Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 июл 2019, 13:08

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

8) Душа человѣческая, не удовольствовавшись примышленіемъ зла, постепенно начала вдаваться еще въ
худшее. Познавъ различія удовольствій, утвердившись въ забвеніи божественнаго, услаждаясь же тѣлесными
страстями, и имѣя въ виду одно настоящее и уваженіе къ нему, душа помыслила, что нѣтъ уже ничего,
кромѣ видимаго, но одно преходящее и тѣлесное—для нея добро. Совратившись же съ пути, и забывъ
о себѣ, что сотворена по образу благаго Бога, не созерцаетъ уже, при помощи данныхъ ей силъ, того
Бога—Слова, по Которому и сотворена, но, ставъ внѣ себя самой, останавливается мыслію на не-су-
щемъ и воображаетъ его
. И это какбы зерцало, въ которомъ одномъ могла видѣть Отчій образъ, за-
крывъ въ себѣ множествомъ столпившихся тѣлесныхъ вожделѣній, не видитъ уже того, что должно умо-
представлять душѣ, а носится повсюду и видитъ одно то, что подлежитъ чувству. Отсего, исполнившись
всякихъ плотскихъ вожделѣній, и смущаемая уваженіемъ къ чувственному, наконецъ, того Бога, Кото-
раго предала забвенію въ умѣ, воображаетъ въ тѣлесномъ и чувственномъ,
имя Божіе присвонвъ ви-
димому, и то одно прославляя, что ей кажется угоднымъ и на что взираетъ она съ пріятностію Итакъ,
идолослуженію предшествуетъ зло какъ причина. Люди, научившись примышлять себѣ не сущее зло, вообра-
зили себѣ также и не сущихъ боговъ.
Представь, что погрузившійся въ глубину не видитъ уж свѣта
и вещей, видимыхъ при свѣтѣ, потому что глаза его обращены внизъ и надъ нимъ лежитъ глубскій слой
воды; ощущая же одно то, что находится во глубинѣ, думаетъ онъ, что кромѣ сего нѣтъ уже ничего, а,
напротивъ того, эти видимыя имъ вещи составляютъ все въ собственномъ смыслѣ существующее. Такъ и
въ древности обезумѣвшіе люди, погрузившись въ плотскія пожеланія и мечтанія, предавъ забвенію и
понятіе и мысль о Богѣ, при слабомъ своемъ разсудке, лучше же сказать, при отсутствіи разума, ви-
димыя вещи вообразили себѣ богами, прославляя тварь паче Творца, и обожая скорѣе произведенія,
нежели ихъ виновника и создателя—Владыку Бога.
Но какъ, въ приведенномъ выше примѣре, погружающіеся въ глубину, чѣмъ болѣе сходять внизъ,
тѣмъ въ большую стремятся тьму и глубь; такъ было и съ человѣческимъ родомъ. Ибо не просто впали
люди въ идолослуженіе, и не остановились на томъ, съ чего начали; но въ какой мѣрѣ закосневали въ
прежнемъ, въ такой же изобрѣтали себѣ новыя суевѣрія, и не зная ,сытости въ прежнихъ своихъ ху-
дыхъ делахъ, пресыщались новыми, преуспѣвая въ срамотѣ, далѣе и далѣе простирая свое нечестіе.
Объ
этомъ свидѣтельствуетъ и божественное Писаніе, говоря: "егда пріидетъ нечестивый во глубину золъ, нерадитъ"
(Притч. 18, 3).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 июл 2019, 13:23

