ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
Часть 1. О предметах духовных вообще
Глава 17. Скорбь св. Иоакима и Анны, перешедшая в радость и исходатайствовавшая миру утешение - Богородицу и
Спасителя Бога. Уподобление голубице Ноевой.
Подобно всем праведным, жертву правды принесли и сии двое праведников, говорим: Иоаким и Анна, - которые
скорбною молитвою своею вознесли сами себя в жертву Богу. Иоаким окончательно решил не возвращаться
больше в дом свой и, молясь там (т. е. в пещере хозевитской) сокрушенною молитвою, всесожигал сердце
свое пред Вышним. Принята была Всевышним жертва моления их, и была им послана помощь свыше, как говорится: «Помощь
моя от Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 120, 2).
Кто же возможет нам истолковать, что это за помощь, о которой здесь сказано? Во образ сего приимем Ноя, испросив-
шего от Господа помощь, ветвь масличную. Когда послал он голубицу из ковчега, посмотреть, есть ли суша или нет, го-
лубица отправилась, нашла землю, сухую от воды; присев на масличном дереве, несколько отдохнула; отломила от маслины
веточку и принесла в ковчег. Все в ковчеге, увидав ее, возрадовались и утешились: люди, животные и пресмыкающиеся...
Ныне люди, видя Госпожу Богородицу, держащую в объятиях Своих Спасение человеческое, яко младенца, видя это, все
роды христианские, архиереи, иеромонахи, иереи, миряне при виде Ее, Госпожи Богородицы, живописно изображенной и
держащей во объятиях Своих Младенца - утешались, утешаются Ею доныне, и будут утешаться до скончания века.
Кто же принес миру такое утешение? Утешение миру было принесено чрез претерпение безчестия Иоакимом и мольбу (1)
(досл.: обращение) Анны. Принял Бог моление их, взошло оно на среду Божества и сбылось во Всесвятом Духе. Оторвался
цвет прекраснейший, и был принесен миру в утешение человеку... Как голубица принесла ветвь масличную в ковчег
в уверение об избавлении ковчега, так молитва Иоакима и Анны принесла цвет Святаго Духа на среду иудеев.
(1) «Иоаким и Анна поношения безчадства (т. е. поношения за безчадие)... свободистася,
Пречистая, во святем рождестве Твоем»,- воспевает св. Церковь на праздник
Рождества Пресвятой Богородицы. Кондак праздника, глас 4.
(продолжение далее).