Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 сен 2019, 15:09

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

5) Бог не только сотворил нас из ничего, но, по благодати Слова, даровал нам и жизнь по Богу.
Но люди, уклонившись от вечного, и по совету диавола обратившись к тленному, сами для себя
стали виновниками тления в смерти; потому что, как сказано выше, по природе они были тленны.
но свойственного им по природе избегли бы по благодати, как причастники Слова, если бы пребыли
добрыми; по причине соприсущаго им Слова, не приблизилось бы к ним естественное тление, как
говорит и Премудрость:

" Бог созда человека в нетление,"
и во образ собственной Своей вечности:
"завистию же диаволею смерть вниде в мир." (Прем, 2, 23. 24).
Когда же совершилось это,—люди стали умирать и тление сильно воздействовало уже в них,
превозмогая над всем человеческим родом, в большей еще мере, нежели сколько было это есте-
ственно, поколику, вследствие преступления заповеди, воспользовалось оно против них и Божию
угрозою, да и сами люди в прегрешениях своих не остановились на известных пределах, но, по-
степенно простираясь далее, преступили, наконец, всякую меру.
Быв в начале изобретателями
зла, и сами на себя призвав смерть и тление, в последствии же совратившись в неправду, отважи-
ваясь на всякое беззаконие и не останавливаясь на одном худом деле, но непрестанно к новым ху-
дым делам примышляя еще новые люди, сделались ненасытными во грехе. повсюду были прелю-
бодеяния и татьбы; вся земля наполнилась убийствами и хищениями. У закона не было заботы о растлении и
неправде. Всякое злое дело совершаемо было и каждым порознь и всеми сообща. Города вели войну
с городами; народы возставали против народов; вся вселенная раздираема была мятежами и раздорами,
потому что всякий оказывал соревнование в беззаконии. Не далеко было от этого и противоестест-
венное, но как сказал свидетель Христов Апостол:
" жены бо их измениша естественную подобу в презъестественную: Такожде и мужи, оставяше естественную
подобу женска пола, разжегошася похотию своею друг на друга, мужи на мужех студ содевающе, и возмездие,
еже подобяще прелести их, в себе восприемлюще. "(Рим. 1, 26. 27).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 сен 2019, 14:43

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

6) Когда же смерть более и более овладевала чрез это людьми и тление в них оставалось; тогда род
человеческий растлевался, словесный же и по образу созданный человек исчезал, и Богом совершенное
дело гибло; потому что, как сказано выше, смерть превозмогала над нами силою уже закона, и не-
возможно было избежать закона, так как он, по причине преступления, постановлен был Богом.

Выходило нечто, в подлинном смысле,? и ни с чем несообразное и вместе неприличное. Ни с чем
несообразно было Богу, изрекши слово, солгать, и человеку, когда узаконено Богом, чтобы он, если
преступит заповедь, смертью умер, не умирать по преступленіи, слову же Божию остаться нарушенным.
Тогда не было бы в Боге правды, если бы, когда "сказано Богом, что умрешь, человек не умер. Но
также и неприлично было, чтобы однажды сотворенные разумные существа и причастные Слова Его по-
гибли, и чрез тление опять обратились в небытие. Это (не достойно было бы благости Божией, чтобы
сотворенное Богом растлевалось от обольщения людей диаволом. С другой стороны, всего не прилич-
нее было в людях, или по собственному их нерадению или по бесовскому обольщению, уничтожиться
Божию художеству.

Итак, когда истлевали словесные твари и гибли такие Божия произведения, что надлежало сделать
Богу Который благ? Попустить ли, чтоб тление над ними превозмогло, и смерть ими обладала? Ка-
кая же была нужда сотворить их в начале? Надлежало бы лучше не творить, нежели сотворенным
оставаться непризренными и гибнуть. Если Бог сотворив оставляет без внимания, что произведение
Его истлевает; то из такого нерадения в большей мере познается безсилие, а не благость Божия,
нежели когда бы не сотворил Он людей в начал. Если бы не сотворил; то никто и не подумал
бы вменять этого в безсилие. А когда сотворил и привел в бытие, вовсе было бы ни с чем не-
сообразно гибнуть произведениям, и особенно в виду Сотворившего. Итак, надлежало не попускать,
чтоб люди поглощались тлением, потому что это было бы неприлично Божией благости и не достойно
её.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 сен 2019, 13:23