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

9) Какъ скоро умъ человѣческій отступил отъ Бога, люди, ниспадая въ понятіяхъ и помыслахъ, прежде
всего воздали божескую честь небу, солнцу, лунѣ и звѣздамъ, подумавъ, что они—не только боги, но и
виновники всего прочаго.
Потомъ, еще ниже нисходя омраченными помыслами, наименовали богами эфиръ,
воздухъ, и что въ воздухе.
Поступивъ же далѣе во злѣ, возвеличили уже богами стихіи и начала телес-
наго состава: теплоту, холодъ, сухость и влажность.
И какъ совершенно упадшіе влачатся по землѣ, по-
добно землянымъ улиткамъ, такъ злочестивѣйшіе изъ людей, павъ и унизившись въ представленіи о Богѣ,
въ число боговъ включили, наконецъ, людей и изображения людей, какъ еще живыхъ, такъ уже и умер-
шихъ.
А возжелавъ еще худшаго и остановившись на томъ мыслію, божественное и премірное Божіе
имя перенесли уже на камни, на дерева, на пресмыкающихся въ водѣ и на сушѣ, и изъ безсловесныхъ—
на животныхъ свирѣпыхъ; имъ стали воздавать всякую божественную честь,
отвратились же отъ истин-
наго, дѣйствительно сущаго, Бога Отца Христова. И, если бы хотя на этомъ остановилась дерзость не-
разумныхъ, и не сквернили они себя болынимъ злочестіемъ, простираясь еще далѣе! Ибо нѣкоторые до
ого унизились мыслію и омрачились умомъ, что измыслили себѣ, и вмѣстѣ обоготворили, даже то, что
вовсе никогда не существовало, и чего не видно между сотворенными вещами. Смѣшавъ и разумное и
безсловесное, сочетавъ между собою несходное по природѣ, кланяются они тому, какъ богамъ.
Таковы
египтянъ боги съ песьими, змѣиными и ослиными головами, а у ливіянъ Аммонъ съ головою овна.

иные же, взявъ отдѣльно тѣлесные члены: голову, плечи, руки, ноги,—каждый членъ включили въ число
боговъ, и стали обожать, какъ будто не довольствуясь поклоненіемъ цѣлому тѣлу въ его совокупности.

Другие простерли далѣе свое нечестіе, и обоготворивъ то что было предлогомъ къ изобрѣтенію сихъ бо-
говъ и к ъ собственному ихъ злонравію, то есть, сластолюбіе и вожделѣніе,—и сему кланяются.
Таковы у
них Эротъ и Афродита въ Пафосѣ. Другіе же, какбы соревнуя другъ другу въ худомъ, дерзнули при-
честь къ богамъ своихъ государей и дѣтей ихъ, или изъ почтенія къ властвовавшимъ, или страшась ихъ
самоуправства; таковы въ Критѣ пресловутый у нихъ Зевсъ, въ Аркадіи—Гермесъ, у индовъ—Діонисъ, у
египтянъ—Изида, Озирисъ и Оръ
. И нынѣ Антиноя, любимца римскаго царя Адріана, хотя знаютъ, что
онъ человѣкъ, и человѣкъ не благонравный, но весьма развратный, чтутъ, страшась того, кто далъ о семъ
повелѣніе. Ибо Адріанъ, находясь въ Египтѣ, когда умеръ служитель его сластолюбія Антиной, любя юношу
и по смерти, повелѣлъ воздавать ему божескую честь; а тѣмъ и самъ себя обличилъ, и вмѣстѣ далъ знать
вообще объ идолослуженіи, что не иначе изобрѣтено оно у людей, какъ изъ вожделѣнія къ воображаемому.

Объ этомъ свидѣтельствуетъ и Божія премудрость, говоря: "начало блужения умышленіе идоловъ"
(Прем. 14, 12).
И не дивись тому, что говорю, не почитай сего превосходящимъ вѣроятіе. Не такъ давно бывало (а
можетъ быть, и до-нынѣ это соблюдается), что сенатъ римскій о своихъ отъ начала бывшихъ царяхъ, или
о всѣхъ, или о комъ изволитъ и заблагоразсудитъ онъ, дѣлалъ постановленіе: „быть имъ въ числѣ бо-
говъ"; и предписывалъ воздавать имъ божескую честь. Если которые ненавистны сенату, то объявляетъ онъ
природу их , и какъ враговъ именуетъ людьми; а которые угодны ему, тѣмъ за доблестныя дѣла по-
велѣваетъ воздавать божескую честь, какъ будто сенаторы имѣютъ власть дѣлать богами, хотя сами они—
люди, и не отрицаютъ о себѣ, что они — смертные.
А между тѣмъ надлежало бы, чтобъ дѣлающіе другихъ богами тѣмъ паче сами были боги; потому что
творящее должно быть совершеннѣе творимаго; и кто судитъ.тотъ необходимо выше подсудимаго; и кто даетъ,
тотъ, безъ сомнѣнія, чѣмъ одаряетъ другихъ, то и самъ имѣетъ; какъ и всякій царь, конечно, что имѣетъ,
то и даритъ, и самъ—лучше и выше пріемлющихъ даръ.
Посему, если и они, о комъ хотятъ, о тѣхъ и дѣ -
лаютъ поставленія: „быть имъ въ числѣ боговъ"; то прежде самимъ бы имъ надлежало быть богами. Но
это-то и достойно удивленія, что они, умирая какъ люди, тѣмъ самымъ показываютъ лживость своего
приговора о тѣхъ, которые обоготворены ими.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 июл 2019, 14:57

