Слово
есть Он; не тварь, не произведение, но собственное рождение Отчей сущности. Посему, Он истинный
Бог, как единосущный истинному Отцу. Все же прочіе, как сказал: "Аз рех, бози есте" (Псал. 81, 6),
имеют эту благодать от Отца только по причастию Слова чрез Духа; "потому что Он есть образ
ипостаси Отчей" (Евр. 1, 3), свет от света, сила и истинный образ Отчей сущности. Это сказал так-же
и Господь: "видевый Мене, виде Отца" (Иоан. 14, 9). Всегда Он был и есть, и не было, когда не был.
Как вечен Отец, так вечно Его Слово, или вечна Его Премудрость.
Что же представят они нам из этой достойной всякого осуждения Талии? Или пусть сперва прочтут
ее, подражая обычаю написавшего, чтобы хотя насмешки других вразумили их, как глубоко они
пали; и тогда уже пусть говорят. Но что же могут сказать из нея? Не это ли одно? „Бог не
всегда был Отцем, но стал Им впоследствии; не всегда был Сын, Его не было, пока не рожден.
Он не от Отца, но произошел из не-сущего, не собственно принадлежит Отчей сущности, потому
что есть тварь и произведение. Христос — не истинный Бог, но и Он обожен по причастию. Сын
не знает в-точности Отца, Слово не видит Отца совершенно, Слово не разумеет и не познает Отца
в-точности. Христос—не истинное и единственное Отчее Слово, но по имени только нарицается Сло-
вом и Премудростью, и по благодати сказуется Сыном и силою. Он не неизменяем, как Отец,
но изменяем по естеству, как и твари, не имеет достаточной приемлемости для совершенного ведения
Отца". Странная подлинно ересь, не имеющая в себе ничего правдоподобного, и Сущего представля-
ющая не-сущим, и вместо благохвалений изрыгающая одну хулу!
Если вникнувшего в сказанное теми и другими спросят,—то какую изберет он веру, или чьи
речи назовет приличествующими Богу? Лучше же, пусть скажут потворствующие нечестию, что при-
лично отвечать спрошенному о Боге (потому что Бог бе Слово)? Ибо из сего сделается известным
все достоинство того и другого из предложенных учений. Что же прилично сказать? "Был, или не был;
всегда, или пока не получил бытия; вечно, или с той поры, и после того, как; истинно, или по усвоению,
по причастию и по примышлению"? Назвать ли Слово единым из сотворенных, или соединить его
со Отцом? Что утверждать,—то ли, что по сущности не подобно Отцу, или то, что подобно и соб-
ственно есть Отчее Слово? То ли, что Оно тварь, или то, что твари Им получили бытие? То ли, что
Оно есть Отчее Слово, или то, что кроме Его есть другое слово, и от этого-то другого слова и от
другой премудрости произошло и Оно, и по имени только наречено Премудростью и Словом, содела-
лось причастником первой той премудрости, и после нея занимает второе место?
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 ноя 2020, 13:43

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

10) В чьих речениях заключается богословие и доказывается, что Господь наш Исус Христос
есть Бог и Сын Отца? В тех ли, которые изблевали вы, или в тех, которые мы привели и
предлагаем из Писаний? Если Спаситель—не Бог, не Слово, не Сын; то пусть, как язычникам, а
ныне иудеям, так и вам дозволено будет говорить все, что угодно. Если же Он—Отчее Слово и
истинный Сын и Бог от Бога, "и над всеми благословен во веки" (Римл. 9, 5); то иные речения и
Ариева Талия, как образец худого и как исполненная всякого нечестия, не того ли стоят, чтобы
уничтожить их и изгладить? Кому и попадает в руки эта Талия, тот не весть, "яко земнороднии
у нее погибают, и во дне ада обретаются" (Притч. 9, 18).
И это знают сами они, но скрывают, как коварные, не осмеливаясь выговорить этого, говорят
же вместо этого другое. Ибо если скажут, то будут осуждены. Если возбудят к себе подозрение,
то от всех будут заметаны обличениями из Писаний. Поэтому, как сыны века сего, с коварством
возжигая мнимый светильник свой, наполненный елеем дикой маслины, и боясь, чтобы не
погас он скоро ("ибо сказано: свет нечестивых угасает" — Иов. 18, 5), скрывают его под спудом
лицемерия и говорят иное, или обещают предстательство друзей, или устрашают Констанцием, чтобы
вступающие в их общество под лицемерием и обещаниями не видели скверн ереси. И поэтому опять
не достойна ли ненависти эта ересь, когда она, как лишенная всякого дерзновения, даже и своими
утаевается и согревается ими, как змия?
Откуда набрали они себе этих речений? Или, от кого заимствовав, осмелились говорить подобные
веши? Не могут сказать, чтобы сообщил им это какой-нибудь человек. Кто из людей, эллин или
варвар, осмелился сказать об исповедуемом им Боге, что Он — одна из тварей, и не был, пока
не сотворен? Или, кто тому Богу, в Которого уверовал, не поверит, когда говорит Он: "Сей
есть Сын Мой возлюбленный" (Матф. 3, 17), и станет утверждать: Он — не Сын, а тварь? Скорее
же, вознегодуют все на произносящих такие безумные речи. Но и в Писаниях не имеют к
тому предлогов. Многократно уже было и теперь будет еще доказано, что чуждо это Божиим
словесам.
Итак, поелику остается уже сказать, что, у диавола заимствовав это, обезумели они; потому что
он—единственный сеятель таких учений: то противостанем ему; потому что с ним у нас борьба
в лице этих еретиков; — противостанем, чтобы, когда, при Господней помощи, диавол поражен будет
обличениями, и еретики устыдились, видя приведенным в затруднение посеявшего в них ересь,
и хотя поздно узнали, что, будучи арианами, они уже не христиане.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 ноя 2020, 15:53

