Проповеди монахов

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 май 2020, 16:06

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . 9 слово:

ПИСЬМО К ДРАКОНТИЮ.

7) Итак поспеши, возлюбленный, не медля более, и не потерпи тех, которые препятствуют тебе, но
помни Даровавшего тебе благодать, и прииди к нам, которые любим тебя и советуем тебе, что—
согласно с Писаниями, чтобы и мы сопроводили тебя, ты, священнодействуя в церквах, воспоминал и
нас.
Не ты один поставлен из монахов, не ты один настоятельствовал в монастыре, или любим
был монахами. Напротив того, знаешь, что и Серапион — монах, и настоятельствовал над таким
числом монахов. Не безъизвестно тебе, — скольких монахов Отцом был Аполлон; знаешь Агафона;
не неизвестен тебе Аристон; помнишь Аммония, странствовавшего с Серапионом; слышал,
можетъ быть, о Мовите в верхней Фиваиде; можешь осведомиться о Павле в Литополе, и о мно-
гих других. Они, когда были поставлены, не прекословили, но, взяв в образец Елиссея и зная,
как поступил Илия, наученные примером учеников и Апостолов, приняли на себя попечение, и не
пренебрегли священнослужением и не сделались худшими самих себя, но паче и паче ожидают на-
грады за труд—и сами преспевая, и других увещавая к преспеянию. Сколь многих отвратили они
от идолов! Сколь многих убедили отстать от сего демонского обычая! Скольких рабов предста-
вили Господу! Посему и те, которые видят эти знамения, взирая на это, дивятся. Не великое ли это зна-
мение—сделать, чтобы юная дева хранила девство, и юноша хранил воздержание, и идолослужитель
познал Христа?
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 май 2020, 13:17

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . 9 слово:

ПИСЬМО К ДРАКОНТИЮ.

8) Итак, да не возбраняют тебе монахи, как будто один ты поставлен из монахов. Не пред-
ставляй в предлог, будто бы сделаешься хуже себя самого. Можешь сделаться и лучшим, под-
ражая Павлу, соревнуя деяниям Святых. Ибо знаешь, что такие домостроители Таин, когда были
поставлены, тем паче к намеренному текли, "к почести вышнего звания" (Филип. З, 14). Когда Павел
стал свидетелем, и возъимел надежду получить венец? Не тогда ли, как послан был учить?
Когда Петр стал исповедником? Не тогда ли, как сделался благовестником и ловцом человеков?
Когда восхищен на небо Илия? Не тогда ли, как совершил все пророческое служение? Когда Елиссей
приял сугубый дух? Не тогда ли, как, оставив все, последовал за Илиею? Для чего и избрал Спа-
ситель учеников? Не для того ли, чтобы посылать их?
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 май 2020, 16:30

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . 9 слово:

ПИСЬМО К ДРАКОНТИЮ.

9) Поэтому, возлюбленный Драконтий, имея образцом их, не говори, и не верь тем, которые гово-
рят, будто бы епископство — повод ко греху и доставляет случай грешить. И будучи епископом,
можно пребывать в алчбе и жажде, подобно Павлу (2 Кор. 11, 27). И ты можешь не пить вина, как
Тимофей; и ты можешь часто поститься, как делал Павел, чтобы, подобно ему, постясь таким обра-
зом, насыщать других словом, и терпя жажду и воздерживаясь от пития, напоевать других учением.
Посему, да не представляют тебе этого в предлог советники твои. Знаем и епископов постящихся,
и монахов ядущих; знаем и епископов не пьющих вина, и монахов пьющих; знаем и еписко-
пов творящих знамения, и монахов не творящих. Многие из епископов не вступали в брак, а мо-
нахи были отцами чад; а знаем также и епископов, бывших отцами чад, а монахов—последними
в роде. И еще знаем и клириков живущих в алчбе, и монахов постящихся. И одно возможно, и
другому нет препятствия. Где бы кто ни был, да подвизается везде: венец дается не по месту, а по
деяниям.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 май 2020, 13:01

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . 9 слово:

ПИСЬМО К ДРАКОНТИЮ.

