Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 мар 2019, 14:31

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 67. О лицемерии, кичении угрюмостию и милостыне христиан.


Смирите же и вы сердце ваше, чтобы вам сделаться сосудом Всесвятаго Духа, ибо сказано: (Бог) «гордым противится,
смиренным же дает благодать» (Иак. 4, 6). Бог кому противится? Противится тому, кто имеет лицемерие с
угрюмою гордостию (гордится угрюмостию). Таковым Бог противится, равно как и вам, лицемерам, ибо вы
лицемерно принимаете угрюмые лица, в миру и в гостях у людей столь восхваляете себя, что, если послушать вашу по-
хвальбу, можно подумать, что вы земные ангелы.
Цель же ваша та, чтобы похищать сребро и злато. С угрюмым вашим
лицемерием просите вы и похищаете, хвалясь перед людьми; стараетесь быть хвалимыми за то, что вы добродетельны,
кротки, смиренны сердцем, а, на самом деле, вы суемудрствуете и растлеваете
спасение свое.
Да (уверяете других), что вы кротки и смиренны сердцем: почему же пожираете друг друга, точно не монахи? (Отчего
же кротости нет) в ваших деяниях, но делаете вы враждоборство взаимное, точно не монахи, а по делам вашим сде-
лались враждоборцами даже против монашеской жизни? С суемудрием вашим презрели вы монашескую жизнь, предпочли
отступника диавола, семиглавого зверя беззакония, к нему воздымаете мысль вашу и подняли (т. е. упование возложили),
как будто бы Бог и не покровительствовал вам с безмерною милостию.
Радость тем христианам, которые исполняют заповеди Божии (по отношению к вам), с безграничною милостынею, дабы
обрести милость душе своей. Но горе и увы вам, преступившим заповеди Божии с безмерною вашею нерассудительностию и
нечувствием вашим; вы безчувственны до того, что невнимательны к милостыне мирян-христолюбцев. Сею милостынею
вы украшаете оскверненное ваше тело нарядами (1) и безценными кубками.
О, нечувственные и косные сердцем! В погибельном помысле своем вы (оправдываете искательства милостыни у христиан),
говоря, что храму работающие от храма питаются.


(1) Разумеются здесь, конечно, не все иноки и не все общины иноческие на Афоне, а лишь те, которые ведут распущенную жизнь.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение Саныч » 22 мар 2019, 11:13

v_sem писал(а):Добрый день. Ну а если назвать не Душа, а Жизненная Энергия. Как Вы вообще к энергии относитесь, да и к закону Сохранения энергии? Или это по Вашему тоже, только уже, "научные выдумки" или "дырка в бублике"?

Уважаемый v_sem, от красивого фантика сущность не изменяется. Назовите хоть Золотой Ланью, выдумка от этого не станет реальностью.
К энергии и к закону М.В. Ломоносова я отношусь уважительно. И не надо сравнивать сущности естествознания, реально существующие в природе, с поповскими выдумками.
Как правило, так и оболванивают попы свою паству.

vnifantiy писал(а):Если есть в человеке духовное начало — душа, то значит есть и духовный мир с его законами, есть и тот Источник , из которого он произошел .
Уважаемый vnifantiy, давайте не подменять поповскими выдумками про душу и духовность, нормальное человеческое поведение. Поповская духовность это сплошь двойные стандарты. Например, глубоко верующие амеры, со своим духовным началом - душой, сбросили на японские города атомные бомбы. Наглядный пример действия духовных законов.

александр киринеянин писал(а):Саныч, упертый неуч,...
У поповского прихвостня кончились аргументы, поэтому перешёл на личности.
Классическая поповщина.

александр киринеянин писал(а):Благодатный огонь наблюдают сотнями лет = "поповские штучки"
Уважаемый, наука знает кучу самовозгорающихся веществ. Например, газ селан (SiH4) самовозгорается при соприкосновением с кислородом воздуха.
Что противно в этой истории, что поповщина использует знания, чтобы оболванивать народ.

