ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том второй . Слово 16.
На Ариан слово первое.
24) Первый предлагаемый ими вопрос, во-первых, неумен и неясен. Не означаютъ они, о ком спра-
шивают, чтобы спрашиваемый мог дать ответ; но говорят просто: Сущий не-сущего? Кто же, ариане,
этот Сущий, и что такое это не-сущее? Или, кто Сущий, и кто не-сущий, и что называется сущим,
или не-сущим? Ибо Сущему можно творить и несущее, и сущее, и существовавшее прежде. Древо-
дел, золотарь, горшечник обработывают, каждый по искусству своему, вещество прежде них суще-
ствовавшее, творя из него сосуды, какие им угодно. Да и сам Бог всяческих, взяв сущую и Им
уже сотворенную персть от земли, образует человека; сама же земля не существовала прежде, но
впоследствии Бог привел ее в бытие Словом Своим. Посему, если так они спрашивают, то
явно, что твари не было, пока не сотворена, а люди обработывают сущее уже вещество, и умствование
их окажется несостоятельным; потому что, как сказали мы, производится и сущее, производится и
не-сущее. Если же говорят о Боге и о Слове Его, то пусть присовокупят к вопросу и недостающее
и спрашивают так: Сущий Бог был ли когда без Слова? Сущий Свет был ли без Сияния? Или:
Бог всегда ли был Отцом Слова? Или еще и так: сущий Отец сотворил ли несущее Слово, или
всегда имеет с Собою Слово, собственное рождение Своей сущности? Тогда видно будетъ, что вхо-
дят они в пытливые изследования и осмеливаются умудряться собственно о Боге и о Сущем от Него.
Ибо кто позволит им сказать, что Бог был некогда без Слова? Так опять впадают они въ ту-же, что и
прежде, несообразность; хотя и стараются избежать сего и прикрыть своими умствованиями, но
не могут. Ибо вовсе никто не захочет слушать их сомнений, будто бы Бог не всегда был Отцом, но
стал Им впоследствии, почему и представляют себе, что не было некогда и Слова Его; тогда-как
и прежде много представлено на них обличений, и Иоанн говорит: "в начале бе Слово" (Иоан. 1, 1), и
Павелъ пишетъ: "Иже сый сияние славы" (Евр. 1, 3), и: "сый над всеми Бог благословен во веки,
аминь (Рим. 9, 5).
(продолжение далее).