Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 сен 2018, 13:41

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 11. Иуда-предатель как пример несказанного долготерпения Божия. Его происхождение, смертные грехи его юности,
апостольство и хозяйственная должность у апостолов. Попытка его присвоить власть духовную и ограничить
милосердие Христово; лукавые побуждения, вызвавшие предательство и самоубийство.


Не соблюдаешь ты постоянной решимости твоей, т. е. не постоянно предложение твое в духовном подвиге, не
мирствует настроение твое, но как вихрь вертится в голове твоей; не знаешь ты, что творится с тобою, ни
добро добрым не признаешь, ни зло злым, как и Иуда, который обладал таким смыслом, что сладкое для него
делалось горьким, а горькое сладким. Сие явствует из того, что он повесился на древе, дабы сделать тем себе обручение
вечного мучения... Бог же не попускал Иуде совершить желаемого, т. е. промыслительно делал так, что первые попытки
самоубийства ему не удавались. Бог, как непомнящий зла, возбранял Иуде - не покается ли он, как Манассия, или как
разбойник, или как блудница, он же, сей Иуда вертоголовый, оставался таким же, каким был раньше; снова обращался
головой своей и расположением, т. е. мыслию и сердцем, ко злу, уклоняясь от милосердия Божия!.. Он Господа предал,
Бог же, милосердуя о нем, повелел ветви (на которой он повесился) приклониться, и наклонилась она; но Иуда, по-
рабощенный злом, устроил себе место еще выше, взлез на это место, укоротил петлю для своей шеи и бросился с высо-
чайшего места, дабы совершить несовершившееся и завершить тем вся злая своя!.. Бог опять нагнул ветвь, но сей, ненасытный
злом, снова завязал петлю, устроив третий этаж высоте своего зла, которым и погубил себя; снова влез на высоту третьего
этажа, навязал себе петлю на шею, и сбросил нечистое свое тело с третьей степени высоты, говорим: (тело треоскверненное)
убийством отца, прелюбодеянием с материю и убийством брата.

"Примечание." Выше святой сказал об истории Иуды: «Как мы слышим» - и на самом деле об Иуде существует известное
на Востоке предание, на которое намекает здесь святой. В одном из списков книги о святом Ниле это предание приведено
целиком, и мы его также считаем нужным привести.
Иуда происходил из селения Искарии. Имя отца его -Ровель. Перед зачатием Иуды мать увидала страшный сон и с криком
проснулась. На вопрос мужа она сказала, что видела, что зачнет и родит мужеский пол и будет он разрушителем рода иудейского.
Муж же укорил ее за веру во сны. В ту же ночь она зачала (не вняв, следовательно, сему предостережению от Бога) и посем
родила сына. Ввиду того, что воспоминаемый сон продолжал устрашать ее, они согласились с мужем выкинуть ребенка на волю
судьбы; сделали ящик и, осмолив его, положили в него младенца и бросили в озеро Геннисаретское. Напротив Искарии находился
небольшой остров, на котором зимой пасли овец и жили пастухи; к ним-то и принесло ящик с младенцем; пастухи вынули его из воды,
накормили ребенка овечьим молоком и отдали некоей женщине вскормить его; эта женщина назвала ребенка Иудой. Когда он
несколько подрос, пастухи взяли его от кормилицы и привели в Искарию, чтобы отдать кому-нибудь в приемыши; тут
повстречался с ними отец Иуды, Ровель, и, не ведая, что это его сын, взял его к себе в приемыши. Отец и мать очень
полюбили Иуду, который был лицом весьма красив и, скорбя о брошенном в воду сыне, усыновили Иуду. После этого ро-
дился у них сын, и Иуда стал завидовать ему, опасаясь, как вобы не лишиться из-за него наследства, ибо Иуда по природе
был зол и сребролюбив. Иуда стал безпрестанно обижать брата своего и бить его, за что родители часто наказывали Иуду,
но Иуда все более и более разжигался завистию к брату, увлекаемый страстью сребролюбия и, наконец, воспользовав-
шись однажды отсутствием родителей, умертвил брата. Схватив камень, он убил брата, а затем, испугавшись последствий,
бежал на тот остров, на котором его вскормили, и здесь поступил в услужение в еллинский дом, в котор.ом в конце
концов вошел в прелюбодейную связь с женою сына хозяина и, убив его, бежал в Иерусалим. В Иерусалиме Иуду приняли
во дворец Ирода, где Ирод полюбил его за ловкость и красивую внешность; Иуда стал управителем дворца и покупал все пот-
ребное. Родители же его, не зная, что он убил их сына, и, видя, что он без вести пропал, скорбели о нем. Так прошло
много времени; наконец произошли в Искарии великие смуты, так что Ровель с матерью Иуды переселились в Иерусалим,
и купили себе дом с прекрасным садом, рядом со дворцом Ирода. Тогда-то и убил Иуда отца своего, как будет изложено
устами святого ниже, женился на матери своей и родился у них сын. Посем, случайно в беседе с женою, открылось, что
они суть кровные - сын с матерью; Иуда, оставив мать, пошел ко Христу с намерением покаяться, был взят Христом
в ученики, сделан казнохранителем и распорядителем, но по сребролюбию своему продолжал похищать деньги и тайно
отсылать их матери, якобы ради пропитания ее.
И познал Иуда беззаконие свое, т. е., что взял в жены мать свою, убив ее мужа, который был отцом ему и, убив
отрока, который был брат ему, узнал из слов матери своей, так как раньше о сем не знал; и услыхав, что Исус учит
в окрестностях Иерусалима (сиречь призывает грешников к покаянию), пошел, нашел Его и присоединился к Нему, чтобы
следовать за Ним.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 сен 2018, 13:59