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.


10) Но обычай этотъ не новъ, и не въ римскомъ начался сенатѣ, напротивъ же того, съ давнихъ временъ
получилъ начало и напередъ замышлен с понятіемъ объ идолахъ. Ибо древніе, пресловутые у эллиновъ,
боги: Зевсъ, Посейдонъ, Аполлонъ, Гефестъ, Гермесъ, и -— женского рода: Гера, Деметра, Аѳина, Артемида,
удостоены именовІшія боговъ по указамъ извѣстнаго по исторіи у эллиновъ Ѳесея. И давшіе указ, умирая,
оплакиваются какъ люди; о комъ же дали они указы, тѣмъ покланяются как богамъ. Какое противорѣчіе
и умоизступленіе! Зная давшаго указъ, предпочитаютъ ему тѣхъ, о комъ дан указъ.

И пусть бы еще идолобѣсіе ихъ ограничилось только мужами, и не перенесло божескаго именованія и на
женскій полъ! Ибо и женамъ, которыхъ не безопасно принимать въ общее совѣщаніе о дѣлахъ, воздаютъ
божескую честь, и чтутъ их. Таковы тѣ, которыхъ, по сказанному выше, указано чтить Ѳесеемъ; у егип-
тянъ же: Изида, Кора и Неатера, а у иныхъ: Афродита; ибо имена другихъ, как исполненныя всякаго
позора, не почитаю позволитеиьнымъ и повторять.
Не только въ древности, но и въ наши времена, многіе, утративъ самыхъ любимыхъ ими братьевъ,
сродниковъ и женъ, и жены, утративъ мужей,—когда сама природа показала, что утраченные были смерт-
ные люди,—но по причинѣ великой о нихъ скорби, изобразивъ ихъ на картинѣ, и выдумавъ жертвы, по-
ставили на показъ, а жившіе впослѣдгтвіи, ради изображенія и художникова искусства, стали тако-
вымъ кланяться какъ богамъ, поступивъ вовсе неестественно. Ибо родители оплакивали изображен-
ныхъ на картинѣ вовсе не какъ боговъ; а если бы признавали ихъ - богами, то не плакали бы о нихъ,
какъ объ утраченныхъ. Поелику они не признавали ихъ не только богами, но даже и вовсе существую-
щими; то изобразили ихъ на картинѣ, чтобы, видя напоминаемое картиною, утѣшиться въ ихъ несуще-
ствованіи.
И симъ-то безразсудные молятся какъ богамъ, и воздаютъ имъ честь, подобающую истинному
Богу! Въ Египтѣ и до-нынѣ еще совершается плачъ объ утратѣ Озириса, Ора, Тифона и другихъ. Додон-
скія утвари и кориванты въ Критѣ доказываютъ, что Зевсъ не богъ, а человѣкъ, и рожденъ плотояднымъ от-
цемъ. И удивительно то, что самый мудрый и много похваляемый у эллиновъ за то, что уразумелъ Бога,
т. е. Платонъ, идетъ съ Сократомъ въ Пирей, поклониться изображенію Артемиды, сдѣланному чело-
вѣческимъ искусствомъ!