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

7) Но как и сему надлежало быть; так, с другой опять стороны, противополагалась тому справед-
ливая в Боге причина,—пребыть ему верным законоположению Своему о смерти. Ибо для нашей же
пользы и для нашего сохранения ни с чем несообразно было оказаться лжецом Отцу истины—Богу.
Итак, чему надлежало быть в этом случае, или что надобно было сделать Богу? Потребовать у лю-
дей покаяния в преступлении? Это можно бы признать достойным Бога, рассуждая, что, как пре-
ступлением впали люди в тление, так покаянием достигли бы опять нетления. Но покаянием не соблю-
лась бы справедливость в отношении к Богу. Опять не был бы Он верным Себе, если бы смерть
перестала обладать людьми. Притом покаяние не выводит из естественного состояния, а прекращает
только грехи. Если бы прегрешение только было, а не последовало за ним тления; то прекрасно было
бы покаяние.

Если же люди, вследствие предшествовавшего преступления, однажды сделались подвластными естествен-
ному тлению, и утратили благодать Божия образа; то чему иному надлежало совершиться? Или в ком
ином была потребность для возвращения , таковой благодати и для воззвания человеков, кроме Бога—-
Слова, из ничего сотворившего вселенную в начале? Ему принадлежало—и тленное привести опять
в нетление, и соблюсти, что всего справедливее было для Отца. Поелику Он—Отчее Слово и пре-
выше всех; то естественным образом Он только один мог все воссоздать, Он один довлел к
тому, чтобы за всех пострадать и за всех ходатайствовать пред Отцем.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 сен 2019, 12:51

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

8) Посему-то безплотное, нетленное, невещественное Божие Слово приходит в нашу область, от ко-
торой и прежде не было далеким; потому что ни одна часть творения не осталась лишенною Его, но, пре-
бывая со Отцем Своим, наполняет Оно и всю вселенную во всех частях её. Но приходит, сни-
сходя Своим к нам человеколюбием и явлением среди нас. И видя, что словесный человеческий род
гибнет, что смерть царствует над людьми в тлении; примечая также, что угроза за преступление под-
держивает в нас тление, и несообразно было бы отменить закон прежде исполнения его; примечая и
неприличие совершившегося, потому что уничтожалось то, чему само Оно было Создателем; примечая
и превосходящее всякую меру злонравие людей, потому что люди постепенно до нестерпимости увели-
чивали его ко вреду своему; примечая и то, что все люди повинны смерти,—сжалилось Оно над ро-
дом нашим, умилосердилось над немощью нашей, снизошло к нашему тлению, не потерпело обладания
смерти, и чтоб не погибло сотворенное, и не оказалось напрасным, что сделано Отцем Его для лю-
дей, — приемлет на Себя тело, и тело нечуждое нашему.
Ибо не просто восхотело быть в теле и
не явиться только пожелало. А если бы восхотело только явиться, то могло бы совершить Свое Бого-
явление и посредством иного совершеннейшего. Но приемлет наше тело, и не просто, но от пречистой,
нерастленной, неискусомужней Девы, тело чистое, нимало неприкосновенное мужескому общению. Будучи
Всемощным и Создателем вселенной, в Деве уготовляет в храм Себе тело, и усвояет Себе оное,
как орудие, в нем давая Себя познавать и в нем обитая
. И таким образом, у нас заимствовав
подобное нашему тело, потому что все мы были повинны тлению смерти, за всех предав его смерти,
приносит Отцу. И это совершает Оно по человеколюбию для того, чтобы с одной стороны, поелику
все умирали, закону об истлении людей положить конец тем, что власть его исполнилась на Господ-
нем теле, и не имеет уже места в рассуждении подобных людей; а с другой стороны, ;людей обра-
тившихся в тление снова возвратить в нетление, и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела
и благодатью воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 сен 2019, 14:08

