ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том второй . Слово 16.
На Ариан слово первое.
4) Посему, как могут быть христианами те, которые — не христиане, но ариане? Или, почему будут
принадлежать ко вселенской Церкви те, которые отринули Апостольскую веру и стали изобретателями
новых зол? Они оставили словеса Божественных Писаний, и Ариевы Талии называют новою мудро-
стью, в чем и справедливы, потому что возвещают новую ересь. Почему, иной подивится, что, —
когда многими написано много сочинений и великое число бесед на Ветхий и Новый Завет, и ни у
кого из них не отыскивается Талии, даже не найдешь ее и у степенных из язычников, а разве
только что-либо подобное с рукоплесканиями и шутками поется у них среди попоек, во время забав,
для возбуждения смеха в других, — чудный Арий, не избрав для подражания что-либо честное, даже не
зная, что делали степенные из язычников, когда весьма многое выкрал из других ересей, в этом
поревновал смехотворству одного Сотада. Да и что ему, когда пожелал издеваться над Спасителем,
приличнее было делать, как не этими небрежными и вольными стихами выражать жалкие мудрования
своего злочестия?
Как по исходу слова, говорит Премудрость, "познан будет муж" (Притч. 29, 20); так и по этим
Ариевым произведениям познается расслабление души и растление ума в писавшем. И хотя, подобно
змию, туда и сюда извращается этот коварный; однако-же, не мог скрыть, что впал он в обольщение
фарисейское. Ибо как те, желая пребывать в беззаконии, показывали наружно, что изучают словеса
Закона, и желая отречься от ожидаемого и пришедшего Господа, лицемерно называли Его Богом, и сами
себя обличали, говоря хульно: "почему Ты человек сый, твориши себе Бога, и говоришь: Аз и Отец
едино есма" (Иоан. 10, 30. 33)? Так и этот, самозванный учитель и Сотадов подражатель, Арий, хотя
притворяется, что рассуждает о Боге, и приводит изречения из Писаний; однако-же, во всем обличает
себя, что он Арий безбожник, отрицающий Сына и причисляющий Его к тварям.
(продолжение далее).