александр киринеянин писал(а):Если Душа смерть безбожию то она есть и в животных, а они в Бога не веруют ...
Более дурацкой логики не встречал ни разу. Оригинальный вывод: у животных душа есть, но в бога они не верят. Изображение
Оказывается животные умнее верующих, они не верят в поповские выдумки про бога и прочую дребедень древних евреев. Даже животные не желают быть еврейскими рабами.
Уважаемый александр киринеянин, личностью обладают только те животные, которые узнают себя в зеркале. Это животные, как правило, с крупным головным мозгом относительно размеров самого животного.

александр киринеянин писал(а):Только не идиотское "дырка вам от Бублика - Саныча "
Что, уважаемый александр киринеянин, ностальгия по святой инквизии началась. Идиотскими являются выдумки о существовании души (дырки от бублика).
Уважаемый александр киринеянин, давайте апеллировать только фактами:
1. Из чего состоит душа ?
2. Кто, где и как генерирует души ?
3. Зачем Ваш выдуманный бог вкладывает в человека выдуманную чистую душу заведомо зная, что человек её (душу) осквернит ? Это уже похоже на садизм.
Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью” /Фаина Раневская/
Аватара пользователя
Саныч
участник форума
 
Сообщения: 1739
Зарегистрирован: 22 янв 2016, 22:13
Откуда: Васюки

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 мар 2019, 14:37

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 68. Воистину ли служите вы храму, чтобы от храма питаться?

Да, правду говорите вы, что служащие храму от храма питаются, но, спрашиваю вас, послужили ли вы хоть
сколько-нибудь чистейшему храму монашеской жизни и преосиянию спасения?
Да, христиане милуют вас
милостыней, чтобы вы служили монашеской жизни, но вы это служение оставили, милостыню же от христо-
любцев все-таки берете, как будто и на самом деле богоугодно служите храму.
Сегодня возделываете вы злая ваша,
не чувствуя, ради какой цели и каким образом монашествуете; завтра же злые ваши деяния будут мучить вас в муках ада
из-за нерассудительного вашего небрежения. Сегодня вы не чувствуете вашего зла и того, что находитесь в погибели; завт-
ра вы это почувствуете в аду, но какая будет польза.
Да, любоодаряют вас христолюбцы безмерною милостынею, исполняя заповедь Божию, которая говорит: «Нищих Его на-
сыщу хлебом», «преподобнии Его радостию возрадуются».
О, преподобнейшие отцы, чувствуете ли вы, как исполняют
христолюбцы по отношению к вам заповедь Божию? Если же (еще) не чувствуете, то рассудите и разберите нечувствие
свое, при котором вы суемудрствуете о себе, что вы нечто, что вы якобы преподобные. Но что вы такое на самом деле?
Вы преступники - а не преподобные, ибо словом и делом преступаете заповеди Божии; вместо того, чтобы похваляться
подражанием преподобным, вы хвалитесь (подражанием) преступникам, лихоимствуя неправду в
сокровиществовании.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 мар 2019, 15:09

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 69. О соблюдении обета целомудрия.


О, если бы пребыло в вас непоколебимо соблюдение заповеди целомудрия, о, если бы вы хранили целомудрие,
как змей главу! Но храните ли вы таким хранением целомудрие? Вы преступили его, стремитесь духом к
безбрадым мальчикам и все оскверняетесь ими. Сие преступление заповеди Божией невыносимо для Бога и
долее Он переносить не будет. Посему Бог решил послать ангела сатанина, чтобы нашествием своим сей ангел сатанин
истребил такое преступление среди вас, творящих его,
- чтобы праведников увенчал, добродетельных оправдал, а греш-
ников помиловал. (Обращаем внимание на эти слова: преступниками святой называет пребывающих в тяжких грехах, в
хищничестве, плотских наслаждениях и пр.;
праведники суть живущие свято; добродетельные - ищущие спасения, но со-
вершенства еще не достигшие;
грешники суть немощнейшие из монашествующих, не искусные в духовной жизни, но соз-
нающие свое недостоинство и кающиеся).
Сие есть то, о чем говорится: «Нищих Его насыщу хлебом, священники Его об-
леку во спасение и преподобнии Его радостию возрадуются»
Если христолюбцы насыщают нищих (т. е. монашествующих, обнищавших Христа ради) хлебом, то тем паче Бог даст
ли погибнуть праведникам? Не только погибнуть им не даст, но и увенчает их. Если христолюбцы священников облекают
спасением, тем паче Бог даст ли добродетельным потерять их труд, которым они потрудились, возделывая спасение
свое в жизни монашеской? Не только не оставит их, но оправдает и дарует им спасение. Если христолюбцы радостотворят
монахов милостию безмерной, чтобы они без помехи возделывали спасение свое, чтобы по упокоении своем возрадовались
с праведниками, то тем паче Бог хочет их очистить и посредством нашествия призвать в чистоту царствия Своего, как
говорится: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии и Аз упокою вы».
И опять говорит мирская пословица:
«Где слово не действует - подействует палка!»

