Проповеди монахов

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 окт 2018, 13:16

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 38. О нераскаянности человеческой и долготерпении Божием.


Долготерпел Бог и долготерпит с безмерною милостию, ожидая покаяния. Ради безмерной милости и долготерпе-
ливого милосердия Своего ожидает Бог покаяния людей, милосердуя о них, как о детях: и юных милует, и ста-
риков долготерпит; говорим: милосердствует о человеке в утре его (или в детстве), милует его в полдень - в
юношестве, долготерпит в вечер - старости.
Долготерпит к детям - не найдет ли их покаявшимися в юношестве?
Долготерпит к юноше - не приобретет ли его в старости. Долготерпит к старости - не найдет ли здесь старческого
покаяния?
Сегодня дети все лукавства знают, все непристойные дела делают, а что есть покаяние, того не знают и имени его
даже не ведают, чтобы возделать им дело покаяния; во всю юность свою только о том и старается юноша, чтобы сокрови-
ществовать; усокровиществовал он себе многопопечение житейское, его только познал и ведает, а сокровище покаяния
не познал, но одни только непотребные дела безчиния делает.
И от старика ожидал Бог покаяния с детства до юности и не
нашел его: от юности вотще в суете истратил он лета свои. Как говорится: юность суетна? Сего ради (1) умилительного по-
каяния требует Бог хотя в старости. Покаяние старика, поэтому, должно быть жалостным плачем покаяния: то есть он
должен припомнить все беззаконные дела, которые соделал от детства и до юношества своего, от юности и до старости
своей... До вечера ждет Бог покаяния от старца; говорим: до смерти его смотрит, нет ли покаяния в старце; если же и в
старости не видит покаяния в человеке, тогда прогневляется на старца за нечувствие его. И вот отверзает, наконец, старец
очи свои (2) , очутившись в аду карания, и бывает казним за непокорство свое, за то, что не прибег к покаянию в беззако-
ниях своих
. Бог давал ему каяться, но он губил себя с утра до вечера (3) , к вечеру почил и уснул, а к рассвету (очнулся) в
муках ада... Ибо сказано: «Бдите, ибо не знаете - утром ли, в полдень ли, вечером ли познает» (т. е. сколько жить еще
вам осталось). Люди сегодня очень сведущи стали, но в чем сведущи? В подлинности земных вещей и на этих земных
вещах, тленностях тления, утверждаются и ради многопопечительства сокровиществования губят себя. Сокровиществуют,
наполняют кладовые различными лакомствами; потом, взирая на кладовые, полные лакомств, радуются и говорят: «Сей,
мой бог и прославлю его»;
обращаются к душе своей и говорят: «Душе моя, душе моя! Виждь блага, которые для тебя усок-
ровиществованы: ешь, пей, веселись (тем), что в кладовые собраны блага и отданы тебе». О, безумный, безумный старик!
В полночь душу твою истяжут от тебя; при всех сокровищах твоих очнешься ты в муках адских и жестоко мучим будешь
за эти разные лакомства, которые усокровиществовал. Итак, собрал ты эти тленности тления, исполнил ими склады твои
для мучения твоего, мучим будешь в пламени огненном; тогда вспомнишь о тех, которые (при жизни) не собирали суетных
и ложных, как ты, безумец, о спасении своем не заботившийся, не прилагал усилий стремительно освободиться от мук и пла-
мени огненного, которым будешь пламенно гореть среди мучений и просить одной капли воды...
Будешь просить малую
каплю воды, чтобы прохладить язык твой, который именно и привел тебя сюда с безмерным празднословием осуждения
твоего (указывается на то, сколь велик грех осуждения).


(1) Т. е. ради долготерпения Божия.
(2) Разумеется духовное око, внутреннее зрение.
(3) Т. е. все время своей земной жизни.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1769
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 окт 2018, 12:56

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 39. Богатый коварно просил Авраама послать Лазаря к нему во ад с каплею воды.


