Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 июн 2022, 07:15

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

О покаянии

Архиерей:
– И я готов на это, и не поленюсь изложить, сколько мне по силам: потому что покаяние, после крещения, и главизна спасения для всех верных, и другое очистилище, и второе крещение, совершаемое, посредством исповеди и сокрушения, посильными трудами и слезами.
Предначаток этого покаяния – мытари и грешники, и блудницы, приходившие в покаянии ко Христу и не отринутые; также разбойник на кресте, уверовавший, и исповедавший (Христа), и возопивший: «помяни мя»; равно и первый из учеников, горько плакавший после падения отречением и помилованный, и тройственным вопрошением восстановленный в то чем был, или еще более, поставленный пастырем овец Христовых, дабы пас овец со внимательностью и снисходительностью, научившись из того, что пал и был принят, принимать раскаивающихся падших; - и с ним все, потому что не падшего нет между людьми вовсе, и первый падший, и более всех из всех верных – я, и прошу помилования и спасения.
Клирик:
– Поистине, владыка, все мы в этом имеем нужду; потому что все постоянно согрешаем.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 июн 2022, 06:35

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

216.Покаяние (состоит в том), чтобы постоянно сокрушаться, называть и считать себя грешником, и притекать к исповеди, - и что между людьми никто не чист:

Архиерей:
– Правда, брат. «Ибо кто похвалится чисто имети сердце»? Или «кто чист от скверны, как написано, аще и един день жития его на земли» (Иов. 14:4–5), тогда как всякий грешен или от греха первородного, или, и после просвещения крещением, тотчас и невольно как-нибудь впадая в грех: ибо для этого (стоит) согрешить случайно кому-нибудь, - родителю, или другу, или родственнику, чему невозможно не случиться; - если это случится и при несмыслии младенца, все же становится причиной греха, и ему тотчас сообщается скверна и грех.
И сие всяк человек, при всем том, что он приял благодать; тотчас, как родится, желает плотского неразумно и несмысленно, и это – вследствие преступления (прародителей); почему грешит, едва только родившись и еще не понимая: потому что, по Давыду, и зачинается во грехах (Пс. 50:7).
Итак, если невозможно, чтобы не гнездился какой-нибудь грех в новорожденном и новопросвещенном младенце; то тем более - во всех нас, и вольно, и невольно, а в особенности вольно – во всех, как в существах словесных и добровольно нерадящих о том, что постоянно грешим. Самые (грехи) забвения и неведения – от нашего нерадения; и невозможно найти (в них) извинения.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 июн 2022, 13:34

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

217. Всем должно каяться, освященным и мирянам:

Итак, нужно каяться, как проповедали Креститель и Господь, и ученики Его. И нужно каяться всем, мирским и монашествующим, клирикам и иереям, и архиереям, и никому не отстранять себя от покаяния, потому что все согрешили и согрешаем, и должны каяться все. Часто и Спаситель наш говорил, и Креститель Его: «покайтеся, приближибося царствие небесное» (Мф. 3:2; Мф. 4:17), т. е. Сам Царь небесный, близ бывающий близко к кающимся, потому что «близ Господь всем, призывающим Его во истине» (Пс. 144:18). А я громогласно взываю ко всем, вместе с самим собою: покаемся по благодати Спасителя нашего, чтобы спастись, близко царствие Божие и, скажу и с божественнейшим Павлом: «ныне ближайшее нам спасение» (Рим. 13:12), потому что грядет Спаситель и Судия наш. «Отложим убо дела темная и облечемся во оружие света» (Рим. 13:12). А что исповедь и покаяние необходимы и иереям также, как и монахам и мирянам, об этом и Апостол свидетельствует, говоря: «исповедайте друг другу согрешения и молитесь друг за друга, яко да исцелеете» (Иак. 5:16.), - словами: «исповедайте друг другу и молитесь друг за друга», научая, как нужна исповедь и покаяние в том, в чем пали.
Его проповедовал и Креститель, как мы сказали, и совершал Спаситель, когда принимал исповедание грешников, в особенности - мытаря, блудного, блудницы и разбойника на кресте, и исповедь весьма многих других согрешивших. То же Он внушает и притчами, и в особенности (притчей) о блудном, который выполняет все, что относится к покаянию. Говоря: «согреших на небо и пред тобою» (Лк. 15:18), он совершает исповедание; а (словами): «несмь достоин нарещися сын твой» (Лк. 15:19), обнаруживает сокрушение и самонаказание с самоукорением; (говоря же): «сотвори мя, яко единого от наемник твоих» (Лк. 15:19), - смиренное моление, (соединенное) с надеждою: ибо никому не должно отчаиваться.
А вот, по Евангелию, и плоды покаяния, которых требует Креститель (Мф. 3:8): это - отвращение от греха, ибо так сделал и помилованный блудный. Оставив разврат, он притек к Отцу с исповеданием: "согреших, откровенно говорит он, - и не просто, но: на небо и пред тобою», - поелику, т.е. творил (дела) беззаконные и враждебные небесам; - «и пред тобою», – так как явился презретелем Тебя и нисколько не убоялся, не устрашился и не устыдился Тебя, Святого Творца моего.
(Потом) - истинное самоосуждение: "несмь достоин, говорит он, нарещися сын твой». Затем – молитва и стремление к делам, (которые свойственны) уничиженным, виновным и должникам: «сотвори мя, яко единого от наемник твоих».
Также творил и учил и собор Апостолов, и даже более: для этого они ходили, несмотря на утомление, и бегали, будучи при смерти, имея в виду и поспешая обращать грешников. Их и наказывали они, и утешали, и отлучали, когда было нужно, и принимали, и были готовы служить всем ко спасению.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 июн 2022, 12:13