О, преподобнейшие отцы, вместо того, чтобы получить палку нашествия, не лучше ли вам удалиться от зла, приять
многомилостивое покаяние, покаяться от всего сердца и сказать: «Ни, Господи, да не яростию Твоею обличиши нас,
ниже гневом Твоим накажеши нас. Исцели нас, Господи, яко немощны есьмы. Не нам, Господи, не нам, но Имени
Твоему даждь славу».
Исповедайте пред Господом немощь свою, покажите пред Богом истинное покаяние, которое могло
бы отвратить от вас гнев Божий, как отвратили сей гнев своим покаянием ниневитяне.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 мар 2019, 08:55

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 70 Что порох для дома, то осуждение для добродетелей.


О, преподобнейшие отцы! Не осуждайте друг друга. Монастырские! Не осуждайте келлии и скитов. Келлии и скиты!
Не осуждайте монастыря. Проклятое осуждение привело вас в то состояние, в каком находитесь; ибо осуждение
для человека подобно пороху. С каким трудом человек строит дом добродетели! Выстраивает сей дом в мона-
шеской жизни, потом в добродетель кладет многословие осуждения. Как от пороха дом, так от осуждения мгновенно раз-
рушается добродетельное состояние. Подобно тому, как если бы кто сделал дом, чтобы в нем жительствовать (а потом сам
взорвал его).
Разрушил дом следующим образом: когда окончили постройку, он подложил под низ пороху и огня, порох
воспламенился, разорвал дом, и человек потерял свой труд, которым подвизался столько времени. Так и с монашествую-
щими. И не только с монашествующими, но все христиане, иереи, священномонахи и патриархи, все, возделывающие доб-
родетель, да опасаются, если хотят спастись, соединять ее с осуждением; они тогда мгновенно ниспровергнут добродетель
вместе со спасением своим и потеряют весь труд свой.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 мар 2019, 13:50

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 71. О взаимном осуждении монастырей и келлиотов.


Вы, келлиоты, осуждаете монастыри, но сами разве лучше их в том, в чем осуждаете? Монастырь имеет пороки,
но ты разве поставлен над монастырем, чтобы судить его жестокословным твоим осуждением? Не ты над ним,
но монастырь поставлен над тобой; он должен воздать за тебя слово Богу, как получивший Божественную власть
испытывать твою жизнь и исправлять ее. Ты осуждаешь монастырь за то, что в нем есть безбрадые мальчики, но почему
еще красивейшие мальчики находятся в келлии твоей. Скажешь, в монастыре едят мясо, преступая монашеский устав;
да, правда, но почему ты сам покупаешь на базаре мясо, откровенно несешь его в руке твоей, идешь в келлию с такою
важностию. Если у тебя в дороге спросят: «Что это такое?» Ты с насмешкой отвечаешь: это «моруна» монашеская (т. е.
соленая рыба). Спрашиваю тебя: кто здесь преступник жизни монашеской? Очевидно, оба вы преступники; зачем же
осуждаешь монастырь?
Вы, келлиоты, не ведаете, сколь велико преступление, которым вы преступили против монашеской жизни, уклонившись
в погибель суемудрия, обуреваясь из-за сокровиществования для плоти,
а в сокровиществовании для души не подвизаясь;
вы помрачились и осуемудрили себя в сокровиществовании для плоти (соперничая), кто первый усокровиществует больше
виноградников, масличников, орешников, жеребят, пчел, уход за которыми дает одну помеху; ведь вы много препятствуете
своему спасению заботою о пчелах.
Скажете: чем же это препятствует нашему спасению? Разве не говорит апостол Павел «Не трудящийся, да не яст»? (2Сол.
3, 10). Да, правду сказали, но что вам говорит апостол? Он говорит, чтобы тот не ел, кто сам для услужения плоти своей
не трудится сверх того,
что говорит он вам? (Не говорит ли), чтобы вы не имели пристрастия к имению вашему? Пусть
имеет человек имение, но да будет яко неимущий, как говорит апостол: имущий жену, яко неимущий ее, требующие мира
яко не требующие (1 Кор. 7, 29-31). И опять: какая нужда монаху в имениях? Монах оставил все, что имел в миру, сде-
лался монахом, чтобы просветить душу свою, принести ее в дар Богу; нынешние монахи сего не делают, но впали в
земные вещества мира, растлевая сами свое спасение.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 мар 2019, 09:37

