Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 апр 2021, 14:35

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово18.

На Ариан слово третье.

2) Посмотрим же, что говорит защитник ереси, софист Астерий; ибо он, соревнуя в этом иудеям,
написал следующее: „явно, что и Себя наименовал во Отце, и также Отца в Себе, означая
тем, что и слово, Им преподаваемое, есть не Его, но Отчее, и дела суть не Его собственные, но Отца,
давшего Ему силу". Но если бы сказал это просто отрок, то было бы ему извинительно по возрасту.
Поелику же написавший это есть, так называемый, софист, возвещающий о себе, что знает все; то
какого достоин он осуждения? И не показывает ли себя чуждым Апостолу, превозносясь «препре-
тельными словесами премдрости» (1 Кор. 2, 4), и думая, что может обольстить ими, когда сам не
понимает, что говорит и о чем спорит? Что Сын наименовал свойственным и приличным одному
Сыну, как Слову и Премудрости и образу Отчей сущности, то Астерий относит ко всем тварям,
и делает общим и Сыну и тварям. Этот беззаконник говорит о силе Отца, будто бы она приемлет
в себя силу, чтобы, по своему злочестию, можно было с последовательностью сказать ему, что
Сын усыновлен в сыне, и Слово прияло власть слова. И он не хочет еще согласиться, что это
сказано Сыном, как Сыном, но и Его, как научившагося сему, ставит в один ряд со всеми
созданиями.
Если Спаситель сказал: «Аз во Отце, и Отец во Мне», не потому, что произнесенные Им слова суть
слова Сына, но потому, что это суть слова и дела Отца; то и Давид говорит: «услышу, что речет о
мне Господь Бог» (Псал. 84, 9); и Соломон. «моя словеса рекошася от Бога» (Притч. 31, 1). И Моисей
был служителем словес, изреченных Богом; и каждый пророк говорил не от себя, но от Бога:
сице глаголет Господь; и дела, какие совершали святые, называли они не своими, но приписывали Богу,
подавшему силу. Так, Илия и Елиссей призывали Бога, чтобы Он воскресил мертвецов. Нееману,
очистив его от проказы, говорит Елиссей, да разумеешь, что есть Бог во израили; и сам Самуил
во дни жатвы молился Богу, чтобы дал дождь; и Апостолы говорили, что творят знамения не своею
силою, но по благодати Господа. Из сего явствует, что это изречение могло бы для всех быть общим,
и каждый, подобно Спасителю, мог бы сказать: «Аз во Отце, и Отец во Мне». И потому, уже не один
Он есть Сын Божий, Слово и Премудрость, а только в числе многих.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 апр 2021, 13:35

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово18.

На Ариан слово третье.

3) Но если бы в таком смысле говорил Господь, то надлежало бы Ему сказать не так: «Аз во Отце
и Отец во Мне», но лучше: и Я во Отце, также Отец и во Мне, чтобы показывало сие не собственное
и исключительное отношение Его ко Отцу, как Сына, но общую Ему со всеми благодать. Но не
так сказано, как думают еретики. Не признавая, что Он есть преискренний Сын от Отца, клевещут
они на преискренняго Сына, Которому одному приличествует о Себе сказать: «Аз во Отце и Отец
во Мне». Сын во Отце, сколько сие можно постигать, потому что всецелое бытие Сына собственно принад-
лежит Отчей сущности; Сын от Отца, как сияние от света, как поток из источника. Посему, кто
видит Сына, тот видит и представляет собственно принадлежащее Отцу. Так, бытие Сына, будучи от
Отца, и есть во Отце. И Отец в Сыне. Ибо что собственно от Отца, то есть Сын. Он в Сыне,
как в сиянии солнце, как в слове ум, как в потоке источник. Таким образом, кто видит
Сына, тот видит и представляет собственно принадлежащее Отчей сущности; потому что Отец в
Сыне. Поелику бытие Сына есть Отчий образ и Отчее Божество; то следует, что Сын во Отце, и
Отец в Сыне. Поэтому, Спаситель справедливо, сказав прежде: «Аз и Отец едино есма» (Иоанн. 10, 30),
присовокупил: «Аз во Отце, и Отец во Мне», чтобы показать тождество Божества и единство
сущности.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 апр 2021, 07:05

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово18.