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 11. Иуда-предатель как пример несказанного долготерпения Божия. Его происхождение, смертные грехи его юности,
апостольство и хозяйственная должность у апостолов. Попытка его присвоить власть духовную и ограничить
милосердие Христово; лукавые побуждения, вызвавшие предательство и самоубийство.


Увидав сего Иуду, Иисус Христос понял, что он - человек доброненавистный, злоумышленный и злообразный, но принял
его с великою радостию, дабы уврачевать душу Иуды.
И возвел Иуду Христос в распорядители над всеми апостолами,
чтобы он распоряжался всем; и приказал апостолам Христос: все потребное для плоти, в чем нуждаетесь, спрашивайте у
Иуды.
Услыхав это повеление Христово, апостолы исполняли его с готовностию, не роптали по поводу того, что творил Иуда,
и никогда не жаловались на него Христу, хотя и видели многие его ослушания или безчиния, ибо всякое слово Христа
принимали от Него, с решимостию исполнить его на деле. Поэтому и не роптали нисколько на брата своего Иуду. Тогда
Иуда был братом апостолов и ученик Христов; Христос умыл ему ноги, как и прочим апостолам; после же предательства
сделался он братом диавола, учеником Денницы и стал как один из других диаволом. Тогда он был апостол, ныне же
диавол... Это (случилось с ним) потому, что апостолы, исполняя на деле (слова Христовы), сделались столбами райскими,
Иуда же, хотя и внимал словам Христовым, но не слушал их с готовностию, безропотно и не имел решимости к делу,
т. е., чтобы исполнять их на деле, (слушался) с ропотом и повиновался неохотно. Апостолы держались за слова Христовы,
как за столбы непоколебимые, и стали сами столбами райскими;
Иуда же держался за слова Христовы, как за столб
гнилой, и сам сделался обвалом, т. е. как бы оторвался и отвалился от части Господней и апостолов, низвергшись в
преисподнюю ада.

Не ограничился он тем, что имел власть внешнего распоряжения над всем мирским, говорим: над сокровиществованием,
продажей и покупкой, - но возжелал захватить в свое распоряжение и внутренний обмен; говорим: желал Иуда возбранить
людям приносить Христу веру, миро и божественную славу, т. е. не хотел давать людям чтить Христа, как Бога, славить
Его, как Бога, и возливать на Него драгоценное миро, на что люди того времени расходовались, как тратятся и ныне
люди, чтобы приносить дары в церковь, говорим: для литургии, которая есть отпечаток Христов; фимиам же (возжигаемый
в кадиле и приносимый Господу в богослужении) есть тип (или отпечаток) мира (возлиянного на Господа при жизни);
как говорит пророк-царь Давид: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою...». Свеча же, носимая пред
священником на выходах, есть тип честного предтечи Крестителя и его учения в пустыне перед пришествием Христовым,
как сказано у пророка: «Глас вопиющего в пустыне, исправьте путь Господень...» И опять: «Покайтеся, приблизилось Царствие
Небесное...» И опять: «Се Агнец Божий, вземляй грех мира...» И опять: «Я крещу вас водою, но грядет Крепчайший меня,
которому я недостоин отрешить ремень от сапог Его, Тот крестит вас Духом Святым и огнем...» (Лк. 3, 4-6 и Ин. 1, 36). '
Это (т. е. эти жертвы Христу как Богу) и хотел воспретить Иуда, вознамерившись воспрепятствовать (приношению
их, т. е. излиянию мира на Христа) - но сам был возбранен и низвергся с безграничным своим сребролюбием, коварный,
которым прельстил его Денница, во ад следующим образом.

