Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 апр 2022, 13:16

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

174. Для чего полагается Евангелие на главе рукополагаемого архиерея:

И тотчас открывается Евангелие, которое есть как бы Сам Христос и через Него Церковь Его, и открытое, полагается на главе и вые рукополагаемого; это действие означает, что он, соделавшийся главою Церкви, имеет своей главою Христа, что ему должно знать все Христово и иметь всякое ведение Его, сколько возможно. - потому-то оно и полагается на господственную часть его (главу), - весь ум, и слово, и чувство образовать и устроять по Христу, иметь выю свою под легким игом Христовым и не делать ничего вопреки воле Его: потому что и Церковь Его он принял на главу и на выю свою чрез Евангелие.
Таким образом, когда открытое Евангелие положено и священные письмена возложат на главе посвящаемого, - архиерей произносит первую молитву, чтобы Владыка и Господь Бог наш, поставивший в Церкви, во-первых, Апостолов, во-вторых, Пророков, в третьих, учителей и пр. призвавший и сего к сану архиерейскому, рукою его и прочих соепископов, наитием, и силою и благодатью Святого Духа укрепил его, как укрепил Апостолов и Пророков, и помазал как Царей, и освятил как Архиереев, и, сохранив архиерейство его непорочным и украсив всяким благочестием, явил его святым, дабы он мог молиться о потребном ко спасению людей и был услышан от Него, что подлинно есть величайший дар. И поистине, сия священная молитва сообщает величайшие дары, облекая рукополагаемого силою Апостолов и Пророков; посему архиереи имеют дарования апостольские и пророческие.
«Помажи сего, говорит молитва, яко царей»: потому что и они были помазуемы елеем и Духом, и ныне помазуются Церковью, и архиереи помазуются благодатью, по власти и началоводительству Духа.
«Поставиши их, говорит молитва, начальствующими на земли; и освяти его, яко архиереев», как тех древних - Мелхиседека, Аарона и Самуила, так и Апостолов и Иерархов (новой) благодати, поставляя его выше закона, дабы он входил в высшее святилище, приносил в жертву живого Агнца и умилостивлял Бога за всех, и дабы был он освящен, так, чтобы мог входить во святое святых, и совершать поистине святые таинства, и сам пребыл непорочным иереем Божиим, и украшен был всяким благочестием и, наконец, явился святым, исполненным святости и благодати Божией.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 апр 2022, 15:04

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

175. Почему архиерея называют «владыка святый»:

Посему и называют его: владыко святый, и усвояют ему большую святость: ибо, если и прочим иереям принадлежит священство, как освящаемым в Духе благодати, то архиерею преимущественно, как рукополагаемому во Святом Духе.
Царя архиерей, помазуя, также называет святым, и именно называет этим словом ради священного помазания святым миром, которым и все верующие помазуются, и потому называются святыми, как говорит Павел: «братия святая, звания небесного причастницы» (Евр. 3:1.).
Об архиерее же говорит: «покажи его святым», и таким образом, молитвами рукополагает его во святого.
Помазуемые миром миряне не имеют даров священства, ни дарований Апостолов, Пророков и Учителей, и называются святыми только по причине помазания миром. Между тем, архиерей вместе с этими дарованиями, чрез молитвы рукоположения, получает дар святости и, что еще больше, право - быть услышанным (от Бога), о чем он просит для спасения людей.
Сказав это: архиерей возглашает: «яко свято имя Твое и препрославлено царство Твое», потому что един Бог по естеству и препрославлен, и Он есть освящающий и прославляющий как единый Царь и Архиерей; и возглашая сие, славословит Троицу, Которою все совершается и от Которой (происходят) сии дары.
Призывание Троицы, как при крещении, совершается и здесь, равно как и во всех священных Таинствах.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 апр 2022, 12:50

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

175. Почему архиерея называют «владыка святый»:

Затем первые из сослужащих архиереев читают обычные прошения: о вышнем мире и спасении всех, об архиепископе как совершителе сего божественного дела, о деле рук его то есть о рукоположении и самом рукополагаемом, о благочестивых Царях и обо всех верующих. Прочие же отвечают: «Господи, помилуй» (Кирие, елейсон), и этим действием свидетельствуют, что иерарх посвящается всеми, что все архиереи согласны с архиепископом, вместе с ним молятся и рукополагают, равно и сопричисляют к себе приемлющего рукоположение. Это совершается при одном рукоположении епископа: потому что при сем величайшем даре и наитии Божественного Духа должно воспоминать обо всех верующих, дабы получили они милость и спасение, и благодать.
Архиепископ же, имея руку возложенною (на рукополагаемом), чем знаменуется покровительствующая и промыслительная благодать Божия, наитие, действие и осенение Святого Духа, или - лучше сказать - вселение благодати в рукополагаемом, – тотчас после сих молитв, произносит вторую молитву, имея руку постоянно возложенную на главе рукополагаемого и тем означая, что о чем ни молится рукополагаемый, то все совершается и то получает он.
И столь удивительна сия молитва: «Господи Боже, ради немощи человеческого естества, не могущего вынести явления Божества, поставивший Домостроительством Твоим подобострастных нам учителей, обдержащих престол Твой!»
О, таинство! Человек получает власть и силу Божию, и удостаивается воссесть на престол Самого Бога. О, чудо! Поелику, говорит, человеческое естество не может снести существа Божеского: ибо только принятая Словом плоть наша во всем соединилась с Ним, и только Дева, Матерь Его, приняла во чрево Само Ипостасное Слово воплотившееся, когда рождала Его; посему она есть честнейшая всех после Бога; и мы тем же страшным устроением удостоились столь величайшего дара – архиерейства Христа Бога нашего.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 апр 2022, 12:20

