Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 дек 2021, 12:19

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

60. Что совершается на проскомидии:

Таким образом, иерей изъемлет из средины хлеба этот квасной хлеб, показывая и в этом (действии), что Спаситель принял плоть от нашей природы, а не от другого естества, и от одной благословенной Жены и святой приснодевственной Девы. И наполнив чашу вином и водой, по преданию, (иерей) приносит Богу и другие частицы. А что (в чашу вливается) вино и вода, этим изображается самое событие; ибо сказано: «един из воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода» (Ин. 19:34).
Итак, это-то и есть самая Чаша от самого ребра Спасителя, Который сказал: «Сия есть Кровь Моя, яже за вы изливаемая» (Мф. 26:28; сн.Лк. 22:20).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3345
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 дек 2021, 13:10

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

61. Против армян:

Кровь же излилась с водою, как говорит Евангелие, и мы пьем от ребра сего. Об этом часто говорит и Златоуст, которого отметают Армяне,; об этом говорят и вселенские Отцы. И всего того, что истекло из ребра Спасителя, должно причащаться, так как это истекло из тела Господня, и именно из него, а не из другого, хотя одно называется кровью, а другое – водою. И это поистине, как засвидетельствовано, суть кровь и вода. Ибо, так как надлежало явиться двум источникам, которыми мы возрождаемся и живем Духом: то они истекли нам из самой Жизни.
Поэтому всегда необходимо, чтобы в составе таинства, в страшной чаше, были и вино, и вода, а не одна вода, как говорит нечестивая ересь Идропарастатов, ниспровергающая предание Таинств.
Подобно безбожию и нечестию язычников, она отвергает вино, как (нечто) злое, и не отвергает пьянства, по навету возбуждающего их лукавнейшего демона, раздражающего их против нас, - христиан, к отвержению, очевидно, священнейшей Жертвы, или - лучше к их стыду и удалению.
И не одно вино по примеру еретиков Армян, желающих, очевидно, опровергнуть другую ересь и впадших в худшую, как случилось это с ними и в других (отношениях), когда они уклонились от истины. Так именно, желая противиться Несторию, который признавал разделение во Христе и учил отдельно о Слове, а отдельно о человечестве, они пришли к тому, что стали говорить, будто бы во Христе – одна природа, отвергая, несчастные, воплощение Его; ибо как Бог Слово воплотился, (если в Нем) одна природа? И какая это природа – Божеская, или человеческая? - (так как) они, действительно отвергают одну природу.
Таким образом, они идут против божественных догматов. Против ереси Идропарастатов восстает и Златоуст, говоря сказанное Господом: «не имам пити отныне от плода лозного» (Лк. 22:18); виноград же производит вино, а не воду. Так он отвергает ересь, но не отвергает воды, ибо не сказал он: одно вино без воды, но – виноград производит вино, а не воду». Поэтому должно быть и вино, но и вода должна быть с ним, так как и то и другая истекли из божественного ребра; но козни обольстителя многих совратили с пути истины.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3345
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 дек 2021, 04:03

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

61. Против армян:

Мы же идя царским путем, - как научены, что из животворящего ребра истекли кровь и вода, - так и вливаем в чашу вино с водою и приносим Святой Троице вместе с квасным хлебом. Точно так, как приняли мы от Христа Бога нашего, и Его Апостолов, и Отцов наших. Так, издревле предано нам приносить хлеб квасный, - свидетельствуют об этом и священные молитвы, и древнее предание, и обычай, - и чашу – вино и воду.
На это указывает Божественная литургия Златоуста и еще яснее – литургия богоявленного Василия. Ибо после слов: «И приим хлеб во святыя, и пречистыя, и непорочныя Свои руце, и показав Тебе, Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив, даде, – прибавляет: такожде и чашу от плода лознаго приим, растворив, благодарив, благословив, освятив, даде».
Видишь ли? Приим, сказано, – от плода лозного и растворив, – т. е., смешав с водой, ибо это значит слово: растворив.
Да и божественный Иаков в священной литургии, называемой его именем, - а она находится во многих (местах), - говорит так: «и приим чашу, и растворив из вина и воды». И все отцы наши приносили так во вселенских церквах и апостольских престолах, и от них издревле (перешло) к нам самое предание животворящей жертвы. Мы принимали предания не от каких-нибудь частных (лиц), не в углу, но издревле от всех преемников Апостольских и исповедников-Отцов, просиявших чудесами, часто собиравшихся вместе в наших пределах и особенно в христолюбивом городе Константинополе, который во Христе и основан, и распространяется, и сохраняется Всесвятою Его Матерью, где именно и запечатлен был вторым божественным вселенским Собором составленный в Никее Символ веры.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3345
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение Василий » 18 дек 2021, 21:25

