Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 сен 2018, 14:16

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 25. «Хлеб наш насущный»- испрошение Хлеба Небесного


Во-вторых, это есть Хлеб Небесный (которого просим у Бога в молитве «Отче наш»), тот Хлеб, который именуется
«Хлебом Животным» (Ин. 6, 51).
В молитве сначала просим Хлеба Небесного и земного, а вслед за этим го-
ворим: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Сие прошение показывает, что Бог
не отпустит грехов наших, если мы сперва не отпустим врагам нашим прегрешений их; посему сказано: «Аще ли же не от-
пущаете, ни Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешений ваших» (Мк. 11, 26). Если мы не будем отпус-
кать врагам нашим все, в чем бы они ни погрешили в отношении к нам, то и Бог никогда не отпустит нам грехов на-
ших. За сколько дней и седмиц враг наш однажды согрешил пред нами (1) ; это согрешение произошло по нашей собственной
вине, а мы не в силах отпустить? Насколько же больше согрешаем мы пред Богом на всяк час, на всякую минуту,
прося отпустить нам прегрешения, которыми прегрешили пред Богом?
Как же будем просить у Бога прощения, если
сами вперед не отпустим врагам нашим? Никогда не отпустит Бог прегрешений человеку, если не отпустит человек (долга)
врагу своему.
Если же отпускает человек врагу своему и соблюдает заповеди Божии, то да взыскует от Бога Хлеба
Жизни (т. е. св. Причастие).
Если же не отпускает своему врагу, то и да не взыскует, и да не глаголет просительно:
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Да, даст тебе Бог Хлеб насущный (по молитве твоей), но когда даст Он его тебе (святой здесь говорит о св. Тайнах и
о достойном приобщении их). Если ты отпускаешь противнику твоему, (тогда) ешь Хлеб Жизни, дабы оживотворилась душа
твоя, так как и ты любовию твоею живешь (т. е. живым оставляешь, не казнишь за долг) врага твоего, - пусть же за
это и твоя душа живится в Хлебе Животном (т. е. во Христе). Если же не отпустишь врагу твоему, то и твоя душа не ожи-
вотворится Хлебом Жизни. Не говорим - хлебом пищным (потому, что Бог не лишает пищи грешников), но говорим
о Хлебе Жизни. Хлеб Жизни есть тот, который так наименовал Исус Христос Всесвятыми устами Своими, сказав: «Аз есм
Хлеб Животный, сшедый с небесе» (Ин. 6, 51).
И потом на самом деле (подлинным образом) сие удостоверил, когда,
прияв хлеб и чашу с вином в Свои непорочные руки, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во
оставление грехов». Посем, держа чашу в непорочных руках Своих, сказал: «Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго
Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».
Это и есть Хлеб Жизни, который оживляет человека
душевно и телесно, как говорится: «Хлеб живота вечнующаго» - Канон ко св. Причащению.


(1) Мысль та, что не должно быть злопамятным и что при оскорблениях от других надобно принимать вину на себя.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 30 сен 2018, 14:04

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 25. «Хлеб наш насущный»- испрошение Хлеба Небесного


Да, воистину жив будет тот, который с чистым сердцем ест Хлеб Жизни, - он жить будет с радостию там, «идеже
праведнии упокояются»;
но тот, который ест Хлеб Жизни со злым, нечистым сердцем, не оживится. И как могут, т.е.
как дерзают таковые (т. е. в злобе сердца), есть Хлеб Жизни, чтобы жить вечно?! Они едят, т. е. причащаются невозбранно,
несмотря на недостоинство свое; хотя и вкушают таковые Хлеб Жизни, но не оживают.., смертию умрут!..
Но не только
ядущие недостойно Хлеб Жизни смертию умрут, но и ядущие недостойно хлеб пищный (телесный) лишаются спасения
своего...
Итак, если ядущий недостойно хлеб пищный утрачивает спасение свое, то тем паче не будет жить, но смертию
умрет тот, который Хлеб Животный, дающий жизнь вечную, ест недостойно?..