Ныне (в аду) взыскуешь ты милости у незаботившихся о тлении, просишь единой капли воды, чтобы оросить язык
гортани твоей? Безумный! Ныне воды тленной просишь, а не просил себе раньше воды нетленной? Если и все реки
вселенной обратить в горло твое и великое течение Черного моря, то и от них язык твой не ощутит никакой прохлады.

И с какою же целью просишь ты одну лишь каплю, чтобы Лазарь принес тебе во ад, на язык твой? Ты просишь не-
заботившегося о тлении (по зависти к нему), ты злоухищренно просишь, чтобы другой пришел и оросил язык твой, ибо же-
лаешь, чтобы и он вместе с тобою пламенел в муках огненных..
. Если (даже) теперь, когда ты находишься в муках огненных,
держишь в себе такое коварство, то каких же коварств не делал ты в жизни твоей? Доставили тебе эти злоухищрения
благая при жизни твоей, а тот, который о тлении не заботился, приял жизнь вечную, нетленную, и, как ему помянулось его
делание нетления в жизни его,
так помянулись и тебе (твои коварства).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1769
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 окт 2018, 13:33

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 40. Как избегнуть пламени огненного.


И сегодня люди, как тот, не заботившийся о спасении своем, небрегут о спасении, озабочены суетными и ложными,
озабочены вещественными предметами мира сего для кары своей в неугасающем море пламенном. Здесь они тружда-
ются всуе и ложно, в неправдах, а там безпрерывно будут терзаться и просить капли воды, чтобы остудить
язык свой...

О, человече! (Пока) здесь имеешь время прохлады, остужай же язык свой покаянием со слезами умиления от сердца со-
крушенного, плачь о (своем) изгнании, воздержись от греха! Удерживай себя от всех делающих беззакония, т. е. от гре-
ховных помыслов, плачь сам о себе, но не пред человеки, как фарисеи, а в одиночестве, в тайне сердца своего, как и грехи
возделывал в тайне сердца.
Сокрушайся в себе, что сделался преступником обещания своего, данного при св. Крещении;
с умиленными словами плачь слезами покаяния, кайся в беззакониях, содеянных тобою и о злых твоих деяниях.
Если хотите угасить пламень огненный и не хотите быть казненными в пытках мучения, то вот что сделайте: имейте
любовь между собою, держите чистоту целомудрия, имейте воздержание со смирением; со умиленным сердцем исповедуйте
деяния, содеянные вами. Молю и прошу вас, преподобнейшие отцы, оставьте осуждение, которым вы осуждаете друг друга
с празднословием. Это и есть, говорю вам, средство освободиться от той огненной реки, которая повлечет человека за
дела его во тьму внешнюю, туда, где плач и скрежет зубов.
Это проклятое осуждение переставляет человека на сторону
ошуюю, туда, где козлища.
Это проклятое осуждение предоставляет человека горькой смерти. Это проклятое, осудительное
оклеветание приводит человека во чрево великого отступника (1) . Это проклятое, осудительное многословие ввергает человека
во блато нечистоты. Это проклятое, мысленное осуждение приводит человека во вражду; враждоборствуют из-за этого
люди друг с другом и весьма прогневляют сим Бога.


(1) Рот и гортань приводят пищу в желудок, а грехи языка приводят человека во чрево диавола, делают его сатанинской пищей.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1769
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 окт 2018, 14:08

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 41. Как зарождаются вражда и осуждение дел ближнего.