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 июл 2019, 13:38

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

11) О таковыхъ и подобныхъ этимъ изображеніяхъ идолобѣсія давно, и задолго прежде, научило Писа-
ніе, говоря:
" Начало блуженія умышленіе идоловъ: изобрѣтеніе же ихъ, тлѣніе живота. Ниже бо быша
отъ начала, ниже будутъ во вѣки: тщеславиемъ бо человѣческимъ внидоша въ міръ, и сего ради кратокъ
ихъ конецъ вмѣнися.
Горькимъ бо плачемъ сѣтуя отецъ скоро восхищеннаго чада образъ сотворгівъ,
егоже тогда человѣка мертва, нынѣ яко жива почте, и предаде подручнымъ тайны и жертвы: потомъ временемъ
возмогшій нечестгівый обычай, аки законъ хранимъ бысть, и мучителей повелѣніемъ почитаема бяху изваянная.
Их же бо въ лице не могуще чествовати человѣцы дальняго ради обитангя, издалеча лице изобразивше,
явный образъ почитаемаго царя сотвориша, яко да отстоящаго аки близъ сущаго ласкаютъ съ прилѣжаніемъ.
Въ продолженіе же нечестія и не разумѣющихъ понуди художниково искусство. Сей бо хотя угодити
державствующему, произведе хитростію подобіе на лучшее: множество же челювѣкъ привлечено благообра-
зиемъ дела, прежде вмалѣ чествованнаго человѣка нынѣ въ бога вмѣниша. И сие бысть житію въ прельщеніе,
яко или злоключенію, или мучительству послуживши человѣцы, несообщно имя каменію и древамъ обложиша."
(Прем. 14, 12—21).
Такъ, по свидѣтельству Писанія, началось и произошло у людей изобрѣтеніе идоловъ. Время уже пред-
ставить тебѣ и обличеніе идолопоклонства, заимствовавъ доказательства не столько отвнѣ, сколько изъ
гого, что сами язычники думаютъ объ идолахъ.

Если кто возьметъ во вниманіе дѣянія такъ называемыхъ ими боговъ (начну сперва съ сего); то
найдетъ, что они не только не суть боги, но даже гнуснѣйшіе были изъ людей. Ибо каково видѣть у стихо-
гворцевъ описанныя распутства и непотребства Зевсовы
Каково слышать, что Зевсъ похищаетъ Ганимеда,
совершаетъ тайныя прелюбодѣянія, боится и мучится страхомъ, чтобы противъ воли его не были разорены
троянскія стѣны? Каково видѣть, что онъ скорбитъ о смерти сына своего Сарпедона, хочетъ помочь ему и
не можетъ, что противъ него злоумышляютъ другіе такъ называемые боги, именно: Аѳина, Гера и Посей-
донъ, а ему помогаютъ женщина Ѳетида и сторукій Эгеонъ; что Зевсъ преодолѣвается сластолюбіемъ, рабо-
лѣпствуетъ женщинамъ, и для нихъ вдается въ опасности, принимая на себя мечтательный видъ без-
словесныхъ животныхъ, четвероногихъ и птицъ; и что еще укрываетъ его отъ отцева злоумышленія,
Кронъ же, который самъ обрѣзалъ отца, связанъ имъ Посему, справедливо ли предполагать богомъ того,
кто совершилъ такія черныя дѣла, какихъ общіе римскіе законы не дозволяютъ дѣлать и простымъ
людямъ?

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 июл 2019, 13:09

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

12) По обилію примѣровъ напомню изъ многаго немногое: видя беззаконные и безнравственные по-
ступки
Зевса съ Семелой, Ледой, Алкменой, Артемидой, Латоной, Майей, Европой, Данаей и Антіопой,
или зная его безстыдное отношеніе къ собственной сестрѣ, которая была ему и сестрою и женою, кто
не предалъ бы его поруганію и смертной казни? При томъ же, онъ не только прелюбодѣйствовалъ, но и
возводилъ въ рядъ боговъ своихъ дѣтей, рожденныхъ отъ прелюбодѣянія, прикрывая видомъ обоготворенія
собственное беззаконіе.
Такъ сдѣлались богами Діонисъ Гераклъ Діоскуры, Гермесъ, Персей и Сотейра.
Также, зная непримиримую между собою вражду такъ называемыхъ боговъ въ Иліонѣ за эллиновъ и
троянъ, кто не осудитъ ихъ въ безсиліи, потому что изъ ревности другъ къ другу раздражали и людей?
Или, зная, что Діомедомъ ранены Арей и Афродита, а Геракломъ—Гера и преисподній, котораго называютъ
адскимъ богомъ, Персеемъ же—Діонисъ, Аркадомъ—Аѳина, что Гефестъ сброшен и сталъ хромымъ,—кто
не заключитъ худо объ ихъ природѣ, и не откажется утверждать, что они—боги? Слыша же, что подлежатъ
они страданію и тлѣнію, не признаетъ ли ихъ не болѣе какъ людьми, и людьми немощными, и не станетъ
ли скорѣе дивиться тѣмъ, которые наносили имъ раны, нежели имъ раненымъ?

