Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 дек 2020, 14:22

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

24) Первый предлагаемый ими вопрос, во-первых, неумен и неясен. Не означаютъ они, о ком спра-
шивают, чтобы спрашиваемый мог дать ответ; но говорят просто: Сущий не-сущего? Кто же, ариане,
этот Сущий, и что такое это не-сущее? Или, кто Сущий, и кто не-сущий, и что называется сущим,
или не-сущим? Ибо Сущему можно творить и несущее, и сущее, и существовавшее прежде. Древо-
дел, золотарь, горшечник обработывают, каждый по искусству своему, вещество прежде них суще-
ствовавшее, творя из него сосуды, какие им угодно. Да и сам Бог всяческих, взяв сущую и Им
уже сотворенную персть от земли, образует человека; сама же земля не существовала прежде, но
впоследствии Бог привел ее в бытие Словом Своим. Посему, если так они спрашивают, то
явно, что твари не было, пока не сотворена, а люди обработывают сущее уже вещество, и умствование
их окажется несостоятельным; потому что, как сказали мы, производится и сущее, производится и
не-сущее. Если же говорят о Боге и о Слове Его, то пусть присовокупят к вопросу и недостающее
и спрашивают так: Сущий Бог был ли когда без Слова? Сущий Свет был ли без Сияния? Или:
Бог всегда ли был Отцом Слова? Или еще и так: сущий Отец сотворил ли несущее Слово, или
всегда имеет с Собою Слово, собственное рождение Своей сущности? Тогда видно будетъ, что вхо-
дят они в пытливые изследования и осмеливаются умудряться собственно о Боге и о Сущем от Него.
Ибо кто позволит им сказать, что Бог был некогда без Слова? Так опять впадают они въ ту-же, что и
прежде, несообразность; хотя и стараются избежать сего и прикрыть своими умствованиями, но
не могут. Ибо вовсе никто не захочет слушать их сомнений, будто бы Бог не всегда был Отцом, но
стал Им впоследствии, почему и представляют себе, что не было некогда и Слова Его; тогда-как
и прежде много представлено на них обличений, и Иоанн говорит: "в начале бе Слово" (Иоан. 1, 1), и
Павелъ пишетъ: "Иже сый сияние славы" (Евр. 1, 3), и: "сый над всеми Бог благословен во веки,
аминь (Рим. 9, 5).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3369
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 дек 2020, 15:00

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

25) Лучше было бы им успокоиться; но поелику не перестают, то на таковой безстыдный их вопрос
иной и сам, подобно им отважившись, предложит уже свой вопрос, в надежде, что, не видя
себе выхода из таких нелепостей, отступят, прекратив борьбу с истиною. Посему, иной, себе
прежде усердными молитвами испросив Божией милости, встретит их таким вопросом: сущіий Бог,
ужели не существуя, соделался Богом, или существует прежде, нежели делается? Посему, существуя
ли сотворил Себя, или Он из ничего, будучи прежде ничем, внезапно явил Сам Себя? Такой
вопрос нелеп, действительно нелеп и исполнен хулы, но подобен их вопросу. Ибо что ни скажут
они, все это исполнено всякого нечестия. Если же богохульно и весьма нечестиво—предлагать такие вопросы
о Боге, то так-же богохульно подобным образом спрашивать и о Слове Его.
Впрочем, чтобы не дать места такому их неразумному и безсмысленному вопросу, необходимо отве-
чать так: Бог есть вечно сущий; а потому, поелику всегда есть Отец, то вечно есть и Его Сияние, то-
есть Его Слово. И еще: сущий Бог от Себя имеет и сущее Слово; и Слово не после явилось, как не-
существовавшее прежде, и Отец никогда не был без Слова. Дерзость против Сына влечет за собою
хулу на Отца, как будто Он отвне измыслил Себе Премудрость, Слово, Сына. Ибо, как-скоро
наименуешь что-либо из сего,—по сказанному, означаешь тем Рождение от Отца; почему такой их
вопрос несостоятелен; и это справедливо. Ибо, отрицая Слово, не имеют разума и в вопросе.
Как если бы кто, видя солнце, стал спрашивать об его сиянии и сказал: сущее солнце несуществую-
щее или уже существующее произвело сияние?—то о подобном человеке подумают, что не имеет он
здравого смысла, но обезумел, потому что представляет себе вне света существующим, что всецело
от света, и спрашивает о сем: в такое ли время, где, когда, сотворено ли оно? Так, рассуждающий
подобным образом и предлагающий такие вопросы о Сыне и об Отце тем паче обнаруживает в
себе еще большее безумие; потому что Слово, сущее отъ Отца, привводит в Него совне, и Рождение по
естеству представляя себе произведением, говорит: не было, пока не рождено. Впрочем, пусть услышат
на этот вопрос, что сущий Отец сотворил сущего Сына. Ибо Слово плоть бысть, и Его, сущего Сына
Божья, при скончании веков, сотворил и сыном человеческим; разве только согласно с Самосатским
станут утверждать, что и Сына не было, пока не соделался человеком. На первый их вопрос
достаточно от нас и сего.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3369
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 дек 2020, 13:48

