vnifantiy » 18 ноя 2014, 14:44
Преподобный Макарий Египетский . Новые духовные беседы. гл. xxv. (продолжение).
4. Зачем же драгоценную эту и умную сущность души, любви достойную и заслуживающую почитания больше всякой твари видимой и невидимой, через незнание и праздность и нерадение и забывчивость мы размениваем на зачумленные и жалкие материальные вещи, привязываясь к земле и к материи и к миру и к славе и любя видимость и держась преходящих вещей века сего и вожделея всего этого, когда надо нам, отшвырнув и отряхнув от себя все земные преходящие вещи и гибельные рассуждения вещества и плоти, к одному Христу привязаться любовью и о Нем одном томиться небесной страстью и лишь Его духовными чарами воспламеняться?! Ибо велико и многоценно и благородно и прекрасно достоинство умной и мыслящей природы души, за которую ведут борьбу Бог и ангелы и святые силы, через отцов и патриархов, через пророков, через Самого Господа, пришедшего вступиться за нее и обратить ее, через апостолов, через учителей, делателей истины обращающих ее в волю Господню и старающихся приблизить ее к себе, чтобы рядом с собой иметь в жизни вечной; за которую равно ведут борьбу и войну и стараются и хлопочут сатана и начальства и власти и злые силы, которые через лжепророков, лжеапостолов, через обманчивых людей, через лукавых делателей и еретиков, наконец и через самого Антихриста силятся окончательно присвоить себе душу, чтобы она не была отнята у них, но вовек была при них во тьме осуждения. Драгоценный образ Христов, душа, впавшая в бездну злых страстей, тьмы, лукавых духов, должна поэтому, решив своей волей прилепиться ко Христу, ныне, пока еще находится во плоти, измениться и преобразиться и стать иной и обновиться и претвориться следующим неким образом, по преданию Писаний: как если бы было место, полное великого зловония и грязи, кишащее грудами испражнений и изгаженное всякой нечистотой (Мф 23, 27) и гнилью и мерзостью, и пришел бы некий властный и богатый человек и велел бы очистить то место от великой его мерзости и скверны и со всяческим тщанием проделал бы очищение того зловоннейшего места и наконец построил бы на нем царский дворец и опочивальни с золотыми сводами и блестящие ложи из мрамора и различные сияющие покои и уготовал бы для жительства и успокоения царя, – великое бы началось там каждение и благовоние и чистота после того зловония и нечистоты. Или как если была бы земля пустынная и безводная и усеянная чертополохом и колючками, и пришел бы человек, хороший земледелец, и заботливо возделал бы ту пустующую землю и, вырвав чертополох и колючки, сжег бы их огнем и, вспахав и удобрив ее, провел бы туда воду в изобилии и насадил виноградники и сады, розы и всяческие цветы и всевозможные плодоносные растения; и стало бы там в конце концов место, радующее глаз, благоустроенное, плодоносное и водообильное и урожайное, – вот какое совершилось превращение и изменение, из какой дикости и пустыни в какое благоустройство и какую красоту переустроилось то место! Или как если была бы женщина просящая подаяние и нищая, над которой насмехаются и измываются все, кому не лень, прохожие, а ее полюбил бы некий славный царь и взял бы ее к себе и от той мерзости и блуда привел бы в честное разумение и подобающее благородным положение, и вместо тех зловонных рубищ одел бы ее в царские украшения и позолоченные расшитые драгоценными каменьями одежды, и увенчав ее царским венцом, удостоил бы стать своей подругой и честной царской невестой, – какое сделалось в ней изменение и преображение и из какой мерзости и нищеты в какое достоинство славы и в какое богатство перенеслась она.
(Продолжение далее).