Одна душа принесла Христу миро многоценное; Христос повелел сохранить его на время погребения Его, Сына Чело-
веческого; Иуда же искал продать его, ибо стоимость его была чрезмерна. Христос же сказал: «Да сохранится оно на
день погребения Моего...»
Нечто подобное случилось и в то время, когда Иуда попрал сад отца своего, взяв прекраснейшие, именуемые ароматами,
цветы; мать убоялась что-либо сказать ему, так как он был царский человек; Иуда же и не спрашивал у матери (позво-
ления сорвать цветы); но, будучи хищником и властителем, сам смело сорвал благоуханные и драгоценные цветы, вышел
вон из дома отца и встретил отца перед дверьми, возвращающегося с работы в дом свой. Отец, увидя в руках Иуды аро-
маты, спросил: «Зачем сорвал ты эти благоухания?» Иуда же с великою дерзостию отвечал: «Нужны они мне, что спра-
шиваешь?» Отец же, когда услыхал такое слово от Иуды, разгневался и сказал: «Тебе нужны, а мне не нужны?» (Потому
и) Христос изрек Иуде: «Оставь, оно Мне нужно на время погребения Моего...»
Иуда же сказал отцу: «Как разговариваешь ты смело со мною, не знаешь разве, что я царский человек?» Отец же
сказал ему: «Пусть ты и царский человек, зачем же дерзко говоришь так мне? Что мне тебя бояться? Как смел ты войти
в дом мой и взять вещь без спросу», - и попытался отец отнять их из рук Иуды. Иуда же, будучи заносчив и горд,
не перенес слов отца своего, не позволил выслушать от него даже малого слова, но тотчас схватил в руки камень и, уда-
рив им по голове, убил отца своего, - отцеубийца Иуда!.. С великою надменностью пошел он затем к повелителю своему
и показал ему ароматы. И сказал ему повелитель: «Каким образом дали их тебе?» И сказал Иуда: «Я не искал того,
чтобы мне их дали, но убил его и взял!» Сказал ему повелитель: «Правда ли, что говоришь?» Говорит Иуда: «Свидетельст-
вуюсь жизнью моею, я убил его, господин мой, ибо поносил он повелительство твое и меня оскорбил». Сказал повелитель:
«Сейчас пошлю человека, узнать правда ли, что говоришь, и если это верно, то изгоню я тебя из палат моих и накажу как
следует, ибо не ему ты сделал, но мне сделал ты такое безчестие». Послал повелитель человека, тот нашел его убитым;
возвратился посланный и возвестил о случившемся; повелитель, услыхав, что это правда, разгневался и смутился зело. Иуда
же, будучи лукав, прибег к защите ходатаев; и пошли вместе с ним (к царю заступаться за него дворцовые люди); повели-
тель же, увидав, что возмутились дворцовые люди, смутился, оказал ему снисхождение, пожалел его и, согласно закону,
повелел, чтобы он взял себе в жены жену убитого мужа. Иуда, как сосуд лукавый зла, принял это, мать же не желала
и говорила, что берет другого, а этого не хочет, но повелитель грозно повелел ей, дабы она не смела брать другого, но толь-
ко этого. Ввиду такой беды, мать, не желая, приняла его - и взял Иуда мать свою себе в жены...
Потому и сказал Христос (чтобы напомнить Иуде все это),что пусть останется миро на время погребения Моего...
И закипело кипение в сердце кипящего злобою, Христос же, как Сердцеведец, понял замысел Иуды...
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 сен 2018, 13:54

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 11. Иуда-предатель как пример несказанного долготерпения Божия. Его происхождение, смертные грехи его юности,
апостольство и хозяйственная должность у апостолов. Попытка его присвоить власть духовную и ограничить
милосердие Христово; лукавые побуждения, вызвавшие предательство и самоубийство.


В день тот, по омовении ног апостолам, когда все сотрапезовали и Иуда был при сем, во время трапезы воздохнул
Христос и сказал, что из вас двенадцати есть один, который предаст Меня в руки человеков-грешников. И говорили апос-
толы между собою: кто есть тот, который предаст Его? Христос же, увидав это волнение среди апостолов, сказал, что протя-
гивающий руку свою передо Мною, - и Иуда тотчас протянул руку свою перед Христом (к солилу).
Не попустил Христос произойти смуте, как сие свойственно нынешним людям, но дал одну только примету и ничего
больше не говорил...

Тогда предал Он Жертву литургийную (1) , которую мы возносим и ныне... Потом, после трапезы, удалился Иуда от союза
апостольского, скажем лучше, от братии своих, стал союзником Денницы и братом диаволу...

