Проповеди монахов

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 дек 2018, 12:56

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 15. Сравнение сердца монаха с зеркалом.


Монашеская жизнь пред Богом есть как бы зеркало (т.е. в чистом сердце, как в зеркале, отражается Бог, а жизнь
монашеская должна быть безпрестанным созерцанием Бога)
. Человек смотрит в зеркало, взирает там на лицо свое,
любуется им; потом на зеркало падает дыхание человека, и зеркало солжет, человек уже не может в замутившемся зеркале
зреть лица своего.
(В этой притче многоразличный смысл: Богу приятно и угодно чистое человеческое сердце, отражающее
в себе Лик Божий; можно видеть здесь и ту мысль, что чистое сердце мгновенно утрачивает свой блеск, как только
человек допустит в себе какое-либо сомнение и горделивое самолюбие). Если от дыхания человеческого мутнеет зеркало,
то не тем ли паче мутнеет монашеская жизнь от тленного дыхания сердца человеческого, устремляющегося к тленным
благам. Но зеркало (легко) отирается и проясняется, монаху же затруднительно отереться, когда он загрязнится. Зеркало,
когда загрязнится человеческим дыханием, отирается одним лишь тонким платком, чистота зеркала проясняется, и (снова)
зрит в нем человек красоту лица своего; монах же, если загрязнится беззакониями своими, не отирается тонким плат-
ком, чтобы прояснить блеск чистоты своей, чтобы чистота его (снова) привлекла взор Божий к себе, ибо, если станет
отираться тонким платком, то платок замарается и станет потом никуда не годен.
(В этой притче преподобный, по-
видимому, хочет сказать, что смертные грехи для монаха еще более тяжки, чем для мирянина, и требуют сугубого
покаяния). Говорим: если монах впадает в грех, возделывая беззаконие волею и неволею, словом, делом, или помышлением,
если он и сознается в сем, подобно блудному сыну, покается, но покается словом, а не делом, то не попользует такое по-
каяние его; покаяние должно осуществляться делом, а не проявляться лишь словом.
Говорим: если не положите печаль на сердце ваше, если сокрушением плача не будете тереть сердца вашего, то никоим
образом не возможете обрести путь спасения, ибо отступили вы от пути спасения, взяли другую дорогу, которая не ведет
ко спасению
! Говорю вам: вернитесь обратно с печалью и сокрушением сердца, да обрящете путь спасения вашего, ибо
путь греха есть путь погибели, но не спасения.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1775
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 дек 2018, 12:35

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 16. О свободе духа и легком бремени истинного монашества, уклонение современного монашества к суете сует.


Дивлюсь я тому, как осмеливаются люди оставаться на пути погибели, когда есть такой (т. е. столь доступный и
удобный) путь спасения?

О, какая легкость свободы есть монашеская жизнь! О, как легко утратиться такой свободе от людей!
О, какое удобство для спасения живущим на горе сей!
О, какую свободу мы имеем здесь для возделывания монашеской жизни!

Ох, какими люди сделались ныне!
«Иго Мое благо и бремя Мое легко есть», - Христос не повелевает нам переставлять скалы, не повелевает нам держать
рукою канат корабля во время бури - повелевает же нам лишь иметь чувство сознания своего собственного бремени и
бремени общего (т. е. оплакивать свои немощи и грехи, а также общее падение монашества и скорбеть о сем).
«О рекших мне, внидем во дворы Господни, возвеселися мой дух, срадуется сердце» - антифон, глас 4.
Мы здесь во дворе Господнем, т. е. в обители монашеской, но мирствуем ли мы здесь? Да (т. е. живем спокойно), но
во дворах Господних не есьмы!

