Проповеди монахов

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 июл 2020, 12:57

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 12.

Защитительное слово, в котором святый Афанасий оправдывает бегство свое во
время гонения, произведенного дуком Сирианом.


6) После этого, снова напали они на Александрию, опять ища моей смерти; и настоящие события были
хуже прежних. Воины внезапно окружили церковь, и место молитв заступило то, что делается только
на войне. Потом, в Четыредесятницу прибыл посланный ими из Каппадокии Георгий и увеличил
злодеяния, каким научился у них. После недели Пасхи дев ввергали в темницы, епископов
связанных уводили воины, расхищали жилища и хлебы сирот и вдовиц, врывались в дома, ночью
выгоняли из них христиан, дома опечатывались, и братья клириков бедствовали за братьев своих.
Ужасно все это; но еще ужаснее, на что отважились после этого. В неделю по святой Пятидесятницы
постившийся народ вышел молиться на кладбище, потому что все отвращались от общения с Геор-
гием. Но узнав о том, этот вселукавый возбуждает военачальника Севастиана, манихея, и сам уже,
ведя множество воинов с оружием и с обнаженными мечами, луками и стрелами, устремляется на
народ в самом храме Господнем. И, нашедши немногих молящихся, — потому что большая часть
удалилась уже по причине позднего времени,—произвел такие дела, какие только приличны ученику
ариан: зажег костер и, поставив дев к огню, принуждал их говорить, что Ариевой они веры. Когда
же увидел, что девы непобедимы и не заботятся об огне, — обнажив, до того бил по лицу, что
несколько времени едва узнавали их.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 июл 2020, 12:21

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 12.

Защитительное слово, в котором святый Афанасий оправдывает бегство свое во
время гонения, произведенного дуком Сирианом.


7) Захватив сорок человек мужчин, мучил их новым способом: только-что срезанные ветви с
финиковых деревьев, пока они были еще с иглами, ими до того посек хребты, что у иных нужно
было не раз вырезывать вонзившиеся иглы, а иные не перенесли этого и умерли. Всех же, внезапно
захваченных, даже и дев, заточили в великий Оазис; а тела скончавшихся не позволяли вначале
отдавать своим, но скрывали, где хотели, бросая непогребенными; потому что думали утаить
такую жестокость. Но и это делают они, безразсудные, водясь ошибочным разумением. Поелику
домашние скончавшихся и радовались их исповедничеству, и плакали о телах их; то тем громоглас-
нее разносилось обличение нечестию и жестокости еретиков. Они вскоре заточили из Египта и Ливии
епископов: Аммония, Муия, Гаия, Филона, Ерму, Плиния, Псеносириса, Ниламмона, Агафона, Анагамфа,
Марка, Аммония, другого Марка, Драконтия, Аделфия, Афинодора, и пресвитеров: Иеракса и Диоскора,
и с такою жестокостью понуждали их идти, что некоторые умерли еще в дороге, а другие на месте уже
заточения. Более же тридцати епископов принудили спасаться бегством. Ибо, подобно Ахааву, старались,
сколько было можно, истреблять истину. На такие дерзости отважились нечестивые.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 июл 2020, 16:10

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 12.

Защитительное слово, в котором святый Афанасий оправдывает бегство свое во
время гонения, произведенного дуком Сирианом.


8) Так поступая и не стыдясь, что столько зол умышляли против меня прежде, теперь еще и ви-
нят, что мог избежать убийственных их рук, лучше же сказать, горько жалуются, что не истре-
били меня в-конец, и выставляют уже в предлог, что порицают мою боязнь, не зная того, что
и этим ропотом обращают укоризну больше на себя самих. Ибо если худое дело —- бегать; то
гораздо хуже—гнать. Один укрывается, чтобы не умереть; а другой гонит, стараясь убить. И бегать
дозволяет Писание; а кто домогается смерти другого, тот преступает закон и, скорее, сам подает
повод к бегству. Посему, если порицают за бегство; то пусть устыдятся более сами себя, как го-
нители. Пусть перестанут злоумышлять и не будет вскоре спасающихся бегством. Но они не прек
ращают собственного своего лукавства и для того все и делают, чтобы уловить нас, не зная того, что
бегство служит великим обличением не гонимым, но гонителям. Всякий бегает не от кроткого и
человеколюбивого, а скорее—от свирепого и лукавого нравом. Потому, "всяк печальный и всяк
должник убегал от Саула и прибегал к Давиду" (1 Цар. 22, 2). Поэтому и они стараются убивать
укрывающихся, чтобы не иметь, по видимому, обличения своему лукавству. Но, кажется, и в этом
слепотствуют сии, всегда заблуждающиеся, люди. Ибо, чем известнее бегство, тем еще более
явными делаются, по их злоумышлению происшедшие, или убийство, или заточение. Если умертвят,
то смерть еще громче возопиет против них. Если также заточат, то сами против себя пошлют всюду
памятники своего беззакония.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 июл 2020, 14:35

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 12.