Вражда есть семя плодовитое, она засевается внутри человека; в человеке произрастает семя вражды, делается
ненавистью и объемлет людей силою злопамятства; люди злобствуют друг на друга и видеть один другого не
хотят.
Один начинает осуждать другого с осудительным оклеветанием или с клеветливым осуждением; этот с
празднословием осудительным осуждает, а тот любопытствует и говорит: «Зачем он, осуждаемый, это делает, и как это
сделалось?» Начинает другой исследовать поступок ближнего и говорит: «Не так это было, а вот как». «Почему же так?
Почему это так, а это так? Отчего это? Отчего эти такие, те - такие? А этот каков? А тот каков? И как они дошли до
того? Почему допустили себя до того? Как они довели себя до того?»
Стоит любопытствующий среди осуждающих и
пересуживающих, стоит, недоумевает, начинает расследовать то, что слышит слух его; расследует и говорит: «Ба! Как это
и то?» Этим недоумением (1) он приводит себя к предательству, нарушению заповеди о любви к ближнему, производит такую
смуту среди людей, какой и бесы сделать не в силах.


(1) «Недоумением» - суетною пытливостью, житейским любопытством знать то, что нас не касается и к нам не относится.
Жажда пытливости побудила наших прародителей вкусить запрещенный плод.
При осуждении ближних эта пытливость ведет к «предательству», как выражается прп. Нил, т. е. к нарушению любви к ближнему.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1769
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 окт 2018, 14:12

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 42. О самооправдании своего осуждения.


Такое осуждение ближних делает сегодня человек, и чрез сие возделывание мысль его омрачается лукавством де-
монским, начинает он мысленно всем соблазняться (т.е. находит в каждом что-либо осудительное), а самого себя
оправдывает сугубым оправданием
(т. е. не только оправдывает себя, но в своем грехе винит других лиц), все
приписывает соблазну других.

Ах, преподобнейшие отцы! Не оправдывайте себя в человеке (т. е. не вините другое лицо в своем грехе) и не оправдывайте
себя соблазном. Ни люди перед вами не виноваты, ни соблазны-причины (грехи), но вы сами дали место у себя страсти сво-
ей, и оттого вините людей, что они соблазняют вас...
Вы даете место в себе страстной вашей зависти, она соблазняет
вас, а вы волею соблазняетесь; чем же виноваты здесь пред вами люди? Вы дали место страстному вашему гневу, сердитесь,
делаетесь свирепы, как безсловесные; чем же виноват перед вами (1) соблазн? Вы сами дали в себе место враждебной страсти,
начали враждовать против другого; чем же человек тот пред вами виноват? Вы дали в себе место страстному вашему не-
покорству и делаетесь непокорными волею; чем же соблазны виноваты пред вами? Волею дали вы в себе место страстям,
они хороводят вами, как хотят, вы стали с ними заодно; чем же виноваты в том другие?
Если ты сребролюбец, то
чем виноват в том игумен? Если ты непокорный, то чем виноват в том эконом? Если вы таинники зла и скрываете
помыслы свои, - чем виноват пред вами духовник? Если вы неблагодарные, - чем виноват пред вами игумен, который
вас принял, как детей своих? Если вы имеете злопамятство, то чем виновата пред вами братия? Если в вас вселилось
враждоборство, - чем виноват пред вами ближний ваш? Ах, преподобнейшие отцы! Если бы ведал каждый страсти свои,
которыми он искушается, никогда не стал бы в соблазне своем делать повинным другого.

Человек так обвит страстями, как дерево плющом. Что станется с деревом, когда оно даст на себя взойти плющу? Плющ
имеет способность воздействовать на дерево и восходить на него, но только тогда, когда древесный ствол примет его;
тогда он поднимается наверх; если же дерево не примет его, никогда не взойдет плющ на дерево (т. е. если само дерево
не предоставит ему для восхождения своих веток). Если бы такую власть плющ имел, чтобы подниматься на древа самому,
хотя бы и не хотело дерево принять его, то все дерева иссохли бы на земле... Говорим: если бы главный отступник, или влас-
титель тьмы, имел власть восходить на ум человека и помрачать смысл его против соизволения его, то никогда человек
не мог бы оказаться светлым, но был бы всегда во грехе и совершенно помрачен. Ей, имеет отступник власть соблазнять,
но над кем имеет власть? Ум какого человека имеет власть омрачать? Того, который принимает соблазны; тот и бывает
сострелян луком отступника, начальника власти тьмы.