Осквернение недостойного человека, проистекающее от злых дел, есть плод зла и происходит от следующих подразделяющих
(причин): а) любовь к земному, т. е. к земным благам и земным наслаждениям; б) ненависть; в) неправедность; г) убий-
ство, т. е. и осуждение; д) зависть; ж) зависторвение (1) ; з) сребролюбие, еже есть корень зла (Тим. 6, 10).
Тот, кто ест
Хлеб Животный, возделывая путь таковой (греховный), - смертию умрет.

В особенности же, у кого соблюдается злато в росте, тот да не вкушает Хлеба Жизни, а если вкусит - смертию умрет.
Если же от всего сердца покается, то да вкушает Хлеб Жизни с чистотою сердечною.
Он будет жить вовеки там, идеже
праведнии упокояются; посему говорится: «Ты еси Хлеб Животный, источник святыни, податель благих...» - Молитва
по св. Причащению.
Сей Хлеб Жизни, только при чистом расположении (2) сердца живит душу.
Хлеб пищный (телесный) живит тело. Но когда живит? Живит при молчании за столом; да памятует (человек, вкушая
пищу), как сделался он пищным и пришел на трапезу, т. е. да памятует человек - падение Адама, лишение райских благ,
покаяние Адамово и прочее последование истории бытия человеческого... Да, рождает хлеб земля, т. е. сама собой
растит зерно, но какой труд и утеснение принял Адам, пока не устроил его (зерно) себе и не установил хлебом?.." Т. е.
сколько слез он пролил, когда до рождения Каина питался одними зернами, омоченными слезами, а потом до рождения
Авеля сырою мукою, замешанною на слезах.
Ныне же, получая его (хлеб пищный) готовым, вместо благодарности (воздают Богу) неблагодарность, вместо возношения
(хвалы) - навет, т. е. осуждение ближнего.
Неблагодарность же людей заключается в том, что, когда они восседают за
столом и едят, то не молчат, но многословят с осудительным празднословием...
Сели и едят, чтобы оживить тело свое, но
сидя и едя с осудительным многословием и осуждая с празднословием, умерщвляют несчастную душу свою... И не
только умерщвляют они душу свою, но и смертию умрут...


(1) Зложелательство.
(2) Все христиане, тем более священнослужители, тем более священнослужители иноки, должны усердно алкать и жаждать возможно
частого приобщения св. Тайн.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 окт 2018, 14:01

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 26. Ублажение молчания, и о том, сколь мерзко благодарение (молитвенное) после многословной трапезы.


Зачем осуждаешь другого, несчастный человече? Тебя ли только облек Бог во спасение, а другого облек только
в погибель? Нет, ни тебя не облек в одно только спасение, ни другого только в погибель, но вас обоих облек в ризы
кожаные (1) , как говорится: «И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаные и облече их.
И рече Бог: се
Адам бысть, яко един от Нас, еже разумети доброе и лукавое; и ныне, да не когда прострет руку свою, и возмет от древа
жизни, и снест и жив будет во веки» (Быт. 3, 21-22). Говорим: приложи руку твою к устам твоим, приими молчание жизни (2) ,
вкушай его, и жива будет душа твоя. Молчание есть как бы некая пища для души человека. Молчание есть как бы некий свет, ибо путеводит человека ко спасению. Молчание за столом делает то, что человек встает сытым от стола (хотя бы ел
немного);
многословие же за столом делает то, что человек встает от стола голодным и ввергается в бездну тайноядения.
Молчание за столом располагает человека к воссыланию благодарственного возношения Богу.
Вот какое возношение (молитвенное) молчания, т. е. после трапезы без многословия, и возношение по многословии, т.е.
после трапезы с многословием. Воссылает человек возношение Богу (перед едой), просит, чтобы настал мир посреди трапезного
круга, чтобы избавиться от беседы соблазнительной; как говорится: «Но избави нас от лукаваго». Призывает так (молитвою)
на каждый день мир Господень. Ей, приходит призываемый человеком мир, дабы сохранить его от лукавого. Бог по молитве
его посылает ангела на среду круга трапезного. Почему же ты не хранишь себя от многословия на трапезе, но еще мно-
гословишь с осудительным празднословием, прогневляя хранителя (ангела) твоего, охраняющего едение твое от всякого
осквернения, и своим празднословием осудительным сам оскверняешь себя? Вместо того, чтобы в мире возносить возно-
шение мира Господу, ты этим осудительным празднословием прогневляешь хранителя твоего, не встречаешь его с благодар-
ностию, провожаешь не с благодарственным возношением, а с недовольством; вместо чести, провожаешь его с безчестием,
вместо возношения - со сквернословием,
ибо многословие сквернит глаголание речи человека, осудительное же празд-
нословие всеоскверняет его.


