Проповеди монахов

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 окт 2021, 10:06

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

30. Восприемник крещаемого должен быть православный и благочестивый:

Таким образом, помолившись и преподав мир, который есть Исус Христос (ибо здесь соприсутствует Христос – мир, превосходящий всякий ум), – иерарх, получив и взаимно мир, и преклонив главу, снова молится втайне, призывая Исуса, кроткого и тихого, и вездеприсущего. Ты, говорит он, на Иордан пришедший и освятивший воды, приими и нас, рабски Тебе припадающих, и освяти воды сия и нас, и да будут они нам во здравие души же и тела.
И подняв затем главу, в знамение того, что Христос воздвиг нас, падших, он восхваляет, провозглашая Его, как освящение всех. Тогда купель бывает преисполнена Духом, вмещая освященную воду и невидимо в ней – Христа. А так как надобно быть здесь и образу божественной милости: то употребляется и святой елей. Ибо вода знаменует омовение и очищение, и уже освящена. Елей же показывает божественную милость и благоутробие благости Его: он-то именно подаётся тем, которые были изранены общим врагом и поражены им, как говорит Христос в Евангелии (Лк. 10:30–37). Это и при Ное показано было, ибо голубь, прилетел к носившемся по водам вместе с ковчегом, держа в устах сучок маслины. Вода в этом случае прообразовала крещение, а голубь – Духа Святого; - сучок же маслины, который он нес в устах своих, был знаком милости и беспредельной благости Божией. Почему и здесь в крещении употребляется святой елей.
Освящается же он таким образом: приносится он в каком-нибудь чистом сосуде к архиерею, или иерею, если не будет архиерея; тот дует на него и троекратно знаменует образом креста, рукою: дуновением выражая благодать Духа, которую архиерей принял от Христа чрез божественное дуновение Его на Апостолов; а крестом изображая Самого Распятого за нас, совершившего чрез крест наше спасение; Почему и самый крест имеет силу священносовершительную, и без креста ничего божественного не совершается.
Потом священнодействующий, преклонив главу, молится о том, чтобы елей освящён был Духом Святым, Который и при Ное послал чрез голубя сучок маслины, и в законе дал этот елей, и Апостолам предал.
Окончив молитву и принесши благодарение, он, прежде всего три раза крестообразно возливает на воду освященный елей, возглашая многопетую песнь: аллилуйа.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2565
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 окт 2021, 14:43

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

31. Что означает «аллилуиа»:

Эту песнь: «аллилуиа» - изрекли вдохновляемые Святым Духом Пророки. Означает же она пришествие Божие, - она значит: «грядет Бог» и: «пойте Его», что пророчески изречено и воспевается; потому что, действительно, Господь грядет, как в первом, так и во втором Своем пришествии, и всегда посылает нам благодать Свою во Святом Духе. Посему-то и воспевает всегда эту песнь Церковь, принявшая уже Христа и паки ожидающая Его с неба, как мы сказали.
Божественный Дионисий говорит, что в священную купель вливается миро; но теперь вливается этот елей, предшествуя миру, а миро – после. Можно, впрочем, думать, что и священный Дионисий называет миром этот самый елей, как предвестие мира: так как чрез него крещаемый получает начаток освящения и помазывается на божественные подвиги, а впоследствии укрепляется окончательно и совершенствуется, и запечатлевается совершеннейшим миром благодати. Вот почему в крещении и упомянуто и о том, и о другом.
Освятив елей, архиерей помазует им крещаемого, и именно - им (т.е. освященным елеем): иначе, какая была бы нужда крещаемому после помазывания миром, если в крещении было уже миро? Итак, этим елеем он наперед уже помазывает имеющего креститься, говоря: «помазуется имярек елеем радости во имя Троицы». Радость же эта – радость Духа, спасающего нас по благодати и милосердию. Ибо Давыд восклицает: «Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя» (Пс. 50:14).
Потом кто-нибудь, диакон, или прислужник помазывает с головы всё тело крещаемого: ибо он всецело готовится к божественным подвигам и пришел не для того, чтобы снова пасть, но для того, чтобы подражать Христу, в которого облекается, и с лукавым бороться, и мужаться. Борцы же в древности помазывали тело маслом.
Затем (крещаемый) вводится в воду весь нагой, как и родился он и как был создан прежде. Но прежде он имел божественную одежду и, будучи наг, не стыдился, а теперь, родившись нагим, носит на теле стыд преступления. Только вошедши во святую воду, он освобождается от стыда, который наложил на него грех, и приемлет славу и одежду нетления.
Ибо иерарх, или иерей, взяв его за голову, в которой совершается все, что относится к деятельности чувств и силы начальственной (т.е. ума), и погрузив один раз в воду, восклицает: «крещается раб Божий имярек во имя Отца», и тотчас поднимает его. Потом погружает опять, говоря: «И Сына» – и опять поднимает. Затем, погрузив в третий раз, говорит: «и Святого Духа», и затем возводит его уже освященным чрез божественнейшее крещение, в одно время и воссозидая, и священносовершая его именем Святой Троицы, провозглашая и три Лица в одном Божестве, в словах: говоря: «во имя», чем означается единство Божества, и потом «Отца, и Сына, и Святого Духа», чем исповедуются три божественные Лица, нераздельные и неслиянные, - а в то же время тремя погружениями и поднятиями изображая тридневное погребение и воскресение Распятого за нас плотью и Воскресшего.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2565
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 окт 2021, 10:21

