Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение Василий » 13 фев 2021, 15:35

Е.Рерих т.3:
...Также, если хотите, можно было бы упомянуть, что доктрина о перевоплощении была отменена Отцами Церкви лишь в 553 году по Рождеству Христову на Втором Константинопольском Соборе. Таким образом, доктрина о предсуществовании души и ее последовательных возвращениях на Землю стала «ересью» среди официального христианства лишь в шестом веке по Рождеству Христову, до этого времени она была терпима и принята теми церковниками, которые были особенно близки гностикам.
В другом письме:
...Пересылаю Вам интересную газетную заметку, подтверждающую доктрину перевоплощения. Может быть, она пригодится Вам для Вашего журнала. Также интересный случай рекордирован в Австрии, где одна девочка после тяжелой болезни не только вспомнила свою прежнюю жизнь в Мадриде, где она, по ее утверждениям, была торговкой, но к ней вернулась способность говорить на испанском языке. Да, сближение двух Миров происходит на наших глазах.
т.4
Но решение Константинопольского Собора (553 года), отменяющее Доктрину Перевоплощения, приведено в Британской Энциклопедии. Нужно отдать справедливость, что автор, писавший о Соборах для Британской Энциклопедии, не постеснялся выказать критическое отношение к авторитетам, возглавлявшим эти Соборы. В третьем томе «Тайной Доктрины» в Отделе XIII имеется несколько любопытных сведений о Соборах (но я еще не закончила перевода этого тома, иначе, конечно, переслала бы Вам эти странички).
Василий
участник форума
 
Сообщения: 341
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 19:25

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 фев 2021, 15:36

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

20. Посему Слово или пусть будет исключено из [числа] творений и как Творец возвращено Отцу и исповедуется по естеству Сыном, или, если Оно точно тварь, пусть будет признано состоящим в том же чине, в каком и прочие твари относительно друг [Col.189] друга. Пусть каждая из них наименована будет тварью, но не как одна из тварей, порождением или произведением, но не как одно из произведений или порождений. Ибо выражения «порождение» и «произведение» признали вы тождественными, написав: «рожденного» или «сотворенного». Хотя [по вашему] по сравнению с другими тварями Сын преимуществует, но тем не менее Он — тварь как и прочие твари. Ибо в самих по естеству тварях можно найти что одни перед другими преимуществуют. «И звезда от звезды разнствует во славе» (1 Кор. 15, 41). И все прочие твари сравнительно одна с другою имеют разность. Однако же, по этому самому одни не господствуют, а другие не раболепствуют перед совершеннейшими; одни не служат причинами творящими, и другие не созидаются первыми; напротив того, все имеют одно свойство — быть производимыми и творимыми, сами в себе исповедуют своего Зиждителя, как воспевает Давид: «небеса поведают славу Божию творение же pукy Его возвещает твердь» (Псал. 18, 2); как и мудрый Зоровавель говорит: «вся земля- истину -призывает и небо оную благословляет, вся- дела трясутся и трепещут» (2 Ездр. 4, 36). А если вся земля воспевает и благословляет Создателя и истину, и трепещет; Создатель же земли есть Слово, и Сам вещает: «Аз есмь истина» (Иоан. 14, 6): то, конечно, Слово — не тварь, но единственное собственное Отчее Слово. Им все устрояется, и Оно воспевается всеми, как Зиждитель, о чем само Оно говорит: «бех у Него устрояя» (Притч. 8, 29); и: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» (Иоан. 5, 17). Речение же доселе показывает, что Слово, как Слово, вечно пребывает во Отце. Ибо Слову свойственно — совершать дела Отчие и быть не вне Отца.
(продолжение далее)
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3368
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 фев 2021, 14:44