Или видя прелюбодѣяніе Арея съ Афродитой и Гефеста, устраивающаго ловушку для нихъ обоихъ,
видя также, что другіе такъ-называемые боги, призванные Гефестомъ посмотрѣть на это прелюбодѣяніе,
идутъ и смотрятъ на ихъ безстыдство, кто не посмѣялся бы и не призналъ бы ихъ недостоинство? Или кто не
посмѣялся бы, видя бражничанье и дурачество Геракла съ Омфалой?

Нѣтъ нужды и обличать съ усиліемъ сластолюбивые ихъ поступки, превосходящіе всякую мѣру лю-
бодѣйства,-—также изваяніе боговъ изъ золота, серебра, мѣди, желѣза, камней и дерева; потому что
это само въ себѣ ненавистно и само собою показываетъ въ себѣ признакъ заблужденія. А поэтому,
жалѣть наипаче должно о тѣхъ, которые вводятся ими въ обманъ. Ненавидятъ они любодѣя, который
приступаетъ къ женамъ ихъ, но не стыдятся боготворить учителей любодѣйства; сами воздерживаясь отъ
кровосмѣшенія, они молятся тѣмъ, которые.дѣлаютъ это; и признавая дѣторастлѣніе зломъ, они чтутъ тѣхъ,
которые повинны въ немъ; и что по законамъ непозволительно у людей, то не стыдятся приписывать такъ
зываемымъ богамъ своимъ.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 июл 2019, 15:06

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

13)Притомъ,кланяющіеся камнямъ и деревамъ не примечаютъ, что ногами они попираютъ и жгутъ подоб-
ные вещи, а часть тѣхъ же вещей именуютъ богами. То что не задолго прежде употребляли на свои нужды,
то самое, сдѣлавъ изъ сего изваяніе, въ безуміи своем чествуютъ, вовсе не примѣчая и не разсуждая,
что кланяются не богамъ, но искусству ваятеля.
Пока не обтесанъ еще камень и не обдѣлано вещество,—
до тѣхъ поръ попираютъ ихъ, и пользуются ими на требы свои, часто и низкія; а когда художникъ, по
наукѣ своей, приведетъ ихъ въ соразмѣрность й напечатлѣетъ на веществѣ образъ мужа или жены; тогда,
выражая благодарность свою художнику, и купивъ ихъ у ваятеля за деньги, кланяются уже имъ
какь богамъ. Не рѣдко же и самъ дѣлатель истукановъ, как-бы забывъ, что имъ они сработаны, молится
собственнымъ своимъ произведеніямъ, и что недавно обтёсывалъ и обрубалъ, то, по искусственной обдѣлкѣ,
именуетъ богами.
Ежели бы и слѣдовало удивляться чему въ истуканахъ; то надлежало бы похвалить ху-
дожество искусника, и сдѣлавшему не предпочитать того, что сдѣлано имъ; потому что не веществомъ
украшено и обоготворено искусство, но искусствомъ—вещество. Посему гораздо было бы справедливѣе,
чтобъ кланялись они художнику, а не произведеніямъ его; потому что онъ былъ еще прежде сдѣланныхъ
искусствомъ боговъ, и какъ ему хотѣлось, такъ и сдѣланы они. Теперь же, отринувъ справедливое, не
уваживъ науки и искусства, кланяются тому, чтб сдѣлано по наукѣ и искусству. И когда сдѣлавшій чело-
вѣкъ умираетъ,—его произведенія чествуютъ, какъ нѣчто безсмертное, хотя они, если бы не прилагать о
нихъ ежедневнаго попеченія, безъ сомнѣнія, по природѣ своей, уничтожились бы со временемъ.
Какъ же не пожалѣть о нихъ и по той причинѣ, что, сами видя, кланяются не видящимъ; сами слыша,
возсылаютъ мольбы къ неслышащимъ; сами по природѣ — одушевленные и разумные люди, именуютъ
же богами вовсе не-движущихся и не-одушевленныхъ?
Удивительно также, что сами ихъ охраняютъ,
имѣя у себя подъ властію, и служатъ имъ, какъ владыкамъ! И не подумай, что говорю это безъ основанія
или лгу на нихъ. Достовѣрность. этого сама собою падаетъ въ глаза; и всякому желающему можно видѣть
это.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 июл 2019, 15:55