(1) Здесь преподобный выражает ту же мысль, какую выразил псалмопевец словами: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия,
непщевати вины о гресех» (Пс. 140, 4), т. е. придумывать извинения и оправдания во грехах своих.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1769
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 окт 2018, 14:03

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 43. О стрелах отступника и об указателе пути спасения.


Отступник имеет обычай такой: берет свое войско и выходит на охоту; вооружен он и войско его разными лу-
ками; держит горсть стрел и раздает войску, каждому по одному луку и по 24 стрелы, посылает на охоту,
чтобы уловить и добыть какую-либо душу праведную и принести ее как дар и приношение великому апостату.

И соперничают бесы между собою, каждый первым старается устрелить и принести добычу в дар великому отступнику,
чтобы принять похвалу самую первейшую; посему сражаются они ревностно, стараясь душу праведника совсем закружить
разными недомыслимыми искушениями, причем одни из уловляемых побеждаемы бывают и низвергаются, а другие осилива-
ют и утверждаются в добродетели, говорим: венчаются.

Главный лук есть грех вообще, а 24 стрелы суть различные прегрешения и главизны греха: 1 - осуждение, оклеветание
и тайный наговор коварства; 2 - гордость; 3 - тщеславие; 4 - кичение; 5 - жестокость; 6 - непокорство; 7 - гнев; 8 -
непослушание; 9 - неблагодарность; 10 - зависть; 11 - вспыльчивость (или ярость); 12 - вражда; 13 - ненависть; 14 -
злопамятство; 15 - злоумышление; 16 - лжесвидетельство; 17 - малодушие; 18 - хула; 19 - сребролюбие; 20 - блуд;
21 - сваление; 22 - мужеложство; 23 - малакия; 24 - прелюбодеяние.
Сии суть 24 стрелы греховные, которыми воюют
враги всякий день и всякую ночь, стараясь закружить ими души праведников.
Итак, тем паче оставят ли они вас неискушенными? Но вы до того сегодня уже ими побеждены, что не требуете для
своего поражения ни лука, ни стрелы, ибо вас победили и побеждают ваши страсти; нет больше нужды врагам сражаться
с вами, ибо довольно с вас одних ваших страстей, которыми вы побораетесь, которые вас победили; вы сделались плен-
никами своих плотских страстей и стали мертвецами по отношению к вашему спасению.

О, преподобнейшие, честнейшие священники, священномонахи и монахи, находящиеся в сей Горе Святой, сосуде спа-
сения! Что стало с вами, ибо умертвились вы и сделались земными мертвецами? Говорим: ненавистниками спасения своего
и неверующими ему. Говорим: разуверившимися во спасение свое; вы не верите во спасение свое, т. е. заповедей и чина
жизни не соблюдаете, ибо не верите, что и вам, как во дни оны древним, возможно и должно достигать духовного совер-
шенства.
Если бы вы не имели указателя спасительного пути, как возможно было бы вам найти спасение свое? Ей, имеете вы
путевождя спасения, который остался вам от праотцов (т. е. их жития и заветы), но вы это с себя скидываете. Без священ-
ных предметов может ли литургисать иерей? А вы без всякого путевождя как ищете спастись? Всуе труды иерея, чтобы
литургисать, если у него нет потира; и вы, если не будете иметь путевождя, всуе будете трудиться над спасением. Если
не постараетесь обрести путевождя своего, то и не чайте себе спасения, пока не сбросите с себя непокорение спасению;
тогда лишь познаете, что спасаетесь.
Путевождь же спасения есть сие: вера, надежда, любовь, кротость, единодушие, мир, смирение, целомудрие, послуша-
ние, покорность, нестяжание в уме, нестяжание в речи, нестяжание в очах, нестяжание в слухе и нестяжание на языке,
нестяжание в поступе ног, нестяжаниее в сребре и злате
(т.е. воздержание всех своих чувств от похотения или деятельного
стремления к чему-либо земному).
Но ; мы делом своего спасения заниматься не хотим, мы нестяжательны только по отношению к одному своему спасе-
нию, а по отношению к земным благам стяжательность свою - удваиваем; вы стараетесь о том, чтобы преумножать деньги;
преумножаете сребро с ростом преступным; так же преумножаете вы и злобы ваши с преступными противозакониями
вашими, сочетаваясь с делающими беззакония и не сочтетесь со избранными.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1769
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 окт 2018, 13:15