Защитительное слово, в котором святый Афанасий оправдывает бегство свое во
время гонения, произведенного дуком Сирианом.


9) Посему, если бы сохранили они здравый смысл, то увидели бы что сами себя запутали этим и
преткнулись о собственные свои помыслы. Но поелику погублено ими целомудрие, то, когда это самое
побуждает их гнать и домогаться убийств, не видят они своего нечестия. А может быть (ибо нет ничего
такого, на что не дерзнули бы они), отважатся обвинить и самый Промысл за тех, которых не
предаст им; потому что, по слову Спасителя, известно, что и воробей не может впасть в сеть без
Отца нашего небесного (Матф. 10, 29). Как же скоро уловляют кого эти губители, — тотчас забывают
других, а прежде других — себя самих, одних самохвальством надмевая себе брови, и не знают
они времени, и делая обиды людям, не уважают самой природы, подражая же вавилонскому мучителю,
тем с большею нападают свирепостью, никого не милуют, "но и старчий ярем отягчают" (Иса.
47, 6) и, как написано, "к болезни язв" прилагают (Псал. 68, 27) сии безжалостные. Посему, если бы не
делали этого и если бы не заточили тех, которые защищают меня от их клевет; то иные почли
бы слова их достойными вероятия. Поелику же злоумышляли они против многих и почтенных епи-
скопов и не пощадили ни великого исповедника Осии, ни епископа римского,,ни стольких еписко-
нов Испании, Галлии, Египта, Ливии и иных стран, а напротив того, причинили столько зла всякому,
кто только обличал их за меня; то не значит ли это, что прежде других гораздо более злоумышляли
они против меня, и весьма желают после них предать меня злой смерти? На этот конец они бодр-
ственны, и почитают для себя обидою, если видят спасающимися тех, кому не желали бы они жить.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 июл 2020, 15:14

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 12.

Защитительное слово, в котором святый Афанасий оправдывает бегство свое во
время гонения, произведенного дуком Сирианом.


10) Посему, кто не увидит их коварства? Кому неизвестно, что не ради добродетели порицают за
боязнь, но жаждая крови, своими злоухищрениями пользуются как-бы сетями, думая, что уловят ими
всякого, кого только пожелают умертвить? А что они таковы,—показали это дела их, обличив, что
нрав у них свирепее, чем у зверей, и что жестокостью превосходят они вавилонян. И хотя достаточно
им такого обличения; однако-же, поелику, подобно отцу своему диаволу, прикрываются мягкими
речами, чтобы обвинить меня в боязни, когда сами боязливее зайцев; то посмотрим, что пишется об
этом в Божественных Писаниях. Тогда окажется, что и Писаниям противятся они не менее того,
сколько клевещут на добродетели святых. Если злословят тех, которые укрываются от
ищущих убить их, и порицают тех, которые бегут от гонителей; что будут делать, видя, что
Ияков бежит от брата Исава, и Моисей удаляется в Мадиам, страшась Фараона? Вдаваясь в подоб-
ное суесловие, чем оправдают они Давида, который бежит из дома от Саула, когда послал он убить
его— укрывается в пещере, то изменяет лице свое (1 Цар. 21, 13), пока не ушел от Авимелеха
и не уклонился от злоумышления? Что скажут эти, легко дающие на все ответ, видя, что великий
Илия—то призывает Бога и воскрешает мертвого, то укрывается от Ахаава и бежит от угроз
Иезавелиных? Тогда и сыны пророческие, которых искала Иезавель, при помощи Авдия, укрывались
тайно в вертепах.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 30 июл 2020, 14:38

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 12.

Защитительное слово, в котором святый Афанасий оправдывает бегство свое во
время гонения, произведенного дуком Сирианом.


