Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 май 2020, 14:39

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


24) Этого или никогда не слыхал Арий или слыша не понимал по невжеству. А если бы понял, то
не лгал бы столько на Епископа. Но, без сомнения, и его, как и нас, злословил по ненависти к
истине. Как христоборец, не замедлит он преследовать мудрствующих по Христе; о чем пред-
сказал сам Господь: "аще Мене изгнаша, и вас изженут"(Іоан. 15, 20). Или, если покровители не-
честия думают, что Дионисий единомыслен с ними, то пусть напишут и исповедают это; пусть
напишут о винограде и делателе, о ладье и судостроителе, и пусть исповедают также, что говорил
он в защиту единосущия, и о том, что Сын — от сущности, и о вечности, об отношении мысли
к слову, об источнике и реке, и о прочем, чтобы хотя из этого различия познать им каким
образом одно сказал он по смотрению, а другое по требованию благочестивой веры и говоря уже
это отринуть противный сему образ мыслей. Ибо что близкого с вредными Ариевыми мнениями имеет
Дионисиева вера?-- Не то ли, что Арий говорит о Слове по примышлению (kат eпivоlav), а Дионисий называет
истинным и по естеству Божиим Словом? И один отчуждает Слово от Отца, а другой учит, что
Оно есть собственное и неотдельное от Отчей сущности, и относится к Отцу, как слово—к мысли,
река—к источнику. Поэтому, если кто может разлучить и сделать между собою чуждыми слово и
мысль, или разделить реку и источник, и положить между ними преградою стену, или реку назвать ино-
сущною с источником и доказывать, что вода — чужда ему, или отважится сияние отделять от света
и утверждать, что сияние — от иной сущности, а не от света: то пусть таковой безумствует с Арием;
ибо окажется, что у него нет даже и ума человеческого. А если сама природа признает сие нераз-
дельным и рождаемое от сего—собственным того рождением: то никто да не мудрствует уже по
Ариеву, и да не клевещет на Дионисия; а напротив того, по сему самому еще более да удивляется и
ясности его речи, и правоте веры.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 май 2020, 13:01

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


25) В удостоверение же, что против безумной Ариевой мысли, — будто бы иное есть слово, кото-
рое в Боге , и иное, о Котором говорит Иоанн: "в начале бе Слово" (1, 1), также иная собственная в
Боге премудрость, и иная, о Которой говорит Апостол: Христос Божия сила и Божья премудрость
(1 Кор. 1, 24), —Дионисий также возстает, и поражает такое зловерие, смотри опять, что пишет он
об этом во второй книге: "В начале бе Слово", но не было слова, издающего Слово; потому что Слово
было у Бога. Господь есть Премудрость; посему, не было премудрости, произведшей Премудрость; "Аз
бех", говорит Она, "о ней-же радовашеся" (Притч. 8, 30). Христос есть Истина; а сказано: "благословен
Бог истины" (2 Ездр. 4, 40)". Здесь низлагает Дионисий и Савеллия и Ария, и доказывает, что обе эти
ереси—равны в нечестии; потому что Отец Слова—не Слово, и сущее от Отца—не тварь, но собствен-
ное рождение Его сущности; а также, изшедшее Слово—не Отец; и опять, Слово сие—не одно из
многих, но единственный, истинный и преискренний по естеству Отчий Сын, и ныне сущий во Отце
и вечно и неотдельно от Него сущий. Таким образом, Господь есть Премудрость и Истина, и не вто-
рый после иной премудрости, но единственный, Тот самый, Кем Отец все сотворил; и Им привел
Он в бытие многоразличные сущности сотворенных вещей; чрез Него дает познавать Себя, кому
хочет; Им производится и совершается промышление о,всем. И Дионисий знал только это одно
Божие Слово.

Вот Дионисиева вера. Не многое написал я, собрав из посланий его, но оно может подать тебе
повод присовокупить большее, и увеличить стыд ариан по причине клеветы их на Епископа. Ибо
во всех своих писаниях и в каждом отдельно Дионисий обличал их злонамеренность и предавал
позору их ересь.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 май 2020, 13:24

