Проповеди монахов

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 июн 2020, 13:14

ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием.


3) Подлинно, стыжусь оправдываться в том, о чем, думаю, не упомянул бы уже и сам обвинитель
в моем присутствии; ибо в-точности известно ему, что и сам он лжет, и я не повредился столько
в уме, и не дошел до такого изступления, чтобы можно было предположить о мне, будто бы помы-
слил даже что - либо подобное. Посему, если бы спросили меня другие,—не стал бы я отвечать, что-
бы слушающих не оставить в недоумении даже на время моего оправдания. Пред твоим же благого-
вением оправдываюсь громким и ясным голосом, и простерши руку, как научился у Апостола, "свиде-
теля Бога призываю на мою душу" (2 Кор. 1, 23). И, как написано в царственных историях, да позво-
лено будет и мне сказать: "свидетель Господь и свидетель Христос Его" (1 Цар. 12, 5), что о благоче-
стии твоем никогда не упоминал я худо пред братом твоим, блаженной памяти, благочестивейшим
Августом Констансом, и не раздражал его, как оклеветали эти люди. А если когда входил я к
нему, и при мне упоминал он о твоем человеколюбии (было же это, когда Фаласс прибыл в Пи-
ливион, а я жил в Аквилеи); то (свидетель—Господь) упоминал я о твоем благочестии и говорил
то, что Бог да откроет душе твоей, чтобы донесших тебе на меня осудил ты за клевету. Прости
человеколюбивейший Август, в том, что говорю тебе это, и удостой меня великого твоего снисхож-
дения. Ни христолюбивый Констанс не был так легкомыслен, ни я—столько дерзок, чтобы вести
там разговор о подобных вещах и мне клеветать брату на брата, перед Царем отзываться худо
о Царе. Не обезумел я еще, Царь, и не забыл, что говорит Божие слово: "и в совести твоей не
кляни царя; и в клети ложницы твоея не клени богатого: яко птица небесная донесет глас твой,
и имей криле возвестит слово твое" (Еккл. 10, 20). Если же не остается скрытым, что и наедине говорится
вас—царях; то вероятное ли дело, чтобы стал гооворить о тебе в присутствии Царя и при столь-
ких предстоящих? Ибо никогда не видал я брата твоего один и он никогда не беседовал со мною
одним; напротив же того, всегда ходил я к нему с епископом того города, где жил, и в присутствии
там других. Вместе являлись мы к нему, вместе и уходили. Об этом может засвидетельствовать Фор-
тунатиан, Епископ Аквилейский; то-же в-состоянии сказать Отец Осия и Епископы: Криспин Патавский,
Лукилл Веронский, Дионисий Лиидский и Викентий Кампанийский. Поелику же скончались Максимин Тривер-
ский и Протасий Медиоланский, то может засвидетельствовать бывший магистр Евгений; потому что он
стоял при дверях, и слышал, о чем просили мы Царя и что соблаговолил он сказать нам. Почему,
хотя и этого достаточно для доказательства, однакож, дозволь пересказать и причину моей отлучки,
чтобы и за это осудил ты доносивших на меня напрасно.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 июн 2020, 14:10

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием.


4) По отбытии из Александрии, отправился я не ко двору брата твоего и не к кому-либо другому, а
единственно в Рим; и предложив Церкви о своих делах, о чем только и была у меня забота,
проводил время в церковных собраниях. К брату твоему не писал я, кроме того случая, когда Евсе-
вий написал ему против меня, и мне, будучи еще в Александрии, нужно стало защищаться, и когда, по
повелению Констанса—изготовить списки Божественных Писаний, сделал я и отослал их. Ибо, защищаясь
пред твоим богочестием, должно мне говорить правду. Итак, по прошествии трех лет, в четвертый
уже год пишет он ко мне, приказывая явиться к нему (был же он в Медиолане). Расспрашивая
о причине (ибо не знал ея; свидетель в том—Господь), осведомился я, что некоторые епископы,
пришедши к нему, просили написать к твоему благочестию о том, чтобы составить собор. Поверь,
Государь; так было дело, и я не лгу. Посему, прибыв в Медиолан, увидел я великое его человеко-
любие; потому что соблаговолил видеть меня и сказать мне, что написал и послал к тебе, прося со-
ставить собор. Когда же я жил в сказанном выше городе, — снова послал меня в Галлию, куда при-
был и Отец Осия, чтобы оттуда отправиться нам в Сардику. По окончании же собора, когда жил я
в Наиссе, писал он ко мне; и отправившись оттуда, проживал уже я в Аквилеи. Здесь застигло
меня письмо твоего богочестия, и отсюда опять вызванный, блаженной памяти, Констансом, и возвра-
тясь в Галлию, таким образом, прибыл я к твоему благочестию.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 июн 2020, 14:00

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием.