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

218. Проповедовать покаяние было и собственным делом Спасителя, и Апостолов, и что это, прежде всего, долг архиереев и иереев:

Об этом должно заботиться и нам, – т.е., нам, освященным. И об этом я взываю и к себе, и к иерархам, которые со мною, - что мы, преимущественно пред всеми другими, обязаны к этому прекрасному делу, (т.е.) приводить к покаянию, и что это – служение проповедничества, надобно как обращение безбожных к вере: Потому что прекрасно - привлекать неверных к вере, и это - (дело) Спасителя и Его Апостолов.
Но ныне оно редко, и, потому, что не стало ревности мужей апостольских, и потому, что недавно бывали большие гонения(5). Но после него всего прекраснее и равно ему – охранять верных и всею силою и со всей ревностью обращать к покаянию. А потому не должно оставлять их приходить и ожидать от них обращения; но совершители (таинства) покаяния должны обтекать, разведывать и искать падающего, всеми способами привлекать - спешить к Богу, отводить от греха и приводить к Богу.

(5).Писано в XV веке, когда Церковь восточная подвергалась тяжким гонениям от магометан.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 июн 2022, 13:20

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

219. Дело возбуждения верных к покаянию есть истинная проповедь:

И это да будет для иерарха вместо проповедования Евангелия - или лучше - самым проповедованием. Ибо, какая другая (цель) у проповеди, как не спасение погибших, возбуждение падших и обращение к лучшему удалившихся от него?
Таким образом, что (значит обращение) в отношении к заблудждающим в вере, - что обративший их к Богу есть как бы уста Божии, так как соделал достойных из недостойных: то же - и обращение согрешившего. Ибо обративший грешника от заблуждения пути его подобным образом есть, как бы уста Божии и достоин Христа, как спасший «душу от смерти и покрывший множество грехов», как написано (Иак. 5:20).
Потому и слово учения Духа должно проповедоваться в Церкви, и оно предано, и необходимо иерарху, и есть долг его – только слово не высокоумное и цветистое, и составленное не из изречений, (изобретаемых) внешним искусством; но простое, и посильное, (направленное) к восстановлению душ, к исправлению нравов и к доброму состоянию, - к поддержанию стоящих, к возбуждению падших, к возвращению отдалившихся, к утверждению смятенных, ко всевозможной для всех пользе: потому что искусства и различные методы (явились) не вместе с природой, но впоследствии изобретены природой; а Бог, исправляющий природу, исправляет ее данными природе простыми и безыскуственными (средствами). Потому и воплотился Он, чрез собственную природу нашу вновь образуя и воссозидая естество.
Итак, учитель должен учить простыми словами и преимущественно (исполненными) Духа, дабы и исправить и принести пользу себе, - будучи смиренным, не тщеславясь цветистыми (словами), не будучи бесполезен для слушателей и удовлетворяя потребности, и считая целью всякой проповеди и учения то,чтобы принести пользу слушателям и самому себе, или удовлетворить потребности.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 июн 2022, 15:24

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

219. Дело возбуждения верных к покаянию есть истинная проповедь:

"Горе мне, говорит Павел, аще не благовествую!» (1Кор. 9:16); и часто описывается, что он не столько спешит совершать другие священные действия и таинства, и даже самое крещение, но — предпочитает проповедь, дабы больше обратить, и говорит: «не посла мене Христос крестити, но благовестити» (1Кор. 1:17), хотя и крестил: крестил Тимофея и дом Стефанов, и весьма многих других; но предпочитает этому проповедь. Почему? Потому что сначала нужно обратить неверного к вере и тогда уже его крестить.
Крестить – это (дело) всякого иерея; а обратить – учителя. А ныне увы! Вижу, что многие нерадят и о священных таинствах, и вместе о слове учения богодуховенной и спасительной проповеди, и вообще священнодействуют, выставляясь и с каким-то тщеславием, редко молятся и никогда не проповедуют; но пышно восседают, заботятся о мирских суждениях, от которых рождаются брани и всякие смуты, вражда и бесполезные, - еще более, – душепагубные любопрения, и занимаются попечением о тленных стяжаниях: а о духовной жизни их самих, как более духовных, и тех которые им вверены, или об изучении священных Писаний, и о соблюдении правил (церковных), или о другой священной деятельности, (указываемой) Отцами, у них вовсе нет речи; ни о о церквах, ни о стаде Спасителя нашего, они не заботятся. И это - тогда, как Павел говорит: «внимайте себе и всему стаду, в нем же вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею» (Деян. 20:28), и это - тогда, когда волки не имеют только прийти, но уже здесь.
И многие много говорят о доходах и собственности; а о сокровищах спасаемых душ на небесах - речь коротка. И я не отделяю от таковых себя самого, потому что и я, нерадя, с нерадящими дам ответ, а потому, размышляя и о моем собственном долге, я плачу о себе и о братьях моих; и так как необходимо говорить о долге нашем, говорю: потому что мы имеем неизбежную нужду - спешить приводить братий к покаянию. Ибо покаяние есть одно из таинств, и совершать его для верных – принадлежит епископам. И нужно подвизаться для этого, и вместе с епископами да стараются об этом те, которые с разрешения (епископского) получили это служение, и пусть не имеет в виду кто-нибудь (ибо я не обо всех говорю, как и не обо всех епископах) плотской прибыли, которая есть ущерб и в собственном смысле убыток; и пусть не судят вопреки правилам, дабы тот, кто действует против правил, не навлек на себя грехов другого.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 июн 2022, 13:59

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

219. Дело возбуждения верных к покаянию есть истинная проповедь:

Итак, пусть всякий, в заблуждении, не принимает себе за правило быть и строже Отцов: ибо кто непорочнее их в таких (делах), внимательнее и чище? Пусть, наоборот, обманчиво не воображает быть и снисходительнее их, будучи слабым и бессловесно падая вместе с падающими. Да и кто так смел, чтобы дерзнул быть человеколюбивее Отцов? И откуда получит он на это власть, если отвергает их и действует не в границах, (положенных ими)? Конечно, он будет действовать от себя; и не будет твердо сделанное: потому что оно - не по преемству от Отцов.
Итак, пусть всякий твёрдо решится ничего не делать вопреки определениям и правилам отеческим. Ибо они (составлены) различными богоносными (мужами), и приличны, как согласные с Духом, и весьма способны врачевать всякую страсть, и вполне целительны. О них не нужно и говорить нам, так как они весьма ясны и во многих местах написаны, и многими объяснены для большего уразумения их ясности.
Итак, все должны судить по (церковным) правилам и не внимать каким-либо другим, составленным не по определениям этих правил: потому что благодать – по преемству; ибо от источника благодати Господа и Спасителя нашего она перешла на Его Апостолов; от Апостолов – на Отцов, а от Отцов наших – на нас.
Итак, если мы соблюдаем (правила) Отцов, то и преемство благодати будет в нас, и приговор наш (будет) тверд; иначе, если будешь поступать не по определенному ими, то и приговор будет нетверд. Да и что понуждает поступать не по определениям (Отцов)?
Горячее доказательство чьего-либо раскаяния, совершенное исповедание падений, сокрушение из глубины души и уничижение, истинное воздержание от злых дел, и от всего сердца ненависть ко греху, и удаление от него, и ревность к делам покаяния, (обнаруживающаяся) в воздержании и милосердии? - Это прекрасно; и Отцы научают, (как поступать в таком случае). Ты прими такого, утверди в нем любовь; поддержи брата и тщательнее исследуй покаяние, и испытай его: и если, после этого ты увидишь истинное покаяние, и он будет желать приличной убавки времени (епитимии) и какого-нибудь полезного сокращения; то не останавливайся приобщить его Блага: потому что и вся цель – в том, чтобы всем соединиться с Благом; - если так, то не бойся дозволить: потому что и у Отцов найдешь и получишь власть на это, и я сам вместе с тобою предприму это, – последний сотрудник твой и соревнитель; и одобри оказывающего более ревности, и прими его с распростертыми объятиями, и послужи, сколько в силах, по мере ревности (кающегося).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 июн 2022, 14:57

