Проповеди монахов

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 июл 2020, 12:36

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием.


20) Но где нашли доносчики и это письмо? Желал бы я слышать от них,—кто сообщил им
его? Заставь их дать ответъ; чрез это можешь узнать, что и последнее письмо так-же они выду-
мали, как разглашали и о письме к ненавистному Магненцию. Но и в сем осуждённые, к какому
еще оправданию повлекут меня после этого? Об этом они замышляют, об этом, как вижу, у
них состязание, чтобы все привести в движение и смятение, в той надежде, что, говоря против меня
много, может быть, и раздражат тебя со временем. Но справедливость требует — таких людей
отвращаться и ненавидеть; потому что каковы—сами, такими-же предполагают и «слушателей своих, и
думают, что клеветы и у тебя могут иметь силу. Ибо имел некогда силу донос Доиков на священни-
ков Божиих (1 Цар. 22, 9); но выслушавший его Саул был человек несправедливый. И клевещу-
щая Иезавель могла сделать вред богобоязненному Навуфею, но внимающий ей был лукавый отступ-
ник Ахав (3 Цар. 21, 7 и сл.).) Святейший же Давид, подражать которому — прилично тебе (как и
все того желают), не допускал к себе таких людей, напротив же того, отвращался их, как бе-
шеных псов, говоря: "оклеветающаго тай искреннего своего, сего изгонях" (Псал. 100, 5); потому что
соблюдал заповедь, в которой сказано: "да не приимеши слуха суетна" (Исх. 23, 1). И ими разглашае-
мое—суетно перед тобою; потому что ты, подобно Соломону, просил у Господа и получил от Него
(будь в том уверен), да будет "суетно слово и ложно далече от тебе" (Притч. 30, 8).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2152
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 04 июл 2020, 14:39

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием.


21) Поэтому и я,—так как письмо вынуждено было клеветниками и не заключало в себе приказа
идти,—сделал заключение, что не было изволения у твоего благочестия, чтобы явился я к тебе. Из
того,—что ты не прямо приказал прийти, но писал в ответ на писанное и изъявленное будто бы
мною желание исправить видимые недостатки,—и без чьих-либо объяснений ясно было, что доставленное
письмо было писано не по собственному изволению твоей снисходительности. Это все знали, это выра-
жал я и в письме. И Монтану было известно, что не идти к тебе отказывался я, но не почитал при-
личным идти вследствие моего будто бы письма, чтобы клеветники и в этом не нашли опять пред-
лога сказать, что безпокою твое богочестие. И действительно я готовился в дорогу, и Монтан знает
что, если бы соблаговолил ты написать, то отправился бы я немедленно и с усердием исполнил бы
приказание. Ибо не дошел я до такого безумия, чтобы противиться подобному приказанию. А так как благо-
честие твое подлинно не писало; то как же воспротивился я тому, о чем не было мне повеления? Или,
почему говорят, что не послушался я, когда и приказания не было? Как же не клевета — это, когда
враги, и чего не было, выдают за бывшее? Боюсь, что и теперь, когда оправдываюсь, станут разгла-
шать, что не благоволил ты выслушать мое оправдание. Так, по их мнению, нетрудно им меня об-
винить; так скоры они на то, чтоб клеветать, пренебрегая Писанием, которое говорит: "не люби кле-
ветати, да не вознесешися" (Притч. 20, 13).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2152
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 июл 2020, 13:35

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием.


22) Итак, по удалении Монтана, чрез двадцать шесть месяцев прибыл Диоген нотарий. Но и он
не сообщил мне письма, не видались мы друг с другом, не было от него предписаний в следствии
бывшего приказа. Даже, когда вступил в Александрию военачальник Сириан, поелику ариане распу-
скали какие-то слухи и объявляли, что будет, чего им хотелось, — спрашивал я, имеет ли он с
собою письма, о которых разглашают (признаюсь, я требовал письма с твоим повелением). Поелику
же он сказал, что писем у него нет; то просил я, чтобы хотя Сириан, или египетский епарх
Максим написал мне об этом. Требовал же я этого по той причине, что человеколюбие твое писало
ко мне,—ничем не смущаться, не обращать внимания на тех, которые хотят меня устрашить, но
беззаботно пребывать в церквах. Доставили письмо это мне—Палладий, бывший палатным магистром,
и Астерий бывший дуком Армении. Список же с этого письма (дозволь прочесть мне) есть следующий:

23) В списке с письма заключалось следующее:

Констанций победитель Август—Афанасию.