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

[color=#008000]Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.[/color]

32. О том, что (формула) «крещается раб Божий» - имеет преимущество (пред выражением): «я крещаю раба Божия».

Архиерей говорит: «крещается», а не «крещаю», как новомудрствующие и в этом латиняне, - свидетельствуя о доброй воле крещаемого. Ибо это «я крещаю» - не показывает, что просвещаемый крестится добровольно, но - как бы будучи принуждаем и по какому-то самовластию крещающего, против своей воли, и что только крещающий крестит его по своей воле. Напротив, формула «крещается» - выражает добрую волю (крещаемого) и (то, что он крещается) от меня, архиерея, или иерея, творящего уже дело Триединого Бога, которого имя ясно возвещается крещаемому.
Таким образом, возродившись, крещённый исходит всецело новым, просвещённым и сыном Божиим из священной купели, нашей духовной матери, как бы из девственной, чистой и святой утробы. Ибо, как Христос родился от Девы, чтобы очистить наше оскверненное рождение, так и мы приходим от чистой купели. Как там чистая кровь и святое чрево Девы устроили силою Святого Духа плоть Бога Слова, так и в нас чистая вода купели и божественный Дух совершили чистое возрождение.
Далее, как там, при крещении Спасителя, было нисхождение Духа, чтобы явить в Воплотившемся всю полноту Божества телесне, так и у нас за крещением следует помазание миром для того, чтобы и мы получили благодать Духа. Ибо говорится: «от исполнения Его мы вси прияхом и благодать возблагодать» (Ин. 1:16).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2565
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 04 окт 2021, 12:46

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

33. Что доставляет крещаемому помазание, или миро:

Посему-то архиерей тотчас же помазывает крещаемого и божественным миром, которое не есть только елей, но слагается из множества других видов благовоний и изображает в символах обилие силы и разнообразие действий, и многовидность дарований Духа, также благоухание Его святыни. Миро даётся нам, как печать и знамение Христово. Как Сам Христос называется (Христом) именно потому, что Он и телесно имел в Себе Самом от Отца всю силу Духа, - о чем говорит Исаия: «Дух Господень на Мне, его же ради помаза Мя» (Ис. 61:1): так и мы, получив от Него благодать в мире, называемся христианами и делаемся христами (помазанными) Господними.
Ибо Он не считает недостойным, что мы назывались тем же именем; потому что Он называет нас сынами Божиими по усыновлению, будучи Сам Сыном по естеству, - и богами по благодати, будучи (Богом) по природе, - и христами по благодати Своей, имея в Себе благодать по природе, как Слово Бога Отца и как нераздельный от Духа.
Помазуя принявшего уже крещение, архиерей говорит так: «печать дара Духа Святаго, аминь», - показывая при этом, что помазание есть знамение Христово, так как и помазуется помазываемый крестообразно, – и преподает дар Святого Духа.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2565
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 окт 2021, 13:53

