vnifantiy » 12 июн 2022, 13:34
ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.
Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.
217. Всем должно каяться, освященным и мирянам:
Итак, нужно каяться, как проповедали Креститель и Господь, и ученики Его. И нужно каяться всем, мирским и монашествующим, клирикам и иереям, и архиереям, и никому не отстранять себя от покаяния, потому что все согрешили и согрешаем, и должны каяться все. Часто и Спаситель наш говорил, и Креститель Его: «покайтеся, приближибося царствие небесное» (Мф. 3:2; Мф. 4:17), т. е. Сам Царь небесный, близ бывающий близко к кающимся, потому что «близ Господь всем, призывающим Его во истине» (Пс. 144:18). А я громогласно взываю ко всем, вместе с самим собою: покаемся по благодати Спасителя нашего, чтобы спастись, близко царствие Божие и, скажу и с божественнейшим Павлом: «ныне ближайшее нам спасение» (Рим. 13:12), потому что грядет Спаситель и Судия наш. «Отложим убо дела темная и облечемся во оружие света» (Рим. 13:12). А что исповедь и покаяние необходимы и иереям также, как и монахам и мирянам, об этом и Апостол свидетельствует, говоря: «исповедайте друг другу согрешения и молитесь друг за друга, яко да исцелеете» (Иак. 5:16.), - словами: «исповедайте друг другу и молитесь друг за друга», научая, как нужна исповедь и покаяние в том, в чем пали.
Его проповедовал и Креститель, как мы сказали, и совершал Спаситель, когда принимал исповедание грешников, в особенности - мытаря, блудного, блудницы и разбойника на кресте, и исповедь весьма многих других согрешивших. То же Он внушает и притчами, и в особенности (притчей) о блудном, который выполняет все, что относится к покаянию. Говоря: «согреших на небо и пред тобою» (Лк. 15:18), он совершает исповедание; а (словами): «несмь достоин нарещися сын твой» (Лк. 15:19), обнаруживает сокрушение и самонаказание с самоукорением; (говоря же): «сотвори мя, яко единого от наемник твоих» (Лк. 15:19), - смиренное моление, (соединенное) с надеждою: ибо никому не должно отчаиваться.
А вот, по Евангелию, и плоды покаяния, которых требует Креститель (Мф. 3:8): это - отвращение от греха, ибо так сделал и помилованный блудный. Оставив разврат, он притек к Отцу с исповеданием: "согреших, откровенно говорит он, - и не просто, но: на небо и пред тобою», - поелику, т.е. творил (дела) беззаконные и враждебные небесам; - «и пред тобою», – так как явился презретелем Тебя и нисколько не убоялся, не устрашился и не устыдился Тебя, Святого Творца моего.
(Потом) - истинное самоосуждение: "несмь достоин, говорит он, нарещися сын твой». Затем – молитва и стремление к делам, (которые свойственны) уничиженным, виновным и должникам: «сотвори мя, яко единого от наемник твоих».
Также творил и учил и собор Апостолов, и даже более: для этого они ходили, несмотря на утомление, и бегали, будучи при смерти, имея в виду и поспешая обращать грешников. Их и наказывали они, и утешали, и отлучали, когда было нужно, и принимали, и были готовы служить всем ко спасению.
(продолжение далее).