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

9) Слово знало, что тление не иначе могло быть прекращено в людях, как только непременною смер-
тию; умереть же Слову, как безсмертному и Отчему Сыну, было невозможно.
Для сего-то самого
приемлет Оно на Себя тело, которое бы могло умереть, чтобы, как причастное над всеми Сущего
Слова, довлело оно к смерти за всех, чтобы ради обитающего в нем Слова пребыло нетленным, и
чтобы, наконец, во всех прекращено было тление благодатью воскресения. Потому восприятое Им на
Себя тело принося на смерть, как жертву и заклание, свободное от всякой скверны, этим приноше-
нием сходственного во всех подобных уничтожило немедленно смерть.
Ибо Слово Божие, будучи
превыше всех, и Свой храм, Свое телесное орудие, принося в искупительную за всех цену, смер-
тию Своею совершенно выполнило должное, и таким образом, посредством подобного тела со всеми со-
пребывая, нетленный Божий Сын, как и следовало, всех облек в нетление обетованием воскресе-
ния. И самое тление в смерти не имеет уже власти над людьми, ради Слова, вселившегося в них по-
средством единого тела.
Если великий Царь входит в какой-либо великий город и вселяется в од-
ном из домов его; то без сомнения высокой чести удостаивается такой город, и никакой враг
или разбойник не нападет и не разорит его; скорее же приложат о нем все рачение, ради царя,
вселившегося в одном из домов его. Так было и с Царем вселенной; когда пришел Он в нашу
область и вселился в одно из подобных нашим тел; тогда прекратились, наконец , враже-
ския злоумышления против людей, уничтожилось тление смерти, издревле над ними превозмогавшее. Ибо
погиб бы род человеческий, если бы Владыка и Спаситель всех, Сын Божий, не пришел положить
конец смерти.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 сен 2019, 15:39

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

10) И это великое дело, подлинно, всего более приличествовало Божией благости. Если царь, построив
дом или город, когда по нерадению' живущих в нем, нападут на него разбойники, не оставляет
его вовсе без призрения, но защищает и спасает, как собственное свое произведение, взирая не на
нерадивость жителей, но на то, что прилично ему самому: то тем паче всеблагой Бог, Отчее Слово,
когда сотворенный Им род человеческий снизшел в тление,—не презрел его, но привзошедшую смерть
стер приношением собственного Своего тела, нерадение же людей исправил Своим учением, все че-
ловеческое исполнив Своею силою. Удостоверение же в этом может всякий, найти у Богословов
самого Спасителя, читая в писаниях их, когда говорят:

"ибо любы Христова обдержит нас рассуждающих сіе: яко аще Един за всех умер, то убо вси умроша,
и за всех умре, да не к тому себе живем, но за нас умершему и воскресшему от мертвых Господу
нашему Ісусу Христу" (2 Кор. 5, 14. 15).
И еще:
" а умаленного малым чим от Ангел видим Ісуса, за приятие смерти, славою и честью венчанна,
яко да, благодатью Божею за всех вкусит смерти" (Евр. 2, 9).
Потом Писание показывает и причину, почему надлежало вочеловечиться не иному кому. но самому
Богу — Слову, говоря:
"подобаше бо Ему, Егоже ради всяческая и Имже всяческая, приведшу многи сыны в славу, начальника
спасения их страданьми совершити" (Евр. 2, 10).
А этими словами означает, что не иному кому следовало возвести людей от постигшего их тления, как
Богу—Слову, сотворившему их и в начале. И что само Слово прияло на Себя тело для принесения жертвы
за подобные тела, это дают разуметь Писания, говоря:

"понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той преискренне приобщися техже, да смертию упразднит
имущего державу смерти, сиречь, диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинна
беша работе" (Евр.2: 14-15).
Ибо Слово, принесением в жертву собственного Своего тела, и положило конец осуждавшему нас закону,
и обновило в нас начаток жизни, даровав надежду врскресения. Поелику от самого человека зависело,
что смерть овладела людьми, то по сему самому вочеловечением Бога Слова снова произведено истреб-
ление смерти и восстание жизни, по слову христоносного мужа:

" понеже бо человеком смерть бысть. и человеком воскресение мертвых:
яко-же бо во Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут." и так далее (1 Кор. 15, 21. 22).
Ибо ныне, уже не какъ осужденные умираем, но, как имеющие восстать, ожидаем общего всех воскресения,
которое во время свое явит совершивший его и даровавший Бог.

Такова первая причина Спасителева вочеловечения. Но из следующего можно всякому познать, что бла-
гое пришествие Его к нам имело и другие важные причины.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 сен 2019, 14:42

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

11) Обладающий всеми Бог, когда собственным Словом Своим сотворил человеческий род, видя
также немощь человеческого естества, а именно, что не имеет оно достаточных сил — само собою по-
знать Создателя и вообще приобрести себе понятие о Боге, потому что Бог нерожден, а твари про-
изошли из ничего, Бог безплотен, а люди по телу созданы где-то долу, и вообще, всему сотворенному
многого не достает к уразумению и ведению Сотворившего, примечая, говорю, это и сжалившись опять
над родом человеческим, как Благой, не оставил людей лишенными ведения о Нем, чтобы и
самое бытие не сделалось для них безполезным
. Ибо какая польза быть сотворенными, и не знать
Творца своего? Или как люди могли быть словесными, не зная Отчего Слова, Которым сотворены?
Ничем не отличались бы они от безсловесных, если бы ничего не познавали, кроме земного. Для
чего бы и создал их Бог, если бы не восхотел, чтоб они познавали Его? Посему-то, чтобы люди
не оставались неведущими Бога, как Благой, сообщает им собственный Свой образ,—Господа на-
шего Ісуса Христа, и творит их по образу и по подобию Своему, чтобы при таковой благодати, пред-
ставляя себе Образ, разумею же Отчее Слово, могли приобретать понятие о самом Отце, и позна-
вая Творца, жить благополучною и подлинно блаженною жизнью.