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 72. О прежних разрядах монашествовавших во Св. Горе, и что стало теперь.


Скажете: неужели потеряли мы природу нашу (сущность). Да существа своего вы не потеряли (т. е. существует
монашество доселе), но жизнь вашу потеряли, даже не ощущаете, какую жизнь вы ведете. Жизнь ваша была
раньше аскетическая, вы назывались скитянами,
ныне с сокровиществованием земных, сделались и называетесь
келлиодорами, говорим келлиотами (келлиодор давший за келлию).

Прежде в Св. Горе было семь видов подвижничества, и у всех была одна сущность (т. е. подвижнический и аскетический
дух); их звали: 1) общежитие, 2) пустынники, 3) гаскитяне, 4) безмолвники, 5) сидящие (на покое при монастыре), 6) пе-
щерники, 7) вольнособравшиеся (т. е. живущие в монастыре каждый на собственном довольстве).
Общежития были таковы, что у всех вкупе в монастыре было одно чувство, одно существование, одно сокровищество-
вание спасения души и тела, одинаковый ответ (т. е. обращение), одна одежда, одна трапеза, одна служба, одна купля,
одно заведывание имуществом; сие называлось общежитием.

Аскеты были те, которые не соединялись в общество, в чин делания общежительного, но удалялись, чтобы (жить)
особо, делая келлии вдали одна от другой. Келлии их были удалены одна от другой на 2 и 3 стадии; каждый сам воз-
делывал жизнь свою (т. е. в одиночестве). Сегодня они утратили жизнь свою и вместо того, чтобы называться аскетами, на-
зываются келлиотами.

Безмолвники были те, которые жили (особо), как скитяне, но в то же время собирались в (общество); собрания их на-
зывались скитами; этим безмолвники отличались от аскетов (т. е. в вещественном отношении, сами о своем довольстве не
заботились, но заботился начальник скита). По существу они были одинаковы с аскетами, подобно им не общались между
собою; ради такого обособления своего делали себе жилища в местах спокойных, где спасаются и до сего дня. Спасаются,
но как спасаются? Спасаются таким образом, что потеряли безмолвный свой аскетизм, восприяв жизнь суемудренную,
говорим: сделались и они келлиодорами и называются келлиотами.

Блаженны келлиоты, которые не принимают милостыни, питаясь трудом рук своих, по Бозе и другим помогают, с
любовью к богослужению подвизаются (т. е. радеют о богослужении в келейных церквах своих). И опять: горе аскетам,
которые принимают милостыню, но не пекутся о том, чтобы за нее служить божественные службы.
Ради сего им подобает
имя не аскетов, но разбойников, ибо они, как разбойники, похищают чужие вещи и чужие труды, с самооправданием
говоря: «Это - ремесло наше (т. е. взимание милостыни) и не вредит душе нашей». Это именно и творят аскеты ныне,
говорящие: «Что мы делаем, то угодно Богу, так как мы служим Богу».
Да, служите вы Богу, но служите Ему не по
духу, вы служите мамоне (т. е. духом не Ему служите, но мамоне). Ради этого и говорю я вам, что аскеты сделались
разбойниками.
Послушайте, честнейшие отцы: скитяне, келлиоты и прочие чины жизни монашеской, помыслите, есть ли где-либо, от
края до края вселенной, в каком-либо царстве место, где можно было бы, как здесь, оставлять двери открытыми и по-
чивать беззаботно? Нет нигде ничего подобного, как в саду Госпожи нашей Богородицы. Безпопечительны вы в уделе
Пресвятой; без заботы и страха оставляете двери открытыми, почивая беззаботно, но из-за любостяжания вашего и ва-
ших раздоров вы причинны будете в том, что двери ваши будете запирать, будете иметь страх между собою, ибо не бу-
дете доверять один другому; дело любостяжания вашего сделает вас дрожащими и день и ночь.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 мар 2019, 13:34