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе

21) Если же, что делает Отец, то делает и Сын, и что созидает Сын, то есть и Отчее со-
здание; но Сын есть дело и создание Отца: то Сын, или будет сам Себя производить и сам
Себя творить (потому что тоже самое, что делает Отец, есть дело и Сына), а это нелепо и невоз-
можно,—или, творя и делая, что делает Отец, Сам не будет ни делом, ни тварью, чтобы Ему,
будучи творящею причиною, в числе прочего творимого не оказаться творящим и то, чем
соделался сам Он, вернее же сказать, чтобы не оказаться неспособным творить. Ибо если, по
словам вашим, произошел Он из не-сущего; то возможно Ему соделывать сущим не-сущее?
Если же созидает тварь, Сам будучи тварью; то и о каждой твари должно будет представлять
тоже, а именно, что и она может созидать. Но если соглашаетесь на это, то какая потребность в
Слове, когда низшие твари могли получить бытие от тварей высших, или и вообще, каждая создан-
ная вещь могла вначале услышать Бога: да будет! или: да созиждется! и таким образом
создалась бы каждая тварь? Но этого нет в Писании; это и невозможно; потому что ничто созданное
не есть причина творящая. Все приведено в бытие Словом, но и Слово не произвело бы всего, если
бы Само было в числе тварей. Не могут созидать и Ангелы, потому что и они—твари, хотя и
держатся такой мысли Валентин, Маркион и Василид, и вы делаетесь их ревнителями. И солнце,
будучи тварью, никогда ничего не приведет из небытия в бытие, и человек не создаст человека,
и камень не измыслит камня, и дерево не вырастит дерева. Напротив того, Бог образует человека
во чреве матернем, поставляет горы, дает рост дереву; а человек, по способности приобретает
познание, слагает, обделывает это вещество, и, как научился, обрабатывает уже существующее,
довольствуется же тем одним, что это им сделано; и сознавая природу свою, если имеет в чем
нужду, просит о том Бога.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3368
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 фев 2021, 15:51

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе

22) Посему, если и Бог производит и слагает из готового вещества (таково языческое мудрование,
и по нему Бога можно будет назвать только художником, а не Творцом); то пусть и Слово
обрабатывает это же вещество, по Божию велению и услуживая Богу. Если же Бог не-сущее
призывает в бытие Словом Своим, то Слово не в числе не-сущих и призываемых; иначе, должны
будем искать иного слова, которым и Оно призвано; потому что не-сущее приведено в бытие
Словом. И если Бог Им созидает и творит, то само Оно не числе созидаемых и творимых,
но паче есть Слово зиждущего Бога. И об этом Слове из дел Отца, совершаемых самим
Словом, познается, что Оно во Отце, и Отец в Нем, что видевший Его видел и Отца, потому
что Слову принадлежит сущность Отца, и Сын по всему подобен Отцу. Как Бог созидает
чрез Сына, если Он—не Отчее Слово и не Отчая Премудрость? И как будет Сын Словом и
Премудростью, если не есть собственное рождение Отчей сущности, но Сам произошел из не-сущего?
Когда все вещи из не-сущего и суть твари, а также и Сын, по словам еретиков, есть одна
из тварей, никогда не существовавших,—почему Он только один открывает Отца? Почему никто
другой, кроме единого Сына, не знает Отца? Ибо если Сыну, будучи тварью, возможно познать Отца:
то пусть познается Отец и всеми, соответственно мере каждого существа; потому что все они, по-
добно Сыну, суть произведения. Если же созданным невозможно ни видеть, ни познавать, напротив
того, Божье лицезрение и ведение превосходит силы всех тварей; ибо сам Бог сказал: «никто же
узрит лице Мое, и жив будет» (Исх. 33, 20); и Сын говорил: «никто же знает Отца, токмо Сын»
(Матф. 11, 27):
то не-одинаково с вещами сотворенными будет Слово, Которое одно познает
и одно видит Отца, как изрекло само Оно; «не яко Отца видел есть кто. токмо Сый от Отца»
(Иоанн. 6, 46); и: «никто же знает Отца, токмо Сын», хотя и не так это кажется Арию. Почему же по-
знал один Сын, если не Он один есть собственный Отчий Сын? Почему был бы собственным Отчим
Сыном, если Он—тварь, а не истинный Сын от Отца?
Ради благочестия не тягостно будет и много раз повторить одно и тоже, а именно; нечестиво -—
думать, будто бы Сын есть один из всех; также хульно и неразумно утверждать, будто бы Он—
тварь, но не как одна из тварей, — произведение, но не как одно из произведений, — рождение, но
не как одно из рождений. Почему Сын не как одно из всего этого, если, по словам их, Его не
было, пока не рожден? Ибо тварям и произведениям свойственно — не быть, пока не приведены в
бытие, и происходить из ничего, хотя бы и преимуществовали пред другими славою; потому что и все
прочие твари окажутся в этом отношении различествующими между собою, как усматривается это в
тварях видимых.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3368
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 фев 2021, 14:22

