Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 дек 2020, 10:41

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

34) Посему, не благочестивее ли и не согласнее ли с истиною—дать имя Богу от Сына и назвать Его
Отцом, нежели именовать Его от одних дел и называть несозданным? Ибо это последнее наименова-
ние, как я сказал, указывает только на каждое в отдельности и на все вообще дела, по воле Божьей
сотворенные Словом. А имя Отец получает значение только от Сына, и Им ограничивается. Но
сколько Слово превосходит сотворенные вещи, столько, и еще в большей мере, название Бога Отцом
будет превосходнее названия несозданным. И как последнее именование взято не из Писания,
подозрительно и имеет различные значения, почему спрашиваемый о нем носится мыслью туда и сюда:
так имя Отец просто, употребительно в Писании, гораздо вернее, и указывает только на Сына. И
слово: несозданный изобретено язычниками, незнающими Сына; имя же: Отец познано от Господа
нашего и Им даровано. Ибо Сам, ведая, Чей Он Сын, сказал: «Аз во Отце, и Отец во Мне есть»
(Иоан. 14, 10), и: «видевый Мене виде Отца» (9), и: «Аз и Отец едино есма (10, 30). И нигде не видно, чтобы
назвал Он Отца несозданным, но и научая нас молиться, не сказал: когда молитесь,—говорите: Боже
несозданный;—а напротивъ того, говорит:! егда молитеся, глаголите: «Отче наш, Иже на небесех» (Лук.
11, 2). И к сему восхотел направить главнейшее в нашей вере, повелев креститься нам не во имя
Несозданного и созданного, не во имя Творца и твари, но во имя Отца и Сына и Святого Духа. Так
тайноводствуемые и мы—твари — наконец всыновляемся Богу, и произнося имя Отца, познаем из этого
имени и сущее в самом Отце Слово.—Итак, доказано, что напрасно их предприятие—ввести речение:
несозданный, и не имеет иного основания, кроме их произвола.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3369
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 дек 2020, 14:45

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

35) А что касается до предлагаемого ими вопроса: изменяемо ли Слово?—то напрасно и входить об
этом в исследование. Ибо достаточно выписать мне только их изречения, чтобы показать дерзость их
нечестия. Пустословят же они, предлагая в-виде вопросов следующее: „Свободен ли Сын, или
нет? По произволению ли, вследствие свободы, добр и, если захочет, может измениться, имея изменяе-
мую природу, или, как камень и дерево, не имеет свободного произволения подвигнуться и склониться
на ту и другую сторону"? Их ереси не чуждо так и говорить, и думать. Ибо, однажды вообразив себе
Бога из не-сущего и сотворенного Сына, вследствие этого собрали и подобные речения, как приличные
твари. Но поелику, препираясь с держащимися церковного учения и слыша от них об истинном и
едином Отчем Слове, еретики отваживаются говорить о Нем подобное сему; то видал ли кто учение,
более этого мерзкое? Кто, слыша только это, хотя и может оспорить их, не возмутится, не заградит
слуха, приводимый в изумление новыми речениями, какие произносят они и какие сам он слышит,
речениями, которые сами в себе и при самом произношении исполнены хулы?
Если Слово изменяемо и может приходить в различные состояния, то на чем Оно остановится,
какой будет конец Его возрастания? Или, как изменяемый может быть подобен Неизменяемому?
Как видевший изменяемого помыслит о себе, что видел Неизменяемого? И в какое состояние должно
прийти Ему, чтобы можно было видеть в Нем Отца? Ибо явно, что не всегда человек увидит в
Нем Отца; потому что Сын непрестанно изменяется и имеет естество не пребывающее в одном
состоянии. Отец неизменяем, не бывает в разных состояниях; ибо всегда одинаков, всегда один и
тот-же. Если же Сын, по мнению их, изменяем и не всегда тот-же, но по естеству непрестанно в
новом бывает состоянии; то как-же Он в таком положении может быть образом Отца, не имея в
Себе подобия неизменяемости? И вообще, как Он пребывает в Отце, имея колеблющееся произволение?
А может быть, как изменяемый и со дня на день преуспевающий, и до ныне еще Он несовершен?
Но да погибнет такое безумие ариан, да воссияет же истина, и да обнаружится их неразумие!
Ибо как будет несовершенным Равный Богу? Или, как будет изменяемым Тот, Кто едино есть со
Отцом, Кто есть собственный Сын Его сущности? Поелику неизменяема Отчая сущность, то неизме-
няемо будет и собственное ее Рождение. Если же это так и лживо приписывают они изменяемость
Слову, то пусть узнают, к какой опасности ведет их слово. От плода познается древо; посему и
видевший Сына видел Отца, и познание Сына есть познание Отца.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3369
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 дек 2020, 11:20