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 72. О прежних разрядах монашествовавших во Св. Горе, и что стало теперь.

Сидящие на покое в пределах монастыря ныне называются уже виноградарниками. Тот, который немощен в помысле и
не в силах переносить шума монастырского, посылается сидеть, чтобы исцелились помыслы его. Существование их единосущно
с монастырем (т. е. в вещественном отношении), но жизнь иная; кто на покое, тому подобает жить подвижнически, под-
визаться сверх силы и воздерживаться по силе. Но и эти теперь утратили свой подвиг вместе с воздержанием; видя
погибель иных, погибают они и сами, подобно другим.

Пещерники были и назывались безплотными, из-за многого подвига. Ибо возделывали толикий чрезмерный подвиг, что
существование плотского исчезало, они делались как безплотные, жили в таком подвиге нестяжания, что не имели забот
о плоти, не заботились даже о малом количестве сухарей и воды. Питались сухарями весьма мало, с воздержанием; ведя
такую жизнь, одинаково воздерживались и от всего прочего подобного. Ныне такая жизнь исчезла.
Пустынники, которые раньше были и назывались аскетами, уцелели, но утратили аскетическую жизнь прежних аскетов,
получили существование келлиодорское; вместо того, чтобы по имени своему вести жизнь пустынническую, они престали
от аскетизма, и жизни аскетов не прияли. Раньше они жили аскетическим подвигом, шествовали спасительным путем, с
веселием побеждая невидимых врагов спасения. Так они подвизались, дабы украсить себя подвигом аскетическим, чтобы
возвеселиться там, в Сионе Горнем, идеже праведнии о Господе веселятся; теперь же утратили жизнь аскетическую, сделав-
шись преступниками аскетического подвига, уклонились в подвиг погибельный.

Вольносмешанные и жизнь идиоритмическая (т. е. штатная) была, и сегодня живут такою жизнью.
Общежития уцелели и до сего дня, но они не таковы, как были раньше. Утратилась сущность их. Говорим: утратилось
послушание, и завелось непокорство из-за безбрадых мальчиков.

Безмолвники уцелели, но утратили сущность свою, говорим: безмолвие свое; суемудрствуют лишь о том, чтобы прокор-
миться.
Пещерники утратились совершенно, вместе с сущностию своей; больше их не обретается (ныне - скитяне пустынных
скитов).

Вольносмешанная жизнь уцелела, но и она утратила качество свое из-за безбрадых мальчиков, а также из-за неправд и
сокровиществования беззаконий, которыми они занимаются.

Седящие на покое уцелели, но, видя погибель других, и сами погибелью погибли (т. е. увлеклись земными делами и
пр.)
. Скиты уцелели, но как спасаются? Спасаются с безконечным суемудрием, из-за которого вдались в земное, возделывая
земное с таким рачением и пристрастием и утратив аскетическую сущность. Пекутся об имении своем, как будто они
не монахи и никаких иноческих обетов не давали.

Пустынники уцелели до сего дня. Уцелели, но жизнь их не есть пустынная, даже монашеской жизни они не имеют на
себе, одно только возделывают - земное дело! Спасение свое они оставили, подвизаются, соперничая, кто первый усокрови-
ществует земные металлы; из-за этих земных металлов они возделывают (т. е. развивают в себе) безстрашие к Богу. Говорим:
развивают в себе безстрашие ради того, чтобы сокровиществовать сребро и злато.
Но, поскольку будут они возделывать
металлы земли, постольку и страха Божия не будут иметь в себе; будут делать одно зло и, возделывая зло, - ниже Бога
убоятся. Зло же их есть сие: зависть, ярость, гнев, злопамятство. О, завистливые, немилосердные, немилостивые, сребро-
любивые, любостяжательные, нерассудительные, безчувственные, суемудрые, с нечувствием своим суемудрствующие о лож-
ных и суетных мира! Вы подвизаетесь на земле, как бы делать злоухищрения, чтобы усокровиществовать металлы земли;
из-за сего сокровиществования вознамерились (усоветовались) погружаться в погибель и сокрушили спасение свое, как со-
суд скудельный.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 мар 2019, 14:01

