ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.
Глава 15. Сравнение богомольца, духовно не напитавшегося богослужением, с ежом, забравшимся в виноградник.
Таковой подобен ежу, зашедшему в виноградник; этот еж лишь для того пришел, чтобы портить лозу вместе с
гроздями ея; он валяет ягоды, разбрасывает их по земле, катается по ним, чтобы нацепить их на себя и, нагрузив
на себя эти плоды, идет отягощенный в жилище свое...
Т. е. пришедший неблагоговейно в церковь подобен сему ежу: он валяет на землю божественные ягоды слов Божиих;
он не обходится бережно с Лозою, но обламывает ее; не вкушает слов Божиих, но валяется по ним, прокалывает их ще-
тиною празднословия своего и, подобно ежу, думает, будет ли от сего стояния в церкви какая-либо польза?
Так и ныне: идет человек на храмовой праздник, но не стоит со страхом Божиим на бдении, а только сидит, праздно-
словит словами неподобными, пачкает ягоды спасительные, (раскидывая) по земле; нагружается празднословием и думает,
что получил от бдения плод; когда рассветает день, вместо слушания литургии находит себе подобного, изобретают они
предмет для беседы, для многословного осуждения и в храме празднословят вместе. Когда окончится литургия, тогда окан-
чивают и они предмет беседы своей; возвращаясь домой, каждый воображает, что на сей литургии приял ягоды спасения своего;
придя домой, каждый бьется, чтобы разгрузиться, но разгрузиться не может, говорим: не может освободиться от того,
что слышал подложным слухом своим (якобы слушая божественные слова, - а на деле нагрузившись празднословием и
осуждением).
Так и ныне; ходят на бдение, но в церкви не молятся за несчастную душу свою, а выходят наружу, попирают ягоды
бдения, нацепляя поверх себя все дурное и злое, что ни найдут. Дома силятся разгрузить свои головы от тех плодов зло-
словия, празднословия и осуждения, которые прицепились к ним, но не в силах разгрузиться сами; призывают тогда
младенцев своих, говорим: псилафизмы, т. е. мудрования плотские - лукавство и леность, - чтобы они разгрузили
их: леность поддерживает нагруженного, лукавство же и псилафизм снимают груз беззакония, разгружают зло, т. е.
объемлет монаха в возмездие за празднословие нерадение к духовному делу и лукавое мудрование о ненужности подвига.
Цель же их - не облегчить злое бремя, но пожрать плоды. Леность удерживает зло, т. е. не дает каяться, а псилафизм
и лукавство разгружают зло; подобно тому, как когда разгружают скотину - один держит, а другой разгружает ее, так
и леность удерживает человека, псилафизм же, вместе с празднословием, и лукавство - разгружают то, что монах успел
стяжать подвигом своим до сего, разгружают человека от благодати Всесвятаго Духа: становится он тогда с обеих сторон
непотребен, говорим: как мирянин и как монах... Т. е., развратившись, монах делается никуда не годен, ни для воз-
вращения в мир к семейной жизни, ни для монашества.
(продолжение далее).