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

36) Посему, неизменяем будет Образ неизменяемого Бога. «Ибо Исус Христос вчера и днесь,
тойже и во веки» (Евр. 13, 8). И Давид, воспевая о Нем, говорит: «В началех Ты Господи землю
основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся яко риза обетша-
ют, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тойже еси, и лета Твоя не оскудеют» (Псал. 101,
26—28). И сам Господь говорит о Себе чрез Пророка: «видите, видите, яко Аз есмь» (Втор. 32, 39),
«и не изменяюся» (Мал. 3, 6). Хотя может иной сказать, что это должно разуметь об Отце; однако-же,
прилично—сказать это о Себе и Сыну, особенно потому, что, соделавшись человеком, показывает Он
Свое тождество и Свою неизменяемость тем, которые думают, что, приняв плоть, Он изменился
и стал чем-то иным. Святые же, а тем паче Господь, более достойны веры, нежели зломыслие
нечестивых. Ибо и в приведенном месте из песнопения Писание, разумея под небом и землею все
созданное и всякую тварь, и естество их называя изменяемым и превратным, Сына же исключая из
сего, показывает тем, что Он вовсе не сотворен, а паче, Им изменяется все иное, и научает также,
что Он не изменяется, говоря: «Ты же тойже еси, и лета Твоя не оскудеют.»
Это и справедливо. Ибо существа сотворенные, происходя из ничего, и не существовавшие, пока не
были сотворены—потому что из ничего приходят в бытие — имеют изменяемую природу; а Сын,
сый от Отца и собственно принадлежащий Его сущности, неизменяем и непреложен, как и сам
Отец.
Ибо невозможно сказать, что от неизменяемой Сущности рождается изменяемое Слово и
изменяемая Премудрость. Ибо почему уже и Слово, если изменяем? И почему уже Премудрость, если
подлежитъ переменам? Разве хотят, чтобы это было как-бы случайным в сущности, как в неделимом
каком существе бывает случайно какое-либо предрасположение и способность к добродетели, и это-то
названо Словом и Сыном и Премудростью, почему может быть и отнято у сего существа и придано
ему. Они нередко высказывали подобные умствования; но это вера не христианская. Это не показывает,
что есть истинно Божье Слово и истинно Божий Сын что Премудрость есть истинная Премудрость. Ибо
изменяемое, преходящее разные состояния и не пребывающее в одном и том-же, как может быть
истинным? А Господь говорит о Себе: Аз есмь истина (Иоан. 14, 6). Если же Господь сам о Себе
говорит сие, и показывает Свою неизменяемость, и святые, тому-же научившись, свидетельствуют о
сем, да и по самому понятию о Боге признается сие благочестным; то, откуда заняв, придумали это
нечестивые? Следовательно, из сердца, как из зараженного члена, изблевали они это.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3369
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 дек 2020, 16:22