(1) Мысль о всеобщей греховности людей,
(2) Выражением «молчание жизни» прп. Нил указывает, как важен подвиг молчания для духовного преуспеяния подвижника.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 окт 2018, 12:39

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 27. Извещение одному преподобному о том, сколь греховно осуждение пред Богом


Когда встают со стола (после трапезы, за которою осуждали) и воссылают возношение, то это возношение вос-
ходит как мерзость пред Богом.
Спрашиваю я вас, отчего молитва ваша делается мерзостию пред Богом?
Делается - ради празднословия. Через осудительное празднословие оскверняется благодарение (молитвенное) трапе-
зовавших людей, становясь как серный дым пред Богом...

Некий преподобный просил и молил Бога сжалиться над осуждающими. Раз, два, три и четыре раза воссылал он мо-
ление о сем к Богу. Бог, видя такую молитву, ежедневно воссылаемую ему (преподобным), удостоверяет его следующим
чудесным образом в том, что возношение наветников (1) есть мерзость пред Богом. Посылает Бог ангела собрать на одно
блюдо (изображения) всего того, что происходит от возделывания наветниками зла своего. Собрал все это (ангел) и, дер-
жа все в руках своих, принял образ человека, делая вид, что (хочет) пронести сие мимо преподобного. Преподобный
же, когда ангел приблизился, отвернул от него лицо свое. Ангел сказал: «Отчего, авва, отворачиваешь ты лицо твое?»
Говорит преподобный: «Не в силах выносить я сего смрада и зловония». Говорит ангел: «Ты и на малое мгновение не
в силах вынести такого зловония, как же (просишь), чтобы Бог ежедневно выносил его пред Лицом Своим? Т. е . н е отв-
ращал бы Лица Своего от мерзких молитв осуждающих и от душ их?
Уже одно долготерпение Бога, с которым Он дол-
готерпит подобному зловонию, есть великое милосердие Божие...».

Ради этого и говорю я вам: благодарение (молитвенное) осудителей есть мерзость пред Богом... Осудительное много-
словие делает человека недостойным неба и земли. Молчание делает человека досточтимым. Многословие доводит до того,
что человек становится отвратительным... Это проклятое многословие производит сквернословие; сквернословие же предает
человека блуду; блуд развивает пристрастие к брату (мужестрастие); пристрастие же к брату растлевает молитву в человеке.

(1) Т. е. осуждающих ближнего своего.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 окт 2018, 14:01

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 28. Пророческая характеристика людей пред концом века.