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

14) Но лучшее объ этомъ свидѣтельство находится въ божественномъ Писаніи, которое издревле
учитъ и говоритъ:
" Идоли языкъ сребро и злато, дѣла рукъ человѣческъ: очи имутъ, и не узрятъ: уста имутъ,
и не возглаголютъ: ушы имутъ, и не услышатъ: ноздри имутъ, и не обоняютъ: руцѣ имутъ, и не осяжутъ:
нозѣ имутъ, и не пойдутъ: не возгласятъ гортанемъ своимъ. Подобни имъ да будутъ творящіи я
(Псал. 113, 12. 16).

Согласна съ этимъ и пророческая укоризна; въ томъ же и Пророки обличаютъ идоловъ, когда Духъ говоритъ:
"Порамятся созидающии Бога, и ваяющіи вси суетная. И вси, отнюдуже быша, изсхоша: и глухіи отъ человек
да соберутся вси, и да станутъ вкупе : и да посрамятся, и устыдятся вкупе. Яко наостри древоделатель
сѣчиво, теслою содела оное, и свердломъ сострои е, и cocmaвu е крѣпостию мышцы своея: и взалчетъ,
и изнеможетъ, и не напіется воды. Древо бо избравъ древодѣля, постави е въ мѣру, клеемъ состpou е, и
coтвopu е яко образъ мужескъ, и аки красоту человѣчю, nocтaвumu е въ дому. Посѣче древо въ дубравѣ,
еже насади Господь, и дождь возрасти, да будетъ человѣкомъ на жженіе, и взявъ отъ него, согрѣся,
и изжегше я, спекоша имъ хлѣбы, изъ оставшаго же сотвориша боги, и покланяются имъ.
Половину его сожгоша огнемъ, и и на половину его, испече мясо, и яде, и насытися, и согрѣвся, рече:
сладко мне, яко согрѣхся, и видѣхъ огнь. Оставшему же покланяется, глаголя: избави мя, яко богъ мой еси ты.
Не увѣдаша смыслити, яко отемнѣша очи ихъ, еже видѣти, и разумѣти сердцемъ своимъ. И не помысли
въ сердцѣ своемъ, ни помысли въ душѣ своей, ни увѣдѣ смышленіемъ, яко половину его сожже огнемъ,
и испече на угліяхъ его хлѣбы, и испекъ мяса снѣдѣ, и оставшее его въ мерзость coтвopu, и покланяготся
ему. Увѣдите, яко пепелъ есть сердце ихъ, и прельгцаются, и ни единъ можетъ души своея избавити:
видите, не рцыте яко лжа въ десницѣ моей (Исаі. 44, 10 — 20).
Какъ же не признать всякому безбожными тѣхъ, кого и божественное Писаніе обвиняетъ въ нечестіи?
Не злосчастны ли — такъ явно обличаемые въ томъ, что вмѣсто истины служатъ вещамъ неодушевлен-
нымъ? Какая у нихъ надежда? Или какое будетъ извиненіе возложившимъ упованіе на тварей безсло-
весныхъ и не имѣющихъ движенія, которыхъ чествуютъ они вмѣсто истиннаго Бога?