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

26) Но и вы, ариане, помня собственные ваши речения, скажите: Сущий в не-сущем ли имел по-
требность при создании вселенной, или потребен был Ему сущий? Вы сказали: из не-сущего угото-
вал себе орудие, Сына, чтобы Им творить все. Посему, что превосходнее? Имеющее потребность, или
удовлетворяющее потребности? Или то и другое восполняет взаимные друг друга недостатки? Ибо,
утверждая подобное сему, показываете более немощь уготовлявшего, а именно, что один Он не имел
сил создать вселенную, но измышляет Себе орудие совне, как древодел или кораблестроитель какой,
не имеющий возможности сработать что-нибудь без топора и пилы. Поэтому, что сего нечестивее? И
должно ли вообще останавливаться на этом, как на чем-то трудном, когда сказанное нами прежде до-
статочно показывает, что представляемое ими есть одна мечта?
Что же касается до другого их очень неискусного и неразумного вопроса, какой предлагают они жен-
щинам; то и на него не надлежало бы также отвечать более того, что сказано уже нами выше, а
именно, что Рождение от Бога не должно измерять человеческой природой. Однако-же, чтобы и в этом
признали они себя виновными, хорошо будет встретить их опять у них-же заимствованным вопро-
сом. Вообще, если родителей спрашиваютъ о сыне, то пусть разсудят, откуда у них рожденное чадо.
Если родитель не имел сына, пока не родил: то, когда уже имеет, не совне и не как чуждого
имеет, но от себя, как собственность своей сущности и сходный с собою образ; почему, сын ви-
ден в отце и отец усматривается в сыне. Поэтому, если из человеческих примеров заимству-
ют они понятие о времени рождающих, то почему-же из тех-же примеров не заимствуют мысли
о естественной связи детей с родителями и о принадлежности одних другим, но, как змеи, соби-
рают с земли только годное для яда? Им, спрашивая родителей и говоря: не имел ты сына, пока
не родил, должно было присовокупить и сказать: а ежели есть у тебя сын, то ужели покупаешь его
со стороны, как дом, или иное какое имущество? И отец ответит тебе: „сын—не со стороны, но
из меня; что—отвне, то составляет мое имущество, и оно от одного переходит к другому; а сын—
от меня, собственность моей сущности, мне подобен, и не от другого во мне произошел, но рож-
ден мною. Поэтому, в нем весь я, сам пребывая тем, что есмь". Так бывает в действитель-
ности; и хотя родитель отличается по времени, как человек и сам происшедший во времени; но он
имел бы всегда соприсущим себе свое чадо, если бы природа не положила преграды и не воспрепят-
ствовала возможности, Ибо и Левий был уже в чреслах прадеда, прежде нежели родился он и родил
его дед. Посему, когда человек приходит в надлежащий возраст и природа дает ему возможность;
тогда, по устранении естественных препятствий, и вскоре делается он отцом происходящего
от него сына.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3369
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 дек 2020, 15:23