Всегдашнее мое желание всякого благополучия покойному брату моему Констансу не могло не быть
известным твоему разумению. В какую погружался я скорбь, когда услышал, что умерщвлен он по
обольщению людей самых нелепых,—легко может рассудить об этом ваше благоразумие. Поелику-же в
настоящее время есть люди, которые покушаются устрашать тебя столь плачевным происшествием; то
признал я, посему, нужным к честности твоей послать сие, препровождаемое теперь, писание, постав-
ляя тебе в обязанность,—как прилично епископу, учить народ, чтобы собирался для установленного
богослужения, и с ним по обычаю проводить время в молитвах. Ибо это приятно нам. Желаем, по
изволению нашему, во всякое время быть тебе епископом на месте своем.
И другою рукою приписано: Божество до сохранит тебя на многие лета, возлюбленный Отец!
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2152
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 июл 2020, 15:17

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием.


24) О письме этом говорили они и судьям. А я, имея его у себя, не в-праве ли был требовать
писем и не обращать внимания на представляемые предлоги? Они же, не показывая приказания твоего
благочестия, действовали не прямо ли вопреки этому письму? Поелику же не представляли мн писем, то
не следовало ли мне заключить, что слова их не на письме основывались?—На такие же слова повелевало
мне не обращать внимания писание твоего человеколюбия. Посему, справедливо поступил я в этом
случае, боголюбивейший Август, положив,— как по твоему предписанию вступил я в отечество, —
так по твоему-же приказанию и оставить его, чтобы не подпасть со-временем ответственности как
беглецу, оставившему Церковь, но, как получившему твое повеление, иметь предлог к удалению. Эту
мысль выражали, приступив к Сириану, весь народ с пресвитерами и с ними (чтоб не сказать
более надлежащаго) большая часть города; тут был и египетский епарх Максим. Мнение же состояло
в том, чтобы, или мне написать и послать, или не тревожить более церквей, пока сам народ не
отправит к тебе послов по этому делу. И как они усильно требовали этого; то, сознавая основатель-
ность требования, Сириан, свидетельствуясь твоим спасением, при чем был тогда и Иларий, уверял,
что не будет более безпокоить, но перенесет дело к твоему богочестию. Это известно когорте Дука
и когорте епарха египетского. А градоначальник хранит у себя поданные тогда голоса, и можно
удостовериться, что ни я, ни кто-либо другой не противились твоему приказу.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2152
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 июл 2020, 14:06

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием.


25) Все же требовали, чтобы показано было писание твоего благочестия. Правда, что и одно слово
царское имеет одинаковую силу с написанным, особенно—когда передающий это слово говорит смело
и на письме сообщает повеление. Но поелику не сказали ясно, что есть повеление, и как требовали, не
сообщили сего письменно, но как-будто от себя все это делали: то, признаюсь и смело говорю это,
возъимел я на них подозрение; потому что с ними много было ариан,—с арианами они ели, с ними
советовались, ничего не делали открыто, старались же строить мне козни и злоухищрения, ничего не де -
лали как-бы по царскому приказанию, обличили же сами себя, что действуют по настоянию врагов. Это
и вынудило меня более требовать у них писем; потому что, как предприемлемое и замышляемое ими
было подозрительно, так неприлично было и мне, пришедши с таким ясным твоим писанием, уда-
литься из Церкви без всякого писания.
Итак, поелику Сириан дал обещание,—все собирались в церквах с радостью, ничем не трево-
жась. Но чрез двадцать три дня после данного обещания, входит он в церковь с воинами; а мы, по
обыкновению, совершали молитву, что видели вошедшие; потому что было всенощное бдение будущаго
торжества. И это случилось в ту ночь, в которую наперед хотели и обещались исполнить это ариане;
ибо военачальник вошел, имея их с собою,— они были зачинщиками и советниками такого наше-
ствия. И в этом нет ничего невероятного, боголюбивейший Август; потому что это — не тайна, но
разглашается повсюду. Итак, видя это нашествие, сперва убедил я народ удалиться, а потом уже
удалился и сам, покрываемый и руководимый Богом,—что видели бывшие тогда со мною. И с этого
времени оставался я у себя в доме, имея дерзновение и оправдание прежде всего пред Богом, а по-
том и пред твоим благочестием, что, не оставив народ бежал, но свидетелем гонения имею на-
шествие военачальника, чему и дивились все особенно; ибо надлежало ему—или не обещать, или обещав
не солгать.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2152
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 июл 2020, 14:31