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

175. Почему архиерея называют «владыка святый»:

«Сам, говорит молитва, соверши и сего, соделавшего строителей архиерейской благодати». Вот он называется строителем величайшего дела: посему должен быть и верным, и мудрым, как следует. «Сотвори подражателем Твоего истинного Пастыря, полагающего душу за овец Твоих».
Вот и пастырем называется, или, лучше, должен быть пастырем, подобным Исусу Христу и всеми силами пещись о словесной пастве Его. О великий дар, но великая и обязанность! Он обязан не щадить жизни своей за овец Христовых, как поставленный подражателем Его чрез рукоположение и пастырем подобным Ему, и могущий совершать все таинства Его чрез Него во Святом Духе.
И далее присовокупляет: «руководителем слепых», т. е. неверных к вере; «наставником неразумных», т. е. одержимых неразумием ересей, дабы привести их к православию или согрешающих – к покаянию, или и наказателем непокорных и дерзновенных; «учителем юношей истинному ведению, светом в мире», подобно Апостолам, которые были светом мира и названы так Христом, живым светом, или, по выражению Павла, светом в мире, содержащим слово жизни.
А наконец, говорит: «дабы, вверенные ему души хорошо управив (ибо это главное), спасению их споспешествовал и содействовал.
Если же ему вверены души, то велика его и обязанность. Но и Бог подаст величайшую благодать подвизающимся и удостоит их великой награды. Ибо не видишь ли, сколь выше всякой другой награды за дело Божие награда за дело архиерейства? Какая же это? «Которую уготовал Ты, говорит, подвизающимся в проповедании Евангелия Твоего».
Вот и долг подвига, и притом в проповедании Евангелия, и подвизающиеся в этом суть как бы подвижники. Кто же подвизался сим подвигом? Во-первых, Сам Спаситель, свидетельствовавший об истине и исповедавший доброе исповедание, что Бог есть Отец Его, а Он – Сын сего Отца; потом, апостолы Его. Посему архиерей, как благоподвизающийся за Евангелие или в подвигах и трудах, или кровью, или в искушениях, гонениях и озлоблениях, или ревностью, или милосердием, или другими делами божественными, будет вместе с Апостолами и со Христом, как получивший Его и их благодать, и имеющий с ними же спрославиться.
Окончив молитву, иерарх возглашает и славословит державу и милость Самого воплотившегося ради нас Сына, Отца Его и Духа, призыванием Троицы утверждая вышесказанное и рукополагаемого возводя к совершенству. Посему и совершает при этом последнее запечатление на главе его, в знак совершенства.
Потом, подняв святое Евангелие, полагает его на престол: потому что рукоположенный уже получил и имеет благодать Его и весь есть Евангелие и божественное орудие Евангелия Христова.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 апр 2022, 08:39

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

176. Что знаменует омофор

Потом, как поставленного пастырем Христовых овец и по благодати соделавшегося образом Христа, архиепископ украшает рукопологаемого омофором, который означает воплощение Спасителя, - т.е. благословляя его и целуя рукополагаемого, возлагает его на выю возглашая: «аксиос» (достоин), что трижды громогласно поется и внутри, и вне алтаря, в знак того, что все веруют в благодать сию, подтверждают вместе с горними чинами и весьма радуются ей.
Омофор же ясно означает как мы сказали, воплощение Бога Слова, как Он, обретши нас - погибшее овча, возложил на рамена Свои, облекшись всецелым естеством человеческим, соединив его с Собою и обожив, принесши сей принятый состав наш за нас Отцу Своему крестом и смертью, воскресивши и вознесши нас.
Посему (омофор) и имеет на себе кресты, бывает из волны и полагается вокруг выи архиерея на раменах: обыкновенно в другое время (полагается) он вокруг рамен, и спереди, и сзади: а теперь, как бы слегка, как иго божественное, (рукополагаемый) принимает его на выю: потому, что надобно снять его спустя немного времени при чтении Евангелия.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 апр 2022, 13:21

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

177. Что означает, что архиерей снимает омофор во время чтения Евангелия и при совершении божественного священнодействия:

Это снятие омофора во время чтения Евангелия означает покорность и подчинение Спасителю.Тогда архиерей не дерзает облекаться им, свидетельствуя, что Сам воплотившийся, пострадавший и живущий говорит, когда читаются слова Его, и, снимая омофор, как бы возвещает: Я служитель и раб Его, и обложен Его благодатью — сим знаком воплощения, страдания и жизни Его: посему и не дерзаю облекаться в него, но только — смотреть на него носимого предо мною, дабы вспоминать о Самом (Спасителе) и трепетать при столь чудных действиях. Таки образом, при чтении Евангелия и при совершении таинственного священнодействия, от Евангелия до возношения божественных таинств, так он делает по вышесказанной причине: что сие священнодействие есть дело Самого Спасителя, Который Сам чрез нас, иереев Его и рабов, есть приносящий и приносимый.
В начале же литургии и при возношении божественного хлеба, во время рукоположений и других священных действий, всегда архиерей облекается им на раменах и вокруг выи, как сказано.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 апр 2022, 14:45

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

178. Что означает слово: аксиос, возглашаемое о рукополагаемом, также целование священного престола и первого архиерея в десницу и ланиту, а прочих в уста:

Приняв омофор от первого архиерея, рукоположенный надевает его себе на выю, и тогда возглашается: аксиос (достоин), так как он сделался достойным пред Богом, познан Ангелами и человеками, и должен вести себя достойно сего дела; и потому сие слово: аксиос он принимает как бы молитву, (да будет достоин).
Потом иерарх целует его, как возлюбленного своего, ради великого дара благодати и как сделавшегося равночинным чрез дар, освященного во Христе и соединенного с ним; а он, поцеловав священный престол, чествуя его как место совершения благодати, на котором и принял посвящение и рукоположение, целует и рукоположившую десницу, как также освященную, и облагодатствованную, имеющую силу - сообщать благодать, и совершающую во Святом Духе, преподающую благословение и сообщающую божественные дары, чрез которую и он сам рукоположен и поставлен во архиерея. Кроме того, целует еще и ланиту иерарха как орган слова как орудие молитвословий, также - ради любви и единения. Ибо и он с любовью принимает благодать сообщающего, и столь же истинно любит и почитает его во Христе, едином возлюбленном, сколько сам любим и почитаем; также (выражает этим), что он дает не ложное целование, как Иуда, и не заушает в ланиту, как богоубийцы, но, напротив, - почитает ее и признает святою и любезнейшею, и что и он стал в одном чине с иерархом, хотя и в подчинении у него, что и выражает, целует руку и ланиту, а не уста его.
Прочих же архиереев целует в уста, как равных ему по чину и достоинству, и они, со своей стороны, целуют его, как соединившегося с ними, как возлюбленнейшего, как получившего божественную благодать, как равночинного, удостоившегося равных во всем даров, как любящего и любимого, единомысленного и содейственного, и сослужащего им в делах божественных.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 апр 2022, 14:31

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

179. О том, как совершается целование при рукоположении патриарха:

Посему при рукоположении архиепископов, т. е. патриархов, рукоположенный патриарх не целует рукоположившего в руку и в ланиту; но, поцеловав наперед божественный престол, восходит на подножие его и совершает целование по обычаю, причем рукоположивший его, поцеловав наперед священный престол как источник священных действий, целует потом руку рукоположенного патриарха как ставшего первым в Божественном Духе и патриархом их, также в уста – ради единения, или в ланиту – в знак подчинения; подобным же образом (поступают) и прочие архиереи, вместе с ним рукоположившие его.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 апр 2022, 15:09

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

180. О чине патриархов, архиепископов и епископов:

Ибо хотя и одна благодать, и сила, и чин епископства от Бога, первого и единого Отца и Епископа; но имеет в себе и отчества, и сыновства, и различные дарования благодати, как и всякий чин.
Так и Божество есть Отец, и Сын, и Святой Дух. И хотя в Троице - одно существо, но Отец есть единое виновное Лицо, Которому Сын и Дух во всем подчиняются, и единая есть воля их, едино движение, и сила. А от Троицы происходит всякое благочиние и в горнем, и в дольнем мире. Посему и каждый из горних чинов заключает в себе высшую, среднюю и низшую степени, и между ними есть учители учителей и отцы отцов.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 апр 2022, 17:06

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

181. Против латинян о том, что в Троице одно только виновное Лицо — Отец, дабы иначе не допустить в Ней различных начал:

Точно и в неслиянной, предвечной, единосущной и равночестной Троице есть чиноначалие, как мы сказали: Отец безвиновен, а прочие Лица от Него заимствуют Свое начало: одно рождается и есть Сын, другое исходит и есть Святой Дух, и, между тем, Троица нераздельна, и едино есть Ее существо и сила; а от Нее всякое отечество, как говорит Павел, и чин, как на небе, так и на земле.
-Поелику же мы, с помощью Божией, дошли до этого, то рассмотрим несколько, как совершается и рукоположение патриарха, а именно, - как поставляется патриарх, когда он из епископов, и когда еще не есть епископ: ибо и это достойно рассуждения. Впрочем, наперед окончим вкраце касающееся епископа.
После священного целования, когда иерарх, поцеловав опять священный престол, взойдет на сопрестолие, как бы Христос на небе, и рукоположенный, поцеловав его, входит туда же и становится по правую руку архиерея, получая первое место пред прочими епископами, как недавно рукоположенный благодатью; но после поминовения Царей и первого архиерея он становится подле прочих епископов, как тоже подчиненный.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3363
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 31

cron
@Mail.ru