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

220. Нужно быть внимательным к тем, которые говорят, что они каются, и искренне приходящих принимать, а тех, которые это делают лицемерно, испытывать:

Если же кто из кающихся холоден и двоедушен, на словах только показывает обращение, а делами нисколько, и не только не имеет ревности сделать что-либо полезное, но и готов обратиться на свою блевотину, как например, смеётся и издевается над святынею, или, представляя смирение и горячность, и, будучи слегка испытан, делается после дара равнодушным и холодным, и опять предаётся тому что и прежде: то такой да не будет с тобою, чтобы и тебе не быть участником в чужих грехах.
Не должно вливать миро в грязный сосуд и не должно – получили мы наставление –
метать бисер пред свиньями и давать «святая псом» (Мф. 7:6), которые представляются дружески расположенными и (действующими) за господина, а между тем, нечисты и кровожадны, и хищны.
Впрочем и в них отчаиваться не должно и отвращаться от кого-нибудь; но - принимать и стараться, как мы сказали, привести в сознание и возбудить к покаянию, и всегда ожидать, что они придут к нему, потому что и надежда - до конца, - хотя и не сподоблять святыни, дабы она не была в осуждение, как им, так и тем, кто неразумно преподает ее.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 июн 2022, 16:50

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

221. Об исповеди: как она должна происходить:

Исповедь же должна происходить не просто, но как указал Спаситель, когда принял Закхея и блудницу.
Ибо тот торжественно и с сокрушением высказал все, и обещал исправить обиды и начать творить дела божественные. Се, говорит он, «пол имения моего Господи, дам нищим, и, аще кого чим обидех, возвращу четверицею» (Лк. 19:8).
А та, взявши алавастр мира и «ставши при ногу Его созади плачущися (ибо не смела впереди), начат умывати нозе Его слезами и власы главы своея отираше, и облобызаша нозе Его, и мазаше миром» (Лк. 7:37, 38). А потому и сказал Исус: «отпущаются тебе греси твои, яко возлюби много: а емуже мало оставляется, меньше любит», говорит Он (Лк. 7:47). А Закхею (сказал): «днесь спасение дому сему бысть» (Лк. 19:9).
Видишь, что, ради ревности и истины в обращении, тотчас даруется отпущение со спасением? А не раскаивающимся говорит Спаситель: «отъидите от Мене, делающии беззаконие» (Мф. 7:23).
И хулящим Духа Святого сказал: «не отпустится» никогда (Мк. 3:29).
И не хотящим отпускать (согрешения других сказал, что и им) не отпустятся. И «аще не покаетеся, говорит, вси такожде погибнете» (Лк. 13:3).
И не веровавшим в Него (говорил): «се, оставляется дом ваш пуст» (Мф. 23:38).
Посему нужно истинно каяться, и со смирением, а не так, как говорят некоторые, - что и смешно – будто во время ядения и пития отверзается сердце для исповедания (грехов), - и поэтому с похмелья, - чтоб не сказать больше, - осмеливаются исполнять (обязанности) покаяния, делая противное ему и идя наперекор Сказавшему; «внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством, и найдет на вы внезапу» погибель (Лк. 21:34). И как придет в сокрушение тот, у кого сердце в таком состоянии? Как будет печалиться? С каким вниманием и смирением исполнит долг исповеди?
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 июн 2022, 13:17

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

222. Как нужно сидеть и держать себя принимающему исповедь, и как – исповедующемуся:

Но не должно быть так; а принимающему исповедь должно в честном и священном месте, наедине и без шума, сидеть с благоговением, быть веселым и с кротостью в душе и во взоре, выражая образом действий любовь божественную. А исповедующийся (должен) с дерзновением и страхом Божиим, и с благоговением, стоять пред лицом принимающего (исповедь), - или лучше, Самого Христа: потому что через того, кто принимает грехи, он исповедует их Христу, Который и присуждает прощение; и будучи вопрошаем (должен) все говорить, - без сомнения, со смирением и истинно, и ничего не утаивать.


223. В нас три (силы), по отношению к которым мы делаем доброе, или согрешаем: словесная, раздражительная и желательная, которые (вместе) и называются тричастностью души:

Итак как в нас три (силы), т.е. словесная, раздражительная и желательная: – то (исповедующийся должен) подробно исповедовать падения по всем им; если же исповедующийся не знает, какие они, то исповедующий (должен) напоминать ему и спрашивать. Ибо этими тремя (силами), как говорит и великий Григорий Нисский, мы или живем хорошо, или погрешаем.
В словесной заключается вера и все, что производится умом. А потому и нужно спрашивать о вере, не поколебался ли (в ней кающийся), или не богохульствовал ли?
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex Bot и гости: 9

cron
@Mail.ru