Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 июл 2020, 14:48

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием.


30) Список с послания.

Констанций победитель, великий Август—александрийцам.

Город ваш, сохраняя в себе отечественные черты и помня доблесть основателя, и ныне оказал
обычное свое послушание. Да и мы, если бы благоволением своим к вашему городу не затмили са-
мого Александра, сознали бы себя не мало погрешившими. Как целомудрию свойственно—вести себя
во всем благоприлично: так царскому сану свойственно—преимущественно пред всем приветство-
вать вашу (позвольте сказать это) доблесть. Вы пeрвые учредили у себя истолкователей мудрости, пер-
вые познали истинного Бога, и из истолкователей избрали лучших, и охотно, с любовью приняли
наше определение, справедливо возгнушавшись льстецом и обманщиком, и присоединившись, как и
следовало, к людям досточестным, которые — выше всякого удивления. Но кому из обитающих
на краях даже вселенной неизвестно любочестие, высказанное в последних происшествиях, которые, не
знаю, чему должно и приравнять из случившегося когда-либо. Большая часть жителей города слепот-
ствовала; овладел ими человек, исшедший из самой крайней низости, который жаждущих истины
обольщает как во тьме, увлекая ко лжи, никогда не предлагает плодотворного слова, совращает же
души каким-то обаянием и пустыми вещами. Льстецы вопияли, рукоплескали, изумлялись, когда им следо-
вало бы и сквозь зубы не пропускать слова. Весьма многие из людей простых жили по их указанию.
Дела текли сами собою, как во время потопа, когда все совершенно пришли в нерадение. Управлял же
всем человек из народной толпы (как вернее сказать это?), ничем не отличающийся от черно-
рабочих, оказавший тем только услугу городу, что обитателей его не вверг в преисподнюю. Но этот
доблестный и знаменитый муж не стал дожидаться суда над ним, сам себя наказав бегством; по-
чему, должно истребить его, для пользы самых варваров, чтобы и из них не убедил кого нече-
ствовать, принося жалобы, как лицедей, первому встретившемуся. Но ему издали будет сказан свой
привет. А вас надлежит мне поставить на ряду с немногими, лучше же сказать, одних почтить
преимущественно пред прочими за ту высокую степень в вас доблести и ума, о какой проповедуют
дела, прославляемые едва не целою вселенною. Честь вашему целомудрию! Желал бы и не раз слышать
многих вестников, описывающих и прославляющих дела, вами совершенные, и затмившие любо-
честием предков и представившие в себе образец современникам и потомкам! Вы одни вож-
дем в слове и деле избрали человека всех совершеннейшаго по нравам; и нимало не поколеба-
лись, но мужественно переменили образ мыслей своих и присоединились к прочим, от этого
дольнего и земного поспешили к небесному, под руководством достопочтеннейшего Георгия — чело-
века, который более всякого другого углубился в подобные предметы. При его содействии и последую
щее время жизни проведете с прекрасною надеждою, и в настоящем будете жить спокойно. О, если бы,
все вообще жители города, как священного якоря держались его слова, чтобы не иметь нам нужды ни
в сечениях, ни в прижиганиях для уврачевания людей испорченных сердцем! И этим последним
наипаче советуем отступиться от приверженности к Афанасию, и не вспоминать более об этом из-
лишнем пустословии; или, сверх своего чаяния, подвергнут они себя крайним опасностям, из кото-
рых не знаем, исхитит ли кто мятежников при всем своем могуществе. Ибо ни с чем не со-
образно—изгонят из одной страны в другую пагубного Афанасия, уличенного в таких гнусных дея-
ниях, что никогда не понесет достойной казни, хотя бы десять раз отнята была у него жизнь, оставить
же без внимания безчинствующих его льстецов и прислужников—людей способных к обаянию и до-
стойных такого наименования, которое стыдно и выговорить,— людей, каковых издавна уже повелено
судиям предавать смерти. А может быть, они и не подвергнутся смерти, если только, отстав от преж-
них заблуждений, переменятся со-временем в мыслях и те самые, которыми управлял этот несно-
снейший Афанасий, нарушитель общественного спокойствия, простирающий злочестивые и нечистые руки к
тому, что всего святее.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 июл 2020, 15:13

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием
.