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием.


26) Для чего же такие замыслы, или к чему предпринимали злоухищренно строить козни, когда можно
было велеть и написать? Царское приказание дает большую свободу, а желание действовать скрытно де-
лало ясным подозрение, что не имеют они царского приказания. Чего же неуместного я требовал,
правдолюбивый Царь? Кто не скажет, что такое требование Епископа—основательно? Читая Писания,
знаешь, как предосудительно епископу — оставить Церковь и вознерадеть о пастве Божией. Ибо отсут-
ствие пастырей дает случай нашествию волков на стадо. Этого-то и домогались ариане и все прочие ере-
тики, чтобы, по удалении моем, найти возможность обольстить народ и вовлечь в нечестие. Посему,
если бы предался я бегству, то какое оправдание имел бы пред истинными епископами, а ещё бо-
лее пред Вверившим мне стадо сие? А Вверивший мне его есть Тот, Кто судит всю землю, истин-
ный Всецарь и Господь наш Исус Христос, Сын Божий, Не всякий ли бы имел основание винить меня
в нерадении о народе? Не укорило ли бы меня и твое благочестие справедливо, говоря: „вступив по
письму, для чего удаляешься без письма и оставил народ"? Сам народ не по всей ли справедливо-
сти в день суда на меня возверг бы нерадение о нем, говоря: „епископствовавший у нас бежал,
и мы оставлены были без попечения; некому было напомнить нам"? Если бы это сказали они, — что
стал бы я отвечать? Ибо такую укоризну заслужили от Иезекииля ветхозаветные пастыри (Іезек. 34,3—10).
Зная это, и блаженный Апостол Павел каждому из нас повелел чрез ученика своего, сказав:
"не неради о своем даровании живущем в тебе, еже дано тебе бысть с возложением рук священниче-
ства" (1 Тим. 4, 14). Страшась этого, и я не хотел бежать, но ждал повеления, есть ли на то воля твое-
го благочестия. Но не получил я, чего основательно требовал, да и теперь обвинен пред тобою на-
прасно; потому что не противился я повелению твоего благочестия, и теперь не покушаюсь идти в
Александрию, пока не угодно то будет твоему человеколюбию; и об этом доношу предварительно, что-
бы клеветники и в этом не нашли опять предлога оговорить меня.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2152
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 июл 2020, 12:45