10) Итак, не слушай тех, которые советуют иное, а не это; но лучше поспеши, и не медли тем
паче, что приближается святой праздник, чтоб народ без тебя не совершил этот праздник, и тебе
не навлечь на себя великой опасности. Ибо, кто будет благовествовать им Пасху, когда нет тебя с
ними? Кто будет благовествовать им день Воскресения, когда ты скрываешься? Кто посоветует им
праздновать, как должно, когда ты в бегстве? О, как многие получат пользу от твоего прибытия к
ним, и как многие потерпят вред от твоего бегства! И кто одобрит тебя за это?
Для чего советуют тебе не принимать на себя епископства, сами желая иметь у себя пресвитеров?
Если ты не способен,—пусть не имеют с тобою общения. А если признают тебя способным,—пусть
не завидуют другим. Если учить и предстоятельствовать, по словам их, служит поводом ко
греху; то пусть сами не учатся и не имеют у себя пресвитеров, чтобы и самим, и учащим их, не
сделаться худшими себя самих. Но не внимай этим человеческим вещаниям, не слушай подающих
такие советы, как много раз говорил уже я; а лучше поспеши и обратись ко Господу, чтобы, имея
попечение об овцах Его, воспомянуть тебе и о нас.
По сей-то причине убедил я идти к тебе возлюбленных нами Иеракса пресвитера и Максима
чтеца, чтобы и словесно убедили тебя, и мог ты узнать из этого и расположение, с каким писал
я, и опасность — прекословить церковному распоряжению.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 май 2020, 16:01

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 10.

К Епископам Египта и Ливии—окружное послание против ариан.

1) Все, что, как написал Лука, творил, и чему учил Господь и Спаситель наш Исус Христос,
сотворил Он, для нашего явившись спасения; потому что пришел, как говорит Иоанн,"не да су-
дит мирови но да спасется Им мир" (Иоан. 3. 17). Но подивиться должно благости Его между всем
прочим и в том, что не умолчал и о препирающихся с нами, а, напротив того, ясно предсказал,
чтобы, когда будет это, тот час оказалось, что ум наш огражден учением Его, в котором говорится:
"Возстанут лжепророцы и лжехристы, и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще воз-
можно, и избранные. Се прежде рех вам" (Матф. 24, 24. 25). Хотя многочисленны и выше человека—
сообщенныя нам от Него учения и дарования, как-то: образ небесного жительства, власть над бе-
сами, всыновление, и все превышающее и превосходящее дарование — ведение Отца и Его Слова, также
дар Духа Святаго; однако же, "помышление человеческое прилежно прилежит на злая" (Быт. 8, 21),
"а супостат наш диавол", завидуя, что столько дано намъ благ, "ходит иский" похитить у нас семена
Слова (1 Петр. 5, 8). Посему-то, Господь, как-бы драгоценности Свои, учения эти запечатлевая в нас
предречением, сказал: "Блюдите, да никто-же вас прельстит. Мнози бо приидут во имя Мое, глаго-
люще: Аз есмь: и время приближися: и многи прельстят: не изыдите убо во след им" (Матф. 24, 4.
5. Лук. 21, 8). Великое некое дарование прияли мы от Слова—не обольщаться видимым, но и даже и
то, что—прикровенно, различать по бдагодати Духа. Поелику всецелоненавистен—изобретатель греха, и
великий демон есть диавол; то, едва явится, все его преследуют, как змия, как дракона, как льва,
который ищет, кого похитить и поглотить.
Потому утаевает и скрывает о себе, что—он такое, и хитро присвояет себе вожделенное всем
имя, чтобы, обольстив пустою наружностью, обольщенных уже опутать своими узами. Кто хочет
чужих детей предать в рабство, как-скоро отлучатся их родители, принимает на себя их вид,
а потом, отведя их далеко, губит уже. Таким-же образом злой демон и обманщик диавол, не
имея смелости действовать открыто, зная человеческую любовь к истине, ложно принимает на
себя вид истины, и извергает яд свой на тех, которые идут во след его.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 май 2020, 15:32

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 10.

К Епископам Египта и Ливии—окружное послание против ариан.