И сказал коварный в своем коварном и нечистом помысле: возьму дары от ищущих Его, попрошу (еще) и, что попрошу,
мне дадут... Тотчас пошел он в синагогу еврейскую и великим гласом сказал: что даете мне, - и я предаю вам Его? Евреи
тотчас одарили его тридцатью сребрениками. Получив их, Иуда сказал: последуйте за мной. Взяв в руки светильники,
палки, ножи, веревки и другие подобные бичи, они последовали за ним...
Исус Христос тогда молился, после молитвы пришел к апостолам и сказал: «Бдите и молитесь; не ведаете ни дня,
ни часа... ибо Сын Человеческий предается»... Опять пошел на место молитвы Своей и молился на мног час... Снова
пошел к апостолам, увидел их спящими и сказал с кротостию: «Восстаньте, бдите и молитесь, ибо не ведаете ни дня, ни
часа, ибо Сын Человеческий предается...» Опять пошел к месту молитвы Своей, молился и говорил: «Отче, аще возмож-
но, да мимоидет от Мене чаша сия». Тотчас, при этих словах Его, приспел Иуда со светильниками, от множества огней
стало светло, как днем, час же был ночной... И сказал Иуда евреям: «Кого я обниму и облобызаю, того хватайте»... Тогда
вошло множество воинов туда, где были собраны вместе апостолы. Иуда, со сребрениками в руке, обнял хищно нечистый
Чистого, сказал: «Радуйся, Равви», - коварно приложил сквернейшие свои губы к нескверному Лику и, оказав Ему сию
честь пред воинами, предоставил Его им, удалившись сам во тьму сребролюбия (т. е. во мрак со своим •сребролюбием,
от Света Христа - к диаволу)..
. И схватили Христа воины; апостолы же, увидав Его схваченным воинами, весьма сму-
тились. Петр схватил одного раба, поверг его вниз, выхватил короткий нож, который имел и, побуждаемый ревностию,
урезал рабу ухо. Тогда воскликнул Христос и сказал: «Петре! Петре! Вложи нож в ножны, ибо нож (если) даешь, нож и
приемлешь...» И взяли Христа, как разбойника, на судилище, и «поучашася тщетным на Господа и на Христа Его» (Пс.
22). Тогда поругание окружило Его!.. Красная хламида облекла Его!.. Терновый венец возложили на главу Его, над которою
трепетала рука Предтечи!.. Очи Его завязали и биениями били Его!.. Слова проречений требовали от Него!.. И иными
непомерными (терзаниями) терзали!..

(1) Заповедь об евхаристии словами: «Сие творите в Мое воспоминание».
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 сен 2018, 14:20

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 11. Иуда-предатель как пример несказанного долготерпения Божия. Его происхождение, смертные грехи его юности,
апостольство и хозяйственная должность у апостолов. Попытка его присвоить власть духовную и ограничить
милосердие Христово; лукавые побуждения, вызвавшие предательство и самоубийство.


Увидев эти страсти Христовы, помраченный сребролюбием Иуда - разомрачился и весьма раскаялся, но не припал к
покаянию, говорим: ко Христу - и, горько плача, не оплакал беззаконие свое, подобно Петру, но пошел и поверг сребреники
там, где их приял, и сказал: «Зло сотворил я, возьмите ваши сребреники...» Отвечали ему книжники и сказали: «Ты уз-
ришь...»
И были озабочены, говоря между собою, что не достоит класть их в корвану; озабоченно они вопрошали, что с ними
сделать? Наконец, сделали странно-погребальницу, которая обретается и поныне...
Потом Иуда, бросив там сребреники, удалился в глубокое место и, удаляясь, был озабочен, что такое сделать там (в
овраге). Когда он размышлял об этом, пришел ему (на ум) скверный помысл совершить самоубийство. Внял нечистый
нечистому и совершил то дело следующим образом. На месте, где он размышлял, было одно дерево, как нарочно для казни.
Тотчас снял Иуда с себя пояс, который был из верблюжьей шерсти, одним концом его затянул свою шею, другим - при-
вязал себя к дереву... ветвь в тот же час наклонилась (т. е. когда он свергся, чтобы повиснуть)...
Бог же не хочет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. Всевозможным образом действовал Бог, чтобы
не повесился (Иуда), ибо Иуда был все же человек. Бог ожидал покаяния Иуды. Но Иуда не освобождал себя из пет-
ли, чтобы пойти, припасть к подножию креста и сказать: «Я Тебя распял, прости меня!.. Моя злая мысль вознесла Тебя
на крест; благосердствуй обо мне...» Если бы изрек он перед крестом эти три слова, исполнив их и делом (выразив свое
покаяние), Христос принял бы его. А каким же исполнить делом? Дело сие: дабы слезил горько, стенал рыдая и жалостно
плакал; но Иуда так не поступал (т. е. не хотел повергнуться на землю перед крестом Христовым во спасение свое), но
повергался на землю, чтобы повеситься (не взирая на то, что) ветвь приклонялась, а на кресте был предружелюбнейший
Христос (о Котором Иуда мог быть несомненно уверен, что Он не отвергнет его покаяния)!..
Как дружелюбствовал Василий
Великий Иосифу (которого крестил на смертном своем одре), так дружелюбствовал и Христос Иуде, ожидая от него по-
каянных слов, но Иуда (вместо того, чтобы сказать эти слова, предпочитал) крепко затянуть петлею горло свое - Искариот!..
Взирает вдаль Христос на обе стороны креста Своего, не увидит ли Иуды... Он, Который жаждет спасения людей, жаждал
также Иудиного покаяния и искал его... Великим гласом Христос со стенанием воскликнул: «Жажду».
Иудеи поняли,
что Он требует воды и со своим иудейским безстыдством, наложив губу на трость, напоили его желчью и уксусом...
Опять воскликнул Он и сказал: «Свершилось»... Скажи теперь, чего ради пришел Иуда ко Христу повидать Его? Ради своей
гибели или спасения? Если для спасения, то почему погиб, злосчастный? Потому что не имел твердой веры пренетвер-
дейший (пренепостояннейший).