31) А что об Епископе Авксумском Фрументии написано было к тамошним властелинам,—состоить
в следующем:

Победитель Констанций, великий Август — Эзане и Сазапе.

Предмет великой заботливости и наибольшаго рачения составляет для нас ведение Всесовершенного.
Думаю же, что в подобных делах и весь человеческий род требует равной попечительности, чтобы
все могли проводить жизнь с упованием, имея таковое познание о Боге и ни-мало не разноглася в
исповедании о том, что—справедливо и истинно. Посему и вас удостаивая этого промышления и равняя
вас в этом с римлянами, повелеваем, чтобы у вас в церквах имело силу одно и тоже с ними
учение. Поэтому же Епископа Фрументия, как можно скорее, пошлите в Египет к достопочтеннейшему
Епископу Георгию и другим египетским епископам, которые всего более имеют право рукополагать и
судить о подобных делах. Ибо, конечно, знаете и помните (если только не притворитесь, будто бы од-
ним вам совершенно неизвестно признаваемое всеми), что сего Фрументия в этот сан поставил
Афанасий, обвиненный в тысячах худых дел, почему не мог и дать никакого справедливого оправ-
дания в принесенных на него жалобах, немедленно ниспал с своей каѳедры, блуждает в мире и не
находит нигде места, переселяясь из одной стороны в другую, как будто бы чрез это избегнет того„
что он—худ. Итак, если Фрументий с готовностью послушается, согласившись дать отчет во всем
ходе дел, то для всех будет явно, что не разногласит он ни в чем ни с церковным законом,
ни с господствующею верою; и по окончании над ним суда, показав опыт всей своей жизни и от-
чет в этом представив тем, которые судят подобные дела, будет ими поставлен, если захо-
чет, чтобы почитали его действительным и все права имеющим епископом. Если же будет медлить
и избегать суда, то из этого сделается явным, что, обольщенный словами лукавейшего Афанасия,
нечествует он пред Богом; а таким образом окажется, что он так-же лукав, как и упомя-
нутый пред этим Афанасий. И в таком случае опасно, чтобы, пришедши в Авксум, не развратил
он ваших, рассевая беззаконное и злочестивое учение, и не только Церкви приводя в замешательство
и смятение, произнося хулы на Всесовершенного, но и язычникам уготовляя этим совершенное расстрой-
ство и разорение. Но знаем, что иному научившись предварительно, и многим общеполезным восполь-
зовавшись от обращения с досточестнейшим Георгием и с прочими , вполне умеющими наста-
вить в подобном, возвратится он на место свое до основания изучившим, что касается до дел цер-
ковных. Бог да сохранит вас, почтеннейшие братия!
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 июл 2020, 14:41

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием.


32) Слыша это и ближе вникнув в то, о чем сетовали пересказывавшие мне это, признаюсь, опять
возвратился я в пустыню, рассуждая (как усмотрит это и твое богочестие), что, если меня ищут
с намерением, как-скоро найдут, переслать к епархам, то есть препятствие дойти мне до твоего
человеколюбия. И если не захотевшие подписаться против меня потерпели столько тяжких бед,
если и мирян, которые не хотят вступить в общение с арианами, приказано умерщвлять: то нет со-
мнения, что для меня клеветниками будут выдуманы тысячи новых смертей; да и по смерти моей, враги
поведут дела, против кого хотят и как хотят, и еще больше выдумывая против меня лжи, потому
что некому будет обличить их. Не твоего благочестия убоявшись, предался я бегству; потому что
знал твою справедливость и твое человеколюбие. Но из того, что было сделано, усматривал я, каково—
раздражение врагов, и рассудил, что, из опасения—быть обличенными в сделанном ими против
воли твоей правоты, употребят все меры, чтобы умертвить меня. Ибо вот человеколюбие твое при-
казало удалить только епископов из городов и епархий; эти же чудные люди, осмелившись на нечто
большее твоего приказания, за три епархии в места пустынные, необитаемые и страшные послали на за-
точение старцев и преклонных летами епископов. Ибо из Ливии посланы в великий Оазис, а из
Фиваиды— в Ливийскую Аммониаку. И не смерти убоясь опять, обратился я в бегство (никто из
них да не урекает меня в боязни!), но сделал это потому, что есть Спасителева заповедь: когда
гонят нас, бегать; когда ищут, скрываться; и не вдаваться в очевидную опасность, чтобы появлением
своим не возжечь еще более ярость гонящих. Ибо все равно—самому себя умертвить, и также отдать
себя врагам на убиение. А бегать, как заповедал Спаситель, значит знать время и иметь истинное
попечение о гонителях, чтобы они, простерши злобу свою до крови, не сделались преступниками
заповеди: "не убий" (Исх. 20, 13); хотя клевеща на меня, то особенно и имеют они в-виду, чтобы я
пострадал. Ибо то, что и теперь опять сделали они, показывает, что об этом стараются и таково
кровожадное их намерение. Очень знаю, что ты удивишься. боголюбивейший Август, выслушав это: их
дерзость, подлинно, должна привести в изумление. Какова же она на самом деле, — выслушай это в
немногих словах.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 июл 2020, 14:31