На Ариан слово третье.

4) Они едино не в том смысле, что одно разделено на две части, которые из себя составляют
одно; и не в том смысле, что одно поименовано дважды, так что один и тот же иногда есть Отец,
а иногда Сын самого Себя; так думавший Савеллий признан еретиком. Напротив того, два суть
по числу; потому что Отец есть Отец, и не Он же есть Сын, и Сын есть Сын, и не Он же
«есть Отец: но естество одно; потому что Рождение не неподобно Родившему, и есть Его образ, и все,
что принадлежит Отцу, принадлежит и Сыну. Поэтому, Сын есть не другой Бог; ибо не совне
примышлен. Иначе, без сомнения, было бы много богов, если бы примышлено было чуждое Божество,
кроме Божества Отчего. Если есть иное, как рождение; то Он тоже самое, как Бог. Он и
Отец суть едино, как сказано, по свойственности и сродственности естества, и по тождеству единого
Божества. Ибо и сияние есть свет, а не второе что по солнце, не иной свет, не свет по причастию
света, но всецелое собственное его порождение. Таковое же порождение по необходимости есть единый
свет, и никто не скажет, что это суть два света; но хотя солнце и сияние суть два; однако же, один
от солнца свет, в сияниии светящий повсюду. Так и Божество Сына есть Божество Отца; а потому оно
и нераздельно; и таким образом, един Бог, и нет иного кроме Его.
Поелику Они едино, и Божество одно и тоже; то, кроме наименования: Отец, тоже самое сказуется о
Сыне, что сказуется об Отце; так например, Сын именуется Богом: и Бог бе Слово,—Вседержителем:
«сия глаголет Иже бе, и сый, и грядый, Вседержитель» (Апок. 1, 8),— Господом: един Господь Исус Хри-
стос» (1 Кор. 8, 6). Говорится, что Сын есть свет: «Аз есмь свет» (Иоан. 8, 12);—изглаждает грехи: «но
да увесте, сказано, яко власть имать Сын человеческий на земли отпущати грехи» (Лук. 5, 24). А
найдешь и многое иное. Ибо сам Сын говорит: вся, елика имать Отец, Моя суть» (Иоан. 16, 15), и
опять: «Моя Твоя суть» (Иоан. 17, 10).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение Саныч » 24 апр 2021, 21:27

vnifantiy писал(а):ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово18.

На Ариан слово третье.

4)... не в том смысле, что одно поименовано дважды, так что один и тот же иногда есть Отец,
а иногда Сын самого Себя;]
Во бредятина. Изображение
Ваш СВТ. АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ это для идиотов творил, что ли?
Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью” /Фаина Раневская/
Аватара пользователя
Саныч
участник форума
 
Сообщения: 1739
Зарегистрирован: 22 янв 2016, 22:13
Откуда: Васюки

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 апр 2021, 15:00

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово18.

На Ариан слово третье.

5) Кто слышит, что свойственное Отцу сказуется о Сыне, тот и чрез сие узрит Отца в Сыне; узрит
же и Сына во Отце, когда сказумое о Сыне сказуется также и об Отце. Почему же о Сыне сказуется
свойственное Отцу? Не потому ли, что Сын есть Отчее рождение? Почему же и свойственное Сыну
принадлежит Отцу? Не потому ли опять, что Сын же собственным рождением Отчей сущности, Сын
справедливо именует Своим принадлежащее Аз и Отец едино есма, присовокупил: «да разумеете,
яко Аз во Отце, и Отец во Мне», а прежде сего сказал еще: «видевый Мене, виде Отца» (Иоан. 14, 9).
И в этих трех изречениях один и тот же смысл. Таким образом, кто уразумел, что Сын
и Отец едино суть, тот знает, что Сын во Отце, и Отец в Сыне; потому что Божество Сына есть
Божество Отца, и Оно то-же в Сыне. И кто постиг сие, тот верует, что видевый Сына, виде Отца
потому что в Сыне созерцается Божество Отца. Это же ближе иной может усмотреть в подобии
царского изображения; потому что в изображении есть вид и образ царя, а в царе есть вид пред-
ставленного в изображении; представленное в изображении подобие царя неотлично от него; почему,
кто смотрит на изображение, тот видит в нем царя, и наоборот, кто смотрит на царя, тот узнает,
что он представлен в изображении. А по сему безразличию подобия, желающему после изображения
видеть царя изображение может сказать: „Я и царь—одно и тоже; я в нем, и он во мне. Что видишь
во мне, то усмотришь и в нем: и что видел ты в нем, то усмотришь во мне Посему, кто поклоняется
изображению, тот поклоняется в нем царю; потому что изображение есть его образ и вид. Так,
поелику Сын есть образ Отца, то необходимо представлять себе, что Божество Отца и свойственное
Ему есть бытие Сына. Это - то и значит: Иже во образе Божии сый, и—Отец во Мне.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 апр 2021, 15:13