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

34. О том, что всякий крещеный и помазанный имеет в себе, в возможности, все божественные дарования, в известное время открывающиеся, кроме только священства:

Крещеный и помазанный имеет в себе, в возможности, все божественные дарования, которые открываются в нём по временам, смотря по тому, как он очищает себя и является достойным, чтоб они действовали в нем, - за исключением, впрочем, одного божественного священства. Ибо оно, как особенный дар и исключительное дело Божие, даётся рукоположением. И никто, хотя бы то даже чудотворец, не совершит без рукоположения ничего священнического.
Между тем, как совершать исцеления, и пророчествовать, и быть чистыми по телу и по мыслям, и вести жизнь истинно-девственную, и молиться постоянно и неотступно, и пламенеть, и одушевляться божественной любовью, и удостоиваться божественных озарений и откровений священных, и таин, и созерцаний небесных, и тому подобного, соделать почти подобным Ангелам, как и соделовались весьма многие, – всего этого и без рукоположения, по благодати крещения и мира, многие имели возможность достигнуть и достигают, и всего этого удостаиваются . Но довольно об этом.
Перед помазанием, после крещения, когда крещаемый облачится в одежду, которая благословляется архиереем, он возносит благодарение к Богу, прославляя Его за спасение возрождённого водою и Духом. Потом молится об удостоении крещаемого св. помазания и чрез него – дара и освящения Божественного Духа. Ибо чрез божественное миро он является святым и запечатленным Христу, предметом попечений для Ангелов, а для врагов неуловимым, если только будет бодрствовать.
Молится также о том, чтобы крещаемый сподобился причастия Таин и не был уже чадом плоти, но чадом царства Божия.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2565
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 окт 2021, 15:17

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

35. Зачем совершается пострижение волос у крещаемых и воздеяние кукуля и анаволия:

После помазания, – я разумею всесвятое миро, – (архиерей) постригает крестообразно волосы на голове крещаемого, частью в знамение того, что главою своею имеет он Христа и что должен он молиться с непокрытою головою, как и Павел учит (1Кор. 11:4); а вместе с тем – возлагая, таким образом как бы некоторую печать; почему и постригает крестообразно, чтобы он отверг всякий лишний помысел. С этою мыслью и монахи постригаются; и всякий верный должен удаляться всего излишнего и ненеобходимого.
Кроме того, волосы крестившегося приносятся Христу как начаток и жертва от человеческого тела: ибо они суть как бы воскурение от всего тела.
Потом крещенный, помазанный и постриженный облекается в хитон и принимает на голову кукуль, называемый также шлемом, один – в знак незлобия и детской невинности и чистоты, а другой – в знамение покрова Божия и хранения чувств (ибо большая часть чувств сосредоточивается в голове); затем надевает на верх белую одежду, называемую также анаволий, как образ божественного света и ангельской чистоты, так как приявший крещение явился сыном света и всецело не скверным и чистым; и, таким образом, священно совершившись, стоит перед купелью. Он держит свечу, если возрастный, сам в знамение и во славу божественнейшего Света; а если младенец, то вместо него держит свечу восприемник.
Между тем, церковные песнопевцы поют: «елицы во Христа крестистеся». Архиерей же, совершив ещё и прочие молитвы, помолившись о том, чтобы крещенного сохранилось крещение нескверным и печать неизгладимою, и чтобы пострижение служило во утверждение чувств его, и о многом другом во спасение его, и прославив Бога, радостно берет крещенного за руку и, в сопровождении восприемника составив лик, как бы сликовствуя и сорадуясь Ангелам, обходит три раза вокруг купели, радуясь о духовной матери и о рожденном от нее силою божественного Духа, и поет вместе с поющими «елицы во Христа крестистеся».
Потом, когда певчие поют Псалом: «блажени, ихже оставишася беззакония» (Пс. 31), и проч., он, предшествуя крещенному, приводит его пред жертвенник там и преподает ему страшное причастие.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2565
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 окт 2021, 14:58