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


26) Итак, из этого открывается, что послание его к Евфранору и Аммонию писано с другою мыслью,
по особому смотрению; это доказывает и оправдание его. И действительно при низложении Савеллиева
безумия убедителен этот образ речи—так что желающий скорее изобличит еретиков должен начи-
нать не с указаний на Божество Слова, и именно — что Сын есть Слово, Премудрость и Сила, и "Аз
и Отец едино есма" (Іоан. 10, 30),—чтобы еретики, перетолковав прекрасно сказанное, не обратили этого
в предлог к безстыдному своему упорству, когда услышат: "Аз и Отец едино есма" и "видевый Мене,
вид Отца" (14, 9); но, как и делал Дионисий, должен выставлять сперва сказанное о Спасителе по-
человечески, а именно, что Он жаждал, утомлялся, что Он есть лоза, что Он молился и пострадал.
В какой мере уничижительны эти речения, в такой-же мере доказывается ими, что не Отец соделался
человеком. Ибо, когда Господь именуется лозою,— необходимо быть и делателю, и когда Он молился,—
быть послушающему Его, и когда просил, — быть дающему. Подобные указания всего удобнее обнару-
вают безумие савеллиан; потому что иной—молящийся, а иной—послушающий, иное—лоза, а иное—
делатель. Если употребляются какие речения, как-бы отчуждающие Сына от Отца; то употребляются о
Нем по причине плоти, какую понес на Себе ради нас. Ибо сотворенное, по естеству, чуждо Богу. По-
сему, поелику плоть сотворена,"Слово же", как говорит Иоанн (1, 14), "плоть бысть"; то, хотя по есте-
ству Оно собственно есть Отчее Слово и неотделимое от Отца, впрочем по причине плоти говорится,
что и Отец—далек от Него; потому что Сам дозволяет говорить о Нем свойственное плоти,
чтобы явно было, что тело было Его собственное, а не иному кому принадлежало. Когда таковой смысл
дается словам, тогда всего скорее обличен будет Савеллий в том, что не Отец стал плотью, но
Отчее Слово, Которое избавило и привело нас ко Отцу. Так обличив и убедив, более уже приуго-
товленный будет учить и о Божестве Слова, а именно, что Слово есть и Премудрость, и Сын, и сила, и сия-
ние и образ. Ибо и здесь опять необходимо—представлять себе, что, поелику есть Слово, то должен быть
и Отец Слова; поелику есть Премудрость, то должен быть и Родитель Ея; и поелику есть сияние, должен
быть и свет; а таким образом и Сын и Отец должны быть едино.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 май 2020, 14:27

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том первый . 8 слово:

0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.


27) Зная это, писал Дионисий, и одним заставлял умолкнут Савеллия, а другим ниспровергал ариан-
скую ересь. Ибо как Савеллия низлагает то, что есть человеческого в Спасителе, так арианам
надобно делать обличения тем, что указывает не на человечество, но на Божество Слова; чтобы они,
перетолковав сказанное о Господе по телу, не подумали, что Слово таково-же, каковы и мы люди, и
не остались уже при своем безумии. Но, если и они будут научены о Божестве, то осудят свое злоумие,
и удобнее уже выразумев, что "Слово плоть бысть", станутъ потом различать и человеческое и приличное
Божеству.
Когда же это так, и доказано, что Епископ Дионисий в написанном им—благочестив; что делать
после сего арианам? На кого еще лгать, когда обличены в этом? Ибо им,—когда ниспали с основа-
ния Апостол (Еф. 2, 20) и имеют удобоколеблемый ум,—необходимо искать опоры, и поелику не нахо-
дят, лгать уже на Отцов. Но никто более им не поверит, хотя и будут усиливаться клеветать; потому
что ересь их осуждена всеми. Разве станут уже говорить о диаволе; потому что он один с ними в
согласии, вернее же сказать, внушает им ересь. Но кто уже наименует христианами, а не скорее диаволь-
скими тех, у кого вождем—диавол, чтобы называться им не только христоборцами, но даже диаволь-
скими? Разве только переменятся и отрекутся от вымышленного ими нечестия, познают же истину; ибо
и им принесет это пользу, и нам прилично— желать этого всем заблуждающимся.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 май 2020, 14:44

О Г Л А В Л Е Н И Е

ПЕРВОЙ ЧАСТИ

Творения св. А ф а н а с и я В е л и к о г о .

1. Слово на язычников.

2.Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.

3.Изложение веры.

4.На слова: вся Мне предана суть Отцом Моим: и никто-же знает кто есть Сын, токмо Отец: и кто есть Отец,
токмо Сын, и ему-же аще волит Сын открыти.

5.Окружное послание.

6.Защитительное слово против ариан.

7.Послание о том, что Собор Никейский, усмотрев коварство Евсевиевых приверженцев, определение свое против
арианской ереси изложил приличным, образом и благочестно.