Ради этого говорю вам... Если пройдет седьмое число лет и пяти восходящим к полпути восьмого, там на
половине числа пятого (или пятерки), следовательно, какое смущение произойдет от четвертого до пятого
(т.е. по прошествии 7 400 лет от сотворения мира, то между четвертым и пятым столетием, от четвертого сто-
летия до пятого, или, так сказать, в течение двадцатого прошлого века). Какое сделается тогда хищение! Какое мужестрас-
тие, прелюбодейство, кровосмешение, распутство будет тогда? До какого упадка снизойдут тогда люди, до какого растления
блудом?
Тогда будет смущение с великим любопрением (т.е. революции и борьба партий), будут непрестанно препираться
и не обрящут ни начала, ни конца (1) . Потом соберется восьмой собор, чтобы разобрать спор, и явить (досл.: сотворить) благое
благим и злое злым... Земледелец отделяет пшеницу от мякины. Пшеница - для человека, мякина же - для скота.
Говорим: будут отлучены, отделены добрые от злых, т. е. правоверующие от еретиков, и на некоторое малое время
мирствовать будут люди. (Об этом говорится и в Византийских пророчествах).
Но потом снова превратят расположение (благое)
свое, обратятся ко злу злою погибелию погибающих, так что не будут распознавать, что есть брат и что сестра, что отец
с матерью, и что мать с сыном ее, не будут признавать и брачного венца. Будут иметь только одну погибель, одно
общее падение в погибель, как Содом и Гоморра, т. е. и пяти праведников не найдется... И будет брат иметь сестру,
как жену, мать иметь сына, как мужа, будет умерщвлять сын отца и прелюбодействовать с материю; и иные тьмы зол
войдут в обычай .
Поскольку же станут к людям прививаться злые дела, постольку будут находить на них и бедствия.
Нынешний золотой будет тогда ходить, как теперешняя фола (меньше полушки). Люди же, чем больше будет на них
находить бедствий, тем больше будут возделывать зла, т. е. вместо того, чтобы каяться, будут озлобляться на Бога. Зло-
деяния же, которые будут творить люди, превзойдут злодеяния современных потопу людей. У всех будет разговор только о
зле, намерения только злые, соизволение злое, сотоварищество только на зло, деяния у всех только злые, всеобщее злое
хищение, всеобщее злое притеснение, всеобщее злое обособление; всеобщее злое разъединение. При всем этом будут ду-
мать, что и делатель зла спасается.
Тогда будут иметь злато сокровиществованное, т. е. будут обладать капиталами и говорить, что не имеют (т. е. жаловаться,
что им не хватает)
(2) . Тогда будут иметь злато в росте, будут возращать рост на рост; будут просить милостыни,
чтобы живопитаться, будут плакать, что нечего есть.
Цель же (главная) у них будет - собрание капитала (сокровища),
дабы стяжать больше имущества; поскольку будет умножаться корыстолюбие, постольку будут умножаться и бедствия в
миру
(3). Тогда жадные обманщики будут ходить нагими, чтобы собрать злата для отдачи в рост...

(1) Т. е. не добьются никакого толку.
(2) И теперь, в большинстве случаев, сколько бы денег не было у человека, ему кажется мало, и он стремится к большему.
(3) Катастрофы в культурных городах, напр., землетрясение в Нью-Йорке (1906 г. ), наводнение в Париже (1910 г.) и т. п.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 04 окт 2018, 14:44

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Пророчество об умножении нищеты, преследовании бедняков-крестьян, переселениях их и хлебной монополии
пред наступлением времени рождения антихриста


Нищих станут притеснять ради областных (1) расходов. Нищие же, не будучи в состоянии уделять из части своей
на расходы (требуемые, областные), будут уходить со своих мест и переселяться на другие, чтобы там упоко-
иться и умириться, но и там будут находить то же самое и даже в два раза хуже. Тогда, не будучи больше
в силах переселяться на другое место, пойдут на могилы и скажут: «Подберите и нас; довольно покоились вы, дайте и
нам мало-мало почить, пока не пробудит нас праведный Суд». Еще многое иное будут говорить на могилах мертвых и взыдут
стенания убогих, яко фимиам пред Бога.
Видя таковые стенания, Бог подаст благополучие для всего мира (урожай), и
бедняки, увидав такое благополучие, с великою радостию будут славить Бога за урожай; когда же соберутся плоды на
гумно, придет на гумно любостяжатель, снесет зерно в свои житницы, и даст повеление, чтобы тот, кто требует пшеницы,
ходил бы к нему, любостяжателю, и получал, кто сколько хочет. Тогда беднота станет ходить за хлебом к любостяжателю,
т. е. свой же хлеб будут покупать крестьяне у монополии и покупать пшеницу. Любостяжатель же будет потом брать за
пшеницу двойную цену против ее прежней прошлогодней цены; беднота, увидав, что любостяжатель и благословение
Божие превратил в дороговизну, возропщет на Бога, - все, малые и великие, говорим: бедные и богатые, - причем, богатые
еще больше возропщут, чем бедные, ибо беднота чужда любостяжания: и, чего она имеет два, то одно отдает за душу, т.е.
повинность, другое удерживает себе; если же имеет один, и его отдает поневоле; если же ни одного не имеет, и за это
славит Бога.
Лихоимец же вообразит, что у бедняка якобы имеется имущество, и станет притеснять бедного, чтобы
последнее отнять у него. Будет изыскивать для сего всякий повод, самомалейший, будет притеснять его. Ей, будет при-
теснять, но как? По суду будет отбирать от него все, что тот имеет; если же ничего иметь не будет, то притеснит его
темницею, где станет томить бедняка за то, что ему нечего дать, чтобы освободиться. Лихоимец будет приходить в темницу
и истязать бедняка, чтобы получить от него дары под тем предлогом, что взыскивает их на местные расходы; цель же
его - получить свой рост на злато, которое он отдал (2) в рост на местные расходы; поэтому и старается он, чтобы оно пре-
избыточествовало. А откуда ему преизбыточествовать? Умножить доход свой лихоимец хочет с бедноты. Ей, будет умножать
доход свой с бедноты, но у бедняков нет того, чтобы дать ему, чего он ищет... Убогому нечего есть, а он, богатый, еще
отобрать нечто старается... Дивится сему убогий и недоумевает, что отдать лихоимцу? Дивится и лихоимец, недоумевая, что
взять с бедняка? Если же так оставить, то потерпит убыток, т. е. злато, отданное в рост, роста не даст. Однако, хотя и
жаждет отнять что-либо от убогого, но тому давать нечего...