Что же это за дворы Господни? Дворы Господни суть пять чувств; говорим: вера, любовь, милосердие, целомудрие и кро-
тость, - как говорится: «Научитеся от Мене, яко кроток есм и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Сии пять чувств запечатлел
Бог в человеке, говорим: в руках и в ногах, на память человеку (т. е. в знамение сих пяти чувств сделал по пяти
пальцев на руке и ноге).
Но люди позабыли. Они оставили бремя (легкое), переставляют скалы и держат в руке канат,
в такую бурю!
Нынешние люди считают лучшим для себя не только скалы переставлять, но за благо почтут переставить Афонскую гору
на место Олимпа, а гору Олимп на место Афона, канаты кораблей всей вселенной предпочтут удерживать в руках во
время бури, нежели вступить под иго Господне! И Бог (все-таки) не отнимает своего ярма до часа судного, долготерпит,
налагает раны, чтобы люди опомнились!

Сии же пять чувств, которые (должны) хранить люди, (так же необходимы им), говорим: как пять пальцев на руке. Ес-
ли у кого не хватит лишь одного пальца, а останутся четыре, (все равно) его будут называть калекой, не так ли? То же
и с заповедями Божиими (т. е. хотя одной из них не соблюди, ты духовно уже урод).

К мирножителям. Мирны ли мы? Нет, но соблазняем друг друга!
Мирны ли мы? Нет, но предаем друг друга!
Мирны ли мы (т. е. в возражение тем, которые утверждают, что, удалившись от мира, они мирствуют, хотя и не подвизаются
о спасении)? Нет, но презираем друг друга!
Мирны ли мы? Нет, но осуждаем друг друга!
Мирны ли мы? Нет, но не покоряемся друг другу! И как прейдем мы таким образом ко дворам Господним, чтобы возве-
селился дух наш и сорадовалось бы сердце наше?
Мирны ли мы так, чтобы возвеселялся бы дух наш? Нет, соделали мы дух наш диким по отношению к тем пяти чувствам
и мирны (при этом).
Мирны ли мы так, чтобы и сердце наше сорадовалось бы? Нет, мы (хотя и) мирны, но почему же сердце наше стало
жестким по отношению к этим пяти чувствам?
(Если мы мирны, как то предполагаем), то почему же сделались такими непокорными и безумными? Потому, что люди
ныне уклонились от долготерпения. Потому, что отстранились от легкого бремени, приблизились ко бремени тленному, без-
плодному, тягчайшему, вступили под него, и несут на плечах своих сие бремя, как будто кто их на рабство осудил, несчаст-
ные люди! Позабыли они совсем, что они монахи, что они находятся не на базаре, а во Святой Горе, говорим: во дворах
Господних в уделе Всецарицы, Честной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! Матери долготерпения,
Всепетой Богородицы, христиан Предстательницы, Посещения архиереев, Покрова иереев, Путевождя в жизни монашеской,
Охранительницы девства и целомудрия, монашеской жизни Наставницы!

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1775
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 дек 2018, 13:18

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 16. О свободе духа и легком бремени истинного монашества, уклонение современного монашества к суете сует.


Многопопечительность житейская производит язву в душе и до такой степени изъязвляет человека, что делает его как
бы прокаженным. Суета сует и всяческая суета есть многопопечительство человека!.. Многопопечительность отнимает от
человека благодать Божию! Многопопечительность побуждает человека призывать царицу погибели! Многопопечительность
побуждает человека отвергать Царицу Спасения! Многопопечительность приводит человека в погибель погибели, как погибли
и ныне монахи со своею многопопечительностию.