5) Какое же место, или какое время наименует обвинитель, где, как доносил он, говорено мною
подобное? Или—в чьем присутствии дошел я до безумия—произнести такие слова, какие будто бы, как
лгал он на меня, вымолвлены мною? Кто подтверждает это? Кто этому свидетель? Ибо, яже видеста
очи его, то должен он говорить, как повелевает Божественное Писание (Притч. 25, 8). Но обвини-
ель мой, конечно, не найдет ни-одного свидетеля тому, чего не было. А свидетелем в том, что не
лгy, сверх истины имею и твое благочестие. Ибо зная, что ты весьма памятлив, прошу привести себе
нa память слова, какие произносил я, когда благоволил ты видеть меня в первый раз в Вими-
накии, во второй—в Кесарии Каппадокийской и в третьей в Антиохии. Отзывался ли я при тебе худо
об огорчившем меня Евсевии? чернил ли кого из обидевших меня? Если же не очернил я тех, про-
тив кого должно было мне говорить; то какое было бы безумие—перед Царем говорить худо о Царе
брата ссорить с братом? Умоляю тебя: или вели обличить меня в лице, или осуди доносчиков, и
будь подражателем Давиду, который говорит: "оклеветающего тай искреннего, сего изгонях" (Псал.
5). Что касалось до них, -— то они совершили уже убийство, "ибо уста лжущие убивают душу"
Прич. 1, 11); но препобедило твое великодушие, даруя мне свободу оправдываться, чтобы и они могли
быть осуждены, как упорные и клеветники. Это пусть будет сказано о благочестивейшем, блажен-
ней памяти, брате твоем; потому что и из этого немногого, по данной тебе от Бога премудрости,
можешь предположить многое и дать суд о выдуманом обвинении.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 июн 2020, 12:31

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием


6) О друтом доносе, — писал ли я к похитителю власти (имени его не хочу и упоминать),—умо-
ляю тебя, изследуй и суди, как тебе угодно и чрез кого заблагоразсудишь. Чрезвычайность этого доноса
изумляет меня и приводит в великое недоумение. И поверь, боголюбивейший Царь,—неоднократно раз-
суждая сам с собою, не верил я, чтобы мог кто дойти до такого безумия и солгать что-либо по-
добное. Поелику же и это разглашаемо было арианами, и они хвастались, что приложили и список с
письма; то еще более изумился я, и проводя ночи без сна, входил в состязание с обвинителями,
как-бы они были передо мною,—то внезапно испускал сильный вопль, то немедленно, слезно вздыхая,
молил Бога благосклонным для себя найти слух твой. Но и действительно, нашедши его таким по
благодати Господней, снова недоумеваю, какое положить начало оправданию. Как-скоро решаюсь гово-
рить,—всякий раз удерживает меня ужас приписываемого мне поступка.
В рассуждении, блаженной памяти, брата твоего, конечно, был правдоподобный предлог к клеве-
там; потому что я удостоивался видеть его и он благоволил писать о мне к твоему братскому рас-
положению, неоднократно, когда бывал при нем, оказывал мне честь, и отсутствующего вызывал к
себе. Свидетель же—Господь и свидетель — Христос Его, что не знаю диавола Магненция и вовсе не
имел о нем сведения. Поэтому, какие же отношения у незнакомого с незнакомым? Какой предлог
побудил писать к такому человеку? С чего бы начал я письмо, решившись к нему писать? Не с
этого ли?—„Прекрасно ты сделал, убив того, кто оказывал мне честь, чьих благодеяний никогда не
забуду! Хвалю за то, что умертвил знаемых мною христиан, мужей преисполненных веры. Хвалю, что
лишил жизни тех, которые радушно приняли меня в Риме (именно блаженную твою тетку, в под-
линном смысле Евтропию) (1), праводушного Авутирия, самого верного Спирантия и многих других лю-
дей превосходных".