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

36. О том, что причащение таин есть венец крещения и мира:

Это-то и составляет конец всех таинств, чтобы, освободившись от заблуждения и греховной нечистоты и сделавшись чистыми и запечатленными Христу в Святом Духе, мы причастились Плоти и Крови Самого Христа и тесно соединились с Ним. Об этом и чрез пророка говорит Он: «вселюся в них и похожду»; и Сам об этом молится к Отцу, говоря: «да будут едино, якоже и Мы» (Ин. 17:11) и: «се Аз с вами есмь во вся дни » (Мф. 28:20): так как
чрез таинства и невидимо Он будет с нами дотоле, пока «не явится, якоже есть», как говорит Возлюбленный (1Ин. 3:2). Ради сего Он и воплотился от Девы, чтобы соединиться с нами. Ради того Он и распялся, и пролил за нас кровь, чтобы мы соделались причастниками Его. И св. Тайны в священнодействии Он преподал прежде креста для того, чтобы быть с нами и чтобы все мы были причастниками Его как теперь, так и в будущем (веке), и чтобы все мы соделались общниками благ Его, чего Он восхотел.
И Отец Его «так возлюби мир, и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3:16). И Он ради сего-то именно «приискренне приобщися плоти и крови» (Евр. 2:14), – чтобы мы имели общение с Ним, так как Он « есть истинный Бог и живот вечный», как опять говорит Возлюбленный (1Ин. 5:20). Ему – истинному Свету слава во веки. Аминь.
Преподав крещеному причастие, возблагодарив Спасителя, сделав отпуст и благословив крещеного вместе с восприемником, архиерей отходит. Крещёный же возвращается домой, предшествуемый свечами, как соделавшийся уже сыном Света, а предшествующие ему поют: «елицы во Христа крестистеся»; ибо крещеный облекся во Христа, и Христос вообразился в нём, и благодать Духа вселилась в него.
Крестившийся обязывается молиться и носить священные одежды, именно: кукуль и анаволий, называющийся также емфотион (просвещение) и прежде составлявший особую одежду, которую просвещенные надевали поверх, - до седьмого дня, ради святого помазания, и отнюдь не омываться, вытирая, как прилично освященному, руки этими же одеждами. А после седьмого дня, которым знаменуется прехождение этой седмичной жизни, он должен прийти в храм к иерею и от него получить омовение: священник, со священными молитвами, омывает его губкою и водою в тех местах головы и рук, в которых он был помазан святейшим миром, а другие части тела омывает сам крещеный в приличном месте, дабы что-нибудь от тех святынь – воды крещения, и мира, упав, не было попрано ногами.
Посему-то возрастный должен получить от иерея и наставление касательно хранении себя, молитвы и хождения в храмы, очищения себя и постоянного причастия Таин: в этом-то существенно и состоит жизнь.
Если же крещаемый – младенец, то должна быть предостережена об этом матерь: ей должно быть внушено, чтобы она после седьмого дня принесла младенца для омовения от священника, а потом сама омыла его по всему телу и воду вылила в приличном и чистом месте; равным образом, чтобы и одежды, в которые одет был младенец в продолжение семи дней, она мыла приличным образом; младенца же постоянно приносила ко причащению Тайн: ибо, таким образом, лучше он будет сохраняем и возращаем от Христа.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2565
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 окт 2021, 14:09

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

37. Против латинян, о том, что не должно отлучать детей от причащения:

Этим не следует пренебрегать, по примеру некоторых, неразумно новомудрствующих и в этом, и отлучать детей от причащения. Дети, говорят, не знают, чему делаются причастниками. Ах, какое неразумие и какая странная мысль! Зачем же после этого ты и крестишь? Или - для чего помазываешь миром?
Впрочем латиняне, как известно, и не помазывают при крещении, и всё это у них делается несогласно со вселенской Церковью. Православный же сам по вере приводит младенца к Богу и чрез верного восприемника совершает обеты; и крещаемый младенец возрождается для царствия небесного, и помазывается миром, и освящается, и, если умирает, наследует царство Божие. Таким же образом пусть он приводится чрез верного и ко причащению. Так как оно подаёт жизнь вечную и как не возродившийся водою и Духом не может войти в царство небесное: так и не ядый Плоти Сына человеческого (как сказал Сам Господь - (Ин. 6:53)), и не пияй Крови Его, не внидет в живот вечный.
Устно передав вам это кратко, по мере сил, о божественном крещении, я и написал вам возлюбленные; и принять надобно по мере сил. Высшего же учения ждите от тех, которые более возвысились в вещах божественных. Ибо мы, скудные, написали это для вас, ради только вашей просьбы, а для некоторых, может быть, не совсем уяснивших себе и не вполне понимающих значение того, что совершается (в священнодействиях). По этой же причине мы будем говорить вам и о прочих Таинствах, как вы просили.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2565
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 окт 2021, 06:29

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

38. О том, что священник с осторожностью должен потреблять воду крещения и другие подобные святыни:

Кроме того, возлюбленные, надобно обращать внимание и на то, о чём некоторые не заботятся, считая это для них маловажным: иерарх и иерей пусть не употребляет, как попало, остатков святого елея радования, так как он есть предызображение божественного мира; но, да хранит их и издерживает в алтарной лампаде, держа их в особенном и освященном сосуде, и отнюдь не употребляя в пищу.
Пусть охраняет также божественную воду крещения, в которой потоплен грех, на которую снисходил Христос, вселился Дух Святой, и в которой воссоздан человек. Пусть выливают ее в священном месте, чтобы, быв вылита как случалось, она не была попрана не знающими, что это – вода от таинства. Ибо эта вода ничем не ниже воды святых Богоявлений; над нею даже еще больше совершается молитв к воссозиданию крещаемого и, сверх того, она приемлет елей радования. Поэтому надобно иметь к ней благоговение и почитать ее. Я говорю это для неведающих, потому что сам знал очень многих, которые были небрежны в этом и почти считали это ни за что, и от глубины души вздыхал, когда видел, что для них это ничего не значит.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2565
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 окт 2021, 10:48

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

О священнодействии Cвятого мира

После всесвятого крещения следовало бы сказать и о божественном мире, как оно совершается . Но о нем и прежде мы уже довольно говорили, именно:
что Сам Спаситель приял помазание,
что миро предали апостолы,
и приемник их, священный Дионисий, говорит о нем, что оно было и во времена подзаконные, хотя было еще не вполне совершенно, - что им помазывались цари и первосвященники, а теперь мы, все верующие, помазываемся им, ради чего и называемся христианами (ибо оно сообщает (нам) помазание Божественного Духа, именно – самую благодать Его), что и Христос Спаситель наш приял по человечеству все дары (Св. Духа), хотя, будучи Словом Божиим, Он имел их в Себе по природе, а от исполнения Его и мы получаем благодать, как пишет Евангелие. Это – печать Христа и печать дара Духа Святого. Это – то самое, что получили Апостолы чрез возложение рук, и через руки Апостолов приняли (Самаряне), крещеные Филиппом и те, на которых, после крещения, возложил руки Павел и которые получили Святого Духа.
Ибо, вместо возложения рук, от Апостолов предано это тем, которые крещаются во Христа; а возложение рук и призывание благодати предоставлено рукополагаемым в священный сан. Они приемлют прежде, в крещении, и это помазание, и уже имеют его, как помазание Христово, как печать и дар Духа; но чрез возложение архиерейских рук принимают и рукоположение, соответственно сошествию Духа в виде огненных языков. Ибо говорит (Писание): «седе на едином коемждо их. и исполнишася вси Духа Свята». (Деян. 2:3–4).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2565
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

@Mail.ru