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

27) Итак, если спрашивали родителей о детях и знали, что естественныя дети происходят не совне,
но от родителей; то пусть исповедуют и о Слове Божьем, что Оно всецело от Отца. А спрашивая
о времени, пусть наименуют и препятствующее Богу. Ибо тем самым, о чем спрашивали как-бы в
насмешку, надлежит обличит нечествующих. Посему, пусть скажут, что служит препятствием Богу—
всегда быть Отцом Сына. Ибо признано уже, что есть Рождаемое от Отца. А чтобы рассуждающие
подобным образом о Боге совершенно признали себя виновными,—для этого, как спрашивали жен-
щин о времени, пусть доспрашиваются также у солнца об его сиянии, или у источника об источаемом
из него, и узнают, что сияние и струя, хотя суть порождения, но всегда находятся с теми, от кого
происходят. Если же и такие родители в отношении к детям имеют то, что-бы им быть таким и по
естеству и всегда; то почему же, предполагая Бога чем-то меньшим вещей сотворенных, не выскажут
яснее своего нечестия? Если же не осмелятся сказать этого явно, и исповедуют о Сыне, что Он — не
совне, но от Отца и по естеству Его рождение, притом же ничто не служит препятствием Богу (Бог—
не то, что—человек, Он больше и солнца: паче же Бог солнца); то явно, что от Бога и всегда сопри-
суще Отцу—Слово, Которым Отецъ все не-сущее привел в бытие. Посему, что Сын не из не-су-
щего, но вечен, и от Отца,—это показывает самое дело. А вопрос еретиков, предлагаемый роди-
телям, обличает их злонамеренность. Ибо видели, что сообразно с естеством; а наконец, посрамлены
они и в том, что касается до времени.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3369
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 дек 2020, 12:53

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

28) А что Божия рождения не должно применять к человеческой природе, и думать, что Сын Божий
есть часть Бога, или что вообще рождение означает некоторое страдание,—об этом предварительно
говорили мы выше. И теперь повторяем то-же: Бог— не то, что—человек. Люди рождают страдательно,
по природе будучи преходящими и ожидая времени по немощи естества своего; о Боге же сказать того
невозможно. Бог не из частей слагается, но, будучи безстрастен и прост, безстрастно и неделимо
Он Отец Сыну. И этому опять имеем сильное свидетельство и доказательство в Божественных
Писаниях. Ибо Слово Божие есть Сын Божий, и Сын есть Отчее Слово и Отчая Премудрость. А Слово и
Премудрость — не тварь и не часть Того, Чье Оно Слово, и не рождение, сопровождаемое страданием.
Писание, сочетавая то и другое, наименовало Сыном, и этим благовествует об истинном по естеству
рождении от сущности; а чтобы рождение сего не предположил кто человеческим, и означая опять
сущность Сына, говорит, что Он есть Слово и Премудрость и Сияние. Ибо из сего заключаем и
о безстрастии, о вечности и о боголепии рождения. Ибо какое страдание, и какая часть Отца—Его Слово.
Премудрость и Сияние? И это можно дознать и им несмысленным. Ибо, как спрашивали жен о сыне,
так пусть мужам предложат вопрос о слове; и узнают, что не страдание их и не часть ума их—
произносимое ими слово. Если же таково слово у людей, которые удобостраждущи и слагаются из
частей; то почему в безплотном и неделимом на части Боге представляют себе страдание и части,
чтобы, убоявшись повидимому такого представления, отрицать им истинное по естеству рождение Сына?
И как выше достаточно уже было доказано, что рождение от Бога не есть страдание, так теперь в
особенности доказывается, что Слово рождается без страдания. Но пусть услышат то-же и о Премудрости.
Бог—не то, что—человек, и в сем да не представляют о Нем чего - либо человеческого. Люди
сотворены также удобоприемлющими и мудрость, но Бог ни от кого не приобщается мудрости; Он сам
есть отец Своей Премудрости, и причастники Ее обыкновенно именуются мудрыми. И самая Премуд-
рость есть не страдание, не часть, но собственное рождение Отца. Посему Бог — всегда Отец, и не
впоследствии привзошло это наименование: Отец, в каком случае можно было бы почитать Бога изме-
няемым. Ибо, если прекрасно Богу быть Отцом, то не всегда было бы в Нем прекрасное.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3369
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 дек 2020, 12:48