Но несмысленные люди, вознерадев также и о такой данной им благодати, столько уклонились от
Бога, и до того омрачились в душе своей, что не только предали забвению понятие о Боге, но стали
вымышлять. себе одно вместо другого. Ибо вместо истины соорудили себе идолов, сущему Богу пред-
почли не-сущее, служа твари вместо Творца, а что хуже всего, честь Божию перенесли на дерева, на
камни, на всякое вещество, и на людей, и делали еще худшее этого, как говорено было в предъ-
идущем слове.
Дошли же они до такого нечестия, что начали, наконец, поклоняться бесам, и выпол-
няя их пожелания, наименовали их богами, и непрестанно более опутываясь неистовыми страстями, ка-
кия возбуждали в них бесы, в угодность им (о чем говорено было прежде) стали приносить в
жертву безсловесных животных и закалать людей. Потому обучались у них и волшебству; по местам
обольщали людей прорицалища; причины рождения и бытия своего стали все приписывать звездам и всему,
что на небе, ни о чем ином не помышляя, кроме видимого.
Вообще, все исполнено стало нечестия и
беззакония; только Бог и Слово Его не были познаваемы, хотя не скрывал Он Себя от людей в
неизвестности, и не простое дал им о Себе ведение, но многообразно и многократно раскрывал им
оное.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 сен 2019, 14:39

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

12) Ибо хотя и благодать, сообщенная в образе Божием, достаточна была к тому, чтобы привести
к познанию Бога—Слова, и чрез Него к познанию Отца; однако же Бог, зная немощь людей, промыш-
лял о них и в случае их нерадения, чтобы, если и вознерадят познавать Бога в самих себе, не оста-
вались в неведении о Создателе, имея пред очами дела творения.
Поелику же нерадение постепенно нис-
ходило к худшему; то Бог не оставил опять без промышления Своего и таковую человеческую немощь,
дав закон и послав к людям известных им Пророков, чтобы, если обленятся возвести взор
на небо и познать Творца, близ себя имели учение; потому что люди всего ближе могут учиться луч-
шему у людей же. Итак, взирая на величие неба и рассматривая стройность творения, можно было лю-
дям познавать и Вождя твари—Отчее Слово, Которое Своим о всем промышлением всем дает по-
знавать и Отца, и для того приводит вселенную в движение, чтобы все чрез Него познавали Бога.
Или
если и это было тяжело для них; то могли они беседовать со святыми и от них узнать Создателя
всех Бога и Отца Христова, узнать, что поклонение идолам есть безбожие исполненое всякого нечестия.

А познав закон, можно им было также прекратить все беззакония и жить добродетельною жизнью.
Ибо закон дан был не для одних иудеев, и не ради их одних посылались Пророки; но хотя к иудеямъ
они посылались и иудеями были гонимы, однакож, для целой вселенной служили священным учи-
лищем ведения о Боге и внутренней жизни. Такова была Божия благость, таково человеколюбие. Однако
же, люди, препобеждаемые минутными удовольствиями, бесовскими мечтаниями и прелестями, не возвели
взора к истине, но обременяли себя еще большим числом зол и грехов, так что казались уже не сло-
весными тварями, но по нравам можно было признать их безсловесными.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 сен 2019, 14:09