Видит лихоимец богача, что ходит он в рваной одежде, т. е. того, который дал свой капитал в рост для местных расходов
и по бедности крестьян дохода не получил, и бедняка, т. е. крестьянина, ходящего в чистой одежде, и будет жалеть ли-
хоимец богача, бедняка же не будет сожалеть, так как у него одежды чистые; не понимает лихоимец того, что чистые
одежды убогого суть подобие чистого его сердца, ибо у него нет никакой хитрости лукавства в сердце, чтобы лукавить и
притворяться, что не имеет (что одеть)
. Но богач имеет... и сделал своим лукавством (т. е. сетованием в удержании своего
золота) сердце свое изодранным, как и одежда его. Таковым было и будет сердце богатого; сердце же бедняка есть и будет
блистающее. Но у какого бедняка сердце будет блистающим? У того, который терпелив и который будет терпеть лихоимцу,
т. е. не озлобляться на его несправедливые притеснения. Блажен тот, который будет терпеть лихоимцу все то, что тот будет
ему делать, ибо в час Суда, пред страшным судилищем будет он признан за брата Страшным Судией, который скажет:
«Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших Мне сотвористе».
Видишь, слышишь: за кого признает бедняков
на судилище страшном? Говорит: «Сих братий Моих меньших?»

(Мф. 25, 40).

(1) Очевидно, здесь разумеется социалистическое стремление - отнять частную собственность у всех, даже бедняков.
Описываемые бедствия возможны лишь при усилении нелепых социалистических идей.
(2) Под «лихоимцами» надо разуметь скорее всего еврейских банкиров-капиталистов, которые сетями капитала опутали почти всю Западную Европу.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 окт 2018, 13:15

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 29, Обличение любостяжателей и воззвание к беднякам


О любостяжатель! Разбойническая твоя душа. Доколе будешь ты мучить бедняка?.. Некогда услышишь ты страш-
ное изречение, которое будет сказано тебе: «Идите от Мене проклятии во огнь вечный».
Ей, уготовляешь ты
сам его себе: но (знаешь ли), какими путями ты его себе готовишь, скажи мне? Ты не знаешь, посему по-
слушай и посмотри на дела, какими уготовляешь его себе.
Уготовление (себе огня вечного) - есть (1) попечение, забота
и сокровиществование. Готовишь себе (огнь) тем, что только печешься о земных, готовишь себе (огнь) тем, что только
заботишься о веществах мира. Готовишь себе (огнь) тем, что только (и делаешь), что сокровиществуешь земные металлы
в свою сокровищницу. Ей, готовишь себе (огнь) тем, что собрал сокровища и сокровиществуешь. Но что же за сокро-
вище ты собрал и что сокровиществуешь?
Накопил ты и накопляешь: зависть, злое умышление, злопамятство, вражду.
Ей, стяжал ты сокровище, но что стяжал? Стяжал и стяжеваешь: сребролюбие, лихоимство, вымогание роста с нищих.
Ей, приобрел ты сокровище, но что приобрел? Приобрел ты блуд, прелюбодейство, мужестрастие, малакию, мужеложство
мужеложника. Ей, стяжал ты: расточительное чревоугодие, ненасытное хищение и распутное пьянство. Ей, притяжал
ты: тщеславящуюся гордость с кичливым твоим самолюбием и надменностию. Да, стяжал ты нерадивую леность своей
безпечности с рассеянною безнадежностию малодушия, с безбожным своим забвением. Да, собрал ты сокровище, но что
ты собрал? Собрал: жестокость, малодушие, хулу, гнев, которым озлоблялся против бедных. Ей, накопил ты сокровище,
но какое накопил? Накопил: многословие, злословие, осуждение, которым судишь ты, что такой-то худой, такой-то пре-
зренный, а сам ты будто бы лучше всех...