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

29) Но вот говорят: „Бог всегда есть Создатель, и не впоследствии привзошла в Него зиждительная
сила. Но, поелику Он Создатель, то ужели посему и твари вечны, и непозволительно о них сказать:
их не было, пока не сотворены? О безсмысленные ариане! В чем подобны между собою Сын и тварь,
чтобы одно и то-же говорит вам и об Отце и о здателях? Почему остаются они в своем невежестве,
когда в предыдущем показано было столько различия между Рождением и тварью? Посему, опять
должно повторить то-же: тварь, как было уже говорено, вне Творящего; а Сын есть собственное рож-
дение сущности. Посему, нет необходимости твари быть всегда. Когда хочет Создатель, тогда и произ-
водит. Но рождение не подлежит изволению, а напротив того, есть собственность сущности. Можно
и быть и именоваться Творцом, когда и нет произведений; но невозможно ни назваться, ни быть Отцом,
когда нет Сына.
Но если с пытливостью спросят: почему же Бог, всегда имея силу творить, не всегда творит?—то и
этот дерзкий вопрос свойствен только безумным. «Кто бо разуме ум Господень? Или кто советник
Ему бысть» (Римл. 11, 34)? «Еда речет здание скудельнику, почто мя сотворил еси тако» (—9, 20)? Но чтобы
не оставаться нам в молчании, имея у себя хотя и слабый довод, то пусть выслушают. Если Богу и
всегда возможно творить: то твари не могли быть вечными; потому что они — из ничего, и их не
было, пока не сотворены. А то, чего не было, пока не сотворено, как могло сопребывать с вечно су-
щим Богом? Посему, Бог, имея в-виду полезное для тварей, когда увидел, что они, будучи сотворен-
ными, могут пребывать, тогда и сотворил все. И как мог Он и в самом начале при Адаме, или
при Ное, или при Моисее послать Слово Свое, но послал только при скончании веков; потому что
усмотрел это полезным для всей твари: так создал и тварей, когда восхотел и когда им было
это полезно. А Сын, будучи не произведением, но собственностью Отчей сущности, всегда пребывает.
И поелику всегда существует Отец, то всегда должно быть и тому, что собственно принадлежит сущности
Его, то-есть Его Слову и Премудрости. Твари, хотя бы еще и не существовали, не умалили бы Творца;
потому что имеет Он силу создать, когда хочет. А если бы не всегда было со Отцом Рождение Отчее,
то это было бы уже умалением совершенства Отчей сущности. Посему, когда восхотел Бог, тогда и со-
зданы твари Словом Его; а Сын всегда есть собственное рождение Отчей сущности.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3369
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 дек 2020, 12:51

