ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.
Вторая часть. Познание истинного Бога .
52) Кто же произвел все это? Кто ненавидевших друг друга соединил союзом мира? Кто, как не
возлюбленный Отчий Сын, общий всех Спаситель, Исус Христос, Который по любви Своей совер-
шил все для нашего спасения? Еще издревле предречено было о возстановлении Им мира, когда
Писание говорит;
" раскуют мечи своя на орала, и копия своя на серпы, и не возмёт язык на язык меча, и не навыкнут
к тому ратоватися." (Исаіи 2, 4).
И в этом нет ничего невероятного; даже и ныне варвары, по врожденной грубости нравов, пока при-
носят еще жертвы своим идолам, неистовствуют друг против друга, и ни часа не могут пробыть
без оружия; но как скоро слышат Христово учение, тотчас оставив войны, обращаются к земле-
делию, и руки свои не мечем уже вооружают, но простирают на молитву, и вообще, не друг с дру-
гом воюют, но вооружаются на диавола и демонов, поборая их целомудрием и душевною
доблестию.
Все же это, как служит признаком Божества Спасителева (ибо чему люди не могли научиться у
идолов, тому научились они у Спасителя), так не маловажное заключает в себе обличение безсилия
и ничтожества демонов и идолов. Ибо демоны, зная безсилие свое, в древности возбуждали людей
к междоусобиям , для того именно, чтобы, по прекращеніи взаимной вражды, не обратились они к
борьбе с демонами. И действительно, ученики Христовы, не ведя войн между собою, и нравами и доб-
родетельною жизнью ополчаются против демонов, и преследуют их, и посмеваются над вождем
их диаволом; потому что в юности они целомудренны, в искушениях воздержны, в трудах тер-
пеливы, оскорбляемые охотно переносят обиды, лишаемые небрегут о сем, и что всего удивительнее,
пренебрегают смертию, и делаются Христовыми мучениками.
(продолжение далее).