Саныч писал(а):
vnifantiy писал(а):ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово18.

На Ариан слово третье.

4)... не в том смысле, что одно поименовано дважды, так что один и тот же иногда есть Отец,
а иногда Сын самого Себя;]
Во бредятина.
Ваш СВТ. АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ это для идиотов творил, что ли?


"4) Они едино не в том смысле, что одно разделено на две части, которые из себя составляют
одно; и не в том смысле, что одно поименовано дважды, так что один и тот же иногда есть Отец,
а иногда Сын самого Себя; так думавший Савеллий признан еретиком."
Неожиданно было услышать от человека ругающегося матом , что догмат еретика Савеллия о Троице является бредом.
И творил этот еретик для идиотов.
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 апр 2021, 15:01

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово18.

На Ариан слово третье.

6) И не отчасти только образ Божества, но полнота Отчего Божества есть бытие Сына, и Сын есть
всецелый Бог. Посему, равен будучи Богу, «не восхищением непщева быти равен Богу» (Фил. 2, 6). И
еще, поелику Божество и образ Сына принадлежат не иному кому, но Отцу; то сие и значит сказанное:
«Аз во Отце». Так, «Бог бе во Христе мир примиряя Себе» (2 Кор. 5, 19). Ибо Сын есть собствен-
ность Отчей сущности, в Нем тварь примиряется с Богом. Так, что совершил Сын, все то есть
дела Отца. Ибо Сын есть образ Отчего Божества. Которое совершило дела. Так, кто взирает на Сына,
тот видит Отца; ибо в Отчем Божестве и есть и созерцается Сын, и Отчий образ в Сыне пока-
зывает в Нем Отца, и таким образом, Отец в Сыне. А свойственное Отцу и Божество в Сыне
показывает Сына в Отце и то, что Сын всегда не-отделен от Отца. И кто сказуемое об Отце
слышит, или видит, как сказуемое также и о Сыне, не в том смысле, что по благодати, или по
причастию, привзошло сие в сущность Сына, но в том, что самое бытие Сына есть собственное рожде-
ние Отчей сущности, тот, по замеченному выше, хорошо поймет сказанное: «Аз во Отце, и Отец во
Мне»; и: «Аз и Отец едино есма». Сын таков же, каков и Отец, потому что имеет все, что свой-
ственно Отцу, потому и подразумевается с именем Отца; никто не наименует Отцом, когда нет Сына.
Называющий Бога Творцом не означает этим непременно и сотворенного, потому что Творец прежде
тварей; но кто именует Бога Отцом, тот вместе со Отцом дает разуметь и о существовании Сына.
Посему, кто верует в Сына, тот верует во Отца; потому что верует в свойственное Отчей сущно-
сти. И таким образом, одна есть вера во единого Бога. Кто поклоняется Сыну и чтит Его, тот в
Сыне поклоняется Отцу и чтит Отца; потому что Божество едино. Посему, единая честь и единое по-
клонение, именно то, которое в Сыне, и чрез Него воздается Отцу; и поклоняющийся так поклоняется
единому Богу, потому что Бог един, и нет иного кроме Его.
Посему, когда один Отец именуется Богом, и говорится, что Бог един: «Аз есмь, и несть
Бог разве Мене» (Второз. 32, 39), и: «Аз первый и Аз по сих» (Исаии 44, 6); тогда говорится это
прекрасно, потому что един есть Бог, единственный и первый. Но говорится это не в отрицание
Сына. Да не будет сего! Ибо и Он в едином, и первом, и единственном, как единственное
Слово единого и первого и единственного, Его Премудрость и сияние. Но и сам Он есть первый
и исполнение первого и единого Божества, всецелый и совершенный Бог. Следовательно, не ради
Его говорится это, но показывает, что нет другого такого же, каков Отец, и каково Его Слово.
И этот смысл пророческих слов всем явен и очевиден.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 апр 2021, 13:45