Спросишь у меня, монаше: неужели мы погибли? Зачем спрашиваешь это, монаше? Ты и сам знаешь, что от многопопе-
чительности заботы ты находишься в погибели погибели, даже не сознаешь себя монахом, даже не чувствуешь того, что
ты внутри двора Господня, дабы возвеселился бы от этого сознания дух твой и сорадовалось сердце твое, дух твой все-
цело рассеян и сердце помрачено. Ты даже не понимаешь, что такое словесный человек.
Скажешь, монаше: чем же мы не словесные люди, ужели мы животные?
Да, правду говоришь ты, о, монаше (т. е. эти слова относятся к монаху, увлекшемуся многостяжанием и суетой), ты не
таков, как животное, ибо животное беззаконий не творит, а ты ежедневно творишь беззакония и злые похотения; в тебе
такой же превратный ум погибели, как у древних людей при Ное... Во время самого потопа Бог весьма опечалился; но
из-за чего опечалился? Из-за развращенных людей, подобных тебе, монаше, а не из-за животных, которые ни в чем не
провинились пред Богом, но должны были погибать с людьми.
Поэтому Бог, слыша рев животных, погибавших посреди вод,
весьма печалился!
Вас же, преступивших заповеди в монашестве, ожидает Он с безграничным долготерпением Своим, дабы услышать
от вас вожделенное покаяние, и имеет для вас готовую милость!
Из-за чего же вы губите себя многопопечительностию
погибели, на всяк день взывая к царице погибели, к семиглавому беззаконию и преогорчая каждый день, каждый час
и каждую минуту Царицу Спасения?!.
Вот сегодня прошу и молю вас, освященные иеромонахи и вы, честнейшие монахи: не вверяйте себя царице погибели
и семиглавому беззаконию, чтобы не покинула вас Царица Спасения и не остались вы пусты от благодати монашеской
жизни. Ибо Царица Спасения есть Дева чистейшая, не допускающая и следа ржавчины (прим.: «кори» - по-гречески
есть и дева, и око, т. е. Богородица есть Око чистейшее, не терпящее в монашестве ржавости обетов, а в особенности
ржавости целомудрия), как то любит царица погибели, выжидающая гибели мира всего... Сия же чистейшая Царица
Спасения не желает и слышать о таковом погибельном деле в уделе Своем, т. е. в монашестве вообще и во Св. Горе в
частности.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1775
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 дек 2018, 13:24

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 17. Воззвание к афонским инокам и возвещение о погибели Афона, если не покаются.


Вонмите, иереи, иеромонахи и вы, честнейшие монахи: сказывал вам и паки говорю: сохраните себя, храните
строго монашескую жизнь и чистоту, заповеди спасения нерушимо, чтобы не сделаться для рода христианского
виною соблазна.

Если же нет, если же нет, если не послушаете сих слов моих всех, не обратитесь к покаянию покаяния, не при-
дете в такое же покаяние, как город Ниневия, - имеете дать вину всемирному великому соблазну мира; издали будут взи-
рать на место сие, с моря и с суши, будут указывать пальцем на место сие и говорить: «На месте этом обитали спасавшиеся
люди, смиренные монахи, ведшие ангельскую жизнь аскеты, пустынники, содержавшие крайнее безмолвие, никогда не
желавшие насытиться досыта хлебом и водою, во всю жизнь свою»
. А ныне это место погрузилось во глубину моря?! Бу-
дут сие говорить, подобно тому, как ныне говорят о городах Содоме и Гомморе.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1775
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 дек 2018, 12:45

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 18. О славной обители Неусыпающих и почему запустела она.


Увидал некто известную обитель Неусыпающих опустошенной и разоренной; увидал также и то, что в обители на
святом месте сидит некое животное... Увидел это человек и, из глубины сердца вздохнув, сказал: «Горе нам ныне!
Как пала сия обитель, в которой обитали неусыпающие, праведные и освященные души; до чего она пала: в
обители обитает дикое животное, на святой Трапезе!»
Сказав это, схватил он камень в руки, чтобы прогнать этого зверя,
но услышал глас и страшное слово: «Оставь животное и покое! Для Меня лучше иметь это животное, нежели тех
несчастных монахов, которые позорят свою монашескую жизнь, впали в многопопечительность, заботы о стяжаниях, и
соперничают в том, кто первый слукавит, кто первый солжет, кто первый неправедно похитит, кто первый обезчестит ближ-
него, кто первый накопит сребро и злато, кто первый обогатится многоразличием трапезы, кто будет первым в возделы-
вании многословия осуждения.
Да, не усыпали они, но, с другой стороны, и многословие осуждения у них никогда «не
усыпало»; поэтому и говорю Я тебе, что лучше для Меня иметь это животное, нежели тех превратных монахов!»
(1) .
Услыхав сей голос, благословенный человек тот остался в изумлении от этих громовых слов.
Вот сегодня и вас я спрашиваю: понятны ли вам слова мои для ушей ваших? Дайте мне сей ответ. Если же все еще
не можете мне сие ответить (т. е. что понятны), то слушайте и четвертое сказание, дабы я чист был от дел, которые вы
делаете!...