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 июл 2019, 14:29

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

15) Пусть художникъ соорудилъ бы имъ боговъ, не придавая никакого образа, чтобы не имѣть имъ
явнаго обличенія въ несмысленности! Скрыли бы они отъ людей простыхъ и возможность предположенія,
что идолы чувствуютъ, если бы у идоловъ не было указанія на чувства, какъ то: глазъ, ноздрей, ушей,
рукъ, устъ, остающихся въ бездѣйствіи, такъ что не могутъ воспользоваться чувствомъ и насладиться
чувствуемымъ. Теперь же, имѣя ихъ, вмѣстѣ и не имѣютъ; стоя, не стоятъ, сидя, не сидятъ; потому
что не дѣйствуютъ ими; но какое положеніе захотѣлъ дать имъ соорудитель, въ такомъ и пребываютъ
неподвижно, не представляя въ себѣ ни одного признака божественности, но оставаясь совершенно не-
одушевленными, и только отъ искусства человѣческаго пріявшими свой видъ.

Пусть также провозвѣстники и провѣщатели таковыхъ лжебоговъ (разумѣю стихотворцевъ и бытопи-
сателей) просто написали бы, что они — боги, а не описывали бы ихъ дѣяній въ обличеніе небожествен-
ности и срамнаго житія!
Однимъ именемъ Божества могли бы они скрыть истину, лучше же сказать, от-
вратить многихъ отъ истины. Теперь же, повѣствуя о любодѣяніяхъ и непотребствахъ Зевсовыхъ, о дѣто-
растлѣніи другихъ боговъ, о сладострастной похотливости на женскій полъ, о страхѣ и робости и объ
иныхъ порокахъ, не иное что дѣлаютъ, какъ изобличаютъ самихъ себя, что не «только не о богахъ они
повѣствуютъ, но даже слагаютъ свои басни не о честныхъ, а о гнусныхъ и далекихъ отъ совершен-
ства, людяхъ.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 30 июл 2019, 14:03

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.


16) Но, можетъ быть, злочестивые прибѣгнутъ въ этомъ случаѣ къ свойству стихотворцевъ, говоря, что
отличительная черта стихотворцевъ изображать несуществующее, и лгать, слагая басни въ удовольствіе
слушателей. Посему-то скажутъ, сложили они басни и о богахъ.
Но предлогъ этотъ всего болѣе для нихъ
ненадёженъ, какъ докажется это тѣмъ самымъ мнѣниемъ, какое имѣютъ и предлагаютъ они о богахъ.
Ибо если у стихотворцевъ все — вымыслы и ложь, то ложно будетъ и самое именованіе, когда гово-
рится о Зевсѣ, Кроносе, Герѣ, Аресе и о другихъ. Можетъ быть, какъ говорятъ они, вымышлены и имена,
и вовсе нѣтъ ни Зевса, ни Крона, ни Арея; стихотворцы же на обольщеніе слушателей изображаютъ
их, какъ существующихъ. Но если стихотворцами вымышлены боги, которыхъ нѣтъ; то почему же по-
кланяются имъ, какъ существующимъ? Или, можетъ быть, скажутъ еше, что имена стихотворцами не вы-
мышлены, дѣянія же приписаны богамъ ложно. Но и это не болѣе надежно къ ихъ оправданию. Ибо
если солганы ими дѣянія, то, безъ сомнѣнія, солганы имена тѣхъ, чьи дѣянія описывались. Или, если
соблюдена ими истина въ именахъ, то по необходимости соблюдена и въ дѣяніяхъ. С другой стороны,
сложившие баснь, что они боги, вѣрно знали, что и делать должно богамъ, и не стали бы приписывать
богамъ человѣческихъ понятій;
какъ дѣйствій огня никто, не припишетъ водѣ, потому что огонь жжетъ,
вода напротивъ, въ сущности холодна. Посему, если дѣянія достойны боговъ, то и дѣятели будутъ
боги. Если же людямъ, и людямъ злонравнымъ, свойственно прелюбодѣйствовать и дѣлать все выше из-
мысленное; то и дѣлавшіе это будутъ люди, а не боги; потому что сущность и дѣянія должны быть
соотвѣтственны между собою, чтобы образъ дѣйствованія свидѣтельствовалъ о томъ, кто дѣйствовалъ,
по сущности познавалось дѣяніе.
Кто разсуждаетъ о водѣ и объ огнѣ, и описываетъ образъ ихъ дѣй-
ствованія, тотъ не скажетъ, что вода жжетъ, а огонь прохлаждаетъ. И если кто поведетъ рѣчь о солнцѣ
и землѣ, то не станетъ утверждать, что земля свѣтит, а солнце произращаетъ травы и плоды; напро-
тивъ того, утверждая это, превзошелъ бы онъ всякую мѣру безумія. Такъ языческіе писатели, особенно
же преимущественнѣйшій изъ всѣхъ стихотворецъ, если бы знали, что Зевсъ и другіе суть боги, то не
приписали бы имъ такихъ дѣяній, которыя обличаютъ, что они не боги, а, напротивъ того, люди, и люди
не цѣломудренные.
Или, если солгали они, какъ стихотворцы, и ты уличаешь ихъ въ этомъ; то почему же
не солгали они, говоря о мужествѣ героевъ, и вмѣсто мужества не изобразили немощи, а вмѣсто немощи—
мужества? Какъ лгали они о Зевсѣ и Герѣ, такъ надлежало имъ уличать Ахиллеса въ недостаткѣ муже-
ства, дивиться же силѣ Терситовой, Одиссея оклеветать въ неблагоразуміи, изобразить Несторово мало-
уміе, сложить баснь о женоподобныхъ дѣяніяхъ Діомеда и Гектора и о мужествѣ Гекубы, потому что
стихотворцамъ, какъ утверждаютъ они, должно все вымышлять и лгать. Теперь же говоря о людяхъ, со-
блюли они истину, но не побоялись оклеветать такъ называемыхъ боговъ.
Кто-нибудь изъ нихъ скажетъ слѣдующее: стихотворцы лгутъ, говоря о непотребныхъ дѣяніяхъ бо-
богов, а въ похвалахъ, когда Зевса называютъ отцемъ боговъ, верховнымъ, олимпійскимъ, и царствующимъ
на небѣ, не вымышляютъ они, говорятъ же истину. Но не я один, а и всякій другой можетъ доказать,
что это разсужденіе идетъ противъ нихъ; потому что изъ прежнихъ опять доводовъ, въ укоръ имъ, обна-
ружится истина. Дѣянія изобличаютъ, что они—люди; а похвалы—выше человѣческой природы. Но то и дру-
гое не согласно между собою; и небожителямъ не свойственно дѣлать подобныя дѣла, и о дѣлающихъ по-
добныя дѣла никто не предположитъ, что они—боги.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 31 июл 2019, 14:16

