ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
Часть 1. О предметах духовных вообще.
Глава 25. «Хлеб наш насущный»- испрошение Хлеба Небесного
Во-вторых, это есть Хлеб Небесный (которого просим у Бога в молитве «Отче наш»), тот Хлеб, который именуется
«Хлебом Животным» (Ин. 6, 51). В молитве сначала просим Хлеба Небесного и земного, а вслед за этим го-
ворим: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Сие прошение показывает, что Бог
не отпустит грехов наших, если мы сперва не отпустим врагам нашим прегрешений их; посему сказано: «Аще ли же не от-
пущаете, ни Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешений ваших» (Мк. 11, 26). Если мы не будем отпус-
кать врагам нашим все, в чем бы они ни погрешили в отношении к нам, то и Бог никогда не отпустит нам грехов на-
ших. За сколько дней и седмиц враг наш однажды согрешил пред нами (1) ; это согрешение произошло по нашей собственной
вине, а мы не в силах отпустить? Насколько же больше согрешаем мы пред Богом на всяк час, на всякую минуту,
прося отпустить нам прегрешения, которыми прегрешили пред Богом? Как же будем просить у Бога прощения, если
сами вперед не отпустим врагам нашим? Никогда не отпустит Бог прегрешений человеку, если не отпустит человек (долга)
врагу своему. Если же отпускает человек врагу своему и соблюдает заповеди Божии, то да взыскует от Бога Хлеба
Жизни (т. е. св. Причастие). Если же не отпускает своему врагу, то и да не взыскует, и да не глаголет просительно:
«Хлеб наш насущный даждь нам днесь».
Да, даст тебе Бог Хлеб насущный (по молитве твоей), но когда даст Он его тебе (святой здесь говорит о св. Тайнах и
о достойном приобщении их). Если ты отпускаешь противнику твоему, (тогда) ешь Хлеб Жизни, дабы оживотворилась душа
твоя, так как и ты любовию твоею живешь (т. е. живым оставляешь, не казнишь за долг) врага твоего, - пусть же за
это и твоя душа живится в Хлебе Животном (т. е. во Христе). Если же не отпустишь врагу твоему, то и твоя душа не ожи-
вотворится Хлебом Жизни. Не говорим - хлебом пищным (потому, что Бог не лишает пищи грешников), но говорим
о Хлебе Жизни. Хлеб Жизни есть тот, который так наименовал Исус Христос Всесвятыми устами Своими, сказав: «Аз есм
Хлеб Животный, сшедый с небесе» (Ин. 6, 51). И потом на самом деле (подлинным образом) сие удостоверил, когда,
прияв хлеб и чашу с вином в Свои непорочные руки, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во
оставление грехов». Посем, держа чашу в непорочных руках Своих, сказал: «Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго
Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Это и есть Хлеб Жизни, который оживляет человека
душевно и телесно, как говорится: «Хлеб живота вечнующаго» - Канон ко св. Причащению.
(1) Мысль та, что не должно быть злопамятным и что при оскорблениях от других надобно принимать вину на себя.
(продолжение далее).