2) Так обольстил он и Еву, не свое говоря, но лживо употребляя Божии глаголы и изменяя их
смысл. Так низложил и жену Иова, внушив ей прикрыть себя любовию к мужу, и научив хулить
Бога. Так этот льстец обманывает людей пустою наружностию, похищая каждого и вовлекая в свою
пучину греха. Так в древности, обольстив первого человека Адама и подумав, что чрез него
всех сделал себе подвластными, с дерзостью посмевался, говоря: "вселенную всю обыму рукою яко
гнездо, и яко оставленая яица возму, и несть ижe убежит мене, или противу мне речет" (Иеа.
Ю, 14).
Когда же пришел Господь, и враг опытно узнал о Его человеческом домостроительстве, по-
тому что не возмог обольстить носимую Им плоть: с тех пор этот горделивец, обещавшийся объ-
ять рукою целую вселенную, после Христа, по Христовой силе, как воробей, служит уже игралищем
для детей; потому что ныне "отроча младо, возложив руку на пещеру аспидов" (Иса. 11, 8), посме-
вается обольстившему Еву, и все право-верующие в Господа ногами попирают сказавшего: "поставлю
престол мой выше облак, взыду, подобен буду Вышнему" (Иса. 14, 13. 14). Так со стыдом терпит это
враг. Однако же, отваживается этот безстыдный принимать на себя чужой вид: но носящие на челе зна-
мение еще легче узнают ныне окаянного, и с большею силою отгоняют от себя униженного и по-
срамленного. Ибо, хотя и ныне, как пресмыкающийся змий, превращается в Ангела светла; однако
же, лицемерие — не в пользу ему; так как научены мы, что "аще и Ангел с небесе благове-
стит нам паче, еже прияхом, анафема будет" (Гал. 1, 8. 9).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 май 2020, 13:19

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 10.

К Епископам Египта и Ливии—окружное послание против ариан

3) Если же и снова закроет свою ложь и притворно будет говорить устами истину; то, зная его
умышления, можем сказать изреченное о нем Духом: "грешнику же рече Бог: вскую поведаеши оправ-
дания Моя" (Псал. 49, 16)? и: "не красна похвала во устех грешника" (Сирах. 15, 9); ибо не заслужи-
вает вероятия этот коварный, когда говорит и истину. Это показало и Писание, повествуя о зло-
ухищрении его в раю против Евы. И Господь обличил его, во-первых на горе, когда раскрыл из-
гибы сердца его, показал, кто—сей льстец, и сделал явным, что искуситель—не кто-либо из свя-
тых, но—сатана, сказав ему: "иди за мною сатано, писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися и
Тому единому послужиши" (Матф. 4, 10); и еще, — когда заставил молчать бесов, взывающих из
гробов. Хотя истинно было утверждаемое ими, и не лгали тогда, говоря: "Ты Сын Божий" (Матѳ. 8, 29),
"Святый Божий" (Марк. 1, 24); однако же, не захотел, чтобы истина произносима была нечистыми
устами, и особенно—устами бесов; и чтобы, под предлогом истины, примешав свою греховную
волю, не всеяли оной "спящим человеком" (Матѳ. 13, 25). Почему, как Сам не терпел, чтобы гово-
рили это бесы, так не желал, чтобы и мы терпели подобное сему, и Сам повелевал, говоря:
"внемлите от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищ-
ницы" (Матѳ. 7, 15), и чрез святых Апостолов: "не всякому духу веруйте" (1 Іоан. 4, 1).
Таков образ сопротивного действования, таковы же еретическия скопища. Ибо каждая ересь, имея от-
цем собственного измышления искони совратившагося и соделавшагося человекоубийцею и лжецом
диавола, и стыдясь произнести ненавистное его имя, притворно принимает на себя прекрасное и превыс-
шее всего Спасителево имя, собирает изречения Писаний, произносит слова, утаевает же истинный
смысл, и наконец, прикрыв какою-то лестию свое изобретенное ею измышление, сама делается челове-
коубийцею введенных в заблуждение.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 май 2020, 14:26

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 10.