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе

23) Но если, по мнению еретиков, Сын был тварь и произведение, но не как одна из тварей,
потому что отличен от них славою; то Писанию надлежало бы означить и показать Его превосходство
сравнительно с иными тварями, надлежало бы например сказать, что Он выше Архангелов, чест-
нее Престолов, светлее солнца и луны, выше неба. Но теперь сего о Нем не означается. Отец же
показывает, что Он собственный и единственный Его Сын, говоря: «Сын Мой еси Ты» (Псал. 2, 7),
и: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем-же блавоволих» (Матф. 3, 17).
Потому и служили Ему Ангелы, как не-одинаковому с ними, и поклоняются Ему не как высшему
по славе, но как не-одинаковому со всеми тварями и с ними самими, единому и собственному
по сущности Отчему Сыну. А если бы поклонялись Ему, как превосходящему славою: то и
каждый из низших должен был бы поклоняться превосходящему его. Но это не так; тварь
не поклоняется твари; поклоняется же раб Владыке и тварь Богу. Петр Апостол Корнилию, который
хотел поклониться ему, возбраняет это, говоря: «и аз человек есмь» (Деян. 10, 26). И Ангел в
откровении Иоанну, когда хотел поклониться ему, также возбраняет это, говоря: Виждь, ни: клеврет
твой есмь и братии твоей Пророков, и соблюдающих словеса книги сея: Богу поклонися» (Апок.
22, 9). Следовательно, и поклонение принадлежит единому Богу; и это знают самые Ангелы. Хотя
и превосходят других славою, но все они—твари, и не приемлют поклонения, но сами покланяются
Владыке. Когда отец Сампсонов Маной хотел принести жертву Ангелу,—Ангел возбранил ему,
говоря: «не мне, но Богу принеси» (Суд. 13, 16). Господу же поклоняются и Ангелы; ибо написано:
«и да поклонятся Ему вси Ангелы Божии» (Евр. 1, 6); и все народы, как говорит Исаия: «утрудися Еги-
пет, и купли Ефиопские, и Саваимстии мужи высоцыи к Тебе прейдут, и Тебе будут рабы», и вслед
за сим: «и поклонятся Тебе и к Тебе помолятся. яко в Тебе Бог есть, и несть Бога разве Тебе»
(Исаии 45, 14). Приемлет Он и учеников поклоняющихся, и удостоверяет их о Себе, Кто Он,
говоря: «не вы-ли глаголете Мя учителя и Господа? и добре глаголете, есмь бо» (Иоан. 13, 13). И когда
Фома говорит Ему: «Господь мой и Бог мой» (Иоан. 20, 28),—позволяет ему говорить сие, даже приемлет
сказанное, не возбраняя ему; потому что, как говорят другие пророки и как воспевает Давид;
«Он есть Господь сил» (Псал. 47, 9), Господь Саваоф, что значит—Господь воинств, Бог истин-
ный и Вседержитель, хотя арианам и нестерпимо слышать это.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3368
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 фев 2021, 14:18

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

24) Ему не поклонялись бы и не было бы о Нем сказано сего, если бы Он был в числе тварей.
Теперь же, поелику Он—не тварь, но собственное рождение сущности достопоклоняемого Бога и Сын
по естеству; то поклоняются Ему и веруют, что Он, как и Отец, есть Бог, Господь воинств,
Властитель и Вседержитель. Ибо Сам сказал: «вся, елика имать Отец, Моя суть» (Иоан. 16. 15). Сыну
же свойственно иметь принадлежащее Отцу и быть таковым, чтобы в Нем созерцаем был Отец,
чтобы Им было все сотворено, в Нем совершалось и утверждалось спасение всех.
Чтобы обличение ереси ариан еще более было явственно, хорошо будет спросить у них и о
сем: поелику все существа суть твари, и все они приведены в бытие из ничего, а по словам вашим,
и сам Сын есть тварь и произведение, и один из не-существовавших никогда; то почему
же Им одним все сотворил Бог, и без Него ничто же бысть? Или, почему, когда сказуется: все,
представляет себе всякий, что речением „ все" не Сын означается, но означаются сотворенные вещи?
Когда же Писания говорят о Слове,—всякий опять представляет, что Слово не в числе означаемых
речением: все, но со Отцом сопоставляет Того, Кем Отец промышляет о всем, соделывает и
творит спасение всех, хотя и все существа могли бы получить бытие по тому же повелению, по
которому и Слово получило бытие от единого Бога? Бог не утруждается, повелевая, не до того
немощен к совершению всего, что единого Сына мог сотворить Он один, к созиданию же прочих
существ имел нужду в содейственнике и помощнике—Сыне. Без укоснения приходит в бы-
тие все, что ни восхощет Бог. Напротив того, егда восхотел Он, как все совершилось, и никто
не воспротивился воле Его. Итак, почему и все не пришло в бытие по тому повелению единого
Бога, по которому пришел в бытие Сын? Или, пусть скажут: почему Сыном вся быша, хотя и
сам Сын создан?
От ариан можно ожидать всякого неразумия; на это впрочем скажут: „Бог, восхотев создать
тварную природу, видел, что она не может прият на себя ничем не умеряемой Отчей руки и
Отчей зиждительной силы, потому,, первоначально один производит и творит Единого только, и
Его именует Сыном и Словом, чтобы, при Его посредстве, Им могло уже прийти в бытие и
все прочее?" Это не говорили только, но осмелились и написать и, Арий и приносивший жертвы
Астерий.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3368
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 фев 2021, 14:52