Так-то, тогда (в те времена пред антихристом) будут все много думать о себе, промеж себя будут все друг друга осуж-
дать... Будет лихоимец осуждать бедноту и говорить: «Есть у бедняка (деньги)»; за то, что бедняк не будет уплачивать
годичного своего, начнет лихоимец сажать бедняков в темницу и истязать, будет обдирать их, пока не возьмет у них сребро
и злато, дабы собирать рост на деньги свои. Бедные же, увидав, что лихоимец истязает их, начнут также сами скоплять
и припасать сребро и злато про запас ради лихоимца. Соберет деньги беднота ради лихоимца, но при собрании бедняк и
сам прельстится (стяжанием), начнет накоплять для самого себя; собрав с избытком, захочет еще удвоить избытки свои,
а когда успеет в сем, то эти двойные избытки захочет сделать учетверенными избытками; и вот, умедлив в сем достижении
учетверения, почил он, уснул, и очнулся в аду, тело же его погребли по обычаю страны.
Смотрят лихоимцы, что у бедняка
оказались двойные сбережения, сейчас же онеправдовали его, т. е. оправдывают свое лихоимание и вымогательство, говоря:
«Видишь бедного, который плакал и говорил, что у него ничего нет, мы пожалели его; смотри, какие у него оказались
двойные сбережения». Когда они так говорили, почил другой бедняк, когда и этого похоронили, то нашлись у него четверные
сбережения. Лихоимец же, опять увидав, что у другого бедняка оказались четверные сбережения, снова начинает оправды-
ваться и говорит: «Какая теперь может быть жалость к бедным? Стоит ли кто-либо, чтобы его сожалеть?»

(1) Разумеются попечения, заглушающие ростки высших духовных стремлений.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 окт 2018, 14:24

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 29, Обличение любостяжателей и воззвание к беднякам

О, несчастный лихоимец, чем бедняк виноват был перед тобою, что ты с насилием вымогал от него и не было у него
что дать тебе? Ты не смотрел на то, что у него ничего нет, но с насилием притеснял его... Видел, что ему нечего тебе
дать, и поэтому еще больше насиловал его, чтобы взять с него сребро и злато, добыть рост, взяв рост на злато (свое, отданное
в рост на местные расходы), ибо, если не станешь насиловать бедняка, не в силах будешь получить рост на злато. Ради
этого ты и насиловал бедноту, чтобы взять злато и получить рост на рост. Беднота же, увидав, какой ты злобный, стала
стараться и стараются собирать, дабы уплачивать тебе. Когда же бедняки, скопляя деньги, накопили излишек, то этот из-
лишек, который они накопили, был по вине твоей, потому что ты насилуешь бедняка, а когда ему нечего дать, истязуешь
темницею.

Видя твое зверство, беднота начала забывать Христа ради стяжания злата. Так забывают бедняки мало-помалу Христа
и стяжевают злато. Из-за тебя, лихоимец, чтобы не попасть в темницу, бедняк преумножает (злато), собирая его, умедляет
в сем собирании, засыпает и, заснув, открывает очи свои в аду; ты же, видя, что у неимущего остались сбережения,
осуждаешь его и бедноту (всю) в том, что находятся у них сбережения?
За то, что ты так уничижаешь бедняка пред
другими, тем более, что сам причинен тому (в чем он виноват), уничижит и тебя за это Судия Праведный на Суде Своем и
скажет тебе: «Понеже не сотвористе единому из сих братии Моих меньших... ни Мне сотвористе».