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием.


33) Сын Божий» Господь и Спаситель наш Исус Христос, сделавшийся для нас человеком, упраз-
днивший смерть и освободивший род наш от рабства тлению, сверх всего прочего, даровал нам и
то, что имеем девство—образ ангельской на земле святости. И тех, которые имеют эту добродетель,
вселенская Церковь обыкла именовать невестами Христовыми, язычники же, видя их, дивятся, как
соделавшимся храмом Слова. Ибо, действительно, никем не исполняется этот высокий и небесный
обет, как только нами одними христианами; потому что всего более служит это важным признаком, что
у нас подлинное и истинное богочестие. Этих девственниц преимущественно пред прочими чтил и,
блаженной памяти, благочестивейшій родитель твой, Константин Август, и твое благочестие, в письмах
своих неоднократно именовало их досточтимыми и святыми. А ныне чудные эти ариане, клевещущие
на меня, строившие столько козней весьма многим епископам, пользуясь содействием и покорностью
им судей, заставляли обнаженных дев вещать на так-называемых герметариях (1) , и троекратно
строгали им ребра, чего никогда не терпели и самые злодеи. Пилат, угождая тогдашним иудеям,
пронзил копием один бок Спасителю; они же превзошли неистовством и Пилата, — потому что
строгали Ему не один бок, но оба, так как члены девственниц, по преимуществу, суть собственные
члены Спасителевы. Всякий, если только кто скажет об этом, от одного слуха приходит в трепет. Они
одни не только не убоялись обнажать и строгать чистые члены, посвященные девами одному Спасителю
нашему Христу; но, что еще хуже, укоряемые всеми за такую жестокость, нимало не краснеют, а еще
оправдываются тем, что на это есть повеление твоего благочестия. Так они смелы на все и намеренно
лукавы! Ничего, ничего подобного не слыхано было во времена бывших гонений. А если и совершались
когда такие дела, то при тебе христианине неприлично, чтобы и девство терпело такое оскорбление и
безчестие, и чтобы они жестокость свою слагали на твое благочестие; потому что одним еретикам свой-
ственна такая злоба—нечествовать пред Сыном Божиим и погрешать против святых дев Его.

(1). Так назывались, вероятно, столбы с головою на них Гермеса
или Меркурия какие ставились на перекрестках для указания дорог.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 июл 2020, 16:29

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием.


34) Поелику же столько и таких злодеяний совершили ариане; то не погрешил я, послушавшись Боже-
ственного Писания, которое говорит: "укрыйся мало елико елико, дондеже мимоидет гнев Господень"
(Иса. 26, 20). И это также послужило предлогом к моему удалению, боголюбивейший Август; и я не
отказался бы—как идти в пустыню, так, если бы настояла нужда, "в кошнице свешенным быть со
стены" (2 Кор. 11, 32). Ибо все перенес я, и жил со зверями и ожидал удобного времени для этого
слова, когда вы будете проходить мимо, и твердо надеясь, что осуждены будут клеветники и обнару-
жится твое человеколюбие. Что было бы угоднее тебе, блаженный и боголюбивейший Август? — То
ли, чтобы пришел я, когда клеветники мои воспламенены были яростью и искали убить меня, или, что-
бы, по написанному, скрылся я мало, пока между-тем клеветники будут признаны еретиками, твое
же человеколюбие сделается явным? Ужели угодно было бы тебе, Царь, чтобы предстал я судьям
твоим, и чтобы они, — хотя писал ты для одной угрозы,—не выразумев мысли твоей и будучи под-
стрекаемы арианами, вследствие писания твоего, предали меня смерти, и по тому-же письму, сложили на
тебя это убийство? Неприлично было, чтобы и я сам бросил и предал себя на кровопролитие, и чтобы
тебя, Царя христолюбивого, винили в убиении христиан, и притом—епископов.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 июл 2020, 12:29

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием.