11) Положим, что не читали они этого, как ветхозаветного; но нимало также не помнят и того, что
есть в Евангелии. Ибо и ученики, "страха ради иудейска" (Иоан. 20, 19), пребывали в - скрытности; и
Павел, когда искал его народоначальник в Дамаске, "свешен со стены в кошнице" (Деян. 9, 25)
и избег из рук искавшего. Поелику же Писание говорит таким образом о святых, то какой могут
найти предлог к своей продерзости? Если и святых будут порицать за боязнь, то такая дерзость
свойственна только неистовым. А если станут клеветать, что святые поступили так вопреки Божией
воле, то совершенно несведущи они в Писании. Ибо в Законе было постановление (Второз. 19, 3 и сл.)
учредить города убежища, где могли бы на-время спасаться отыскиваемые на смерть. При скончании же
веков, когда пришел сам Глаголавший Моисею, Отчее Слово, снова дает эту заповед, говоря: "егда
же гонят вы во граде сем, бегайте в другий" (Матф. 10, 23); и потом продолжает: "егда убо узрите
мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе: иже чтет, да разумеет:
тогда сущии во Иудеи да бежат на горы: и иже на крове, да не сходит взяти, яже в дому его: и иже на
селе, да не возвратится вспять взяти риз. своих" (Матф. 24, 15—18). И зная это, святые руководились
этим в житии своем. Ибо, что ныне заповедал Господь, тоже самое и до пришествия Своего во плоти
глаголал чрез святых, А закон, ведущий людей к совершенству, таков: делать то, что
повелел Бог.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 31 июл 2020, 13:13

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 12.

Защитительное слово, в котором святый Афанасий оправдывает бегство свое во
время гонения, произведенного дуком Сирианом.


12) Посему-то и само Слово, сделавшееся для нас человеком, благоволило, подобно нам, скрываться,
когда искали, а также—бегать и уклоняться от злоумышляющих, когда воздвигали гонение. Ибо, как
алканием, жаждою и страданием, так и этим—укрыванием себя и бегством — подобало Ему доказать
о Себе, что носит плоть и стало человеком. И вначале, когда по вочеловечении Господь был еще
младенцем, Сам повелел Иосифу чрез Ангела: "востав поими Отроча и Матерь Его, и бежи во
Египет: хощет бо Ирод искати души Отрочате" (Матѳ. 2, 13); а по смерти Ирода ради Архелая, сына
его, удаляется в Назарет. Когда же доказал о Себе, что Он Бог и сухую руку сотворил здравою,
а "фарисеи изшедше советъ творяху нань, яко Его погубят" (Марк. 3, 6),—Иисус, узнав это, удалился
оттуда. И когда Лазаря воздвиг из мертвых,—от того убо дне, — сказано, — "совещаша, да убиют
Его. Исус же к тому не яве хождаше во иудеех. но иде оттуду во страну близ пустыни" (Иоан. 11, 53. 54).
Потом, когда Спаситель говорит: "прежде даже Авраам не бысть Аз есмь; тогда иудеи взяша
камение, да вергут нань: Исус же скрыся и изыде из церкви, прошед посреде их и мимохождаше тако"
(Иоан. 8, 58. 59),
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 авг 2020, 08:38

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 12.

Защитительное слово, в котором святый Афанасий оправдывает бегство свое во
время гонения, произведенного дуком Сирианом.


13) Видя это, лучше же сказать, слыша это, — потому что не видят,—ужели, по написанному, не
восхотят, "да быша огнем сожжени были" (Иса. 9, 5), потому что и замышляют и говорят противное
тому, что творит и чему учит Господь? Когда Иоанн скончался мученически и ученики погребли
тело,— "слышав Исус отыде оттуду в корабли в пусто место един" (Матф. 14, 13). Так поступал Господь,
так и учил. О, хотя сего да устыдятся еретики и одними людьми ограничат свою продерзость, не
станут же еще с большим неистовством обвинять в боязни самого Спасителя, как обучившиеся
уже хулить Его! Но никто не потерпит этих неистовых, скорее же, будут обличать их, что не
понимают они и Евангелия. Есть основательный и истинный предлог к таковому удалению и бегству.
И Евангелисты упомянули об этом, говоря о Спасителе. А из этого должны мы заключить, что
тот-же предлог имели и все святые. Ибо, что написано о Спасителе по человечеству, о относить
вообще ко всему человеческому роду; потому что Спаситель понес на Себе наше тело и обнаруживал
в себе человеческую немощь, которую Иоанн описал так: "искаху, да имут Его, и никтоже возложи
нань руки; яко не у бе пришел час Его" (Іоан. 7, 30). И пока не пришел час сей, Сам сказал Матери:
"не у прииде час Мой" (Іоан. 2, 4); и так именуемым братьям Своим говорил: "время мое не у прииде"
(Иоан. 7, 6). А когда пришло время, — сказал уже ученикам: "спите прочее и почивайте. Се приближися
час, и Сын человеческий предается в руки грешников (Матф. 26, 45).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 авг 2020, 10:37

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 12.

