ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.
Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.
Первая часть. Опровержение идолослужения.
8) Душа человѣческая, не удовольствовавшись примышленіемъ зла, постепенно начала вдаваться еще въ
худшее. Познавъ различія удовольствій, утвердившись въ забвеніи божественнаго, услаждаясь же тѣлесными
страстями, и имѣя въ виду одно настоящее и уваженіе къ нему, душа помыслила, что нѣтъ уже ничего,
кромѣ видимаго, но одно преходящее и тѣлесное—для нея добро. Совратившись же съ пути, и забывъ
о себѣ, что сотворена по образу благаго Бога, не созерцаетъ уже, при помощи данныхъ ей силъ, того
Бога—Слова, по Которому и сотворена, но, ставъ внѣ себя самой, останавливается мыслію на не-су-
щемъ и воображаетъ его. И это какбы зерцало, въ которомъ одномъ могла видѣть Отчій образъ, за-
крывъ въ себѣ множествомъ столпившихся тѣлесныхъ вожделѣній, не видитъ уже того, что должно умо-
представлять душѣ, а носится повсюду и видитъ одно то, что подлежитъ чувству. Отсего, исполнившись
всякихъ плотскихъ вожделѣній, и смущаемая уваженіемъ къ чувственному, наконецъ, того Бога, Кото-
раго предала забвенію въ умѣ, воображаетъ въ тѣлесномъ и чувственномъ, имя Божіе присвонвъ ви-
димому, и то одно прославляя, что ей кажется угоднымъ и на что взираетъ она съ пріятностію Итакъ,
идолослуженію предшествуетъ зло какъ причина. Люди, научившись примышлять себѣ не сущее зло, вообра-
зили себѣ также и не сущихъ боговъ. Представь, что погрузившійся въ глубину не видитъ уж свѣта
и вещей, видимыхъ при свѣтѣ, потому что глаза его обращены внизъ и надъ нимъ лежитъ глубскій слой
воды; ощущая же одно то, что находится во глубинѣ, думаетъ онъ, что кромѣ сего нѣтъ уже ничего, а,
напротивъ того, эти видимыя имъ вещи составляютъ все въ собственномъ смыслѣ существующее. Такъ и
въ древности обезумѣвшіе люди, погрузившись въ плотскія пожеланія и мечтанія, предавъ забвенію и
понятіе и мысль о Богѣ, при слабомъ своемъ разсудке, лучше же сказать, при отсутствіи разума, ви-
димыя вещи вообразили себѣ богами, прославляя тварь паче Творца, и обожая скорѣе произведенія,
нежели ихъ виновника и создателя—Владыку Бога.
Но какъ, въ приведенномъ выше примѣре, погружающіеся въ глубину, чѣмъ болѣе сходять внизъ,
тѣмъ въ большую стремятся тьму и глубь; такъ было и съ человѣческимъ родомъ. Ибо не просто впали
люди въ идолослуженіе, и не остановились на томъ, съ чего начали; но въ какой мѣрѣ закосневали въ
прежнемъ, въ такой же изобрѣтали себѣ новыя суевѣрія, и не зная ,сытости въ прежнихъ своихъ ху-
дыхъ делахъ, пресыщались новыми, преуспѣвая въ срамотѣ, далѣе и далѣе простирая свое нечестіе. Объ
этомъ свидѣтельствуетъ и божественное Писаніе, говоря: "егда пріидетъ нечестивый во глубину золъ, нерадитъ"
(Притч. 18, 3).
(продолжение далее).