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

13) Посему, когда люди в такой мере обезсловесились, и бесовская прелесть повсюду столько за-
тмила и сокрыла ведение об истинном Боге, что надлежало сделать Богу?
Прейдти ли молчанием все
это? Попустить ли, чтобы люди обольщаемы были демонами, и не знали Бога? Какая же была нужда со-
зидать человека в начале по образу Божию? Надлежало, просто сотворить его безсловесным, или со-
творенному словесным не жить ему жизнью безсловесных. Какая вообще была потребность приобрести
человеку понятие о Боге в начале? Если теперь не достоин он этого приобретения, то не надлежало да-
вать ему и в начале. На что же было потребно это сотворившему Богу, или какая в этом слава Ему,
если сотворенные им люди не поклоняются Ему, но других признают творцами своими? Оказывается,
что Бог создал их не для Себя, а для других. Царь, хотя и человек, однако же не попускает, что-
бы основанные им города отдавались в рабство другим или прибегали к кому иному; но напоминает
им писаниями, не редко же посылает к ним друзей, а если потребует нужда, приходит и сам при-
стыдит их, наконец, присутствием своим, только бы не раболепствовали они другим, и труд его не
стал бы напрасен.
Не тем ли паче пощадит Бог Свои твари, чтоб не уклонялись они от Него и
не служили не-сущему, особливо же, когда такое уклоненіе делается для них причиною погибели и унич-
тожения?
Не надлежало же погибнуть сделавшимся однажды причастниками Божия образа.
Итак, что должно было сделать Богу? Или чему надлежало совершиться, как не обновлению создан-
наго по Образу, чтобы чрез этот Образ люди опять могли познать Бога? А это могло ли совершиться,
если бы не пришел Сам Образ Божий, Спаситель наш Ісусъ Христос? Не могло совершиться это
чрез людей, потому что сами они сотворены по образу; не могло—и чрез Ангелов; потому что и они
не образы. Посему-то Божие Слово пришло самолично, чтобы Ему, как Отчему Образу, можно было воз-
создать по образу сотворенного человека.
С другой стороны, опять не совершилось бы это, если бы не
были уничтожены смерть и тление. Посему-то Слову нужно было принять на Себя смертное тело, чтобы
Им, наконец, могла быть уничтожена смерть, и люди опять обновились по образу. Итак для дела сего не
довлел никто другой, кроме Отчего Образа.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 сен 2019, 14:14

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.

Вторая часть. Познание истинного Бога .

14) Поелику написанный на дереве лик сделался невидным от внешних нечистот, то надобно было
опять придти тому, чей это лик, чтоб на том же веществе можно было возобновить изображение; ибо
ради изображенного лика и самое вещество, на котором он написан, не бросается, но возстановляется
на нем лик. Подобно сему и всесвятый Сын Отца, как Отчий образ, пришел в наши страны, чтобы
обновить человека созданного по сему Образу, и как-бы взыскать погибшего оставлением грехов, как и
Сам говорит в Евангелиях:

"прииде взыскати, и спасти погибшего" (Матѳ. 18, 11).
Почему и иудеям сказал Он:
"аще кто не родится" (Іоан. 3, 3),
не рождение от жены разумея, как они понимали, но означая возрождение и возсоздание в душе того, что
по образу.

Поелику же идолобесие и безбожие овладели вселенною, и сокрыто стало ведение о Боге; то кому
было научить вселенную об Отце? Если скажут—человеку; то невозможно было людям обойти всю
подсолнечную; они по природе своей не были бы в состоянии совершить такой путь, не могли бы заслу-
жить в этом и вероятия, не имели бы и достаточных сил, чтоб самим собою противостать та-
кому бесовскому обольщению и мечтанию. Поелику все были душевно поражены и приведены в смя-
тение бесовскою прелестью и идольскою тщетою; то как можно было людям переуверить человеческую
душу и человеческий ум, когда не могли их и видеть? А чего не видит кто, может ли то преобра-
зовать? Но может быть скажут, что для этого достаточно было твари. Но если бы достаточно было твари,
то не произошло бы стольких зол. Тварь была; но тем не менее люди погрязали в том же заблуж-
дении о Боге. Посему, в ком была опять потребность, как не в Боге—Слове, Который видит и
душу и ум, все в тварях приводит в движение, и чрез тварей дает познавать Отца? Тому, Кто соб-
ственным Своим промышлением и благоустроением вселенной учит об Отце, надлежало и возобновить
это учение.
Как же бы совершилось это? Скажут, может быть: это можно было совершить тем же
способом, то есть, снова показать делами творения, что нужно знать о Боге. Но это было уже мало на-
дежно, и вовсе ненадежно; потому что люди и прежде оставили это без внимания, и очи их устремлены
были уже не горе, но долу.
Посему-то, желая оказать людям верную помощь, Слово Божие приходит как человек, приемля на
Себя тело подобное телам человеческим, и помогает дольним, то есть, телесными своими делами,
чтобы те, которые не захотели познать Его из промышления Его о вселенной и из управления ею, хотя
из телесных Его дел познали Божие во плоти Слово, а чрез него и Отца.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 61

cron
@Mail.ru