vnifantiy » 06 май 2022, 13:20
ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.
Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.
187. О том, что рукопологаемый архиерей совершает целование трижды, и как происходит каждое из них:
Рукоположенный же архиерей, воздав последнее целование собору (епископов) и заняв свое место, более уже, не имеет нужды в других действий над ним по уставу, но, как архиерей, печется о нуждах своей церкви, также принимает участие в священных делах, представляясь собору или сам от себя, когда нужно, или по его приглашению.
Целование рукополагаемого, кроме совершаемого в алтаре, бывает трижды. Во-первых, - после наречения, когда он сделался женихом церкви, которая ему вверяется: тогда, без всякого благоухания, т.е., без фимиама и розовой воды, между тем, как архиепископ восседит и прочие архиереи сидят по обе стороны его, рукополагаемый приводится и покланяется трижды; потом, поцеловав колено, руку и ланиту иерарха, а прочих архиереев в уста, и также сидящих (ибо он еще не епископ), по повелению их садится, но не на престоле епископском, а особо, на некотором месте, устроенном ниже, показывая чрез это, что он только избран Церковью и получил начаток обручения, а не есть еще муж, или обрученник ее. Посему, отдавая только предварительные обязательства и начатки залогов, он совершает выражение дружбы с друзьями и братьями Невесты, целует их, как уже друг их, садится с ними и совещается с ними, но садится не на одном с ними месте: потому что еще не достиг престола их и не получил чести и достоинства отца Церкви; и не действует вместе с ними: потому что еще не может рукополагать, а только подает совет или мнение, и печется о благах Невесты и делах Церкви.
Второе целование бывает тогда, когда будут совершены брачные обязательства, когда он отдаст и сам получит залоги, предбрачные дары и взаимные условия с отцом, т.е., когда, исповедав правую веру и обещавшись точно соблюдать вверяемую ему церковь, получит начатки обручения, и малой печатью, как бы в залог, она будет вверена ему. В это время он совершает целование без мира и фимиама. Бывает и еще целование после рукоположения, внутри алтаря, которое есть совершительное целование обручения и соединения: потому что тогда он становится уже мужем и обручником Церкви; но о нем мы сказали, в речи о рукоположении.
(продолжение далее).