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

37) Но поелику в защиту свою выставляют они Божественные словеса и усиливаются толковать их
по собственному своему разумению, то необходимо в такой мере отвечать им, чтобы защитить места
Писания и показать, что в них заключается правый смысл, еретики же худо разумеют эти изречения.
Итак говорят, что Апостолом написано: «тем-же и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче
всякого имени: да о имени Исусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних» (Фи-
лип. 2, 9. 10), и Давидом: «сего ради помаза Тя Боже Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих»
(Псал. 44, 8). Потом прибавляют, как будто сказывая что-то мудрое: если сего ради вознесен и
приял благодать, сего ради помазан; то получил награду за свое произволение. А если действовал по
произволению; то, без сомнения, изменяем по естеству". И это не только говорить, но и написать осме-
лились Евсевий и Арий; а последователи их не ленятся провозглашать то среди торжищ, не приме-
чая, какое безумие заключается в словах их. Ибо, если в награду за свое произволение получил то,
что имеет, и не имел бы этого, если бы не привел в действие требуемого; то, получив это за
добродетель и усовершение, поэтому уже справедливо назван и Сыном и Богом, но не есть истинный
Сын. Что происходит от кого-либо по естеству, то есть истинное рождение. Таков был Исаак у
Авраама, и Иосиф у Иакова. Таково сияние у солнца. А называемые сынами за добродетель и по благодати
имеют вместо естества только благодать, вследствии приятия сего имени, и инаковы с тем, что им
дано. Таковы люди, по причастию приявшие Духа, о которых и сказал Бог: «сыны родих и возвысих,
тии же отвергошася Мене» (Иса. 1, 2), конечно потому, что не были сынами по естеству. И как-скоро
изменились,—отнят у них Дух, и они отвержены; но кающихся снова их приимет и, дав им свет,
опять наречет сынами Бог, вначале даровавший им благодать сию.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3369
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 дек 2020, 13:50

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

38) Посему, если в таком-же смысле говорят о Спасителе; то окажется, что Он не истинный
Бог, не истинный Сын, не подобен Отцу, и совершенно не имеет Бога Отцом Своим по самой
сущности, имеет же только по данной Ему благодати, а по сущности имеет Бога Творцом Своего
бытия, подобно как и все твари. А если Он таков, как утверждают еретики; то откроется еще, что и
вначале не имел Он имени Сына, если только получил его в награду за свои дела и преспеяние, и
именно не за иное, но за то, какое показал, когда соделался человеком и принял зрак раба. Ибо
тогда, как стал послушлив даже до смерти, сказуется о Нем, что Он превознесен и получил
благодать, то есть имя, да о имени Исусове поклонится всяко колено. Чем же был Он прежде,
если теперь вознесен, теперь начал быть достопоклоняемым, теперь назван Сыном, когда соделался
человеком? Видно, что нимало не усовершил Он плоть, а паче Сам усовершен плотью, если, по их
зломысленному учению, тогда вознесен и наречен Сыном, когда стал человеком. Итак, чем же
Он был прежде сего? Опять настоит необходимость спросить их об этом, чтобы виден был и
конец их нечестия. Если Господь есть Бог, Сын, Слово, но не был сим, пока не стал человеком;
то, или был чем-либо иным, отличным от сего, и впоследствии за добродетель сделался причастни-
ком сего, как говорили уже мы, или необходимо сказать им другое (что да обратится на главы их!),
а именно, что прежде сего Он и не был, и по естеству совершенно есть человек, а не что-либо
большее. Но это—не церковное учение, а мудрование Самосатского и нынешних иудеев. Почему же они,
мудрствуя по-иудейски, и не обрезываются как иудеи, но лицемерно прикрываются христианством и ведут
с ним борьбу?
Если Сын не был, или хотя и был, но усовершился впоследствии; то как-же вся Тем быша? И
как-же о Нем, если несовершен Он, радовался Отец? Да и сам Он, если ныне только усовер-
шился, как прежде сего вселился пред лицом Отца (Прем. 8, 30)? Если по смерти уже приял Он
достопоклоняемость; то как же видим, что Авраам покланяется Ему в куще, и Моисей—в купине? Как
Даниил видел, что "тмы тем и тысячи тысяч служаху Ему" (Дан. 7, 10)? Если, по словам еретиков,
ныне Он усовершился; то почему же, упоминая о Своей еще прежде мира премирной славе, сам Сын
сказал: «прослави Мя Ты, Отче, славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть» (Иоан. 17, 5)? Если ныне
вознесен, по их мнению; то почему же прежде сего преклони небеса и сниде, и еще: «даде Вышний глас
Свой» (Псал. 17, 10. 14)? Следовательно, если Сын и прежде сотворения мира имел славу, и был Гос-
подом славы и Вышним, и сошел с неба, и всегда был достопокланяем; то не усовершился Он со-
шедши, а паче Сам усовершил имеющих нужду в усовершении. А если снисшел для усовершения
других; то не в награду приял именование Сына и Бога, а паче Сам всыновил нас Отцу, и обожил
человеков, став Сам человеком.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3369
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 дек 2020, 13:30

