ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
Часть пятая . Описание явлений Святого Нила Феофану.
Глава 4. Искушение, постигшее Феофана за нарушение им заповеди. Святой является в сонном видении, обличает грех,
объявляет наказание и берет свои мощи. Вторичное явление его Феофану во время соборования и исцеление
Феофана. Явление в храм во время бдения, когда святой Нил вернул мощи Феофану.
В понедельник вечером Феофаном было роздано на четки скитским отцам и на литургии священникам, как повелел
святой; во вторник 25 января Феофана стали соборовать, причем, как только началось соборование, Феофан потерял
сознание, будто бы уснув, так что все усилия разбудить его были тщетны; Феофан ничего не чувствовал, что ему говорили,
как его толкали, и лишь по дыханию его можно было заключить, что он жив. Так продолжали соборование. Феофан же
имел в сие время такое видение.
Представилось ему опять, что он сидит в лаврской башне закованный, голова его обтянута цепью, рот оборочен цепью
так, как у свиней, когда их надо куда тащить. От цепи шло несколько концов, из коих каждый был приколочен или к
стене, или к одному столбу. Левая рука Феофана прикована к столбу, а правая свободна. Этою последнею от отчаяния
Феофан терзал себя и бил; когда он был в таком отчаянном состоянии и так страдал, вошел юный монах (т. е. ангел в
образе монаха) и, отбив конец цепи, которой была скована рука, от столба, освободил ее, затем отбил прочие концы цепи
и, схватив ее, потащил Феофана, как скотину на оброти, из башни. За дверями толпились бесы, и говорили про Феофана:
«Голова его обвернута цепью - значит, его повесят на мосту Вела». Другие же им возражали: «Не повесят его, а на кол
посадят». Некоторые из них обращались к Феофану и говорили: «Потурчись, тогда избавим мы тебя от казни; великих почестей
от нас удостоишься». Феофан от страха казни начал было уже мысленно колебаться и думать: не согласиться ли и в
самом деле на их предложение, но в ответ на эти мысли ангел дернул его за цепь и сказал: «Молчи и не бойся». Они
прошли мимо фиала (1) и подошли к церкви (собору лавры), двери которой были отверсты; из церкви неслось чудное пе-
ние, а из алтаря исходило светлое сияние. На церковной паперти, в великом благоговении стояло много монахов. Когда
Феофан с ведущим его приблизился, от толпы монахов отделился один, который был святой Нил. Подойдя навстречу им,
остановился (на краю паперти) перед Феофаном и, указывая рукой к алтарю, произнес: «Се, ради сих молитв церковных
к Богу о помиловании (твоем)», потом, указав рукой на монахов, стоявших на паперти: «Се, ради келлейных молитв
святых отцов», и затем: «Се, ради свойственного мне благоутробия и кротости, которые побуждают меня на милость, ради
сих (трех ходатаев за тебя), побуждающих меня помиловать тебя, побуждаемый, с понуждением себя, соизволяю на то,
чтобы ты был освобожден от уз и от заслуженного наказания». При последних словах святого узы с Феофана мгновенно спа-
ли, цепи рассыпались по земле; святой же сказал: «Смотри хорошенько, смотри, смотри! Видел? (Т. е. последствия греха.)
Не твори же вновь, что, как видишь (так гибельно). Ибо больше с тобою не увидимся (т. е. помни то, что я заповедал и
о чем научал тебя, потому что более не прийду и не буду больше поучать тебя), не побеседуем более с тобою ни вечером,
ни утром, ни в полночь, ни в полдень. О потребном для тела твоего я буду промышлять; ты же пекись о душе твоей, и
подвизайся, чтобы стяжать сокровища для души твоей несчастной, чтобы по кончине твоей избавилась она от мук».
Когда святой говорил это, Феофан заметил, что в руке своей он держит части своих мощей, от которых исходили лучи
сияния и неслось чудное благоухание. Феофан попросил святого дать ему их, но святой сказал: «Тебе надлежало сорок дней
терпеть кару; поэтому жди срока, ибо, ради побуждения благости и кротости моей и ради просьбы прочих ходатаев, осво-
бодился ты раньше срока, но (мощи) пусть ждут. Когда же исполнится 40 дней, тогда я вручу их тебе в день воскресный,
в присутствии многих людей». Феофану захотелось войти в храм, он тронулся с места, чтобы взойти внутрь, но святой
остановил его у крайней колонны на паперти, не дав подойти ближе; Феофан, взглянув на себя, увидал, что он до крайности
загажен; святой же сказал: «Там, куда ты стремишься (т. е. в большие монашеские центры, как, например, в лавру и в
скит, куда тянуло всегда Феофана из его пустыни), встретятся тебе люди несмысленные и неразумные, которые, увидав тебя
в такой запачканной одежде, выгонят тебя (т. е. не имеющие духовного смысла соблазнятся, видя Феофана столь павшего
в грехи), другие же будут осуждать, поносить и злословить тебя; поэтому ты не приближайся к ним, ибо они не ведят,
что творят». Затем Феофан пошел к выходу из лавры; выйдя из ворот, пошел по дороге в скит, и очнулся. Открыв глаза,
он увидал стоящих над ним иереев и услыхал слова последней молитвы при елеосвящении: «Боже, Спасителю наш! Не проро-
ком Твоим Нафаном покаявшемуся Давиду о своих согрешениях оставление даровавый...», - и в это самое мгновение
сведенные судорогой уста Феофана отверзлись. Рука его, вывихнутая, которая выскочила совсем было из плечевого сустава
назад, исцелилась и чудесно вошла в свое место на глазах всех священников еще раньше сего, а именно, при самом
начале соборования, когда Феофан потерял сознание (следовательно, когда в видении ангел во образе юного монаха при-
шел к нему в темницу и отрешил руку его от оков). Феофан востал с ложа совершенно здравым. Таким образом, наказание
продлилось всего 12 дней - от 13 января, когда святой явился ему в сонном видении во образе архимандрита Нафанаила,
отобрал свои мощи и объявил наказание (сказав), чтобы оно послужило в пример и прочим (т. е. тем, которые неблаго-
говейно и безстрашно станут распоряжаться его мощами), и до 25 января, когда, явившись ему в видении во время со-
борования, святой совершенно исцелил его и снял наказание.
(1) Бассейн каменный для водоосвящения.
(продолжение далее).