(1) Благонравную.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 июн 2020, 14:36

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием


7) Даже и подозревать меня в этом обвинителю—не признак ли сумасшествия? Ибо что опять убе-
дило бы меня довериться ему? Какое надежное для себя усмотрел бы я в нем расположение?—Не то
ли, что убил он собственного своего владыку, стал неверен друзьям своим, нарушил клятвы, воз-
нечествовал пред Богом, против Божия суда употребляя в дело отравителей и чародеев? С
какою совестью изрек бы ему свое приветствие, когда его неистовство и жестокость повергли в пе-
чаль не меня одного, но и всю, обитаемую нами, вселенную? Великою и глубокою благодарностию обя-
зан я ему за то, что, блаженной памяти, брат твой наполнял церкви приношениями, а он сего дарода-
теля умертвил; и не уважил злодей, видя все это, не убоялся благодати, дарованной блаженному в
крещении, но, как губительный и злокозненный какой демон, вознеистовствовал против него! По-
сему, блаженной памяти, брату твоему это обратилось в мученичество, а он, наконец, преследуем был,
как узник, "стеня и трясыйся", подобно Каину (Быт. 4.12), и чтобы в смерти уподобиться Иуде, нало-
жил сам на себя руки, и понесет на себе сугубое наказание на будущем суде.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 июн 2020, 14:33

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием


8) Такому-то человеку почел меня другом доносчик; или, может быть, и сам он не почитал,
но, как враг, выдумал невероятное, в-точности зная, что лгал. Но кто бы он ни был, желал бы
я, чтобы предстал он здесь и пред самою истинною (ибо мы—христиане—что говорим как-бы в при-
сутствии Божием, то вменяем в клятву) допрошен был: кто из нас радовался, когда жив
был, блаженной памяти, Констанс, и кто более молился за него? И первый донос показывает, и
всякому известно это. Если же и сам доносчик в-точности знал, что таково было мое расположе-
ние; то любивший, блаженной памяти, Констанса, конечно, не был другом противнику eго. А если был
он расположен иначе, нежели мы; то опасаюсь, не то ли, что замышлял из ненависти к Констансу,
ложно приписал мне?
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 июн 2020, 12:41

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием

9) А я, приведенный этим в удивление, недоумеваю, что надобно сказать в свое оправдание, и
себя единственно осуждаю на тысячи смертей, если вообще падет на меня хотя какое-либо в этом
подозрение. Пред тобою же, правдолюбивый Царь, оправдываюсь смело. Умоляю, как сказал выше,
изследуй дело, тем паче, что имеешь свидетелями тех, которых отправил он некогда к тебе по-
слами, именно — Сарватия и Максима Епископов и бывших с ними, также, Клементия и Валента.
Узнай, умоляю тебя, принесли ли они ко мне письмо; ибо это и мне послужило бы поводом писать к
нему. Если же не писал он ко мне и не знал меня, то как было писать мне, не зная его? Спроси:
не вспоминал ли я, увидевшись с Клементием, о—блаженной памяти—Констансе и, по написанному, не
омочал ли одежду свою слезами (Псал. 6, 7), представляя в уме его человеколюбие и христолюбивую
его душу? Познай, как, услышав о жестокости сего зверя и видя Валента идущего чрез
Ливию, убоялся я, чтобы и он не покусился на дерзость и, подобно разбойнику, не стал предавать
смерти любящих и памятующих блаженного, в числе которых никому не уступлю первого пред
собою места.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 июн 2020, 12:13