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 44. Пятиобразие непокорства спасению и семистрастие.


И в этом, т. е. в любостяжательности, есть ваше непокорство спасению; и представлю вам, что главизна непокорства
есть гордость, кичение и тщеславие
(т. е. это побуждает человека быть любостяжательным).
Эти три подобообразия зла делают (человека) чуждым спасения; (человек чрез любостяжание) делается врагом
себе и союзником зла.

По сторонам главизны: на одном краю - оклеветание и осуждение, сокровиществование всякой злой противности
спасению; говорим: вражда, зависть, злоумышление против брата, злорадство и соревнование во зле. Эти пятиобразия
зла совокупляются союзом зла. На одном же краю от главизны, т. е. на внешнем пятиугольнике, есть шум зла, т. е. тщеславные
страсти, а на втором краю от главизны находится сокровиществование беззаконий, посредине сего пятиобразного союза
зла собраны пути всех зол; говорим: жестокость, малодушие, гнев, непокорство, преслушание.
Остерегайтесь же от сего
непокорства спасению и покоряйтесь спасению вашему.
Если же вы исполнены зависти, то как можете покоряться спасению вашему? Если вы полны ненависти, как можете
познать спасение свое? Если вы исполнены вражды, как можете научиться тому, что есть спасение? Если вы исполнены
ярости, как можете между собою мирствовать для спасения своего? Если вы исполнены взаимного злопамятства, как взы-
щете того, чтобы прийти к вышнему миру спасения? Если вы взаимно осуждаете, как вам оправдаться в Царстве Небес-
ном? С ветром осуждения загасили вы лампаду благодати.
Что для лампады ветер, то для благодати Божией осуждение. Язык человека, по действию своему, уподобляется вихрю;
дунет язык осуждением ближнего - и погасла в человеке лампада благодати. Как от вихря гаснет лампада, так чрез
осуждение угашается сияние светоносия лампады благодати, говорим: возделывание добродетелей.
Вражда и злопамятство
уничтожают благодать Божию в человеке.
Неблагодарность же и ненависть утверждают человека в погибели. И осуждение,
как начало всего этого, - погибель погибели деет, говорим: зависти, ярости, ненависти, вражды, злопамятства и неблаго-
дарности. Смешение зла.
Так сегодня и смесились люди со злом, стали одним союзом зла, т. е. между собою и с лукавым. Стали союзом зла в
хищении, любостяжании, сребролюбии, лжи, в зависторвении, в гордости, в похвальбе, в тщеславии, в многоразнообразности
вещей.
Единодушествуют они в любостяжании, как будто не монахи, и бедствуют в волнах погибели кружения мирского.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1769
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 окт 2018, 12:42

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 45. О дивном милосердии Божием и о том, кому именно сорадуются ангелы.


Ох, недоумею я о толиком милосердии Божием! Как это Он вам столь милосердствует и столь долготерпит, когда
Моисею и малого ропота не потерпел? Сие же потому, что тогда был Бог отмщений, как говорится: «Бог отм-
щений Господь, Бог отмщений не обинулся есть».
Тогда был Бог отмщений, а ныне - благословен Христос Бог.
Тогда был Бог отмщений, а ныне - Бог благоутробия (Бог милостей и щедрот), Который милосердует о нас и милует,
а вы Его преогорчеваете вашими злыми наклонностями. Тогда был Бог отмщений, ныне же - Бог Слово воплощенное. Тогда
был Бог отмщений, ныне же - пред Ним Заступница, Матерь Бога Вышнего, плотию родившая Бога Слово, Творца всей
твари видимой и невидимой, село пространное, Бога вместившее. Посему говорится: «Радуйся, Божие пространное селение!
Радуйся, кивоте Нового Завета! Радуйся, позлащенная стамно, в ней же манна, яже с небес, всем дадеся».

