ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том второй . Слово 16.
На Ариан слово первое.
34) Посему, не благочестивее ли и не согласнее ли с истиною—дать имя Богу от Сына и назвать Его
Отцом, нежели именовать Его от одних дел и называть несозданным? Ибо это последнее наименова-
ние, как я сказал, указывает только на каждое в отдельности и на все вообще дела, по воле Божьей
сотворенные Словом. А имя Отец получает значение только от Сына, и Им ограничивается. Но
сколько Слово превосходит сотворенные вещи, столько, и еще в большей мере, название Бога Отцом
будет превосходнее названия несозданным. И как последнее именование взято не из Писания,
подозрительно и имеет различные значения, почему спрашиваемый о нем носится мыслью туда и сюда:
так имя Отец просто, употребительно в Писании, гораздо вернее, и указывает только на Сына. И
слово: несозданный изобретено язычниками, незнающими Сына; имя же: Отец познано от Господа
нашего и Им даровано. Ибо Сам, ведая, Чей Он Сын, сказал: «Аз во Отце, и Отец во Мне есть»
(Иоан. 14, 10), и: «видевый Мене виде Отца» (9), и: «Аз и Отец едино есма (10, 30). И нигде не видно, чтобы
назвал Он Отца несозданным, но и научая нас молиться, не сказал: когда молитесь,—говорите: Боже
несозданный;—а напротивъ того, говорит:! егда молитеся, глаголите: «Отче наш, Иже на небесех» (Лук.
11, 2). И к сему восхотел направить главнейшее в нашей вере, повелев креститься нам не во имя
Несозданного и созданного, не во имя Творца и твари, но во имя Отца и Сына и Святого Духа. Так
тайноводствуемые и мы—твари — наконец всыновляемся Богу, и произнося имя Отца, познаем из этого
имени и сущее в самом Отце Слово.—Итак, доказано, что напрасно их предприятие—ввести речение:
несозданный, и не имеет иного основания, кроме их произвола.
(продолжение далее).