Из книги К. Устинова "Пути Необычности" II часть, от 25 октября:
Реформа Патриарха Никона наравне с
исправлением старых книг и уничтожением
древних икон, а так же последователей веры,
которую Преподобный Отец Наш Сергий
Радонежский привёл в соответствие с ведической
традицией, призывала креститься тремя перстами,
намекая на триединство божественного начала.
И тогда как прежние православные накладывали
на себя крестоположение двумя перстами, являя
этим как единство двух космических начал, так
и Бога Отца и Бога Матерь, у подножия которых
находится нижнее троеперстие, как снисхождение
в материю Бога Сына. Вместо этого никониане
ввели в священную обязанность троеперстие, что
на языке мудр является как Мудра Куберы – знак
обогащения и привлечения денег. Спецоперация
католической церкви удалась и тысячи людей
были подвержены изгнанию и уничтожению
через сожжение. В очередной раз русский народ
заставляли отказаться от веры отцов и попытались
оторвать окончательно от истинного ведического
православия, но и этот ужасный акт не отвратил
людей от почитания древних святынь. Родина
осталась как поклонение Богу Рода. Потому и
применяются сейчас повсеместно замена ей –
Отечество, что тоже отвечает принципу любви к
родной земле.
Василий
участник форума
 
Сообщения: 335
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 19:25

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 дек 2021, 15:27

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

61. Против армян:

Часто собираясь вместе, тогда и после, из всех пределов и часто священнодействуя вместе, все отцы тщательно предали нам то, что относится к тайноводству. И Церковь, особенно Константинопольская, тщательно содержит чистую, правую и неповрежденную веру во Христа и непреложные от начала божественные догматы, так как в ней и благочестие было всегдашнее, и явились равноапостольные пастыри, и она имела основанием верховного и первозванного в Апостолах, и христианскими царями, Константином и прочими, ревновавшими о Христе, была устроена и сохраняется. И во время споров о божественных догматах и других священных преданиях, не только один кто-нибудь первосвятительствующий в ней издавал законы, но повелением и старанием благочестивых царей собираемы были архиереи, наблюдавшие за благочестием во всей вселенной.
И римский (первосвятитель) присутствовал (на этих собраниях), или сам лично, как некогда Агапит и потом Мартин, или чрез местоблюстителей. (Присутствовали и епископы) Александрийский, Антиохийский и божественного града Иерусалима, и еще все от всех стран собранные и избранные, которые, единодушно разрешая сомнения, ограждали и хорошо утверждали чистое и истинное (учение). И они приняли это от Апостолов.
Так, когда некоторые завели речь об обрезании, Павел и Варнава не решились сами полагать закон, но (предоставили это) собору Апостолов, от которого и получили на письме то, что надобно делать, - когда говорил не только Петр, но и Иаков, и Иоанн, и прочие. И таким образом они вместе пишут в послании к ним.
И прежде этого Пётр, когда для восполнения (числа) двенадцати учеников хотел избрать одного, не решился на это сам, но совещался со многими и с ними совершил это дело. И когда после откровения принял Корнилия, то весьма многими словами и бывшими при этом свидетелями уверял прочих Апостолов, что это дело было от Бога, а не от него, чтобы и они приняли (Корнилия).
Подобным образом и Павел начинал свою проповедь и совещался о ней, чтобы не вотще ходить, – Павел, носивший в себе Христа, всегда движимый Святым Духом.
Итак, кто дерзнул бы выставить себя, не будучи поставлен Богом и рабами Божьими? И кого бы мог кто-нибудь провопоставить учителем (своим), в противность Отцам, - одного, двух и многих, учреждающих ложные догматы и не преданные тайны? Их следует скорее назвать лжеучителями, которые учат другому и устанавливают новое, вопреки тому, что всеми принято и утверждено, и в общих собраниях и повсюду предано всеми Отцами.
Но довольно об этом - Священный же дискос содержит в себе священнейший хлеб, и божественная чаша вино с водой, принесенные Богу. А сам иерей, взяв и другую просфору, изъемлет копьем из находящейся посреди ее печати одну частицу и приносит её в честь и память Богоматери, и полагает на дискосе с правой стороны священного хлеба. Самый хлеб есть еще образ Тела Христова, а эта частица служит вместо Самой девственно Родившей Его (Христа).
Итак, поелику истина сохраняется и в образе, то, как сказано в псалме, предстает Царица одесную Сына Своего и Царя Христа, получая, как Матерь, первые почести; ибо то, что с правой стороны, считается первым.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3345
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 дек 2021, 11:11