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 сен 2018, 14:18

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 12.Почему не всякая молитва святыми исполняется.


Желал бы сей преподобный (святой говорил про себя) щедро разливать чудеса милосердия, целить бесноватых, хромых
и болящих от всякой болезни и немочи, но лукавство и неверие человеческое возбраняет сему, подобно тому,
как лукавство и неверие лукавых иудеев возбранило силе апостольской...
Посему воскликнул Господь: «О, ро-
де неверный и развращенный! Доколе буду с вами...» Тогда подвели бесноватого ко Христу и тотчас исцелился болящий.
Апостолы вопросили Христа, почему они не могли исцелить его? Отвечал Христос: «Ради неверия вашего; род сей ничем
не изгоняется, только молитвою и постом...» (Мф. 17, 20, 21).
Преподобный благорасположен исполнить всякое прошение того, кто молится и призывает его с верою, не лукаво, имея
готовность при сем (к добродетельной жизни и спасению)... Но кто сии блаженные? Те, которые добронравны, и, получив
помощь от святого, укрепляются в вере и молитвенном благодарении преподобному...
Но злонравный... и злообразный, какую
помощь может получить?! Если исполнится желание его, он будет потом непослушным (т. е. если и откроется ему путь
ко спасению, он все равно не пойдет этим путем), будет вором (т. е. восхитит милость воровски, пребывая верным слугой
диавола), убийцею (т. е. человеконенавистником, несмотря на полученную милость) и таким же неверующим (каким
был) и раньше в своем лукавстве...
Не исполняет преподобный (желаний) сих (людей) и прочие преподобные не хотят слушать
таковых, но предают этих людей, согласно гласу апостольскому, «сатане во измождение (1) плоти, да дух спасется в день
Господень...» (1 Кор. 5, 5).

(1) "Предают сатане во измождение плоти», т. е. не дают просимых благ земных, не избавляют от бедствий и страданий, чтобы
сими скорбями спасти душу.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 сен 2018, 14:31

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 13. О потребности самопонуждения к очищению сердца своего


Силою, силою понуждая себя, понудься искоренить из твоей души ехидненный яд безпечности, которым отравился ты
и не разумеваешь того, несчастный человече!..
Силою, силою, понудь себя, понуждаяся, чтобы избавиться от ехидненного яда нерадения, которым ты от-
равился! (Ехидненный сей порок весьма лукав).
О, силою, силою понуждая себя, понудься отцепить от себя погибельный яд - хулы!..
О, силою, силою, понуждаемый, понудь себя отвязаться от тартарского яда обжорства, а также тщеславия, которым
ты отравился и не разумеваешь того, несчастный человек... (Святой здесь становит порок тщеславия рядом с объедением
- не потому ли, что любовь к похвале есть такое же лакомство для души, как снедь для чрева?)
О, силою, силою понуждаяся, понудь себя отвязаться от огненного яда злопамятства, которым ты огне-отравился и
не разумеваешь того, несчастный человече!..
О, силою, силою понуждаяся, понудь себя (освободиться от вцепившегося в тебя) когтя горькоядия лжи, которою ты горько
отравился и не понимаешь того, несчастный человече...
О, силою, силою понуждаяся, понудь себя с насильем искоренить из себя желчный яд злорадства, которым ты желче-
отравился и нисколько не ведаешь того, человече...
О, силою, силою понуждаяся, понудься исторгнуть из себя семь когтей дракона мира сего, которые впились в злое твое
расположение, а также в нечистоту мысли твоей.., т. е. семь страстей.

Эти усиленные воззвания святого показывают, сколь великая борьба и понуждение потребны желающим улучить спасение,
чтобы освободить сердце свое от столь распространившихся пороков.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 сен 2018, 06:45

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 14. Пшеница пахаря для посева и пшеница мельника для размола; дела благодатные и дела вражии.