(1) Это сказание означает гнев Божий на иноков, когда они делами своими прилагаются скотам несмысленным и уподобляются им.
Как понимать сие страшное сказание, буквально или приточно, иносказательно!? Хотелось бы его понимать иносказательно,
столь оно грозно и страшно!.. Однако что говорят исторические факты?! Обитель Неусыпающих была в Константинополе.
Теперь она не существует и точное ее местоположение не известно. В Константинополе, «во время оно», в благочестивую ви-
зантийскую эпоху было множество монастырей, так что описать их теперь, хотя бы по названиям, затруднительно.
Многие монастыри были обращены из древних языческих храмов. Место служения идолам делалось местом особого
благодатного присутствия Божия, делалось для Бога Его возлюбленным, избранным местом. Но все ли эти монастыри
сохранили благоволение Божие, все ли они пребыли до конца под благодатным осенением и покровом Бога?! Далеко не все!
В настоящее время очень трудно указать место многих прежних монастырей Константинополя, так как вследствие частых пожаров,
землетрясений и опустошений, от которых, конечно, погибали и монастыри, расположение Константинополя совершенно изменилось,
(«Константинопольское монашество», сочинение аббата Марена, СПб., 1899 г., изд. Сойкина, стр. 29 и 39). А если так, то нет ничего
мудреного в том, что в Царьграде, на месте многих монастырей, на месте многих монастырских храмов и алтарей, теперь пролегают
грязные улицы, разгуливают животные, а может быть творится что-либо и худшее!.. Читающий да разумеет!..
(продолжение далее)
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1775
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 дек 2018, 13:12

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 19. Обращение к святогорцам; притча о магните и железе.


Послушайте, преподобнейшие иеромонахи и вы, честнейшие монахи! Когда в Ниневии, во время проповеди Ионы,
мудрец Рамуил поставил на высоком месте магнит, а к нему привесил железо, то железо удерживалось магнитом,
несмотря ни на какие воздушные стихии (ветры и т.п.). Ибо, пока железо чисто, магнит не боится ни тяжести,
ни ветра, ни долговременности, но ржавости железа он не выносит: заржавело железо, и магнит его не держит; освободи-
лось оно от ржавчины - и опять принимает его магнит; если же не разоржавеет, то магнит его не принимает, железо пре-
бывает ржавым и бывает не годно ни на что.

Так же держит над Афоном Богородица, чистейшая Дева, Царица Спасения, покров «крилу Своею», всегда покрывала
Она и покрывает Гору сию до днесь, подобно магниту. Если магнит, будучи бездушною тварью Божией, имеет такую дер-
жавную силу, то тем более Всецарица Госпожа наша Богородица какою обладает силою? Хотя и не в силах я это рас-
сказать вам, но вы и сами видите державную силу Богородицы.
Равным образом, как качали ветры магнит, чтобы упустил он железо, и не возмогли, так колеблют и язычники Гору
сию, чтобы отлепить Афон от руки Пресвятой. Наконец Св. Гора отомкнется от руки Пресвятой, но каким образом упус-
тится Афон из руки Ее? Не из-за шатаний язык, а по причине беззаконий, так как Она выносить их не в силах, ибо без-
закония человеческие пред Богоматерию Госпожею нашею Богородицею то же, что ржавчина железа пред магнитом;
ржавчина разлучает железо от магнита; беззакония живущих в Святой Горе могут разлучить их от Богородицы.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1775
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 дек 2018, 13:34

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 20. Обличение торопливости богослужения


Вы имели и имеете один злой обычай, за который не сочтетесь со избранными, как говорится: «С человеки
делающими беззаконие не сочтуся и со избранными их». Спросите, что это за беззакония, ради которых мы не
будем со избранными? Своих богослужений мы не опускаем, не пропускаем ни литургии, ни вечерни, ни
девятого часа; как же ты говоришь, что мы не будем со избранными? Это ли отвечаете вы мне? Дивлюсь я, почему вы тре-
буете изъяснения вам ваших беззаконий, которые сами же творите, но не сознаете их, несчастные! И как не беззакон-
ничает человек ныне? Т. е. это ли мните себе оправданием, что вы службы не опускаете? Служба ваша никуда не годна
по торопливости.
Как гнилая доска полезна столяру, так пользует и торопливая служба монаха. Насколько поломанная
игла потребна портному, настолько и торопливая литургия пользует иерея...