К Епископам Египта и Ливии—окружное послание против ариан.

4) Ибо, для чего — Евангелие у Маркиона и Манихея, отрицающих закон? Ветхим доказывается но-
вое, а новое свидетельствует о ветхом. Посему, отрицающие последнее исповедуют ли то, что оным
доказывается? Павел стал Апостолом благовестия, еже Бог прежде обеща пророки Своими в Писа-
ниих святых (Рим. 1, 2). Сам Господь сказал: "испытайте Писания, яко та суть свидетельствую-
щая о Мне" (Иоан. 5, 39). Посему, как же будут исповедовать Господа, не испытав прежде Писаний
о Нем? Ученики говорят, что "обрели Того, Его-же писа Моисей и Пророцы" (Иоан. 1, 45). На что опять
закон и саддукеям, не приемлющим Пророков? Бог, давший закон, сам обещал в законе воз-
двигнуть и Пророков; потому что Он — Господь и закона и Пророков; и отрицающий одно из двух
несомненно отрицает и другое. На что уже и ветхое Писание иудеям, не познавшим ожидаемого по
нему Господа? Если бы верили в Писания Моисея; то уверовали бы и в слова Господа: "о Мне бо
той пuca говорит Господь" (Иоан. 5, 46). На что Писания Самосатскому, который отрицаетъ Божие
Слово и пришествие Слова во плоти, назнаменованное и указанное в Писаниях Ветхого и Нового За-
вета! На что Писания и арианам? — Для чего предлагают их люди, которые утверждают, что Слово
Божие есть тварь, и, подобно язычникам, "служат твари паче Творца Бога" (Рим. 1, 25)? По нечестию
своего измышления, каждая из этих ересей не имеет ничего общего с Писаниями, и защитники
ересей знают, что Писания во многом, или лучше сказать—во всем, противны мудрованию каждой из
них. Но для обольщения простодушных, каковы упоминаемые в Притчах: "незлобивый веру емлет
всякому словеси" (Притч. 14, 15), принимают они на себя вид, подобно отцу своему диаволу, что изу-
чают и собирают изречения Писания, чтобы этими изречениями показать правильность своего мудрова-
ния, а наконец, убедить бедных людей мудрствовать вопреки Писаниям. И конечно, в каждой ереси
прикрывающийся таким образом диавол выставлял на вид изречения, исполненные льсти. Ибо Гос-
подь сказал о них, "что возстанут лжехристи и лжепророцы, якоже прельстити многих" (Матѳ.
24, 24). Так приходил диавол, говоря от лица каждой ереси: аз есмь Христос, у меня—истина; и
все ереси клеветник этот заставлял лгать и отдельно, и в совокупности. И странно —то, что все
они, препираясь между собой за все, что каждою выдумано худого, неразрывно соединились одна с дру-
гою в одном, именно во лжи; потому что один у них отец, который во всех всевает .ложь.

Посему, верный ученик Евангелия, имеющий благодать разсуждать о духовном и на камне создав-
ший дом веры своей, стоит твердо и безопасен от их обольщения. А кто прост, как сказал я
выше, и не крепко наставлен в вере, тот, имея в виду одни слова и не проникая в смысл, скоро
увлекается их кознями. Посему, прекрасное и необходимое дело—пожелать себе принять дарование раз-
личения духов, чтобы каждому, по Иоанновой заповеди, знать, кого надобно отринуть и кого принять,
как друзей и единоверных. И многое мог бы написать тот, кто вознамерился бы войти в подробности;
тогда злочестие и злонамеренность ересей оказались бы чрезвычайными и разнообразными, и
хитрость обманщиков крайне ужасною. Но поелику Божественное Писание всего достаточнее, то желаю-
щим знать об этом многое посоветовав читать Божие Слово, сам я постарался теперь раскрыть самое
нужное, почему особенно и написал так.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 май 2020, 10:25

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 10.

К Епископам Египта и Ливии—окружное послание против ариан.