35) Поэтому, лучше было скрываться и выжидать сего времени. Так, знаю, что и ты, сведущий в
Божественных Писаниях, соглашаешься со мною и одобряешь меня за этот поступок. По крайней мере,
как-Скоро перестали раздражать тебя,—снова видим мы твою благочестивую терпеливость; и всем стало
явно, что и вначале не ты гнал христиан, но они приводили в запустение церкви, чтобы повсюду рас-
севать им собственное свое злочестие, по причине которого и я, если бы не предался бегству, давно бы
уже был жертвою их козней. Ибо те, которые не усумнились делать такому Государю на меня такие до-
носы и решились на такие поступки с епископами и девами, само собою явно, не опустили бы случая
предать меня смерти. Но благодарение Господу, даровавшему тебе царство! Всем стали известны и твое
человеколюбие и их лукавство, от которого и вначале спасался я бегством, чтобы и мне можно было
обратить к тебе слово, и тебе открылся случай оказать кому-либо свое человеколюбие. Посему, — так
как, по написанному, "ответ смирен отвращает гнев" (Притч. 15, 1) и "приятны царю помыслы пра-
ведны" (16, 13) ,—умоляю тебя, приими это оправдание и возврати отечеству и церквам всех епископов
и прочих клириков, чтобы обнаружилось лукавство клеветников, а ты и ныне, и в день судный с дерз-
новением мог сказать Господу и Спасителю нашему, Всецарю Исусу Христу: „"не погубих от них ни-
когоже" (Иоан. 18, 9): но вот те, которые злоумышляли против всех; а я скорбел о скончавшихся,
о подвергшихся терзаниям девах и о всем, что худого делано христианам, сосланных же в зато-
чение возвратил, и снова отдал собственным их церквам."
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 июл 2020, 15:24

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 12.

Защитительное слово, в котором святый Афанасий оправдывает бегство свое во
время гонения, произведенного дуком Сирианом.


1) Слышу, что Леонтий, который ныне в Антиохии, Наркисс из города Неронова, Георгий, кото-
рый ныне в Лаодикии, и прочие с ними ариане много разглашают о мне и порицают меня, называя
боязнью, что не пришел и не выдал себя им, когда искали меня убить. На их злословие и клеветы
могу написать многое, чего и они отрицать не могут, в чем сознаются и все, слышавшие об этом:
впрочем, намерен сказать не более, как только Господне слово и Апостольское изречение, а именно,
"что лож от диавола" (Иоан. 8, 44) и "досадители царствие Божия не наследят" (1 Кор. 6, 10). И этим
достаточно доказывается, что они и думают и поступают не по Евангелию, но по своим прихотям и,
что им угодно, то почитают хорошим.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 июл 2020, 14:39

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 12.

Защитительное слово, в котором святый Афанасий оправдывает бегство свое во
время гонения, произведенного дуком Сирианом.