Тогда был Бог отмщений, ныне же - Бог, рукою изведший Адама из ада и свободивший. Ныне есть милующий, благо-
сердный, многомилостивый, щедрый и долготерпеливый Бог, Бог долготерпящий, милосердующий и помиловавший: блуд-
ного, блудницу, Манассию, разбойника, мытаря; гордым же противящийся.

Спрашиваю я вас, преподобнейшие отцы, как смилосердовался Бог о таковых, помиловал их и милует? Такую блудницу
нечистоты, блудного, в блуде иждившего?.. Манассию, погибавшего пагубой душевной; мытаря, хищения неправды делавшего;
разбойника, кровопролития соделавшего? Дивлюся, почему радуются о них ангелы на небесах и славословят люди? В
песнях поют их? Не за те злые деяния, которые они соделали, славословят их ангелы и песнословят люди, но все славословие
и песнословие всецело восхваляет истинное покаяние их, стойкость покаяния, решимость в покаянии.
Радуются ангелы о
том, что делавшие грех обратились к истинному покаянию, содеяли удаление от зла и решимость воздерживаться, утвер-
дились в истинном покаянии до конца жизни своей, а по смерти предали душу свою, как дар, в приношение Богу.
И
принял их Бог во славу Божества Своего и преставил туда, идеже праведнии упокоеваются в радовании ангельском, где
сорадуются и свеселятся они в Бозе с праведниками (досл.: в Божестве Божием).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1769
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 окт 2018, 14:01

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 45. О дивном милосердии Божием и о том, кому именно сорадуются ангелы.

Видят ангелы, что покаяние грешника достигло Бога с таким удобством, таким дерзновением, такою скоростью, видят
напряженность их покаяния, безбоязненность отвращения от греха - видят святые ангелы такое скоропослушество Бо-
жие, такое покаяние грешника и начинают славословить, как говорится: «Радость бывает (Лк. 15, 7) на небесех о едином
грешнике кающемся»
. Славословят ангелы, но кого славословят? Славословят то неисследимое море благосердия, ту милость
покаяния. Славословят, но кого славословят? Славословят ту Благость, Тот Свет снисшедший, Тот Глагол, Тот Путь пока-
яния на земле, который говорит: «Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2).

Славословят, но кого славословят? Славословят то неописуемое долготерпение, которым долготерпел Он нам и долготерпит
вам с безмерной милостию, долготерпит с неисследимым морем покаяния, которым долготерпит злой наклонности человека (1) .
Долготерпит, но кому? Тому, кто кается с покаянием истинным; долготерпит тому, кто кается от всего сердца, от всей
души и всею мыслию; тому, кто отвращается от греха, удаляется от беззакония, празднословия, осуждения, нечистоты;
тому, кто по обращении к покаянию деет противоположное злу. Таковому Бог не только долготерпит, но с корнем истор-
гает древо злой наклонности из человека; чрез такое покаяние происходит забвение греха Богом, Бог забывает все зло, со-
деянное человеком,
так же, как забыл Манассии его злое расположение, блуднице - ее злое деяние, разбойнику -
кровопролитие, ибо истинное покаяние посекает ветви греха, а утверждение в покаянии вырывает греховный корень. За
истинное покаяние забывает Бог грех человеку,
но каким образом забывает?