Сколь потребна ржа для железа, столь же пользует и пост злопамятного человека!..
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1775
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение Саныч » 16 дек 2018, 20:01

Антон Павлович Чехов однажды заметил:"Что умный любит учиться, а дурак - учить".
Прежде чем что-либо сказать иль написать проверь, а подключён ли твой язык и пальцы к мозгу ?
Аватара пользователя
Саныч
участник форума
 
Сообщения: 824
Зарегистрирован: 22 янв 2016, 22:13
Откуда: Васюки

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 дек 2018, 12:36

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 21. Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы. Пример св. Никифора, Саприкия и патриарха Авраама.


Если истончите шею вашу постом, если и плоть вашу иссушите, как сушеную скумбрию (морская рыба вроде се-
ледки), любви же не будете иметь - никакого плода не принесете!.
. Посему говорится: возлюбим друг друга, да еди-
номыслием исповемы. Не будешь иметь любви, и исповедания иметь не будешь... Если даже будешь и исповедание иметь,
а любви у тебя не будет, то лишишься исповедания, подобно Саприкию...

Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы... Кто истолковал эту тайну? Ее изъяснили два человека, духовный
и безчувственный; говорим: Никифор с Саприкием...
Раньше они были оба чувствительными, любящими, имели равноангельское единомыслие любви, но Никифор поссорился
с Саприкием, виноват был Саприкий; любовь, которую они имели, преложилась в злопамятство; эта страсть вкоренилась
во внутренностях Саприкия; он не хотел даже видеть пред собою Никифора, но за такое злопамятство Саприкий лишился
мученического венца, которым Венцедавец готов был уже увенчать его...
Саприкий перенес такие муки, что венец небесного мздовоздания стоял всего на семь локтей над головою его, но
семиглавие беззакония злопамятства не дало венцу спуститься на голову Саприкия... Ибо, сколько ни умолял его Никифор
о взаимном снисхождении, т. е. прощении, Саприкий не желал снизойти; за то снизшел до принесения жертвы идолам
и отрекся от Христа!.. Что же было виною сему? Злопамятство.
Никифор же, как кроткий и смиренный, приял венец от венцедавца Христа. Видишь, как безчувствие Саприкия лишило
его исповедания, как оно вместе с жестокосердием злопомнения низвергло его в блато идолопоклонства?..
Никифор, по чистосердечной любви, пал в ноги и поклонился Саприкию, чтобы заключить любовь, но Саприкий не хотел
и смотреть на. Никифора, а не только сотворить любовь!.. И вменилась Никифору любовь к Саприкию в мученичество,
в мужественное исповедание, и совершила ему мученический венец!..
Хороша любовь к человеку, но не чрезмерная...
Два рода есть любви - человеческая и Божественная... Кто разъяснит нам чрезмерность любви к человеку, и кто
изъяснит нам чрезмерность любви к Богу? Пример чрезмерности любви человека к человеку есть Саприкий, ибо он раньше
чрезмерно любил Никифора, которого потом возненавидел...

Какой теперь человек может показать чрезмерную любовь к Богу? Патриарх Авраам доказал чрезмерную любовь к
Богу словом и делом; за это познал Авраам и любовь к себе Бога, когда Бог возбранил ему заклать сына своего!..

Но кто возбранит Богу, дабы Сын Божий не приносился за людей в жертву на жертвеннике?..
Невозможно никому возбранить Богу, чтобы не жерся Сын Его; явно, что любовь Бога к человеку превосходит любовь
человека к Богу...

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1775
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 дек 2018, 12:44

Саныч писал(а):Антон Павлович Чехов однажды заметил:"Что умный любит учиться, а дурак - учить".


Да вы правы за отсутствием своих мыслей, пишу чужие.
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1775
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron
@Mail.ru