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

62. О частицах, приносимых в проскомидии за Святых и всех благочестивых:

Изъемля же копьем крестообразно частицы из другой просфоры, из печати, иерей творит память всех Святых и полагает (эти частицы) с левой стороны.
Одну частицу он приносит в честь и память честных небесных Сил – и надобно приносить за Них, потому что Они послужили таинству воплощения; Они соединились с нами, и мы составляем с Ними одну Церковь; Они желают проникнуть в таинства Церкви, подвизаясь и Сами в степенях восхождения; Они пребывают с нами, будучи нашими хранителями и ходатаями пред Богом.
(Другую частицу приносит) в честь и память честного Предтечи и всех святых Пророков и праведных, предвозвестивших вочеловечение Господа.
Третью частицу – в честь и память святых и всехвальных Апостолов, как слуг Христовых, как первых иереев и учителей веры, и тех, которые после них ревновали о благочестии, – святых Иерархов, святых и добропобедных Мучеников и Преподобных со всеми Святыми.
Наконец, приносит в честь и память дневного или празднуемого Святого, и отца нашего Златоуста, или Василия, смотря по тому, чья бывает литургия, и опять всех Святых вместе, так как все они соединяются во Христе и так как необходимо, после воспоминания о Господе, совершать воспоминание и о рабах Его, и, во-первых, как сказано, о неискусомужно Родившей Его, чрез Которую совершены таинства нашего спасения. Потом – о святых Ангелах, как послуживших таинству и чрез него соединившихся с нами и охраняющих нас. Затем – о предвозвестивших таинство Пророках и праведниках, между которыми высший и печать – Креститель. Потом – о Боговидцах проповедниках и Апостолах, которые просветили мир. После того – и о преемниках их: - Иерархах и о плоде проповеди – Мучениках и Преподобных. Наконец, обо всех вместе, так как этою священною жертвой все вместе: и Ангелы, и святые люди соединились со Христом, и освятились в Нем, и через Него соединяются с нами.
«Тех молитвами, – говорит (иерей), – посети нас, Боже, и даруй нам вся, яже ко спасению прошения и жизнь вечную».
Примечаешь ли, что частицы бывают вместо Святых и приносятся в память и честь их, и чрез них во спасение нам? Так и они, как сподвизавшиеся Христу, в этом страшном Таинстве делаются причастниками большей славы и восхождения чрез причастие спасительной жертвы, и примиряют нас с Ним и соединяют, особенно в то время, когда мы воспоминаем их.
Однако частицы не прелагаются ни в тело Господне, ни в тела Святых, но суть только дары, приношения и жертвы из хлеба по подражанию Господу, и приносятся Ему во имя их, а при священнодействии Тайн, чрез соединение и общение с Ними освящаются и низводят освящение на тех, за которых служат, а чрез частицы за Святых - на нас, подобно тому, как это бывает и чрез молитвы, когда мы воспоминаем их, или когда приносим что-нибудь в храмы их мощам или иконам. Ибо сами они непосредственно приемлют освящение от Бога; принимая же и приношения от нас, через них освящают нас.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3345
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 дек 2021, 11:36