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

30) Как радует это верующих, так печалит еретиков, которые видят, что рушится их ересь.
Ибо и этот опять вопрос их, выражаемый так: одно ли несозданное, или несозданных два? — пока-
зывает в них ум неправый, но опасный и полный хитрости. Не к чести Отца предлагают они этот
вопрос, но к безчестью Слова. И если кто, не зная их коварства, даст ответ: несозданное одно; тот-
час изблевывают яд свой, говоря: „следовательно, Сын—из числа созданных, и хорошо сказали мы,
что Его не было, пока не рожден". Все смешивают и приводят в безпорядок, чтобы только отда-
лить Слово от Отца, и Создателя всяческих сопричислить к тварям. Посему, во-первых, достойны
осуждения за то, что,—порицая епископов, сошедшихся в Никеи, за употребленныя ими речения, взя-
тые не из Писания, впрочем не хульные, но служащие к низложению их нечестия,—сами впали в ту-
же вину, и произносят слова, не из Писания взятые, измышляют поругания Господу, не зная, ни что
говорят, ни что подтверждают. По крайней мере, пусть спросят язычников, у которых выслушали
это речение (потому что их это изобретение, а не Писанию принадлежит), и узнав, какие значения
имеет речение, увидят, что, если о чем говорят, то не умеют хорошо о том спросить. А я доведался
ради них, что несозданным называется, что еще не сделалось, но может сделаться; на-пример,
дерево еще не сделалось, но может сделаться ладьею. И несозданным также называется, что не сделалось
и не может никогда сделаться, например, треугольник—четыреугольником, и четное число—нечетным.
Ибо треугольник никогда не был и никогда не будет четыреугольником, и четное число никогда не
было и никогда не будет нечетным. И еще несозданным называется, что существует, но ни от
кого не произошло и, вообще, никого не имеет своим отцом. А коварный софист Астерий, защит-
ник этой ереси, присовокупляет, говоря в своем сочинении: „несозданное есть то, что не сотворено,
но всегда существует". Посему, надлежало им предлагать вопрос, определив предварительно, в каком
значении разумеют слово: несозданный, чтобы и спрашиваемый отвечал правильно.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3369
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 дек 2020, 12:48

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

31) Если же думают, что хорошо предлагают вопрос, сказав: одно ли несозданное, или несозданных
два?—то пусть прежде услышат, как невежды, что несозданных много, и что несозданное есть
ничто; и вещей которые могут произойти, много, а что не может произойти, то, по сказанному, ничто.
Если же и Астерий хочет, чтобы не тварь, но всегда «сущее было несозданным, и они предлагают
вопрос: то пусть не раз, но многократно выслушают, что в таком смысле и Сын наименуется
несозданным; потому что Он не тварь и не произведение, но вечно присущ Отцу, как уже и дока-
зано, хотя они не раз от сего отказывались, только бы сказать против Господа: Он из ничего, и Его
не было, пока не рожден. Посему, если, лишась во всем опоры, захотят уже предложить вопрос,
разумея под несозданным, что существует, но никем не рождено и не имеет у себя отца: то
пусть слышат, что и у нас в таком значении один и единственный несозданный Отец, и услышав
это, ничего больше не приобретут себе; потому что именование Бога несозданным в этом
смысле не доказывает, что Сын сотворен, так-как из предыдущих доказательств ясно видно, что Слово
таково-же, каков и Родивший Его. Итак, если Бог несоздан, то несоздан и Образ Несозданного,
а Его есть рождение, то-есть Его Слово и Премудрость. Ибо какое сходство созданного с Несозданным?
И не поленимся повторить опять то-же. Если хотят, чтобы созданное подобно было Несозданному,
чтобы взирающий на одно видел другое; то не долго уже им сказать, что Несозданное есть
образ и тварей,—так все уже у них перемешано: созданные вещи уравниваются Несозданному,
испровергается Несозданное, потому что измеряется тварями, только бы Сына низвести им в ряд
тварей.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3369
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 дек 2020, 13:11