Ты же, бедняк, зачем взялся за такую душепагубу, т. е. многостяжание и копление денег? В нестяжании провел ты
всю жизнь твою и Бог не давал тебе погибнуть:
ныне же, при виде насилия лихоимца, пленился любостяжанием, стал
парой лихоимцу, получил часть лихоимца, и опроказил душу свою, как Гиезий?
Всю жизнь просветлял ты душу свою
нестяжанием, и чуть-чуть накинулся лихоимец, испугался его принуждения и получил часть его, стал лихоимствовать
вместе с ним? Поэтому и сделался равен ему. Любостяжание - путевождь погибели. Нестяжание - путевождь спасения.
Начал любостяжать - и спасение свое потерял. Вот почему спасению человеческому (грозит) погибельная опасность от
любостяжания. Это, проклятое любостяжание, именно и внесет несчастие в мир, истребит благополучие мира. Говорим: за-
будете мир, что такое благополучие, господствовать всюду будет злополучие. Сие, проклятое, любостяжание установит
и установило разногласие в миру...
В особенности же (гибельно и угрожает) любостяжание монашеской жизни, где столь
преуспело сие проклятое любостяжание со своим разногласием, что угрожает погубить и самую монашескую жизнь. И почти
погибла благословенная монашеская жизнь! И не только монашеская жизнь расстроилась, но и почти весь мир рас-
строился от этого проклятого любостяжания.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 окт 2018, 06:40

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 30, Корень зла - любостяжание, сиречь сребролюбие. Сребролюбие есть дух антихриста.


Любостяжание есть предтеча антихриста. Пророки, т. е. Дух Святый в пророках, пророчествовали домостроитель-
ство воплощения Божия, т. е. глашали об истине миру, а любостяжание внесло в мир ложь. Пророки возвещали
нам путь спасения, лихоимцы же возвещали путь погибели; как чрез апостолов воссияло нам спасение и
благодать Всесвятаго Духа, так многопопечение мира сего будет помрачать спасение человека; погибельная же многоза-
ботливость вовлечет людей на путь беззакония, на путь ложью лгущих, неправедным хищением обижающих и лживою душою
своею сокровиществующих сокровища.
Ей, соберут стяжатели сокровища, но какие сокровища соберут? Сокровиществуют ложь лживым нравом своим. Отвергли
же и отвергают истину от чувств (1) своих; проникает и проникла ложь в чувства их. Стало чувство их безчувственным к истине;
они не будут ощущать, что истинно, ощущать же будут одно ложное, лжи будут покоряться; истины же слушать не станут.
Но известно ли вам, что такое истина и что такое ложь? Истина есть домостроительство воплощения Господа нашего
Исуса Христа, т. е. Христос;
ложь же - домостроительство воплощения погибели. Т. е. все то, что домостроительно и
промыслительно подготовляло и подготовляет людей к вере и следованию за Господом, есть, была и будет истина;
наоборот,
все, что подготовляет людей к отвержению закона Божия и Спасителя их, есть ложь;
эта ложь домостроительно подготов-
ляет пришествие антихриста и принятие его родом человеческим. Ложь приведет к воплощению погибели, когда наступит
великое бедствие для всего мира; как речь пророков была предвозвещением того, что наступит домостроительное вопло-
щение спасения, так точно усиливающиеся мирские попечения предзнаменуют близкое воплощение домостроительства по-
гибели в мире, т. е. нарождение антихриста, который всецело будет сосуд диавольский, будет воплощенною пагубою. Как
Предтеча проповедовал крещение Истиною и этим обращал людей на путь спасения, так (наоборот) многозаботливость
будет помрачать чувства человека, чтобы сделать человека нечувственным ко спасению своему, чтобы он от множества
плотских забот не мог ощущать спасения, т. е. люди не будут ощущать ни желания вечной будущей жизни, ни страха вечного
осуждения (что и ныне явно в обезверившихся интеллигентах).

Ей, пребудет спасение и не отымется от мира, т. е. возможность спастись и спасающиеся пребудут до конца мира. Ей,
и тогда будет спасение, но для кого оно будет? Для тех, которые не будут покоряться делам антитипа (т. е. предтечи
антихристова или духа любостяжания).
Проявление же антитипа, т. е. проявление духа антихристова в миру, есть сие:
забота мира сего, сокровиществование металлов земных, забота о сущих мира сего; сии суть главизны зла, которые губят
спасение человеческое и увлекают на путь погибели. Путь же погибели есть разрушение спасения, т. е. исчезновение
в людях ревности о спасении и страха вечной муки.
Ибо, когда возгосподствует в человеке погибель, тогда утрачивается
человеком спасение (т. е. чувство страха Божия), тогда уклоняются люди во всякие погибельные дела, отчаявшись так,
как кто тяжко задолжал; так отчаиваются и грешники о спасении своем.