Потом разберется основа, т. е. сердечные намерения в каждом (1) деле; будет явлено, которая пшеница пригодна
на семена и которая на размол. Говорим: будет явлено, кто причастен силе божественной благодати и кто по-
рабощен безсилием безсильных (2) , которым насилуют они людей.

Дела благодати суть как пшеница земледельца, который, посеяв ее в землю, со временем пожинает, собирает в житницу,
и не оскудевают житницы.

Мельник сыплет пшеницу в мельничный ящик; она растирается внизу под камнем; делается прахом, яко дым; исчезает
облик пшеничный и видение лица ее... Так и безсильный (диавол) с безсилием своим кладет людей в ящик (3) совеща-
тельного своего безсилия; человек падает вниз под камень погибели, исчезает, яко дым, и скрывается от лица земли...

Семенное зерно пшеницы сеется в землю, восходит и плодоносит на земле - такова же сила и божественной благодати,
посеваемая в человеке, которую потом люди собирают и сокровиществуют в житницы силы их; она преизбыточествует в
их мысленных житницах, так что не возмогают они вместить ее и в житницах своих, и в пристройках...

Невместимый же Христос не только вместился в чувства человека, но там сеется и паки сокровиществуется в ящик (4)
мысли человека; паки сеется, паки собирается, - пока не исполнится отпадение Денницы... (Т. е. пока не исполнится
человеками число отпадших ангелов).

(1) Ср.: 1 Кор. 4, 5 - «Приидет Господь, Который осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения».
(2) Т. е. духов злобы.
(3) «Совещательное безсилие» - это внушаемые диаволом греховные помыслы, которые часто обставляются хитрыми, якобы
разумно логическими, сатанинскими доводами.
Например: «И увидела Ева, что дерево (запрещенное) хорошо для пищи, приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» (Быт. 3, 4).
(4) Мысль та, что полученную благодать должно приумножать и возгревать подвигами, чтобы на пять или два таланта
данной (каждому в меру сил) благодати Христовой приобрести другие таланты, ср.: притчу Спасителя о талантах (Мф. 14, 30).
«Данный тебе талант от Бога трудолюбно делай, душе моя», - вопиет Церковь. В частности, священнослужители, получившие
от Бога особую благодать (сравнительно с мирянами), должны молитвою, священнослужением и усердными подвигами непрестанно
«возгревать дар Божий, живущий в них» (2 Тим. 1, 6; ср.: 1 Тим. 4, 14).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 сен 2018, 14:22

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 15. Бегство Ионы произошло промыслительным попущением Божиим. Покаяние Ниневии.


В городе Ниневии люди сперва были богобоязненны, но следующие поколения забыли Бога и возделывали злые
похотения свои, подобно развращенным допотопным людям. Господь Бог, видя, что низверглись люди в
погибель погибели, в семиглавие беззакония, многоразличными путями пытался освободить град от плена по-
гибели и семиглавия беззакония. Но жители града желаниями своими поклонялись царице погибели и семиглавию
беззакония... Какую же помощь оставалось Богу оказать граду сему, который добровольно предавал сам себя в пасть царицы
погибели и семиглавие беззакония? Видит Бог град Ниневию, что нуждается он в помощи, но никого нет в городе, чтобы ему
помочь; есть люди (т. е. рабы Божии) во граде, но нет такого, который был бы способен освободить, т. е. обличить жителей
и возбудить их к покаянию.
Точно так же не осталось никого и в требующей помощи Горе сей Афонской, дабы освободить ее от плена погибели
семиглавого беззакония; хотя и находится кое-кто в Горе сей, но он недостаточен (1) , чтобы освободить ее от сего плена.
Видит Бог, что почти весь град Ниневия уклонился в погибель погибели и в погибель нечестия; узрел Бог таковое воз-
делывание зла - и повелел пророку Ионе, подобно Ною, проповедовать покаяние. Однако Иона не исполнил повеления
Господа, но по морю бежал от Лица Божия.

Однако эта жестокость сердца Ионы была попущена Богом. Ибо Бог видел, что если пошлет к ниневитянам, творящим
такие беззаконные дела, Иону по суху, то Иона, придя во град сей ради проповеди покаяния, - не будет услышан; го-
ворим: не будут ниневитяне слушать проповеди Ионы, но поругаются над ним препоругательно, и способны будут лишь
к тому, чтобы изгнать его из городских стен вон, бия его. Разумевая все это пророческим чувством, Иона ожесточился
сердцем своим, ибо они сказали бы Ионе: «Ты ли, беззаконник, пришел исправлять нас?»