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

39) Не человеком быв прежде, впоследствии стал Богом; но, Бог сый, впоследствии стал
человеком, чтобы нас обожить. Ибо если, когда стал человеком, тогда назван Сыном и Богом, а
прежде нежели стал Он человеком, Бог древние народы называл сынами, и Моисея поставил богом
Фараону, и о многих богах Писание говорит: «Бог ста в сонме богов» (Псал. 81, 1); то явно, что после
сих назван Он Сыном и Богом. Посему, как-же всяческая Тем и Той прежде всех? Или, почему
перворожден Он всея твари (Колос. 1, 15 — 17), имея прежде Себя нареченных сынами и богами?
Почему же первые причастники не причастники Слова? Неистинно мнение сие; оно есть изобретение
иудействующих ныне. Как вообще мог бы кто - либо признавать Бога Отцом? Ибо невозможно было бы
сыноположение без истинного Сына; потому что сам Сын говорит: «никтоже знает Отца, токмо Сын.
и ему-же аще волит Сын открыти» (Матф. 11, 27). И как возможно было бы обожение без Слова и
прежде Слова, когда Сам говорит братиям этих еретиков - иудеям: «аще оных рече богов, к ним
же слово Божие бысть» (Иоан. 10, 35)? А если все те, которые наименованы были сынами и богами на
земле и на небесах, всыновлены и обожены Словом, Слово же есть сам Сын: то явно, что все —
Им, а Он—прежде всех, лучше же сказать, Он только — истинный Сын и единый истинный Бог
от истинного Бога, не в награду за добродетель приявший сие и не чем-либо иным бывший, но
естеством по сущности сущий Сын и Бог; потому что Он есть рождение Отчей сущности. И посему,
никакого нет сомнения, что в подобие неизменяемому Отцу неизменяемо и Слово.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3369
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 дек 2020, 13:33

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое

40) Доселе, основываясь на самых понятиях о Сыне, сколько дал нам. Господь, отражали мы
неразумные их вымыслы. Но хорошо будет предложить уже и Божественные словеса, чтобы еще, и в
большей силе, были доказаны неизменяемость Сына, непреложное в Нем Отчее естество, а также и
зломудрие еретиков. Так Апостол, пишет к Филиппийцам, говорит: «Сие да мудрствуется в вас, еже
и во Христе Исусе, Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе
умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек: смирил
Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова
Ему имя, еже паче всякого имени, да о имени Исусове всяко колено поклонится небесных и земных
и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Исус Христос в славу Бога Отца» (Филип. 2, 5—-11).
Что может быть яснее и убедительнее этого? Не с низшей начав степени, соделался более совер-
шенным, а напротив того, будучи Богом, принял зрак раба, и этим принятием не усовершился, но
смирил Себе. Посему, где же в этом награда за добродетель? Или, какое преспеяние и усовершение
в уничижении? Если Он, Бог сый, стал человеком, и о Снисшедшем с высоты сказуется, что
Он возносится; то куда же возноситься Богу? Поелику Бог есть Вышний, то явно опять, что и Слову
сего Бога необходимо быть Вышним. Посему, куда же более возноситься Тому, Кто — во Отце и во
всем подобен Отцу? Следовательно, не имеет Он нужды ни в каком приращении, и не таков,
каким предполагают Его ариане. Ибо, если снизошло Слово для возношения Своего, и таков смысл
Писания; то какая вообще была потребность смирить Себя, чтобы домогаться о приятии того, что имело
уже Слово? Да и какую благодать приял Податель благодати? Или, как приял достопоклоняемое имя,
Кому всегда поклонялись о имени Его. И прежде нежели делается человеком, святые призывают:
«Боже, во имя Твое спаси мя» (Псал. 53, 3), и еще: «cии на колесницах, и сии на конях: мы же во имя
Господа Бога нашего возвеличимся» (Псал. 19, 6. 8). Так поклонялись Ему Патриархи, да и об Ангелах
написано: «и да поклонятся Ему вси Ангели Божии» (Евр. 1, 6).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3369
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 дек 2020, 12:57