8.0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 май 2020, 14:28

ТВОРЕНИЯ.

Иже во святых отца нашего.

Афанасия Великого.

Архиепископа Александрийского.


Часть вторая.

Издание второе исправленное и дополненное.


9. ПИСЬМО К ДРАКОНТИЮ.

1) Недоумеваю, что написать? За отказ ли порицать тебя? Или—за то, что высматриваешь время и
укрываешься "страха ради иудейска"? Впрочем, в том и другом случае поступок твой, возлюблен-
ный Драконтий, достоин порицания. Не прилично тебе было, приняв благодать, скрываться, и при
своем благоразумии подавать другим повод к бегству, потому что многие, услышав об этом, со-
блазняются тем, что не просто сделал ты это, но имея в виду время и предстоящия Церкви скорби.
И боюсь, чтобы ты, придавшись бегству ради себя, пред Господом не подвергся опасности за других.
Если соблазняющему "единого малых" желательнее было бы, "да обесится жернов осельский на выи его
и потонет" (Матф. 18, 6): что можешь потерпеть ты, послужив соблазном для многих? Согласие, не-
ожиданно водворившееся в Александрийской области с твоим поставлением, необходимо расстроится по
причине твоего удаления, и епископство этой области будет восхищаемо многими, даже не людьми право-
мыслящими, но сам знаешь, какими. Язычники, при твоем поставлении давшие обетъ стать христианами,
останутся язычниками; потому что твое благоговение уничижает данную благодать.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 май 2020, 14:47

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . 9 слово:

ПИСЬМО К ДРАКОНТИЮ.

2) Какое же дано будет тобою оправдание в этом? Какими извинениями в состоянии будешь смыть и
сгладить с себя такие вины? Как уврачуешь ради тебя падших и соблазнившихся? Или, как, по рас-
торжении мира, восстановишь его снова? Вместо радости, возлюбленный Драконтий, причинил ты нам
печаль, и вместо утешения—сетование. Надеялись мы утешиться тем, что будешь ты с нами; а теперь
видим, что предаешься бегству, и предусматриваем, что и на суде будешь обличен, и устыдишься, и
подвергшись опасности, станешь раскаиваться. И кто, как сказал Пророк, "умилосердится о тебе, или
кто пойдет молити о мире тебя" (Иерем. 15, 5), видя, что братия, за которых умер Христос, потерпели
вред от твоего бегства? Ибо несомненно должен ты знать, что до поставления своего жил ты для
себя, а после поставления обязан жить для тех, над кем поставлен; и до приятия тобою благодати епи-
скопства никто не знал тебя, а когда ты стал уже епископом,—народ ожидает, что предложишь ему
пищу — учение Писаний. Посему, когда ожидающие томятся голодом, а ты будешь питать себя одного, и
приидет Господь наш Исус Христос, мы же предстанем пред Ним,—какое будешь иметь оправда-
ние в том, что голодными увидит Он собственных овец Своих? Если бы не приял ты динариев, то
не сделал бы Он тебе упрека. А если приял ты, закопал и скрыл; то справедливо укорит тебя,
изрекши те слова, которых лучше не слышать твоему благоговению: "подобаше тебе вдати динарий Мой
торжником, да пришед Аз истяжу от них" (Матф. 25, 27).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 май 2020, 13:47

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . 9 слово:

ПИСЬМО К ДРАКОНТИЮ.

3) Умоляю тебя пощадить себя и нас,—себя, чтобы не подвергнуться тебе опасности,—а нас, чтобы не
печалились мы о тебе. Позаботься о Церкви, чтоб через тебя не потерпели вреда многие из малых,
и чтобы другие этого не обратили для себя в предлог к удалению.
Итак, если убоялся ты времени, и по страху сделал это, то это—не мужеский образ мыслей; в
таком случае и надлежало — показать ревность по Христе, с особенным дерзновением действовать
в бедственных обстоятельствах, и сказать словами блаженнаго Павла: "во всех сих препобеждаем"
(Рим. 8, 37),—тем более, что подобает служить не времени, но Господу.
Если же не нравится тебе распоряжение Церкви, не представляешь себе, что епископское служение
имеет мзду свою, и, напротив того, презираешь устроившего так Спасителя; то умоляю тебя, не дер-
жись подобных мыслей, не потерпи и тех, которые советуют это. Не достойно это Драконтия. Ибо,
что учредил Господь чрез Апостолов, то прекрасно и непоколебимо пребывает; боязнь же братий
прекратится.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 май 2020, 14:00

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . 9 слово:

ПИСЬМО К ДРАКОНТИЮ.

