vnifantiy » 17 апр 2019, 15:03
ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.
Глава 91. Что происходит с человеком, когда снимается с него покров Царицы Спасения, и что произойдет со Св. Горою.
Кто халпииты. Продолжение приточного изложения истории Св. Горы.
Некий Царь утвердил Мать Свою Царицей и дал Ей город благой, чтобы Она царствовала в нем, говорим: в Горе сей
Афонской. Благою - называется монашеская жизнь, а городом - Гора Афонская. Ибо поставил Ее Сын царствовать во граде
сем, что Сама Она просила сего ради спасения людей. По желанию Своему пришла Она сюда; граждане приняли Ее с
великою радостию и веселием. Но потомки их потом возненавидели Ее и царствование Ее. Увидели мысленные халпииты,
что возненавидели люди в городе Царицу, и тогда дали бой городу, чтобы побить его разбоем. Увидела Царица города,
что уготовались халпииты разорить город; повелела Царица и Своим войскам уготовиться к бою, говорим: монашеской
жизни уготовиться к подвигу. Повелела Она войскам изготовиться к сражению (т. е. занять позицию), повелела, чтобы
изготовились к бою на месте приморском, песчаном, и там поставили свои палатки. Увидели халпииты, что изготовились
городские войска на морском побережье, испугались и прекратили войну; но городские войска не прекращали войны,
продолжали воевать и победили. Очевидно, кто непрестанно воюет, тот и победит. Говорим: благо получит тот, кто под-
визается неослабно. Войска впоследствии опять подняли восстание на свою Царицу. Увидела Царица непокорство воинов,
подолготерпела их безчинию, но халпииты, заметив восстание и измену войск, устремились на город, разгромив также па-
латки (т. е. военный стан) вместе с войсками. Увидала и Царица, что разгромлен стан и что в войсках такая гибель/
опечалилась о гибели той, поспешила на помощь, и делает ее, но что делает? Различные способы употребляет, чтобы
высвободить воинов из пленения чувственных и мысленных халпиитов. Высвободила их непамятозлобная Царица, какова
Она была и есть, но сказала так: «Да будут пленены, ибо отступниками сделались царства Моего», - но с незлопамят-
ностию Своей и безграничным Своим милосердием умилосердилась и сказала: «Освобожу Я войска Мои, ибо за то, что
служат они царству Моему, пленены они». И таким образом выкупила Она их, снова собрала их в то же состояние, как
раньше, и стали они верными воинами Царицы. В другой раз опять изменили войска Царице Спасения; отступническое
непокорство их дошло до такой степени, что против самой Царицы подняли они восстание, чтобы Ее изгнать из города.
Царица же, видя, что войска отступают от Нее, старалась умирить их и долготорпела, ожидая, не покаются ли, исп-
равления же в войсках отнюдь никакого не было; продолжали изменять, творили безчиния в городе, и такое распутство,
которое гнусно было и видеть Царице, говорим: безчиния, возделываемые монахами в Горе сей. Безчиния же их суть:
раздоры, непокорства, хищения, неправды и прочее; одного только дела с бабами не водится и то лишь потому, что не
благоприятствует сему местоположение города; зато прельщаются юными; прельстившись молодыми, возделывают с ними
бабье дело. Царица Спасения, видя такое гадостное дело в войсках Ее, удалилась со стенанием и печалью из града. Уви-
дели халпииты, что удалилась Царица Спасения из града, и город запустел; устремились они, как дикие звери против
города, разгромили его вместе с народом его и опустошили городскую силу. Слышит Царица, что разграбили город, пле-
нили народ и говорит: «Что могу Я им сделать? Они Меня изгнали с безчинием непокорства своего. Я промышляла, а
они Меня презирали. Я их оберегала, а они сами Меня изгнали. Что Мне с ними сделать? Пусть уйдут они от Меня с гадостным
деянием своим. Великую печаль имею Я о нашественном их пленении, но так как они сами не жалели погибели своей,
- то что мне с ними сделать?» О, преподобнейшие отцы! Когда в городе Царица, то, хотя бы город со всем народом и
был взят в плен, Царица в силах искупить городской народ из плена халпиитов: когда же удалится Царица из града, то
гневен будет Ее уход, ибо разгневается Она, и город будет пленен халпиитами. Спрашиваю я вас, кто тогда в силах
будет освободить их от пленения халпиитского?
О, преподобнейшие отцы! Разумеете ли вы, что означает город, народ города, Царица Спасения, что значит боевой
стан и что значит приморский песок? Город означает Гору сию честную, воскрешающую вас от греховного, мирского
умертвия. Люди городские суть жительствующие в Горе сей, то есть монахи; а Царица Спасения есть Всецарица и Бого-
родица, Приснодева Мария. Но вы, вместо того, чтобы чтить Ее, величать, возносить и прославлять, вы Ее безчестили,
презрели и изгнали, не воздав Ей чести и славы. Ее, препрославленную, вы имеете, как презренную, презираете, но и
сами будете презрены за то, что Ее не чтите. Палатки боевые (т. е. стан боевой) есть аскетический подвиг; прибрежный
песок - крайнее безмолвие или спокойствие аскетов; ибо, если отступят они крайнего спокойствия, - делаются отступ-
никами от Царицы Спасения. Услыхали войска халпиитов, говорим: войска папы римского, - что отступили горожане
от Царицы (т. е. подвиглись и склонились к латинянам при Палеологе) - устремились халпииты внутрь города и разгроми-
ли боевые палатки. Говорим: опустошили крайний покой пустынников (т. е. напали на Гору, изгнав своим нашествием
пустынников из пустынь), потом опустошили и город нашественным своим устремлением, одних усекли, других замучили,
иных утопили, третьих ножом уст своих убили, т. е. склонили в латинство и лишили спасения. Гарнизон города совершенно
обнажили, во власть свою взяли; тех же, которые поклонились папе, любоодарили; сделали гарнизон города нагим, оставили
город пустым и удалились. Видит Царица город Свой пустым, опечалилась о гибели его, собрала оставшийся народ города,
который был в живых, а умерших соединила на месте злачнем, на месте светлом, на месте покойном, идеже несть болезнь,
печаль и воздыхание... Но, когда Царица Спасения уйдет с Горы сей, кто примет меры, чтобы выкупить Гору сию из
пленения халпиитов.
(продолжение далее).