vnifantiy » 07 авг 2021, 07:06
ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том второй . Слово 19.
На ариан слово четвертое.
35) Если же Писание во многих местах и тела Христово называет Христом, например, когда
блаженный Петр говорит Корнелию: «Исуса иже от Назарета. Его-же помаза Бог Духом Святым»
(Деян. 10, 38), и также иудеям: «Исуса Назорея, мужа от Бога извествованна в вас» (Деян. 2, 22);
а еще и блаженный Павел — Афинянам: «о Муж, Его-же предустави, веру подая всем, воскресив Его
от мертвых» (Деян. 17, 31); находим же, что извествование и послание во многих местах значит
одно и то-же с помазанием; посему, желающему можно из сего уразуметь, что нет никакого
разногласия в словах Святых, но различно именуют они соединение Бога—Слова с человеком
от Марии , а именно иногда помазанием, иногда посланием, а иногда извествованием: то сказанное
блаженным Петром имеет правый смысл и проповедует истинное Божество Единородного, не
разлучая ипостась Бога — Слова с человеком от Марии. Да не будет сего! Ибо как стал бы разлучать
тот, кто многократно слышал: «Аз и Отец едино есма», и: «видевый Мене, виде Отца»? Посему и
по воскресении то-же тело, дверем затворенным, входит в общее собрание Апостолов, и что
представлялось в сем невероятного, разрешает, сказав: «осяжите Мя и видите: яко дух плоти и
кости не имать, яко-же Мене видите имуща» (Лук. 24, 39). Не сказал: осяжите это тело, или человека
Мною восприятого, но: Мя. Почему, никакого извинения не возможет найти Самосатский, отрицающий
единение Бога — Слова, при свидетельстве столь многих и самого Бога—Слова, Который ко всем
обращает Свое благовестие, удостоверяя вкушением пищи и дозволением осязать Его, что конечно
и было сделано, потому что когда подавал Он, или подавали Ему пищу, несомненно, касались
рук. Сказано: «они же даша Ему рыбы печены часть и от пчел сот, и яде пред ними и прияв
остальное, отдал им» (Лук. 24, 42. 43). Итак вот, если не как осязал Его Фома, то иным
способом осязаемый, удостоверил их. Если же хочешь видеть и язвы, то научись у Фомы; ибо
сказано ему: «принеси руку твою, и вложи в ребра Моя, и принеси перст твой, и виждь руце Мои»
(Иоан. 20, 27). Своими именуя ребра и руки, Бог— Слово показует всего Себя — вместе и человека
и Бога; потому что Слово, как можно понимать дает теперь ощутить Себя святым посредством тела,
когда входит дверем затворенным, внезапно представ с телом и давая им удостовериться.—Это да
будет сказано, как достаточное к утверждению верных и к исправлению неверных
(продолжение далее).