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

11) Вы сказали, как внушено вам диаволом, и думаете, что было, когда не было Сына. Ибо прежде
всего должно совлечь с вас этот покров вашего вымышления. Скажите же вы, хульники и злочестивцы:
что было, когда не было Сына? Если наименуете Отца; то вящшая ваша хула. Ибо, непозволительно
сказать, что был Он некогда, или этим некогда означить и Его. Он всегда есть, Он есть и ныне,
Он есть и при бытии Сына, Он есть Сый и Отец Сына . Если же скажете, что Сын был и в это
некогда, когда Его не было; то ответ неразумен и безсмыслен. Ибо каким образом и был Он,
и не был? Почему, чтобы выйти из этого затруднения, необходимо уже вам сказать: было некогда
время, когда не было Слова. Ибо в существе дела это означает и самое ваше наречие: некогда. А что
еще сказали вы, написав: не было Сына, пока не рожден,—это то же значит, что и сказанное вами:
было некогда, когда Его не было. Ибо и первое и последнее изречение означает, что было время
прежде Слова.
Где же вами отыскано это? Вскую и вы, как языцы, восшатались и поучаетесь тщетным поговоркам
"на Господа и на Христа Его" (Псал. 2, 1)? Ни-одно из Святых Писаний не сказало о Спасителе
ничего подобного, всего же более употребляет речения: всегда, вечно, всегда пребывает со Отцем.
Ибо сказано: "в начале бе Слово, и Слово бе в Бозе, и Бог бе Слово" (Иоан. 1, 1); и в Апокалип-
сисе следующее: "Сый, и Иже' бе, и грядыи" (Апок. 1, 8). О Ком же сказано: Сый, и Иже бе,
у Того станет ли кто отнимать вечность? То-же и Павел в Послании к римлянам, в обличение
иудеев, написал: "от них-же Христос по плоти. сый над всеми Бог благословен во веки" (Римл. 9, 5);
а в посрамление язычников сказал: "невидимая бо Его от создания мира творенми помышляема видима
суть, и присносущная сила Его и Божество (Римл. 1, 20). А кто есть Божья сила, он же опять учит, го-
воря: "Христос Божья сила и Божья Премудрость"(1 Кор. 1, 24). Ибо, говоря это, не Отца означает,
как не редко повторяли вы, друг другу говоря: Отец есть присносущная сила Его. Но на деле
не то. Не сказал Апостол: сам Бог есть сила, но есть Его сила. Для всякого же очевидно, что ре-
чение Его не значит: Он: и означает также не что - либо постороннее, но паче собственно Ему
принадлежащее. Прочтите же эти речения в связи, и обратитесь ко Господу ("Господь же Дух есть"
2 Кор. 3, 17). и увидите, что означается здесь Сын.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 ноя 2020, 13:51