(1) Мысль та, что Бог долготерпит великим грехам людей, ожидая покаяния, ср.: «Господь долготерпит нам, не желая, чтобы кто погиб,
но чтобы все пришли к покаянию
» (2 Петр. 3, 9).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1769
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 окт 2018, 13:17

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 46. Об исторжении греха из сердца. Сравнение души с садом, а греха - с тернием в саду.


Вонмите, о преподобнейшие, о том, как забывает Бог грех человеку. Душа согрешившая подобна тому, как если
в каком царском саду, на самой середине дорожки окажется колючее дерево, называемое паллурий, вроде плю-
ща, весьма колючее и крайне цепкое. Это дерево не красиво, имеет свойство распространяться и испускать
множество побегов, подобно греху.
Когда кто проходит около сего дерева, то оно так же цепляется к проходящему, как
грех; если же взойдет на верхушку дерева - производит весьма большую тень, так что не дает саду видеть лучей солнечных,
согреваться ими и давать плоды, в дар Царю - чтобы, прияв дар, любоодарил Царь садовника своим царским дарованием.
Спрашиваю я вас, отцы преподобнейшие: если будет у садовника такое колючее дерево в саду, то что тогда можно садов-
нику принести в дар Царю, чтобы приять от него царскую награду?
Чистое устроение человека есть как бы некое садовное украшение пред Богом, а тело человека - как садовник (т. е.
человек должен достигать телесными подвигами чистого устроения и удерживать тело свое от всякого греха). Если не по-
лучит садовник от сада дохода, плодов садовных, то всуе трудился он за время целого года. Говорим: если убыточествует
монах в плоде жизни монашеской и пресветлом покаянии, то всуе труды его целого года.
Поэтому садовник спешит,
как только появится колючий плющ в саду, тотчас искоренить колючее дерево, чтобы тенью своею оно не мешало саду и
не перестал бы от этого сад приносить плодов. Говорим: не лишился бы подвижник различных дарований. И начинает
садовник искоренять то непотребное дерево, говорим: древо греховное, - и разделывает то место, на котором находилось
колючее дерево. Говорим: начинает человек очищать мысль свою и отделять грех от чувств своих, т. е. отвращать чувства
свои от греха; дух свой и расположение свое делает добрым, по сердцу делается человек расположения чистого, доброго.
Начинает же садовник искоренять колючее дерево для того, чтобы сад плодоносил. Начинает с улучшения, т. е. с реши-
мости исправить сад и избавить его от терния.
Говорим: начинает с того, что прощает ненавидящих и обидящих его, и
уже одно это прощение от всей души и всего сердца есть улучшение для человека.
Потом выкапывает корень дерева,
чтобы вырвать его. Говорим: терпит скорби, которые, если хочет кто уничтожить древо греховное, каждый час находят
на него.
Обезветвляет дерево, говорим: бегает осуждения. Ибо, кто осуждает - себя обезсиливает и в три раза большие грехи
сотворит - блуд ли, или прелюбодеяние, или воровство, или хулу, или малакию, или другие какие согрешения.
Тот, кто
другого обвиняет и осуждает за то, что в нем находится какой-либо малый или великий грех, тот есть бес (1), а не человек.
Тот чужевер, а не христианин.
Ради сего, говорю я вам, что избегающий осуждения избегает греха, исторгает древо грехов-
ное, искореняет его, кладет в огонь грех свой, сожигает его, и грех становится пеплом.
Приходит ветер с дождем, разносит
его и исчезает он от лица сада, говорим: от расположениячеловеческого, - получает сад покой, видит лучи солнечные,
деревья начинают плодоносить и красуется сад плодами.
Видит садовник, что исторглось колючее дерево, что с исторжением его получили отраду плодоносные деревья, и за-
бывает садовник о дереве, которое отравляло дерева сада и лишало их плода; говорим: древо греха, которое отравляет
душу человека. Итак, забыл садовник о дереве, так как оно исчезло из сада.

(1) Это выражение следует понимать в том смысле, что чрез осуждение человек становится орудием диавола.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1769
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12

@Mail.ru