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.


25) Как же за это не осудить их кому - либо в совершенном злочестии, когда, с великим не-
разумием растворив его себе и упиваясь им до такой меры, не стыдятся они истины? Если в том
предположении, что Бог утрудился бы произведением иных тварей, говорят, что сам Он сотво-
рил одного Сына: то вся тварь возопиет на них, произносящих о Боге недостойное Бога; возопиет
и Исаия, говоря в Писании: «Бог вечный, устроивый концы земли, не взалчет; ниже утрудится, ниже
есть изобретение премудрости Его» (Исаии 40, 28). Если же Бог, как бы признавая для Себя недостой-
ным творить все прочее, сотворил единого Сына, сотворить же прочее поручил Сыну, как помощ-
нику: то и это недостойно Бога; потому что в Боге нет кичения. Впрочем, вразумит их Господь, го-
воря: «Не две ли птицы ценятся единым ассарием? ни едина от них падет на землю без Отца ва-
шего небесного (Матф. 10, 29); и еще: «не пецытеся душею вашею, что ясте, ни телом вашим, во что
облечетеся: не душа ли больше есть птицы, и тело одежди? Воззрите на птицы небесные, яко не сеют,
ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их: не вы ли паче лучше
сих есте? Кто же из вас пекийся может приложить возрасту своему лакоть един? И о одежде
что печетеся ? Смотрите крин сельных, како растут: не труждаются, ни прядут. Глаголю же вам, яко
ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един из сих. Аще же сено сельное днесь суще,
и утре в огонь вметаемо, Бог тако одевает, не много ли паче вас, маловеры» (Матф. 6, 25—30)? Если
не недостойно Бога промышлять о вещах даже столько маловажных, о волосах на голове, о во-
робье и о сене сельном; то не было недостойно Бога и произвести это. Ибо о чем промышляет,
то и творит собственным Словом Своим. Иначе, утверждающие это падут в большую несообраз-
ность; потому что тварей отделят от самого дела творения, и одно назовут делом Отца, а другое—
делом Сына. Необходимо, или и всему вместе с Сыном получить бытие от Отца, или, если все со-
творенное приходит в бытие чрез Сына, не говорить, что и Сын есть один из сотворенных.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3368
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 фев 2021, 13:32

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

26) Сверх того, иной станет обличать их малосмыслие и таким еще образом. Если и Слово есть
тварного естества, то почему, когда естеству сему нестерпимо быть непосредственным Божьим
делом, из всего сотворенного одно Слово, как вы говорите, могло получить бытие от несозданной и
пречистой Божьей сущности? Необходимо, или, поелику возможно это Слову, иметь туже возможность
и всему естеству, или, поелику невозможно естеству, не иметь этой возможности и Слову; потому
и Оно, по словам вашим, есть одно из существ сотворенных. Еще же, если, по невозможности
естеству сотворенному быть непосредственным Божьим делом, была нужда в посреднике: то,
поелику Слово создано и есть тварь, и при Его создании, по всей необходимости, нужно
было посредство; потому что и само Слово включается в том же сотворенном естестве, которое
не может быть причастным Божия делания, но имеет потребность в посредстве. А если и для
Слова найдется какое посредство, то и для этого посредства потребен опять иной посредник; и
таким образом, восходя и допытываясь помыслом, отыщет иной великую толпу стекающихся
посредников; вследствие же этого невозможно будет и состояться твари; потому что она всегда
требует для себя посредника, а этот посредник не может прийти в бытие без другого посредника,
так-как все они созданного естества, которое, как утверждаете вы, не может быть причастным
делания единого Бога. Поэтому, какого неразумия исполнены ариане, когда и для того, что пришло в
бытие, признают невозможным прийти в бытие! Или, может быть, доныне ища посредника, вообра-
жают они, что все это и не приходило еще в бытие. Ибо, по такому нечестивому и буему разумению
их, не могут состояться твари, пока не отыскано будет посредство.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3368
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 фев 2021, 15:04