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово18.

На Ариан слово третье.

7) Но нечестивые, и это выставляя на вид, хулят Господа и нас укоряют, говоря: „вот Бог назы-
вается единым, единственным и первым; как же говорите вы, что Сын есть Бог? Если бы и Сын
был Бог, то не сказал бы сам Бог: Я единственный, или: Бог есть един". Посему, необходимо,
сколько можно, объяснить смысл и этих изречений, чтобы и из этого все уразумели, что ариане
подлинно богоборцы.
Ежели у Сына есть соперничество со Отцом, то пусть слышат такие слова. Или, если, как
Давид выслушал об Адонии и Авессаломе, так и Отец взирает на Сына; то пусть сам к
Себе говорит и произносит такие Слова, чтобы Сын, именуя Себя Богом, не отвлек иных от
Отца. Если же кто знает Сына, тот лучше знает Отца, потому что сам Сын открывает ему Отца,
и он, как сказано, лучше узрит Отца в Слове; Сын же, пришедши, прославлял не Себя, но Отца,
когда говорил приступившему к Нему: «что Мя глаголеши блага? Никто же благ, токмо един Бог»
(Матф. 19, 17), и вопросившему: кая заповедь больше есть в законе» (Матф. 22, 36)? отвечал: «слыши
израилю, Господь Бог твой Господь един есть» (Марк. 12, 29); и народу говорил: «снидох с небесе, не да
творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца» (Иоан. 6, 38), и учеников учил: «Отец Мой болий
Мене есть» (Иоан. 14, 28), и: «кто чтит Меня, чтит Пославшего Меня» (Иоан. 5, 23); если, говорю, Сын
таков к Своему Отцу: то какое противление между Ними, чтобы из подобных изречений выводить
такое подозрение? С другой стороны, если Сын есть Отчее Слово, то у кого, кроме христоборцев,
станет безрассудства думать, что Бог изглаголал такие слова в оклеветание и отрицание Слова
Своего? Это не христианская мысль. Да не будет сего! Не ради Сына написано это, но в
низложение измышленных людьми лжеименных богов. И этот смысл таковых речений имеет
основательную причину.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 апр 2021, 13:25

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово18.

На Ариан слово третье.