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием


27) В-виду этого, я не считал себя виновным, но имея у себя оправдание, поспешил я к твоему
благочестию, зная твое человеколюбие и содержа в памяти не лживые твои обещания, и твердо надеясь,
что, по написанному в Божественных Притчах, "приятны царю помыслы праведны" (Притч. 16, 13).
Когда уже отправился я в путь и оставил пустыню,— разнесся какой-то внезапный слух, который сначала
казался мне невероятным, но впоследствии оказался верным. Везде говорили, что Либерий, Епи-
скоп Римский, великий Осия Испанский, Павлин Галльский, Дионисий и Евсевий Италийские, Люцифер Сар-
динский и другие некоторые епископы и пресвитеры и диаконы осуждены на изгнание за то, что не согла-
сились подписаться против меня. И эти осуждены на изгнание; а Викентий Капуанский, Фортунатиан Акви-
лейский, Иеремия Фессалоникийский и все западные епископы будут терпеть не малое какое-либо при-
нуждение, но весьма великую нужду и страшные оскорбления, пока не дадут обещания не иметь со
мною общения. Потом, когда дивился я этому и недоумевал,—вот достиг до меня еще другой слух
об епископах египетских и ливийских, а именно, что около девяноста епископов изгнаны, церкви же
переданы исповедующим Ариево учение, и что шестнадцать епископов посланы в заточение, а прочие
частию обратились в бегство, а частью принуждены лицемерить. Ибо, как рассказывали, такое произошло
там гонение, что,—когда в Александрии в Пасху и в воскресные дни братия молились в пустом ме-
сте, близ кладбища,—военачальник со множеством более нежели трех тысяч вооруженных воинов,
с обнаженными мечами и стрелами, напал на христиан, и с женщинами и детьми, ничего более не
делавшими, как только молившимися Богу, было уже поступлено, как можно только поступить при
таком нападении. Но, может быть, теперь и неприлично—описывать это, чтобы и одно воспоминание об
этом не извлекло слез у всякого. Ибо такова была жестокость, что девиц обнажали, а тела умерших
от ран не предавали тотчас погребению, но повергали псам непогребенными, пока родственники
тайно, с великою для себя опасностью, не похищали тела их близких; и большого стоила труда, чтобы
никто не узнал об этом.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2152
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 июл 2020, 14:30

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием.


28) А что еще было, то, может быть, почтено будет невероятным, и всех изумит необычайною
своею гнусностию. Впрочем, необходимо—сказать об этом, чтобы христолюбивая твоя рачительность и бо-
гочестие твое знали, что доносы и .клеветы на меня не для чего иного делались, а единственно для того, что-
бы можно им было изгнать меня из церквей и ввести свое нечестие. Когда истинные и преклонные летами
епископы,одни посланы были в заточение, другие обратились в бегство, тогда уже язычники, оглашенные
и занимающие первые места в городском совете, и именитые по богатству, по приказанію ариан, вместо
христианских учителей, стали преподавать учение православной веры. Не было уже вопроса о том,
"непорочен" ли человек, как заповедал Апостол (1 Тим. 3, 2); но как делал злочестивейший Иеро-
воам (3 Царст. 12, 31), кто больше давал золота, того и нарекали епископом. И не было у них разли-
чия, если кто и язычник, только бы представил золото. Епископы, поставленные Александром, мона-
шествующие и подвижники, посылаемы были в заточение; а мудрые на клеветы, сколько имели сил, рас-
тлевали Апостольское постановление и оскверняли церкви. И великие выгоды доставили им клеветы их;
в твои времена стало для них возможно беззаконствовать и совершать подобные дела; посему, к ним
только относится написанное: "горе, ихже ради имя Мое хулится ео языцех" (Иса. 52, 5).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2152
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 июл 2020, 15:20

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием.


29) Когда носились такие слухи и все до основания приведено было в колебание,—не оставил я, одна-
коже, своей ревности, но снова продолжал путь к твоему благочестию, и еще с большим прежнего
тщанием, в твердой надежде, что делалось все без соизволения твоего благочестия; и если бы человеко-
любие твое узнало, что происходит, то воспретило бы уже такие дела; потому что несвойственно благо-
честивому царю — пожелать, чтобы заточаемы были епископы, обнажаемы девы, или вообще, приводились
в смятение Церкви. Но когда рассуждал я таким образом и ускорял свой путь, — вот достиг до
меня третий еще слух, что будто бы властвующими в Авксуме предписано: Авксумского Епископа Фру-
ментия удалить оттуда, а меня отыскать хотя бы у варваров и переслать к епархам для составления
так-называемых судебных записей, народ же и всех клириков принудить ко вступлению в обще-
ние с арианскою ересью, и если кто не послушает таких предавать смерти; и что это не на словах
только возглашаемо было, но доказывалось самыми делами,—в подтверждение этого, с дозволения тво-
его человеколюбия, представляю и послание; они очень часто читали его, угрожая смертью всякому.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2152
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 июл 2020, 14:48

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 11.

Защитительное слово Афанасия, архиепископа Александрийского, пред царем
Констанцием.


30) Список с послания.

Констанций победитель, великий Август—александрийцам.