Сердцеведец же и Премудрость Божия, Который создал сердце человека и ведает все помышления человека, ведал о сердце
ниневитян, что оно было неподобное; ради этого и не умягчил к сему сердца Ионы.
Иона же отговаривался пред Богом следующей отговоркой: «Божество Твое милосердо и милостиво; если возвещу я граду
Ниневии глагол сей, то они покаются, Ты отменишь Свой приговор по безграничному милосердию Твоему, помилуешь
их, а я окажусь лжецом в тех словах, которые буду проповедовать. Поэтому никогда не пойду я туда».
Такой ответ воздал он Богу и по морю бежал от Лица Божия.
Бог же (2) повелел четырем ветрам воспротивиться кораблю; корабль так раскачало на морских волнах, что моряки решили,
что потонут. Моряки выбросили весь груз в море, чтобы облегчить корабль. Но кораблю от этого ничуть легче не стало.
Говорили моряки: «Что есть сие?» Иона же спустился в трюм и заснул от многого страха. Моряки, увидав Иону спящим
в трюме корабля, стали укорять его и говорили между собою: «Не видали мы когда-либо человека, который бы так спал...
Мы погибаем в море, а сей спит и почивает». Отвечал Иона и сказал: «Что нам делать, - я сего не знаю». Сказали мо-
ряки: «Хлеб накладывать в тело свое знаешь, а Бога молить не знаешь?» Говорили моряки между собою, что никогда не
находило на них такой непогоды; потом сказали: «Метнем жребий, чтобы узнать, ради кого из нас сотворилось сие
зло?» Бросили жребий и пал жребий на Иону. Иона сейчас же открыл свою ошибку пред всеми моряками и сказал, что
он преслушал Бога, бежал от Лица Его и просил моряков ввергнуть его в море, дабы и они не погибли вместе с ним.
Выслушав сие, моряки сказали Ионе: «Да простишь нам, равви, что мы так обезчестили тебя...» Простил Иона то без-
честие, которое они ему сотворили, оскорбив его с таким негодованием. Потом моряки выбросили его в море... Бог
же повелел рыбе, называемой драмидион, принять Иону во чрево свое за то, что исповедал он ошибку свою пред людьми.
Бог оказал помощь Ионе, чтобы не погиб он в море (т. е. и за исповедь, и за самоотверженное сострадание к спутникам
своим).

Так бывает и ныне: когда кто сознает ошибку свою и исповедует ее пред людьми, Бог посылает тотчас же ангела
Своего, который покрывает его кровом крыл своих, и исповедавший свою ошибку не погибает, как и Иона не погиб в
море.

(1) Т. е. не обладает достаточными для сего силами духа.
(2) Не стесняющий свободной воли человека.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 сен 2018, 13:12

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 15. Бегство Ионы произошло промыслительным попущением Божиим. Покаяние Ниневии.


Тогда рыба, приявшая Иону во чрево свое, изменила своего естества чин (досл.: утратила действо естества), содержа три
дня и три ночи Иону во чреве своем, которое расширилось ради сего (т. е. по естеству у кита горло весьма узкое, но
оно, как и чрево, расширилось чудом Божиим)... Иона же, находясь там в таком страдании, умолял Бога; Бог, услышав
молитву его, взывавшего «из чрева адова», повелел рыбе изблевать Иону невредимо на землю ниневитян. Бог рек сие и
бысть по глаголу Божию.
Посему Бог опять повелел Ионе идти в город ниневитян проповедовать покаяние; Иона послушал тогда веления Божия,
пошел в Ниневию и проповедовал, с великим гласом и воплем взывая: «Ниневитяне через три дня будут разрушены и исчез-
нут с лица земли»; здесь же пророк подробно сказывал все те деяния, которые они соделали.
Так и я, подобно Ионе, говорю вам все те деяния, которые вы соделали против Бога... (1)
Видят ниневитяне, что Иона вышел из моря невредимо телом и немокренно одеждою; услыхав слова от Ионы, нине-
витяне боялись и смутились весьма; тотчас все стали каяться и обращаться к Богу... Царь же показал такое покаяние
Богу, что уподобился Давиду и Манассии. Весь город вместе с царем возопил: «Господи! Да не яростию Твоею обличиши
нас, ниже гневом Твоим накажеши нас»; и другими превосходнейшими молениями каялись они пред глаголом Божиим,
пока не скончались те три дня... Итак, каким воплем вопиял город тот к Богу?!.. Иона ж е , среди этого вопля градского
удалился на возвышенное место, дабы видеть разрушение города, но, так как не уничтожал Бог Ниневии ради доброго
покаяния его, Иона опечалился весьма. Бог же, чтобы удалить его печаль, повелел одной тыквице вырости за ночь на том
месте, где сидел Иона; утешен был несколько Иона тенью тыквицы от зноя солнечного. И опять повелел Бог, наутро
засохла тыквица, и опечалился Иона до смерти. Говорит Бог Ионе: «Из-за тыквицы ли так опечалился ты, над которой
сам не трудился? Как же Мне не пожалеть города Ниневии, сотворенного Мною (т. е. созданий Божиих в нем)? Вот я
вижу вопль покаяния града предо Мною, и как мнит сердце твое о вопле покаяния сем? В тебе есть печаль из-за тыквицы,
а во Мне радость о покаянии града Ниневии».
Сие изрекли уста Господни Ионе.
Видите, честнейшие братья, какой ответ дал Бог Ионе? Видите, Бог всегда есть с вами и ожидает вашего покаяния
истинного. Обратитесь же и вы со смиренным покаянием к Богу, и ваше покаяние примет Бог, как и покаяние Ниневии...