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 73. Одна из главных причин упадка монашества есть взаимное осуждение, ибо оно влечет впадение в те же грехи.
Воззвание к св. Петру Афонскому.



Вы, пустынники, говорим - аскеты нынешнего времени, скажете: чем же сокрушили мы спасение свое, как сосуд
скудельный? Что вопрошаете меня о сем? Вы сами весьма хорошо знаете, как отступили вы от жизни монашеской,
затерявшись в суемудрие тленного мира сего. Послушайте и увидите, что вы сокрушили монашескую жизнь, как
сосуд скудельный.
Прежние отцы, оставив аскетическое существование, приняли пустынническое, т. е. из келлий, находящихся вблизи
жилищ, ушли в пустыни. Ныне же, наоборот, оставили аскетическую жизнь и взялись за жизнь суемудренную - жизнь
суеты и лжи мирской. Развилось в вас осуждение, которымт осуждаете вы друг друга.

И это осуждение особенно деется в трапезном кругу, среди аскетов, собеседующих во время еды и пития усладительною
беседою осуждения, которая для аскетов все равно, что сладкая снедь. Так и тянется осуждение в беседе за столом трапезным,
причем объедаются, как агаряне.
У иноплеменников-агарян не принято такое осуждение за кругом трапезным, там едят
и пьют с изобилием, молчат, не произносят ни одного слова - ни доброго, ни худого - за трапезой. Агаряне едят и пьют
в величайшем молчании. Молчание украшает трапезу их. Сии, закона не имущие, равное с законными творят, но, монаше,
где же закон твой? Он ежедневно говорит: не судите, да не судимы будете! Как смеешь ты судить, пустынник?
Говорим:
вы, называющиеся ныне аскетами и осуждающие за беседою на трапезе? По-видимому, у вас нет закона, ибо, если бы вы
имели закон, то не навыкли бы такому беззаконию.
Утратив пустынническую сущность, прияв жизнь келлиотскую, сотворив себе ее закон, говорим: устав аскетической
жизни, - на самом деле, с этим осуждением вашим вы сбросили с себя и аскетическую и пустынную жизнь. Ради этого, говорю
я вам: иноплеменники-агаряне закона не имеют, но по закону возделывают; вы же, сей закон имущие, преступаете его,
оставаясь помраченными, во тьме и сени смертной сидящими.
Востани, преподобие Петре, дабы посмотреть на аскетов твоих, какова стала сущность пустынная, которую ты передал
им в жизни монашеской. Не только не удержали они пустыннической сущности, но и аскетическую утратили, живут в
погибель, подобно диким козлам. Сии козлища вступают в аскетическую жизнь, но, так как они козлища дикие, по
равнине шествовать не в силах, то оставляют ровное место, устремляясь по скалам и каменистым местам. Таковы суть
и аскеты нынешнего времени, которые не желают равнины монашеской жизни, преосияния путей спасения, но приходят
туда и сюда в суетных попечениях, заботясь о земных металлах; при многосокровиществовании металлов сделалась для них
пустынная жизнь и аскетизм - безсмыслицей.

Востань, преподобие Петре, чтобы посмотреть, как поставили на место монашеского аскетизма мирскую сущность, стали
жить, подобно мирянам, как будто и обещания пред вратами священного алтаря не давали. Однако и у мирян нет такой
суемудренной сущности, они имеют страх Божий в сердцах своих, чувствуют, что еще есть христианство. Но вы, будучи
монахами и назвавшись аскетами, скинули с себя страх Божий, презрели заповеди монашеской жизни, как будто и не отре-
кались от земных благ, суетных и привременных, ради того, чтобы поминать тот вечный покой и истинное веселие. С
суемудрием своим вы мните о себе, что вы - нечто? Да, вы есте, т. е. монахи, но что с вами потом будет? То разберет
покаяние. Если же не покаетесь - нашествие потом разберет. Но что за польза будет с этого разбора? Прежде, чем постигнут
вас удары нашествия, не лучше ли вам самим себя разобрать чрез подвиг покаяния, удалиться от зла, возненавидеть су-
емудрие мира сего тленного, озаботиться всецело возделыванием спасения, но не гибели своей. Но сегодня за лучшее
считают погибать, нежели спасаться.

