ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том первый . 2 слово. О воплощении Бога—Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.
Вторая часть. Познание истинного Бога .
15) Как добрый учитель, попечительный об учениках своих, снисходя к тем, которые не спо-
собны воспользоваться высшими познаниями, конечно, преподает им познания низшие; так поступило и
Божие Слово, как говорит и Павел:
" понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростью Бога, благоволил Бог буйством проповеди
спасти верующих" (1 Кор. 1, 21).
Поелику люди, уклонившись от умозрения о Боге, и как-бы погрузившись во глубину,
устремляя очи долу, взыскали Бога в вещах рождающихся и чувственных, воображая себе богами
людей смертных и демонов; то человеколюбивый и общий всех Спаситель, Божие Слово, приемлет на
себя тело, как человек живет среди людей, и обращает на Себя чувства всех людей, чтобы пред-
полагающие Бога в телесном из того, что Господь производит телесными Своими делами, уразумели
истину, и чрез Него дошли до мысли об Отце, и чтобы они, как люди, имея в мысли все человеческое,
увидели, что куда ни обратят чувства свои, везде предупреждены этими делами, и все научает
их истине. Если изумевали пред тварью, то увидят, что тварь исповедует Христа Господа. Если
мысль их была предубеждена в пользу людей, и их почитали они богами; то из дел Спасителя,
сравненных с делами человеческими, сделается явным, что единственный у людей Спаситель —Божий
Сын; потому что у признаваемых богами нет таких дел, какие совершены Божьим Словом. А если
были предубеждены в пользу демонов; то видя, как Господь изгоняет их, познают, что он один
есть Божие Слово, а демоны—не боги. Если же ум их был занят людьми уже умершими, и потому
поклонялись они героям и тем, кого стихотворцы наименовали богами; то, видя воскресение Спасителево,
исповедуют, что те боги ложны, и что один истинный Господь—Отчее Слово, владычествующее и над
смертию. Для сего-то Господь и родился, и явился человеком, и умер и воскрес делами Своими уни-
жая и помрачая дела когда-либо живших людей, чтобы от всего того, чем-бы не были предубеждены люди,
отвлечь их, и научить ведению истинного Отца Его, как и Сам говорит:
" прииде взыскати, и спасти погибшего."(Мф. 18:11).
(продолжение далее).