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое

41) Если же, как Давид воспевает в семьдесят первом псалме, «имя Его пребывает прежде солнца
и прежде луны в роды родов» (Псал. 71, 5); то каким образом приял то, что имел всегда, даже
прежде нежели приял это ныне? Или, каким образом возносится, когда Он есть Вышний, прежде
нежели был вознесен? Или, как приял достопоклоняемость Он, и прежде нежели приемлет это ныне,
всегда достопоклоняемый?
Это—не прикровенное слово, но Божья тайна. «В начале бе Слово, и Слово бе в Бозе и Бог бе Слово»
(Иоан. 1, 1). Но ради нас впоследствии Слово плоть бысть (ст. 14). И теперь сказанное: превознесе—
означает не то, что возносится сущность Слова; потому что она всегда была и есть равна Богу. Напротив
того, это есть вознесение человечества. Не прежде это сказано, но когда уже Слово плоть бысть, чтобы
ясно было, что слова: смирил и превознесе сказуются о человеческом естестве. Ибо чему свойственно
смирение, то может быть и возносимо. И если вследствии принятия плоти написано: смирил; то явно, что
к плоти же относится слово: превознесе. В этом имел потребность человек по смирению плоти и
смерти. Поелику Слово, будучи образом Отца и безсмертным, прияло зрак раба, и ради нас, как
человек, во плоти Своей претерпел смерть, чтобы таким образом за нас чрез смерть принести Себя
Отцу; то и сказуется о Нем, что ради нас и за нас вознесено, как человек, чтобы, как смертью
Его все мы умерли во Христе, так о самом же Христе были мы опять и превознесены, будучи воз-
двигнуты из мертвых и входя на небеса, «идеже предтеча о нас вниде Исус» (Евр. 6, 20), «не в про-
тивообразная истинных, но в самое небо, ныне да явится лицу Божью о нас» (—9, 24). Если же ныне
за нас вошел Христос в самое небо, хотя и прежде сего, и всегда, Он Господь и Зиждитель
небес; то посему написано, что за нас и вознесен ныне. И как Он, святяй всех, говорит опять
Отцу, что святит Себя за нас» (Иоан. 17, 19), не для того, чтобы Слову стать святым, но чтобы Ему освя-
тить в Себе всех нас: так разумей и сказуемое теперь: превознесе Его,—не для того превознесе, чтобы
Ему вознестись (ибо Он есть Вышний), но чтобы стать Ему правдою за нас, и нам вознестись в
Нем и войти в небесные врата, которые Он-же опять отверз за нас при возглашении предшествую-
щих: «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы» (Псал. 23, 9). Ибо и
здесь врата были заключены не Ему — Господу и Творцу всяческих, но это написано ради нас, кото-
рым заключена райская дверь. Посему, как по человечеству, по причине плоти, которую понес на
Себе, сказуется о Нем: возмите врата, и как о входящем человеке: внидет; так опять по Божеству,
потому что Слово есть Бог, сказуется о Нем: "Той есть Господь и Царь славы." О таковом-же, в
нас совершающемся вознесении, предвозвестил Дух, в восемьдесят восьмом псалме говоря: «и правдою
Твоею вознесутся: яко похвала силы их Ты еси» (17. 18). Если же Сын есть правда, то не Он имеет
нужду в вознесении, но мы возносимся правдою, то есть, Им.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3369
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 дек 2020, 13:11