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

32) Но думаю, что и они не захотят еще сказать сего, если послушаются софиста Астерия. Ибо он,
хотя старается защитить арианскую ересь, и говорит, что несозданное одно, однако-же, вопреки им утверж-
дает, что и Премудрость Божья несозданна и безначальна. Вотъ часть написаннаго им: „не сказал
блаженный Павел, что проповедует Христа, сию Божию силу и сию Божию Премудрость, не говорит
без этого присовокупления,—Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1, 24), проповедуя тем, что
есть иная собственная сила самого Бога, Ему врожденная и несозданно соприсущая". И немного после
говорит еще: „хотя вечная Его сила и Премудрость, Которая по доводам истины оказывается безначаль-
ною и несозданною, без сомнения, может быть одна и та-же". Хотя, нехорошо выразумев Апостольское
изречение, и признал он две премудрости, однако-же, назвав несозданною соприсущую Богу
премудрость, выразил, что несозданное не одно, но есть при нем и другое несозданное; потому что
соприсущее не себе соприсуще, но другому. Посему или пусть, послушавшись Астерия, не спрашивают
больше: одно ли несозданное, или их два, чтобы сомнением своим не вступить в борьбу с Астерием,
или, если противятся и ему, то пусть не опираются на его книгу, чтобы, угрызая друг друга, не
истребить им себя взаимно.
Это пусть будет кратко сказано их невежеству; а на коварное их произволение в-состоянии ли кто
сказать что-либо достаточное? И кто, по справедливости, не возненавидит их за такое беснование?
Поелику не имеют уже свободы сказать: Сын из не-сущего, и не был, пока не рожден; то придумали
себе речение: несозданный, что-бы, пред людьми простодушными называя Сына созданным, означать
этим опять те-же самые положения: из не-сущего, и некогда не был. Ибо ими означаются вещи
созданные и твари.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3369
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 дек 2020, 16:14

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 16.

На Ариан слово первое.

33) Если бы твердо стояли они в том, что говорят; то им надлежало бы держаться сего и не ме-
шать своих мыслей, извращая их многоразлично. Но они не хотят этого, думая, что не трудно бу-
дет всего достигнуть, если оградятся словом: несозданный, прикрывая им ересь свою. Ибо и самое
это речение имеет значение не в-отношении к Сыну, какую мысль они рассевают, но в-отношении к
вещам сотворенным. Подобное сему можно видеть в словах: Вседержитель и Господь сил. Ибо, если
Отец над всем державствует и господствует чрез Слово, и в царстве Отца царствует Сын,
и имеет над всем державу, как Слово и как Образ Отца; то явно, что здесь Сын не причис-
ляется ко всем тварям, и не в-отношении к Нему именуется Бог Вседержителем и Господом, а в-
отношении к тому, что сотворено Сыном, и над чем Бог державствует и господствует чрез
Слово. И именование: несозданный имеет значение в-отношении не к Сыну, но к тому, что сотворено
Сыном. И справедливо употребляется оно о Боге; потому что Бог—не то, что — существа созданные,
но Он есть их Творец и Создатель чрез Сына. Но как имя: несозданный имеет значение в-отно-
шении к существам созданным; так имя: Отец—указывает на Сына. И кто именует Бога творцом,
создателем и несозданным, тот имеет в-виду и представляет себе твари и существа созданные; а
кто называет Бога Отцом, тот с этим вместе умопредставляет и видит Сына. Посему-то иной
подивится упорству их в нечестии; потому что, хотя имя: несозданный, по сказанному, имеет хоро-
ший смысл и может быть употребляемо благочестиво, но они по своей ереси произносят его к
безчестию Сына, не не зная того, что кто чтит Сына, тот чтит Отца, а кто безчестит Сына, тот
безчестит Отца (Иоан. 5, 23).
Если бы у них было попечение о прославлении и чествовании Отца, то им (что было бы и лучше и
выше) надлежало бы паче признавать и именовать Бога Отцом, нежели давать Ему то наименование.
Ибо, называя Бога несозданным от произведенных Им дел, как сказано, именуют Его только
Творцом и Создателем, думая, что из этого имени могут, в угодность свою, и Слову дать имя твари.
А кто называет Бога Отцом, тот дает Ему это именование от Сына, не не зная, что, поелику есть
Сын, то и сотворенное создано необходимо Сыном. И они, именуя Бога несозданным, дают Ему
имя только от дел, а сами так-же не знают Сына, как и язычники. А кто называет Бога Отцом,
тот дает Ему это именование от Слова; познавая же Слово, познает в Слове Создателя и разумеет,
что Им вся быша.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3369
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: malder и гости: 73

@Mail.ru