vnifantiy » 24 дек 2021, 14:17
ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.
Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.
64. Что означают звездица, священные покровы и воздух:
Поэтому, покадив сначала, в честь Спасителя, звездицу, полагает ее над хлебом, говоря: «и пришедши звезда, ста верху, идеже бе отроча» (Мф. 2:9), - в символах изображая то, что совершилось при рождестве (Спасителя), поелику предложение, как сказали мы, изображает и пещеру, и ясли. Потом, взяв покров дискоса, который вместе с другими покровами знаменует пелены, произносит слова псалма, изображающие вочеловечение Слова: «Господь воцарися, в лепоту облечеся» (Пс. 92:1), и т. д.
(Полагает) покров и на чашу (одну, или многие), возглашая при сем (слова), указующие также на воплощение Господа: «покры небеса добродетель Твоя и хвалы Твоея (разума, ведения) исполнь (вся) земля» (Авв. 3:3). Как Бог, Исус Христос покрывает и небеса совершенствами (Своими), и разума Его, т. е., ведения Его преисполнена земля: потому что, когда Он воплотился, - вся земля познала Его вместе со Отцом и Духом. Этот стих псалма возглашается над всеми потирами, хотя бы их было и несколько: ибо приносимое – одно, и чаша – одна, и в различных сосудах зрится единое Тело единого (Христа) и единого Его Кровь.
Затем, наконец иерей, покадив, полагает воздух, означающий и твердь, где утверждаются и звёзды, и плащаницу: ибо им часто объемлется (Тело и Кровь) Исуса, умершего и миром помазанного, и он называется надгробием (эпитафион).
Таким образом, здесь ясно изображается, как бы в сокращении, всё таинство: ибо (Христос), предреченнный, как агнец, пришел с небес и был плотью в вертепе и яслях, и в то же время, при самом Своём рождении, предъизобразил событие страдания. Так, остановившаяся над Ним звезда указывала Его волхвам, а Ирод начал гонение. И Симеон, взяв Его на руки, изрек, что «лежит Сей в знамение пререкаемо и что оружие пройдет душу» Самой Матери Его (Лк. 2:34–35). Посему-то и здесь (на проскомидии) предызображаются страдания.
Далее, покадив в божественном предложении дары, как посвященные Богу и принесенные Ему, как «вместообразные» всесвятого Тела и Крови, - иерей читает молитву предложения и призывает Бога и Отца, пославшего к нам Сына Своего – небесный Хлеб, - благословить предложенные дары, принять их в пренебесный жертвенник, помянуть и принесших, и тех, за кого принесли их, и сохранить священнодействующих неосужденными во время священнодействия.
Совершив затем отпуст, иерей кадит крестовидно и самое предложение, и священную трапезу, а потом и весь алтарь, выражая сим, что все дарования Святым сообщаются, как от первого источника Бога, а чрез Святых и прочим.
(продолжение далее).