Защитительное слово, в котором святый Афанасий оправдывает бегство свое во
время гонения, произведенного дуком Сирианом.


14) Посему, как Бог и Отчее Слово, не имел Он времени, потому что сам Он—зиждитель времен;
но, соделавшись человеком и говоря сие, показывает этим, что всякому человеку измерено
время, и измерено не случайно, как думают и баснословят некоторые из эллинов, но как опре-
делил сам Он зиждитель по воле Отца. И это написано и всем уже стало явно. Если сокрыто и ута-
ено от всех людей,—почему и какая мера назначается каждому; то всякий, однако-же, знает, что, как
есть время весне, лету, осени и зиме, так, по написанному, есть время умирать и время жить (Еккл.
3, 2). Потому-то усечено было время человеческого рода при Ное; и поелику настало время всех,—
сокращены были лета. А Езекии приложено пятнадцать лет; потому что Бог искренно служащим Ему
обетовал: "долготою дней исполню его" (Псал. 90,16)
. И Авраам умирает исполнен дней (Быт. 25, 8); а
Давид умоляет, говоря: "не возведи мене в преполовение дней моих" (Псал, 101, 25). И один из друзей
Иовлевых, Елифаз, хорошо зная это, сказал: "внидеши во гроб, якоже пшеница созрелая во время пожатая,
или якоже стог гумна во время свезеный" (Иов. 5, 26); а Соломон, прилагая печать к его изречению,
говорит: "отъемлются же безвременно душы беззаконных" (Притч. 11, 30), почему увещавает в Еккле-
сиасте, говоря: "не нечествуй много, и не буди жесток, да не умреши не во время свое" (Еккл. 7, 18).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 04 авг 2020, 14:38

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 12.

Защитительное слово, в котором святый Афанасий оправдывает бегство свое во
время гонения, произведенного дуком Сирианом.


15) А как это написано, то, по указанию Писания, святые знали, что время измерено каждому. Но никто
не знает конца этого времени; доказательством этому служит Давидово слово: "умаление дней моих
возвести ми" (Псал. 101, 24); ибо просил сделать ему известным, чего не знал он. Потому богатый,
думая прожить еще долгое время, услышал: "безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе;
а яже уготовал ecu кому будут" (Лук. 12, 20)? И Екклесиаст, дерзая Духом Святым, произносит
решительный приговор и говорит: "не разуме человек времени своего" (Еккл. 9, 12). Потому и патри-
арх Исаак сказал сыну своему Исаву: "се состарехся и не вем дне скончания моего" (Быт. 27, 2).
Посему и Господь, как Бог и Отчее Слово, ведая, какое время отмерено Им всякому, и зная, какое
время сам Он определил на страдание телу Своему,—потому что нас ради стал человеком,—
до наступления этого времени и Сам, подобно нам, скрывался, когда Его искали, убегал, когда Его
гнали, и, уклоняясь от козней, "мимохождаше тако и посреде их идяше" (Лук. 4, 30). А когда Сам привел
к окончанию определенное Им время, в которое восхотел пострадать за всех телесно; тогда провоз-
глашает об этом Отцу, говоря: "Отче, прииде час: прослави Сына Твоего" (Иоан. 17, 1); не стал уже укры-
ваться от ищущих, но Сам восхотел, чтобы взяли Его. Ибо сказано: рече пришедшим к Нему: кого
ищете? И, когда ответили: Исуса Назорея, сказал им: "Я тот, кого вы ищете" (Иоан. 18, 4. 5), и сделал
это не однажды, но двукратно, и тогда уже отвели Его к Пилату. Как не позволил взять Себя,
пока не пришло время; так не стал укрываться по наступлении времени, но сам Себя предал злоумы-
шляющим, чтобы всякому показать, что и жизнь и смерть человеческая зависит от вышнего суда, и
без воли Отца нашего, сущего на небесах, не могут ни волос человеческий сделаться белым или
черным, ни воробей впасть когда-либо в сеть.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2193
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: MailRu и гости: 14

cron
@Mail.ru