2) Но поелику присвояют себе право обвинять в боязни, то необходимо написать об этом несколько;
ибо и из немногого будет видно, что лукавы они нравом и не читали Божественных Писаний, а если
и читают то не веруют, что заключающиеся в них словеса Богодухновенны;—если-бы веровали, то
не осмелились бы поступать вопреки Писаниям и не поревновали бы злонравию убивших Господа иу-
деев.
И иудеи, — когда Бог дал заповедь: "чти отца твоего и матерь твою: и, иже злословит отца или
матерь смертью да умрет" (Матф. 15, 4. Исх. 20, 12. 21, 16),—установили новый закон, превратив честь
в безчестие, и уважение каким дети обязаны родителям, заменив серебром; а также, читая Дави-
довы деяния, научились из них противному, и невиновных, которые в субботний день выдергивали и
стирали в руках колосья (Матѳ. 12, 1), обвиняли не потому, что заботились о законах и о субботе
(в чем всего более и нарушали закон), но потому, что, будучи лукавы нравом, завидовали спасаемым
ученикам, и того только хотели, чтобы имело силу их мнение. И они за беззаконие свое получили возмездие,
соделались богопротивными, и наименованы уже князьями содомскими и людьми гоморрскими
(Иса. 1, 10).
Но и эти, по моему мнению, не меньше, чем иудеи несут уже на себе наказание, а именно—неве-
дение своего неразумия. Они не понимают, что говорят и еще почитают себя знающими то, чего не
знают. Одно у них знание—делать зло и ежедневно сверх прежнего худого изобретать еще худшее.
И если винят меня за теперешнее бегство, то не из желания—видеть меня доблестным в доброде-
тели. Ибо враги станут ли желать этого тем, которые не за-одно с ними зломудрствуют? Но по зло-
нравию своему притворно разглашают это, думая (Так они в действительности просты), что, устра-
шенный их злословием, и я присоединюсь к ним сo - временем. Им желательно (для того и ходят
всюду, то притворяются друзьями, то обо всем разведывают, как враги), — им желательно, пресы-
тившись уже кровью, искоренить и меня; потому что всегда я держался и держусь образа мыслей
противного их нечестию, и ересь их, обличая, предаю позору.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 июл 2020, 15:25

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 12.

Защитительное слово, в котором святый Афанасий оправдывает бегство свое во
время гонения, произведенного дуком Сирианом.


3) Кого, начав когда-либо преследовать и уловив, не оскорбляли они, сколько хотели? Кого, начав
искать и нашедши,- не доводили до того, что или злой постигал их конец, или отовсюду терпели
они вред? Что, повидимому, делают судьи, то их есть произведение, и лучше сказать, судьи бывают
служителями их изволения и лукавства. Посему, в каком месте нет памятника их злобы? Против
кого, не единомысленного с ними, не делали они заговор, подобно Иезавели выдумывая предлоги к
обвинению? Какая Церковь не проливает ныне слез от их злоумышлений на епископов? Антиохия опла-
кивает исповедника и твердого в православии Евстафия, Баланеи—досточудного Евфрасиана, Палтос и
Антарад — Киматия и Картерия, Адрианополь — христолюбивого Евтропия, а после него многократно но-
сившего от них узы и умершего в узах Лукия, Анкира — Маркелла, Беррия—Кира и Газа—Асклипия.
Ибо, подвергнув их наперед многим оскорблениям, до заточения довели эти коварные люди. А
Феодула и Олимпия, Епископов Фракийских, и меня, и моих пресвитеров так усердно заставляли искать,
что, если бы мы были найдены, то подпали бы смертной казни, и вероятно, не были бы уже в живых,
если бы, сверх их чаяния, не спаслись тогда бегством. Ибо такие предписания даны были об Олим-
пии Проконсулу Донату, а о мне—Филагрию. Преследовав же и отыскав Константинопольского Епи-
скопа Павла, приказали явно задушить в так-называемой Каппадокийской Кукузе, употребив на это
дело Филиппа, бывшаго епархом; потому что был он покровителем их ереси и служителем лукавых
совещаний.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 июл 2020, 05:48

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 12.

Защитительное слово, в котором святый Афанасий оправдывает бегство свое во
время гонения, произведенного дуком Сирианом.


4) Но насытились ли они столькими злодеяниями и успокоились ли, наконец? Нимало. Не только не пре-
кратили гонений, но подобно упоминаемой в Притчах пиявице (Притч. 30, 15), тем паче мужаются
на злые дела, нападая на большие епархии. Ибо кто достойным образом опишет, что сделано ими
ныне? Кто в-состоянии удержать в памяти все то, что привели они в действие? Когда церкви пребы-
вали в мире и народ молился во время богослужения, Либерий, Епископ Римский, Павлин, Епископ
митрополии Галльской, Дионисий, Епископ митрополии Италийской, Люцифер, Епископ митрополии Сардин-
ской и Евсевий, Епископ Италийский, все епископы благочестивые и проповедники истины, вдруг похи-
щены и заточены без всякого на то предлога, кроме того, что не присоединились к арианской ереси и не
подписали с арианами выдуманных на меня ложных обвинений и клевет.
(продолжением далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3365
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 104

cron
@Mail.ru