8) Поелику преданные лжеименным богам уклоняются от Бога истинного, то, как благий и благо-
попечительный о людях, Бог, взывая к заблудшим, говорит: «Аз есмь Бог един», и: «Аз есмь, и
несть Бог разве Мене» (Второз. 32, 39), и подобными сему словами, чтобы посрамить не-сущее, всех же
обратить к Себе. И как, если бы кто среди дня и при сиянии солнца написал просто дерево, неимею-
щее в себе призрака света, и сказал бы, что это изображение есть причина света; солнце же, смотря
на это, скажет: „я одно составляю дневной свет, и нет другого дневного света кроме меня"; то оно
скажет это, имея в виду не свое сияние, но обман, производимый изображением дерева и несходством
пустого начертания. Так и изречения: «Аз есмь», и: «Аз есмь Бог един, и несть разве Мене»—
сказаны для отвращения людей от богов лжеименных, и в научение их познать наконец истинного
Бога. Без сомнения, Бог, говоря это, изрек чрез Слово Свое, разве нынешние иудеи присовокупят
и то, что не чрез Слово глаголал это Бог. Но хотя и беснуются эти чада диавола,—так сказано в
Писании. Ибо слово Господне было к Пророку, и он слышал это. Если же Господне было Слово и
чрез Слово изрек это Господь; а что говорит и делает Бог, не иначе говорит и делает, как
в Слове,- то конечно, богоборцы, не ради Его сказано это, но по причине чуждых и не-сущих
от Него. Ибо и по сказанному выше подобию, если бы солнце произнесло означенные прежде слова,
то, не вне имея свое сияние, но в сиянии являя свет свой, стало бы обличать заблуждение, и говорить
сказанное. Следовательно, не в отрицание Сына и не ради Его употреблены таковые изречения,
но в низложение лжи.
Бог не говорил таких слов вначале Адаму, хотя с Ним было Слово, Которым вся быша. Тогда
не было нужды, потому что не было идолов. Когда же люди восстали против истины и наименовали
себе, каких хотели, богов; тогда настала нужда в подобных речениях к низложению не-сущих богов.
А я бы присовокупил, что подобные изречения наперед сказаны к вразумлению безразсудства
христоборцев, дабы знали, что вымышляемый ими вне Отчей сущности бог не есть истинный, не есть
образ и сын единственного и первого Бога.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 апр 2021, 07:21

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово18.

На Ариан слово третье.

9) Посему, если Отец именуется единственным истинным Богом, то говорится это не в отрицание
Того, Кто сказал: Аз есмь истина (Иоан. 14, 6), но опять в отвержение не-имеющих свойства быть
истинными, как Отец и как Слово Его. Ибо и сам Господь непосредственно присовокупил: «и
Его же послал еси Исус Христа» (Иоан. 17, 3). А если бы Он был тварь, то не присоединил и не
причислил бы Себя к Сотворшему Его. Ибо какое общение у истинного с не-истинным? Теперь же
присоединив Себя к Отцу, показал тем, что Отчего Он естества, и дал нам разуметь, что
истинное Он рождение истинного Отца. Уразумев это, и Иоанн научил нас, пиша в Послании:
«И да будем во истиннем, в Сыне Его Исусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный»
(1 Иоан. 5, 20). И поелику о твари Пророк говорит: «прострый един небо» (Иов. 9, 8), и сам
Бог: «Аз распрострох небо един» (Исаии 44, 24); то всякому сделалось явно, что речением „един
означается и Слово Единого, «Им же вся быша, и без Него ничто же бысть» (Иоан. 1, 3). Итак, если тварь
пришла в бытие Словом, Бог же говорит: «Аз един»; то вместе с Единым разумеется и Сын,
Которым сотворено и небо. Так, если говорится: «един Бог», и «Аз един», и «Аз первый», то и Слово
разумеется соприсущим в едином, единственном и первом, как сияние во свете. Сие же не
может быть разумеемо об ином ком, кроме единого Слова; потому что все прочее из ничего про-
изведено Сыном и далеко отстоит по природе. А сам Сын по естеству от Отца и есть истинное
рождение.
Поэтому, изречение: «Аз первый», которое эти неразумные думали представить в защиту своей ереси,
обличает более их злоумие. Бог говорит: «Аз первый, и Аз no сих». Итак, если, как сопричисляемый
к последующим за Ним тварям, именуется первым из них, и потому твари суть вторыя по Нем;
то, по мнению вашему, и сам Он будет превосходить тварей только одним временем. А это
одно уже выше всякого нечестия. Если в означение того, что Он не от кого-либо другого,
что ничего нет прежде Его, но что сам он есть начало и вина всего, и в опровержение эллинских
басен сказал: «Аз первый»; то явно, что при наименовании Сына первородным, не по причине
сопричисления Его к твари называется Он первородным, но в показание того, что все созидаются и
усыновляются чрез Сына. Ибо как Отец есть первый, так и Сын, поколику Он—образ Первого и
первый в Нем пребывает, есть первый же, но и рождение от Отца, и о Нем всякая тварь
созидается и усыновляется.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex Bot и гости: 62

cron
@Mail.ru