Посему с понуждением, с понуждением, поскорее, понуждением понудьте себя к покаянию, честнейшие отцы, дабы
не покинула вас Царица Спасения, и не возгосподствовала над вами царица погибели и семиглавие беззакония!..


(1) Прп. Нил сопоставляет здесь себя с пророком Ионой, а афонцев - с ниневитянами.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 сен 2018, 13:39

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще

Глава 16. Повесть о том, как премудрый Рамуил доказал вельможам и мудрецам ниневитским достоверность проповеди Ионы.


В то время, как город Ниневия укрощался проповедью Ионы, был в нем некий богатейший человек, именем
Мерхий, безчадный во плоти своей. Между тем, как Иона проповедовал, он пригласил некоторых вельмож
на пир; было приглашено и несколько премудрых в делах науки; пришли на сей пир также и семь мужей
мудрецов. Сидя за трапезой, каждый говорил свое слово о проповеди Ионы: как это возможно, чтобы погиб город сей?
Услыхав сие, другой мудрец отвечал и сказал всем людям за трапезой сидящим: «Мужи, братия! Вот, премудрость моя
действием своим умудрила меня в таком деле. Если поставить на высоком месте магнит в 50 литров, то он в силах будет
удержать 500 литров железа». Отвечали все люди мудрецу: «Это невозможное дело!» Сказал мудрец: «Это невозможно
для человека, но возможно проповеди Ионы осуществить сие дело» (т. е. если человеку невозможно поднять магнитом 500
литров железа, то невозможно верить и проповеди Ионы, а если возможно, то несомненна и грядущая кара Божия, воз-
вещаемая Ионой). Услыхав сие, другие мудрецы позавидовали и отвечали сему премудрейшему, требуя, чтобы он истиннейше
доказал им достоверность проповеди Ионы, ибо «никак не может быть это дело». Отвечал премудрый и сказал: «Возможно
есть (т. е. доказать этим путем), и сотворю сие». 24 именитых мужа возражали этому мудрецу и в споре опровергали его.
При этом споре еще больше стали завидовать ему мудрецы и переглянулись друг с другом, говорим: сделали условный
знак, да сотворят дело сие; сотворили же его с искусством и премудростию; вознесли мудрецы магнит на высоком месте
и повелели, чтобы произошло это дело на самой высокой вершине. Мудрецы поставили магнит на самом высоком месте
для того, чтобы подвергнуть железо действию воздушной стихии, чтобы никоим образом не мог магнит удержать железа.
Окончили это дело, было положено железо пред магнитом; схватил его магнит, поднял его и, как ни качал ветер магнит
вместе с железом, железо от магнита не отрывалось. Наконец оторвалось, - но не вследствие качания ветром, а потому,
что заржавело железо... Тогда премудрый схватил его, отчистил, и опять железо было принято магнитом,
как прежде.
Тогда возобновил премудрый сей речь о проповеди Ионы и говорил с великим гласом: «Мужи ниневитяне! Видите, как
снова удержал магнит железо? Ибо в силах магнит не только 500 литров железа поднять, но в силах и 500 тысяч литров
удержать, лишь бы не имелось ни на каком куске ржавчины, потому что ржавого (1) железа магнит не принимает».
И опять
взывал, говоря: «Мужи ниневитяне! Братия, вонмите примеру сему, который я представил вам к проповеди Ионы; не словом
говорю вам сие, но представляю вам и делом, дабы вы поняли, что проповедь Ионы есть истиннейшая... Железо - суть люди
огражденного града сего; магнит - есть Бог; Чистейший держит лишь чистых людей. Равно удерживал Бог и град сей,
но потом осквернились люди града, и оставил их Бог в погибель. Как я, предуспев, отчистил железо, и принял его магнит
опять, так и Иона отчистил нас от ржавчины проповедью покаяния, предпоставив нас пред Бога Вышнего, и опять
принял нас Бог, как и раньше!»

Услыхав ниневитяне премудрость, которую он представил им (чрез доказательство словом и делом), согласились с ним
и подивились уму его. Однако завистливые мудрецы, увидав, как вняли мудрецу ниневитяне, позавидовали еще больше
и, соделав всевозможные козни, убили благословенного Рамуила.


(1) Сила сцепления частиц железа и магнита от ржавчины в железе ослабевает.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 34

cron
@Mail.ru