ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том первый . 8 слово:
0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.
24) Этого или никогда не слыхал Арий или слыша не понимал по невжеству. А если бы понял, то
не лгал бы столько на Епископа. Но, без сомнения, и его, как и нас, злословил по ненависти к
истине. Как христоборец, не замедлит он преследовать мудрствующих по Христе; о чем пред-
сказал сам Господь: "аще Мене изгнаша, и вас изженут"(Іоан. 15, 20). Или, если покровители не-
честия думают, что Дионисий единомыслен с ними, то пусть напишут и исповедают это; пусть
напишут о винограде и делателе, о ладье и судостроителе, и пусть исповедают также, что говорил
он в защиту единосущия, и о том, что Сын — от сущности, и о вечности, об отношении мысли
к слову, об источнике и реке, и о прочем, чтобы хотя из этого различия познать им каким
образом одно сказал он по смотрению, а другое по требованию благочестивой веры и говоря уже
это отринуть противный сему образ мыслей. Ибо что близкого с вредными Ариевыми мнениями имеет
Дионисиева вера?-- Не то ли, что Арий говорит о Слове по примышлению (kат eпivоlav), а Дионисий называет
истинным и по естеству Божиим Словом? И один отчуждает Слово от Отца, а другой учит, что
Оно есть собственное и неотдельное от Отчей сущности, и относится к Отцу, как слово—к мысли,
река—к источнику. Поэтому, если кто может разлучить и сделать между собою чуждыми слово и
мысль, или разделить реку и источник, и положить между ними преградою стену, или реку назвать ино-
сущною с источником и доказывать, что вода — чужда ему, или отважится сияние отделять от света
и утверждать, что сияние — от иной сущности, а не от света: то пусть таковой безумствует с Арием;
ибо окажется, что у него нет даже и ума человеческого. А если сама природа признает сие нераз-
дельным и рождаемое от сего—собственным того рождением: то никто да не мудрствует уже по
Ариеву, и да не клевещет на Дионисия; а напротив того, по сему самому еще более да удивляется и
ясности его речи, и правоте веры.
(продолжение далее).