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

62. О частицах, приносимых в проскомидии за Святых и всех благочестивых:

Итак, если в других (случаях) они могут принимать приношение в честь и память свою, то тем более они примут его во время священнейшей жертвы. Ибо, хотя они невещественно и мысленно участвуют душами своими в причащении Христовом, однако и чрез священнодействие, которое предал Он совершать за мир, они, как потрудившиеся и прославленные вместе с Ним, имеют участие в величайшей славе.
Да и Божественнейшие Ангелы, как соединенные с нами и послужившие таинству, суть причастники благодати. Особенно же Матерь Бога Слова, послужившая великому домостроительству, орудие соединения Божия с нами, корень сей божественной жертвы, соделавшаяся родительницей и виновницею (жизни по человечеству) для Творца, прежде всех приемлет славу и ближайшее озарение от Воплотившегося из Нее неизреченно, девственно и свято, и соединившегося с нами по крайней благости.
Поэтому и предстоит Она одесную Его, и вместе с правой стороны священного хлеба мы полагаем за Нее частицу, выражая сим, что Она – выше всех и ближе к Богу.
С левой же стороны (полагаем частицы) Ангелов и всех Святых, так как все они занимают второе место, или, лучше - степень, не подходящую Ее величию: ибо они уже чрез Нее приемлют озарение и мы чрез Нее прежде всего, при посредстве Святых спасаемся, как чрез Нее соединились с Богом.
Совершив это, иерей приносит потом и прочие частицы. Прежде всего – за архиерея, так как он есть источник священства. Потом – за весь священнический чин, за служащих таинству, потому что должно наперед принимать труждающегося, как и Павел внушает (2Тим. 2:6). Далее – за православных царей, защитников благочестия, за спасение их и за христолюбивый народ. После них, если служба (совершается) в обители, - за начальствующего и прочую братию, а если в храме каком-нибудь, - то за строителя его, или за совершающего память и за собравшихся там, также за принесшего и за тех, за кого он принёс дары. Наконец, – за почивших во Христе, за весь священнический и иноческий чин, далее – за всех верных, православно скончавшихся, и за тех, кого хочет, или должен бывает иерей помянуть. В заключение иерей полагает частицу вообще за всякую душу христиан православных и, обращая слова к Богу, читает всю молитву, которую произносим на литии всенощного бдения: «приими, Господи, говорит он жертву сию в пренебесный Твой жертвенник о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленной, милости Твоея и помощи требующей» – и прочее до конца.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3345
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 дек 2021, 13:38

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

62. О частицах, приносимых в проскомидии за Святых и всех благочестивых:

Частицы сии за живых и умерших полагает внизу священного хлеба, так как они принесены за нас, смиренных, требующих умилостивления и ходатайства и ожидающих от Бога великой милости. Но надобно заметить, что, при приобщении страшнейших Таин, иерей должен быть внимателен, должен брать не от (этих) частиц, но от Тела Господня, и причащать приступающих.
Ибо, хотя, чрез соединение со всесвятой Кровью всё соделалось единым и хотя причащение Крови Господней бывает и в том случае, когда кто-нибудь причастится частицею: однако ж, так как всякий верующий должен причащаться и Тела и Крови Христовой, то иерей должен, взимая лжицею вместе с Кровью и Тело Господне преподавать причастие приступающему. Правда, что все частицы, быв положены в Чашу, сообщаются с Телом и Кровью Христовою, и приемлющий Тело и Кровь вместе с соединенными с ними частицами, причащается; но лучше, я думаю, делать это со вниманием и взимать лжицею от одного божественного Тела, (а не с частицами вместе).
В сем божественном образе и действии священной проскомидии мы видим некоторым образом Самого Исуса, созерцаем и всю единую Церковь Его. В средоточии всего видим Его, истинный Свет, вечную жизнь, Им же стяжанную, освящаемую и хранимую: ибо Сам Он присутствует здесь под образом хлеба, (полагаемого) на средине. Частицей же с правой стороны (изобразуется) Матерь Его; с левой – Святые и Ангелы; и внизу – благочестивое собрание всех уверовавших в Него.
Здесь – великая тайна: Бог посреди людей и Бог посреди богов, получивших обожение от истинного Бога – по естеству, воплотившегося ради них.
Здесь – будущее Царство и откровение вечной жизни. Бог зрится и приемлем бывает нами!
Здесь нет места неверным и иномудрствующим. Ибо, «кое общение свету ко тьме?» (2Кор. 6:14) - Сказано, что Ангелы возьмут злых от среды праведных.
Поэтому вообще иерей не должен приносить (частиц) за инославнного или совершать по нем память.
Нельзя также приносить (частиц) за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно: потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, кои без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел (2Кор. 11:29).