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием


10) Итак, боясь, что это замышляют они, не паче ли стал бы я благожелательствовать твоему
человеколюбию? Ужели бы полюбил его убийцу и возъимел огорчение на тебя, его брата, который
мстишь за смерть его? Ужели бы стал содержать в памяти его беззаконие, забыл же твои благодея-
ния, когда благоволил ты изъявить мне письменно, что и по смерти, блаженной памяти, брата твоего
буду так-же ими пользоваться, как пользовался и при жизни его? Какими бы глазами стал я смотреть
на убийцу? Или, как не вознес бы молений о твоем спасении, думая при сем, что имею пред очами
и, блаженной памяти, брата твоего? Братья по природе служат зеркалом один другому. Поэтому,
тебя видя в нем, никогда не мог я клеветать, и опять в тебе усматривая его, никогда не стал бы
писать к противнику его, но, скорее, вознес бы моление о спасении твоем. И свидетель сему, перво-
начально, Господь, Который внял и даровал тебе царство, в целости перешедшее от предков; сви-
детели также и находившиеся тогда со мною Фелициссим, бывший дук Египта, Руфин и Стефан,
из которых один был там кафоликосом, а другой магистром, Астерий комит, Палладий, бывший
магистром палатным, и правители дел — Антиох и Евагрий. Одно только было сказано мною: „будем
молиться о спасении благочестивейшего Августа Констанция". И весь народ немедленно в один го-
лос воскликнул: „да поможет Христос Констанцию"! и эта молитва повторялась народом.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 июн 2020, 13:25

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием


11) Итак, что никогда я не писал к Магненцию и от него никогда не получал писем,—призываю
свидетелем в этом Бога и Слово Его, единородного Сына Божия и Господа нашего Исуса Христа.
Обвинителя же моего дозволь мне спросить кратко и о том, как дошел он до этого. Скажет ли,
что есть у него список с письма? — Ариане старались распустить такой слух. — Но во-первых, хотя
бы показали письма похожие на мое, и это не служит еще несомненным доказательством. Иные
пишут под чужую руку; такие люди не редко подделывались под вашу царскую руку. Поэтому, сход-
ство почерка не придает письмам важности, если подлинность писем не засвидетельствуют привык-
шие писать такие письма. Посему, желаю еще и о том спросить доносчиков: кто доставил списки, и
где они найдены? И у меня были люди, которые писали, и у Магненция, которые принимали от по-
дателей и передавали ему. Мои люди—здесь: соблаговоли призвать и его людей; конечно, они могут
еще быть в живых. Узнай об этих письмах, исследуй как-бы пред самою истиною. Ибо истина —
охранение царей, и особливо христианских. С нею безопасно вам — царствовать, как говорит Боже-
ственное Писание: "милостыня и истина сохранение царю, и обыдут престол его в правде" (Притч.
20, 28). Предпочтя истину, мудрый Зоровавель одержал верх, и вси людие возопиша: "велика истина, и
премогает" (2 Ездр. 4, 41).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 июн 2020, 12:23

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием


12) Если бы оклеветан я был пред другими, то стал бы искать правосудия у твоего благочестия,
как и Апостол перенес однажды суд к Кесарю (Деян. 25, 10), и прекратилось против него зло-
умышление врагов. Но поелику осмелились обвинять перед тобою, то к кому от тебя перенести
мне дело на суд, как не к Отцу Того, Который говорит:" Аз есмь истина" (Иоан. 14;- 6) чтобы Он
сердце твое преклонил на милость?
Владыка, Вседержитель, Царь веков, Отче Господа нашего Исуса Христа! Ты словом Твоим да-
ровал царство сие служителю Твоему Констанцию; Ты озари сердце его, чтобы, уразумев взведенную на
меня клевету, милостиво принял он оправдание, и для всех сделал известным, что слух его утвержден
во истине и, по написанному, "приятны царю токмо устне праведны" (Притч. 16, 13). Ибо сим одним
"исправится престол царства его", как вещал Ты чрез Соломона (Притч. 25, 5).
Итак, допроси вполне. Пусть знают доносчики, что заботишься ты доведаться истины и узнать, не
покажут ли самым цветом лица, что они говорят клевету; потому что лице служит обличением
совести, и написано: "сердцу веселящуся, лице цветет: в печалех же сущу сетует" (Притч. 15,13).
Так, совесть изобличила злоумышлявших против Иосифа, и лукавство Лаваново против Иакова обна-
ружено было на лице. Видишь их подозрительность, с какою бегут и скрываются, и мою свободу, с
какою оправдываюсь. Не об имении теперь суд, но — о славе Церкви. Пораженный камнем ищет
врача, но острее камней язвит клевета; потому что клевета есть "дреколь и меч, и стрела остра", как
сказал Соломон (Притч. 25, 18). Одна истина может уврачевать эти язвы; как же скоро она пре-
небрежена, — страшным образом увеличиваются язвы.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2149
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Саныч, malder и гости: 11

@Mail.ru