ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
Часть 1. О предметах духовных вообще.
Глава 46. Об исторжении греха из сердца. Сравнение души с садом, а греха - с тернием в саду.
Так и Бог забывает грех человеку. Забывает Бог грех, но как забывает и что забывает? Забывает - с отвращением от
греха, от беззакония и всех возделывающих беззакония, но самый содеянный грех, зло и беззаконие не забываются. Ей,
прощает, но не забывает. Так должен поступать и человек, подобно садовнику, который вырвал дерево зла для того,
чтобы в грядущий год не лишиться плода, и начал улучшать сад; выкапывать, говорим - молиться; искоренять, говорим
- воздерживаться; расчищать, говорим - подвизаться (1) ; искоренять, говорим - нести канон; исповедовать, говорим - яв-
лять делом, т. е. делать дела противные прежним грехам; обносит оградою и деянием обрабатывания своего искореняет
древо греховное, плод беззакония из расположения своего; и не видно больше дерева того в саду. Говорим: обработка себя
человеком делает то, что самое расположение его с чувством очищается, не ощущается больше расположения нечистого,
но одно лишь чувствуется расположение к чистому, благому: и делается он очищенным, пресветлым и прекраснейшим.
Грех такому забывается и покаяние очищает его. Грех изглаждается, и покаяние осиявает рану греховную. Боли греховные
забываются, но место поранения не забывается, как и у того, кто ранен был ножом или пулей. Когда же раненное место
загниет, то не попечется ли человек о том, чтобы исцелить тяготу раны своей? А если нет, то не достигнет ли гной до
сердца? А если воспаление дойдет до сердца, то не умрет ли он? Если же он позаботится о ране и исцелится, то, спрашиваю
я вас, перестанут ли боли? Еще спрашиваю я вас: когда исцелится раненый, говорим: грешник, - и обретет здравие
свое, говорим: покаяние свое, - то прекратятся боли, говорим: помыслы, - и затянется поранение раны, говорим: отгородится
от греха. Когда затянется рана, не будет ни боли, ни стенания. Спрашиваю я вас: останется ли все-таки место поранения
явственно означенным? И когда увидит знак раны, воспоминает ли он болезни свои или нет? Ей, воспоминает, но не страдает.
Воспоминает, но не воздыхает. Воспоминает, но не уязвляется ими. Но какой труд должен воспринять садовник, когда за-
хочет искоренить то колючее дерево, чтобы с корнем вырвать его? Говорим: человеку, который хочет отвратиться от греха,
какой потребен ему труд, пока не исторгнет он грех? Какой предлежит ему подвиг, когда будет он отсекать ветви или
побеги греховные, говорим: злые помыслы? Какой предлежит ему подвиг, когда будет осуществлять на деле удаление от
празднословия? Какой подвиг будет иметь, когда станет исторгать грех, содеянный в жизни своей? Ах, и как представить
мне пред вами, преподобнейшие отцы, таковой подвиг? Ей, представлю я вам, но каким образом представлю? Представлю
вам в пример св. Иакова Персянина. Берите себе пример с его подвига, подвизаясь так и сами по силе вашей. Сей Иа-
ков, яко человек, шествуя путем жизни своей, зацепился платьем за то колючее дерево зла, говорим: за грех отречения;
потом взыскал, как бы отцепиться от того злого соизволения на грех, чтобы опять прийти в расположение благое и снова
приять благодать Крещения (2) .
Ей, воспринял он ее, но каким борением боролся, чтобы воспринять? Вы скажете, что сей отрекся и оттого так боролся,
а нам какая необходимость борения, когда мы не отрекались подобным отречением? Ах, преподобнейшие отцы, кто согрешает
волей или неволей, одинаково допускает отречение пред Богом, ибо содеяние греха есть жертва бесу, как и Иаков
принес жертву чрез отречение свое - идолам. Обратите внимание, преподобнейшие, каким борением боролся в деле подвига
Иаков. Обратите внимание и на собственную вашу погибель, что из-за сребра и злата погибелию погибели погибаете вы,
поклоняясь сребру и злату, как идолопоклонники идолам. У идолопоклонников было чрезмерное соревнование, кто первый
принесет жертву идолам и поклонится им; то же бывает и у людей, которые соперничают из-за земного суетного тления
и этим губят себя, говорим: погибают они из-за вскружения многопопечительностию тления, губят спасение свое с кру-
жением вещным, соперничают в том, кто первый осуществит себя лживою лихвою в лихоимстве, стяжет различные лакомст-
ва, будет помещать и превращать сребро и злато в росте, поклоняться сребру и злату вместо идолов.
(1) Мысль та, что после избавления от грехов, после победы над страстями не следует впадать в самодовольство, самохвальство,
но должно смиренно помнить о своих прежних грехах, иначе, в наказание за самохвальство, прежние грехи вернутся обратно.
(2) Слова сии не следует понимать так, будто св. Иаков был вторично по отречении крещен; смысл тот, что чрез покаянные подвиги
св. Иаков потщился снова быть достойным благодати, воспринятой им в таинстве Крещения и утраченной чрез грех отречения.
(продолжение далее).