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

12) Ибо, упомянув о создании, Апостол, соответственно с этим, пишет и о силе Зиждителя в
создании, то-есть о Божьем Слове, "Которым вся быша"(Иоан. 1, 3). Если тварь сама по себе одна и
без Сына достаточна привести к познанию Бога; то смотрите, не подвергнитесь падению, думая, что тварь
и в бытие приведена без Сына. Если же тварь приведена в бытие Сыном, "и всяческая в Нем со-
стоятся" (Кол. 1, 17); то правильно взирающий на тварь по необходимости усматривает создавшее ее
Слово, а чрез Слово начинает уразумевать и Отца. Если же, по сказанному Спасителем, "никто же знает
Отца, токмо Сын, и если кому Сын откроет" (Матѳ. 11, 27); и на вопрос Филиппа: покажи нам Отца, не
сказал Господь: смотри на тварь, но: "видевый Мене, виде Отца" (,Иоан. 14, 8. 9); то справедливо
Павел обвиняет язычников, что, рассматривая стройность и порядок в твари, не домышляются
о Зиждителе твари — Слове; потому что твари возвещают своего Зиждителя, чтобы чрез них
уразумели истинного Бога и прекратили служение тварям.
Апостол, давая разуметь о Сыне, сказал: "и присносущная сила Его и Божество". Святые же, говоря:
"Сый прежде век" (Псал. 54, 20), "Имже и веки сотвори" (Евр. 1, 2), тем не менее благовествуют
опять о всегдашнем бытии и о вечности Сына, чем и означают, что Он Бог. Исаия говорит: "Бог
вечный, устроивый концы земли"(Ис. 40, 28). Сусанна сказала, "Боже вечный" (Дан. 13, 42). Варух
написал: "возопию к Вечному во дни моя" (Вар. 4, 20); и несколько ниже: "аз бо надеяхся на Вечного о
спасении вашем, и пріиде ми радость от Святого" (22). Поелику же, и пиша к евреям, Апостол говорит:
"Иже сый сияние славы и образ ипостаси Его" (Евр. 1, 3); и Давид в 89 - м псалме воспевает:
"и буди светлость Господа на нас" (Псал. 89, 17); и: "во свете Твоем узрим свет" (Псал. 35, 10); то бу-
дет ли кто столько неразумен, чтобы сомневаться о вечном бытии Сына? Ибо, когда видел кто свет
без светлости сияния, чтобы мог и о Сыне сказать: было, когда Его не было, или не был, пока не рожден?
А сказанное Сыну в 144-м псалме: "царство Твое царство всех веков" (Псал. 144, 13), не позво-
ляет никому представлять даже самомалейшей продолжительности, в которую бы не было Слова. Ибо,
если всякая продолжительность измеряется веками, а Слово есть Царь и Творец всех веков; то, по-
елику нет и самомалейшей продолжительности прежде Слова, необходимо назвать это безумием, когда
говорят: было, когда не было Вечного, и Сын из не-сущего. И поелику сам Господь говорит: "Аз
есмь истина" (Иоан. 14, 6), не говорит же: стал Я истиною, но есмь всегда; и еще говорит: "Аз есмь
пастырь" (Иоан. 10, 14); "Аз есмь свет" (Иоан. 8, 12); и еще: "вы глаголете Меня учителя и Господа: и добре
глаголете, есмь бо" (Иоан. 13, 13); то слыша, что Бог, Отчая Премудрость и Отчее Слово, так о Себе
говорит, кто еще усумнится в истине и не поверит тот-час, что словом есмь означается вечное прежде
всех веков и безначальное бытие Сына?

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 ноя 2020, 13:57

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

13) Посему, из сказанного видно, что Писания, говоря о Сыне, показывают Его вечность. А что речения,
употребляемые арианами: не было, пока, когда, те же Писания употребляют о тварях,—это будет
также явствовать из последующаго. Ибо Моисей, повествуя о начале бытия нашего, говорит: "и всякии
злак селный, прежде дaжe быти на земли и всякую траву селную, прежде даже прозябнути: не бо одо-
жди Бог на землю, и человек не бяше делати ю (Быт. 2, 5); и во Второзаконии: "егда разделяше Вышний
языки" (Втор. 32, 8). Господь же сам сказал: "Аще бысте любили Мя, возрадовалися бысте убо, яко
рех, иду ко Отцу: яко Отец более Мене есть И ныне рех вам, прежде даже не будет: да егда бу~
дет, веру имете" (Иоан. 14, 28. 29); а о творении говорит чрез Соломона: "прежде неже землю сотво-
рити, и прежде неже бездны соделати, прежде неже произыти источником вод, прежде неже горам
водрузитися, прежде же всех холмов рождает Мя" (Притч. 8, 23—25). И—-прежде даже Авраам
не бысть, Аз есмь" (Иоан. 8, 58). Об Иеремии говорит: "прежде неже Мне создати тя во чреве, по-
знах тя" (Иерем. 1, 5). Давид воспевает: "Господи, прибежище был еси нам в род и род: прежде
даже горам не быти, и создатися земли и вселенной, от века и до века Ты еси" (Псал. 89, 2. 3). У
Даніила: "возопи Сусанна гласом велиим, и рече: Боже вечный, сокровенных ведателю, сведый вся прежде
бытия их" (Дан. 13, 42). Итак: не был некогда, пока не пришел в бытие, когда, и все подобные выраже-
ния прилично — употреблять о вещах созданных и о тварях, происшедших из ничего; чужды же оные
Слову.
Если же Писания употребляют эти выражения о тварях, о Сыне же—речение: всегда; то значит,
богоборцы, что Сын произошел не из ничего, Сын вовсе не из числа существ сотворенных, но
Он — Отчий Образ и вечное Отчее Слово, не когда-либо несуществовавший, но всегда Сый, как
вечное Сияние вечного Света. Почему же воображаете себе времена прежде Сына? И для чего, по
прошествии времен, хулите Слово, Которым и веки произошли? Как же время или век состоялись,
когда еще, по вашему мнению, не явилось Слово, Которым вся быша, и без Него ничтоже бысть?
Или, почему, подразумевая время, не говорите ясно: было время, когда не было Слова, но именование
время закрываете к обольщению простодушных, вовсе же не скрываете своей мысли, даже и скры-
вая не можете утаиться? Ибо опять означаете времена, говоря: было, когда не был; не был, пока не
рожден.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 54

@Mail.ru