Город ваш, сохраняя в себе отечественные черты и помня доблесть основателя, и ныне оказал
обычное свое послушание. Да и мы, если бы благоволением своим к вашему городу не затмили са-
мого Александра, сознали бы себя не мало погрешившими. Как целомудрию свойственно—вести себя
во всем благоприлично: так царскому сану свойственно—преимущественно пред всем приветство-
вать вашу (позвольте сказать это) доблесть. Вы пeрвые учредили у себя истолкователей мудрости, пер-
вые познали истинного Бога, и из истолкователей избрали лучших, и охотно, с любовью приняли
наше определение, справедливо возгнушавшись льстецом и обманщиком, и присоединившись, как и
следовало, к людям досточестным, которые — выше всякого удивления. Но кому из обитающих
на краях даже вселенной неизвестно любочестие, высказанное в последних происшествиях, которые, не
знаю, чему должно и приравнять из случившегося когда-либо. Большая часть жителей города слепот-
ствовала; овладел ими человек, исшедший из самой крайней низости, который жаждущих истины
обольщает как во тьме, увлекая ко лжи, никогда не предлагает плодотворного слова, совращает же
души каким-то обаянием и пустыми вещами. Льстецы вопияли, рукоплескали, изумлялись, когда им следо-
вало бы и сквозь зубы не пропускать слова. Весьма многие из людей простых жили по их указанию.
Дела текли сами собою, как во время потопа, когда все совершенно пришли в нерадение. Управлял же
всем человек из народной толпы (как вернее сказать это?), ничем не отличающийся от черно-
рабочих, оказавший тем только услугу городу, что обитателей его не вверг в преисподнюю. Но этот
доблестный и знаменитый муж не стал дожидаться суда над ним, сам себя наказав бегством; по-
чему, должно истребить его, для пользы самых варваров, чтобы и из них не убедил кого нече-
ствовать, принося жалобы, как лицедей, первому встретившемуся. Но ему издали будет сказан свой
привет. А вас надлежит мне поставить на ряду с немногими, лучше же сказать, одних почтить
преимущественно пред прочими за ту высокую степень в вас доблести и ума, о какой проповедуют
дела, прославляемые едва не целою вселенною. Честь вашему целомудрию! Желал бы и не раз слышать
многих вестников, описывающих и прославляющих дела, вами совершенные, и затмившие любо-
честием предков и представившие в себе образец современникам и потомкам! Вы одни вож-
дем в слове и деле избрали человека всех совершеннейшаго по нравам; и нимало не поколеба-
лись, но мужественно переменили образ мыслей своих и присоединились к прочим, от этого
дольнего и земного поспешили к небесному, под руководством достопочтеннейшего Георгия — чело-
века, который более всякого другого углубился в подобные предметы. При его содействии и последую
щее время жизни проведете с прекрасною надеждою, и в настоящем будете жить спокойно. О, если бы,
все вообще жители города, как священного якоря держались его слова, чтобы не иметь нам нужды ни
в сечениях, ни в прижиганиях для уврачевания людей испорченных сердцем! И этим последним
наипаче советуем отступиться от приверженности к Афанасию, и не вспоминать более об этом из-
лишнем пустословии; или, сверх своего чаяния, подвергнут они себя крайним опасностям, из кото-
рых не знаем, исхитит ли кто мятежников при всем своем могуществе. Ибо ни с чем не со-
образно—изгонят из одной страны в другую пагубного Афанасия, уличенного в таких гнусных дея-
ниях, что никогда не понесет достойной казни, хотя бы десять раз отнята была у него жизнь, оставить
же без внимания безчинствующих его льстецов и прислужников—людей способных к обаянию и до-
стойных такого наименования, которое стыдно и выговорить,— людей, каковых издавна уже повелено
судиям предавать смерти. А может быть, они и не подвергнутся смерти, если только, отстав от преж-
них заблуждений, переменятся со-временем в мыслях и те самые, которыми управлял этот несно-
снейший Афанасий, нарушитель общественного спокойствия, простирающий злочестивые и нечистые руки к
тому, что всего святее.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2152
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10

@Mail.ru