4) Если бы все имели ту-же мысль, какую имеют ныне твои советники; то как соделался бы ты хри-
стианином без епископов? Если возъимеют такую мысль те, которые будут после нас; то воз-
можно ли стоять Церкви? Или советники твои думают, что ничего не приял ты, потому что прене-
брегают сим? Но это—ложно. В таком случае остается им думать, что и благодать крещения—ни-
что, если некоторые пренебрегают ею. Приял ты благодать, возлюбленный Драконтий; не терпи при
себе советников твоих и не обманывай самого себя. Ибо Бог, даровавший тебе это, потребует у
тебя отчета. Или не слышал ты, что говорит Апостол: не неради о своем даровании, живущем в
тебе" (1 Тим. 4, 14)? Или не читал, как Бог премлет усугубившего дар, и осуждает скрыв-
шего? О если бы поспешил ты возвращением, что-бы и тебе стать в числе похваляемых!
Или скажи, чьим подражателем должен ты быть, по желанию советников твоих? Ибо должно нам
сообразовать житие свое с житием святых и Отцов, и им подражать, а также знать, что, уклоняясь
от образа их жития, делаемся чуждыми и общения с ними. Кому же подражателем желают они ви-
деть тебя? — Тому ли, кто колеблется, и хотя желает последовать, однако же отлагает это, и ради
своих принимает то и другое намерение? Или — блаженному Павлу, который, как-скоро вручено ему
было домостроительство, "не приложися плоти и крови" (Галат. 1, 16)? Хотя и говорил он: "несмь достоин
нарещися Апостол" (1 Кор. 15, 9); однако же, зная, что приял, и не неведая Даровавшего, писал: "горе
ныне есть, аще не благовествую" (1 Кор. 9, 16). Но как горе мне, не благовествуя, взывал он, так
уча и проповедуя Евангелие, научаемых им почитал для себя "радостию и венцем" (Фил. 4, 1). От
сего-то и рачение у святого Апостола—проповедовать даже до Иллирика, не медлить отшествием в Рим,
идти в Испанию (Рим. 15, 19—28), чтобы, в какой мере потрудится, в такой-же приять большую на-
граду за труд, Почему и хвалился, "подвигом добрым подвизаясь", и надеялся получить славный ве-
нец (2 Тим. 4, 7. 8). Итак, возлюбленный Драконтий, кому подражая, поступаешь так? Апостолу ли
блаженному, или тем, которые не подобны ему? А я желаю, чтобы тебе и мне быть подражателем
всех святых.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 май 2020, 14:15

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . 9 слово:

ПИСЬМО К ДРАКОНТИЮ.

5) Или, может быть, иные советуют тебе скрываться потому, что дал ты слово и клятву не оста-
ваться, если будешь поставлен. Ибо слышу, что они такими речами оглушают слух, и думают пока-
зать тем свое благоговение. Но если бы подлинно были они благоговейны, то наипаче благоговели бы
пред Богом, возложившим на тебя это священно-служение. А если бы читали Священные Писания, то
не давали бы советов противных им. Иначе, надлежало бы им охуждать и Иеремию, обвинять и ве-
ликого Моисея, потому что не послушали они совета их, но, убоявшись Бога, совершили служение
и скончались Пророками. Ибо и они, когда были посылаемы и приняли уже благодать пророчества, сперва
отрицались, а потом пришли в страх и не уничижили Пославшего. Поэтому, если ты "худогласен и
косноязычен" (Исх. 4, 10), убойся Создателя своего Бога. Если говоришь о себе, что юн ты для про-
поведи; возблагоговей пред Тем, Кто познал тебя, "прежде неже создати тя во чреве" (Иерем. 1, 5).
Если и слово ты дал (а слово для святых то-же, что клятва); то прочти у Иеремии, как и он, — ска-
зав: "не воспомяну имене Господня" (Іерем. 20, 9), а впоследствии убоявшись, когда стало оно в нем
огнем, — не сделал, как сказал, и не скрылся, как связанный предварительно клятвою, но, благо-
говея к Поручающему дело, исполнил пророческое служение. Или не знаешь, возлюбленный, что
Иона, предавшись бегству, потерпел то, что совершилось с ним, и потом опять стал
пророчествовать?
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 24

cron
@Mail.ru