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое

42) И сие: дарова Ему — написано не ради самого Слова, потому что опять, прежде нежели соделалось
Оно человеком, покланялись Ему, как сказано, и Ангелы и вся тварь по единству свойств со Отцом;
но и это опять написано ради нас и за нас. Как Христос умер и вознесен, яко человек; так о
Нем, яко о человеке, сказуется, что приемлет, что всегда имел Он как Бог, чтобы и на нас простерлась
таковая дарованная благодать. Ибо Слово, приняв тело, не умалилось до того, чтобы возыметь
нужду в приятии благодати, но обожило паче и то, во что облеклось, и в большей мере даровало сие
человеческому роду. Как будучи Словом и в образе Божии сый, Сын всегда достопокланяем;
так Он-же стал человеком и наречен Исусом, но тем не менее вся тварь—под ногами Его, и о
имени сем преклоняет пред Ним колена, и исповедует, что Слово стало плотью и смерть претерпело
во плоти, совершилось же это не к безславию Божества, но в славу Бога Отца. А слава Отца—
в том, что человек созданный и погибший обретен, умерщвленный оживотворен и соделался
Божьим храмом. Поелику небесные Силы, Ангелы и Архангелы, как всегда поклоняются Ему, так и ныне
поклоняются Господу о имени Исусове; то нам принадлежит сия благодать и наше это превознесение,
что Сын Божий, и соделавшись человеком, достопокланяем, и не удивятся небесные Силы, видя, как
все мы «стелесники Его» (Ефес. 3, 6) вводимся в их область. Но не совершилось бы это иначе, если бы
во образе Божии Сый не принял зрак раба, и не смирил Себе, попустив телу принять даже смерть.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3369
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 дек 2020, 10:43

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

43) Итак, что, по мнению людей, «ради креста есть буее Божье» (1 Кор. 1, 25), то стало честнее всего.
Ибо в Нем соблюдается наше воскресение. Не один израиль, но и все уже народы, как предрек Про-
рок, оставляют идолов своих, познают же истинного Бога Отца Христова; демонское мечтание
приведено в бездействие, поклоняются же единому истинному Богу о имени Господа нашего Исуса Хри-
ста. А тем, что поклоняются Господу, явившемуся во плоти и нареченному Исусом, и веруют, что
Он есть Сын Божий и что чрез Него познается Отец, ясно показывается, как сказано, что не Слово,
поскольку Оно есть Слово, прияло таковую благодать, но прияли мы. Ибо, по сродству с телом Его, и мы
стали храмом Божьим, соделаны уже сынами Божьими; почему и в нас уже достопокланяем Гос-
подь, и взирающие на нас возвещают, как сказал Апостол, «что воистину Бог есть с сими» (1 Кор.
14, 25); как и Иоанн в Евангелии говорит: «елицы же прияша Его, даде им область чадом Божьим быти»
(Иоан. 1, 12), а в Послании пишет: «о сем разумеем, яко пребывает в нас от Духа Его, его же дал
есть нам» (1 Иоан. 3, 24). Признаком же Его явленной нам благости служит, что возносимся мы; потому
что в нас пребывает Вышний Господь, и ради нас дается благодать; потому что раздающий благодать
Господь соделался подобным нам человеком. Сам же Спаситель смирил Себе принятием на-
шего смиренного тела. Он восприял зрак раба, облекшись в плоть, порабощенную грехом. И хотя
Сам не приял от нас ничего, служащего к усовершению, — (потому что Божье Слово не имеет
нужды ни в чем): однако-же, мы чрез Него тем паче усовершились; потому что Он есть «свет,
просвещающий всякого человека грядущего в мир» (Иоан. 1, 9).
И напрасно ариане опираются на сем слове: тем-же, когда Павел говорит: «тем-же и Бог Его пре-
вознесе». Ибо не в означение награды за добродетель и усовершения в преспеянии Его сказал это Апо-
стол, но показывает причину в нас совершенного вознесения. Что же это значит? Не то ли, что в
образе Божьи сый Сын высокого Отца смирил Себя, и вместо нас и за нас соделался рабом?
Ибо, если бы Господь не соделался человеком, то не были бы мы избавлены от грехов и не восстали
бы из мертвых, но пребывали бы мертвыми под землею, не были бы вознесены на небеса, но остава-
лись бы лежащими во аде. Поэтому, ради нас и за нас сказано: «превознесе и дарова».
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3369
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 69

@Mail.ru