Посему говорит Давид: «Вси уклонишася, вкупе непотребни быша» (Пс. 13, 3). Ей, уклонились, но во что уклонились?
Уклонились в неправду, в хищение, в непокорство, в сокровиществование злата...


(1) По ходу речи ясно видно, что «чувство» здесь употреблено в смысле чувства внутреннего, духовного зрения, способа,
которым приобретаем высшее познание. Ср.: Притч. 1, 7 - по славянскому переводу: «Благочестие в Бога начало чувства», в
русском переводе: «Благоговение к Богу начало разумения».
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 окт 2018, 13:38

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 30, Корень зла - любостяжание, сиречь сребролюбие. Сребролюбие есть дух антихриста.


Что такое есть сокровиществование злата? Сокровиществование злата есть именно антитип, говорим: антихрист (т.е.
предтеча антихристов).
Ибо чувственно антихрист еще должен прийти, а мысленно он уже в миру; с тех пор, как он низринулся в мир со своим проклятым троном, с тех пор и пребывает он в миру, производя в мире всякое зло. Зло же это старается
он делать всеми способами; во-первых, отнимает у человека чувство спасения мирскою многопопечительностию и многоза-
ботливостию о суете мирской.
Ей, многопещись будут и многозаботиться, но о чем? Будут многопещись и стяжут мужелож-
ство; будут заботиться и стяжут блуд, соберут сокровище прелюбодеяния.
Таким образом утратят люди чувство свое ,
не будут ощущать Бога. Вдадутся они в плотское питие и ядение роскошных яств, в обстраивание себя прекраснейшими
постройками; в сих постройках предадутся плотским чувствам своим, т. е. теша плоть свою, якобы брак ей творя всегдашний
пиршественный.
Так как вдадут они чувства свои в плотское, то ощутительна будет для них красота и доброта только
снедная, к которой они лишь и будут стремиться. Чрез такое свое стремление к плотской нечистоте люди мерзки будут
Богу.

Ей, возгнушается ими Бог, как возгнушался предпотопными людьми, но все-таки допотопным людям Бог оказал милосердие.
Ей, милосердие оказал, но какое милосердие? Омилосердовал их ковчегом покаяния, так как Бог желал, чтобы древние
люди, взирая на построение ковчега, каялись бы; но они ввергли чувства свои в плотское, стали безчувственны к Богу
и к ковчегу, не чувствовали того, что означает ковчег. Это безчувствие и свело их во глубину вод!..
Видишь, до какого состояния довело человека его безчувствие? Так и ныне оно погубит людей, ибо и теперь люди
пекутся, заботятся и стяжевают подобно предпотопным людям.
Так сильно возлюбили они эту деятельность, как бы какое
прекрасное и доброе яство...
Да, добрая (т. е. вкусная) эта снедь, но не спасительная, эта снедь - губительная; тот, кто вкушает снедь сию, проводит
жизнь свою на погибель себе. И погибель завладевает чувством человека, увлекая его на путь безчувствия, человек не ощущает
больше, где находится путь спасения, а только на погибель проводит жизнь свою. Ей, проводит он жизнь весело и в
роскоши, но как проводит? Проводит жизнь с неправдою, с воровством, с хищением, с предательством, с лжеязычием,
с мужестрастием в сообращении, с обжорственным чревоугодием, с гордостию, с ропотливым безнадежием, в безпечности,
т. е. безпечностию в деле спасения и хульном сложении вины всех бед на Бога, с жестоким гневом сердечным, с неблаго-
дарною враждою злопамятства и любостяжательным сребролюбием.

И, поскольку тогда преуспевать кто будет в стяжании сокровищ в воровскую сокровищницу свою своим любостяжа-
тельным сребролюбием, постольку же, одновременно с сим, будет все более и более помрачаться безчувствием и сокрови-
ществовать всякие дела, которые сотворят его виновным во всех беззакониях мира, т. е. все эти плоды любостяжания
доведут мир до крайнего разврата, венцом которого будет пришествие антихриста.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 69

@Mail.ru