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

27) Но возражают: „Вот и чрез Моисея Бог извел народ из Египта, чрез него дал закон,
хотя Моисей и человек. Поэтому, возможно подобному приходить в бытие посредством подобного".
Говорить это прилично было бы им, закрыв себе лице, чтобы не понести великого стыда. Моисей
послан был не созидать, не призвать в бытие не-сущее, не сотворить подобных ему человеков,
но послужить только словом пред народом и пред царем Фараоном. В этом же великая есть
разность: служить свойственно созданным, как рабам, а созидать и творить принадлежит
единому Богу и собственному Его Слову и Премудрости. Поэтому, при создании никто не найдет
иного, кроме единого Божия Слова. Все произведено Премудростью, и без Слова ничто не
приходило в бытие. На служение не один употребляется, но многие из существ всякого рода, кого
угодно бывает послать Господу. Ибо много Архангелов, много Престолов, Властей и Господств;
тысячи тысяч и тьмы тем предстоят служащих и готовых быть посланниками; много Про-
роков, двенадцать Апостолов, и еще Павел, и самый Моисей не один, но с ним Аарон, и
впоследствии другие семьдесят исполнились Святого Духа, и Моисею был преемником Исус
Навин, а Исусу Судьи, Судьям не один, но многие Цари. Посему, если бы и Сын был тварь и
один из созданных, то надлежало бы многим быть подобным сынам, чтобы Господу иметь
многих подобных служителей, так-как много их в других родах существ. Если же не видно
сего; а напротив того, тварей много, Слово же одно: кто не усмотрит и из этого, что Сын отличен
от всех и несравним с тварями, но есть собственный Отчий Сын? Посему, не многие Слова,
но только единое есть единого Отца Слово, единый единого Бога Образ.
Но „вот", говорят, „и солнце только одно, и земля одна". Пусть скажут эти несмысленные, что
и вода одна, и огонь один, и тогда услышат, что и каждое сотворенное существо одно есть по своей
сущности, но в-отношении к служению и делу, какое поручается каждому, оно недостаточно и не
удовлетворяет ему одно. Ибо рече Бог: «да будут светила на тверди небесной, освещати землю, и
разлучати между днем, и между ночью: и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета». Потом
сказано: «и сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меньшее в
начала ночи и звезды. И положи я на тверди небесной, яко светить на землю и владети днем и
ночью» (Быт. 1, 14—18).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3368
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение Василий » 20 фев 2021, 19:32

Из книги К.Устинова "Цветы на поле Любви":
54. Не ищите подвоха там, где его нет. В этом как раз и выражается худшее неверие в Высшие Силы. Разве их можно обмануть? Разве можно ошибаться, когда Бог говорит с тобой? Наверное, можно, если даже на мгновение ты упускаешь контроль над ситуацией. И те, которые кричат, что Бог с ними, не страшатся ли возмездия? Ведь мы помним, как даже на пряжках фашистов было отчеканено: «Gott mit uns» — «С нами Бог». Каждый треплет Святое Имя, как хочет. Так было во времена крестовых походов. Так происходит и сейчас, когда ДАИШ использует идею божественного происхождения джихада. Но нужно быть признательным тем, кто помог нам. Хотя, наверняка, у судьбы есть не один вариант такой помощи, если человеческая душа представляет ценность для эволюции. А цветы могут вырастать на самых неприглядных местах, даже на кладбище. Но поле любви — Земля. И ему нужно отдавать свои накопленные силы.
Василий
участник форума
 
Сообщения: 341
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 19:25

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 79

@Mail.ru