5) Слышал я, проживая в этих странах (сказывали же мне это верные и православные братия), что
некоторые из держащихся арианского образа мыслей, сошедшись- вместе, написали о вере, что было им
желательно, и хотят послать это. к вам, чтоб или подписью изъявили вы согласие на их мнение,
лучше же сказать— на то, что внушил им диавол, или подвергся изгнанию всякий, кто станет сему
прекословить; потому что начинают уже тревожить и епископов этих стран. Итак, из этого делается
явным нрав писавших. Ибо написавшие с тем, чтобы концом их писаний были изгнание и другие
казни, могут ли быть не чуждыми христианам и недрузьями диаволу и его демонам, тем более, что
богочестивейший Царь Констанций человеколюбив, а они против воли его разглашают, что хотят?
Ибо и это делают с великою хитростию, и как мне кажется, всего более по сим двум причинам:
во-первых, чтобы, когда подпишетесь и вы, утихла, по-видимому, худая молва об Арии, да и сами они
сделались неприметными, как не держащиеся уже арианских мыслей; а во-вторых, чтобы, написав
это, по-видимому, затмить также бывший в Никеи Собор и изложенную на нем против арианской
ереси веру. Но этим-то более и обличаются их злонравие и неправославие. Ибо, если бы право веро-
вали, то - довольствовались бы верою, изложенною целым вселенским Собором в Никеи. И еслиб
думали, что на них клевещут и напрасно называют их арианами; то не надлежало бы им стараться из-
менять написанное против Ария, чтобы против Него написанное не служило как-бы постановленным
против них. Теперь же поступают они не так: подвизаются за самих себя, как будто они—сам Арий.
Ибо смотрите: не об истине попечение у них, а, напротив того, все говорят и делаютъ в пользу
арианской ереси. Осмеливаясь клеветать на то, что прекрасно определено Собором, и предприемля писать
иное — противное тому, что другое делают они,— не то ли одно, что обвиняют Отцов и заступаются
за ересь, против которой стояли и дали свой приговор Отцы? Что и теперь пишут,—пишут, как
уже сказал я, не об истине заботясь, но скорее для забавы, с хитростью делают это на обольщение
людям, чтобы рассылкою писем обратит на это внимание народа, самим выиграть время для избежания
обвинения, и скрыв свое нечестие, иметь возможность распространять ересь подобно гангрене, которая
везде находит себе пищу.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 май 2020, 14:24

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 10.

К Епископам Египта и Ливии—окружное послание против ариан.

6) Все приводят они в движение и смятение, не довольствуются и своими определениями. Ежегодно
сходятся как будто писать договоры, и сами делают вид, что пишут о вере, всего более под-
вергая себя осмеянию и посрамлению тем, что не другими, но ими-же самими отвергаются их определе-
ния. Ибо если бы уверены были в том, что написано ими прежде;то не старались бы писать другого,
и оставив опять это, не стали бы писать теперь еще нового, что, без сомнения, подумав об этом, опять
изменят, как скоро пройдет немного времени и представится случай—по обычаю устроить кому-либо
козни. Ибо, когда строят козни, тогда особенно показывают вид, что пишут о вере, чтобы, как
Пилат умыл руки, так и им, написав, убивать благочестно верующих во Христа, и чтобы состав-
ляя определение о вере, как не однократно говорил я, по-видимому, избежат обвинения в непра-
вославии. Но не возмогут они ни скрыться, ни убежать; потому что, пока оправдывают себя, всегда де-
лаются своими обвинителями. И это справедливо, потому что не обличающим их отвѣчаютъ они, но
сами себя убеждают, в чем хотят. Когда же подсудимый разрешается от вины по собственному сво-
ему суду? Потому-то всегда они пишут, и непрестанно изменяя свои мнения, делают, что неизве-
стна их вера, вернее же сказать, явны их неверие и злонамеренность. И, кажется, справедливо это тер-
пят. Поелику, отступив от истины и желая извратить прекрасно написанную в Никеи веру возлюбиша
по написанному, "подвизати нози свои" (Иер. 14, 10); то по сему самому, как некогда Иерусалим, утруж-
дают и изнуряют себя этими пременениями, пиша одно вместо другого, только бы выиграть время и
остаться им христоборцами, вводящими людей в заблуждение.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18

@Mail.ru