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3345
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 дек 2021, 12:47

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

63. Для чего бывает каждение после проскомидии:

Совершив таким образом, проскомидию, иерей приносит Богу кадило в благодарение за совершенное священнодействие и пришествие силы Духа: ибо фимиам служит образом Его. Об этом свидетельствует и молитва, в которой говорится: «кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания (духовного), еже прием в пренебесный Твой жертвенник, вознизпосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа».
Вместе с тем, иерей воздаёт честь Богу приношением и благовонием фимиама, и выражает, что он действует под осенением Духа и, что от сего таинства излилась на мир благодать Духа.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3345
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 дек 2021, 14:17

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О священной литургии.

64. Что означают звездица, священные покровы и воздух:

Поэтому, покадив сначала, в честь Спасителя, звездицу, полагает ее над хлебом, говоря: «и пришедши звезда, ста верху, идеже бе отроча» (Мф. 2:9), - в символах изображая то, что совершилось при рождестве (Спасителя), поелику предложение, как сказали мы, изображает и пещеру, и ясли. Потом, взяв покров дискоса, который вместе с другими покровами знаменует пелены, произносит слова псалма, изображающие вочеловечение Слова: «Господь воцарися, в лепоту облечеся» (Пс. 92:1), и т. д.
(Полагает) покров и на чашу (одну, или многие), возглашая при сем (слова), указующие также на воплощение Господа: «покры небеса добродетель Твоя и хвалы Твоея (разума, ведения) исполнь (вся) земля» (Авв. 3:3). Как Бог, Исус Христос покрывает и небеса совершенствами (Своими), и разума Его, т. е., ведения Его преисполнена земля: потому что, когда Он воплотился, - вся земля познала Его вместе со Отцом и Духом. Этот стих псалма возглашается над всеми потирами, хотя бы их было и несколько: ибо приносимое – одно, и чаша – одна, и в различных сосудах зрится единое Тело единого (Христа) и единого Его Кровь.
Затем, наконец иерей, покадив, полагает воздух, означающий и твердь, где утверждаются и звёзды, и плащаницу: ибо им часто объемлется (Тело и Кровь) Исуса, умершего и миром помазанного, и он называется надгробием (эпитафион).
Таким образом, здесь ясно изображается, как бы в сокращении, всё таинство: ибо (Христос), предреченнный, как агнец, пришел с небес и был плотью в вертепе и яслях, и в то же время, при самом Своём рождении, предъизобразил событие страдания. Так, остановившаяся над Ним звезда указывала Его волхвам, а Ирод начал гонение. И Симеон, взяв Его на руки, изрек, что «лежит Сей в знамение пререкаемо и что оружие пройдет душу» Самой Матери Его (Лк. 2:34–35). Посему-то и здесь (на проскомидии) предызображаются страдания.
Далее, покадив в божественном предложении дары, как посвященные Богу и принесенные Ему, как «вместообразные» всесвятого Тела и Крови, - иерей читает молитву предложения и призывает Бога и Отца, пославшего к нам Сына Своего – небесный Хлеб, - благословить предложенные дары, принять их в пренебесный жертвенник, помянуть и принесших, и тех, за кого принесли их, и сохранить священнодействующих неосужденными во время священнодействия.
Совершив затем отпуст, иерей кадит крестовидно и самое предложение, и священную трапезу, а потом и весь алтарь, выражая сим, что все дарования Святым сообщаются, как от первого источника Бога, а чрез Святых и прочим.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3345
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: vnifantiy и гости: 58

@Mail.ru