Востани, преподобие Петре, чтобы посмотреть на сопустынников твоих, твоих правнуков, которые скинули с себя пус-
тынный аскетизм, восприяв погибельную погибель! Скажете, аскеты: неужели мы совсем погибли, что ты так осуждаешь
нас пред преподобным Петром? Что спрашиваете вы о сем? Возмущаетесь, что я так разговариваю о вас с преподобным
Петром? Если возмущаетесь, то подобает вам исправиться, ибо вы именно таковы, как я разговариваю о вас с преподобным
Петром. Исправьте же жизнь вашу.
Вы скажете: ты несправедливо охуждаешь нас преподобному Петру. Да, я охуждаю
вас, но справедливо ли или нет, будем разбирать, разберем свет от тьмы. Тьма есть то, что вы помрачены чувством ва-
шим, не ощущаете той тьмы, которою помрачились. Из-за этого ваши иереи не имеют чистого расположения в священст-
вовании своем. И в монашеской жизни никогда вы не имеете чистой совести. Никогда не имеете чистого духовного руковод-
ства над собою. Осуждение при рукоделии стало у аскетов неисцельной язвой; работая, пожирают друг друга, не чувствуя,
несчастные, что этим сами себя разоряют.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 мар 2019, 13:52

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

Глава 74. Безпечность о спасении, впадение в сластолюбие. Увещание сравнить свою безбедную жизнь с бедственною жизнью мирян.


Суемудрствуют суемудрые, что ничего им за это не будет; о, если бы вы имели око ваше просветленным, чтобы
видеть волны, которые вздымаются, чтобы переставить вас в преисподнюю, то никогда не стали бы вы заботиться
многопопечительно ни о куске хлеба, ни о чем другом для тела, стали бы довольствоваться пищей, которую
едят свиньи, говорим: тем, что называют желудями.
Но вы не думаете того, что придется вам сказать на судилище, при
осуждении вашем в преисподнюю. Вы же не только потребности телесные удовлетворяете, но употребляете еще яств столько,
сколько не имеет и мирянин, который есть чадородец, т. е. семейный.
Где найдет мирянин вино? Где найдет мирянин
чистейший хлеб? Где найдет мирянин хорошее кушание? Все это производит мирянин, собирая в житницы свои, но обуре-
вания мира не дают ему живопитаться таким многоценным живопитанием, из-за мирских обуреваний он от сего воздер-
живается. Сеют, жнут, сокровиществуют, живопитаться же этими сокровищами своего производства не смеют, но воз-
держиваются; если вожделение их хочет вина, они удерживают себя и пьют воду. Воздерживают от чистого хлеба, едят хлеб
черный, на который монаху и смотреть противно, а не то, что вкушать. Найдет ли мирянин упокоение кушаньями за
трапезой? Он берет немного черного хлеба, немного сыра в руки свои, ест все это на ходу, чтобы не обратилась на дом
его та буря мирская
. Говорим: воздерживается от вкушения того, что возделывает день и ночь, не тратит сего на живопи-
тание свое, но продает и отдает местным обуреваниям, т.е. агарянским властям; таким образом он защищает дом свой
от рук агарянина, который истязает его безпрестанно день и ночь, даже до смерти, все высасывая из него.
Ради этого
говорю: подобает вам иметь мысленное зрение свое просветленным; тогда лишь будете видеть дикие волны мира, в которых
бедствуют и мучаются немилостиво христиане, в обуреваниях немилосердия агарянского, подобно израильтянам в обурева-
ниях фараона
. Тогда не стали бы вы иметь многопопечительства о теле своем.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex Bot и гости: 57

cron
@Mail.ru