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

17) Что же остается подумать? Не то ли, что похвалы ложны и дѣло льсти; дѣянія же, вопреки
имъ, говорятъ истину? И справедливость этого можно узнать изъ обычая. Кто хвалитъ друтаго, тотъ не
отзывается худо о жизни его; скорѣе же, если и гнусны дѣянія, по укоризненности дѣлъ, — стараются
превозносить такихъ людей похвалами, чтобы, обольстив слушателей избыткомъ похвалъ, прикрыть без-
закония хвалимыхъ.
Посему, какъ предположившій хвалить кого-нибудь, если ни въ жизни, ни въ ду-
ховныхъ доблестяхъ, не находитъ предлога к похваламъ, потому что все это срамно, то превозноситъ
въ другихъ отношеніяхъ, приписывая ему качества, которыя выше его; такъ и стихотворцы, кото-
рымъ удивляются язычники, приводимые въ стыдъ срамными дѣяніями такъ называемых ими боговъ,
исвоили имъ имя выше человѣческаго, не зная того, что предположеніемъ чего-то вышечеловѣческаго не
прикроютъ въ нихъ собственно человѣческаго, скорѣе же человѣческими ихъ недостатками изобличатъ, что
неприличны имъ божественныя черты.
Думаю же, что стихотворцы противъ воли своей говорили о стра-
стях и дѣяніяхъ боговъ своихъ. Поелику они, какъ сказало Писаніе (Прем. 14, 21), Божіе имя
и Божию честь старались приложить тѣмъ, которые не боги, но смертные люди дерзкое предпрія-
тие ихъ было весьма важно и злючестиво; то посему они невольно вынуждены они истино изобра-
ть ихъ страсти, чтобы сказанное въ писаніяхъ ихъ о богахъ всѣмъ послѣдующимъ родам, служило
дозательствомъ, что это—не боги.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 55

cron
@Mail.ru