Проповеди монахов

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 янв 2021, 14:17

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

1) Думал я, что защитники арианства удовольствуются теми против них обличениями и дово-
дами истины, какие пред этим были изложены, и успокоившись, раскаются, наконец, в том, что и
мудрствовали и говорили о Спасителе худо. Но Они (не знаю, почему) все-еще не приходят в
стыд, и как свиньи и псы, валяясь в своей блевотине и тине, еще более изобретают себе вымыслов
злочестия. Не понимая ни того, что написано в Притчах: «Господь созда Мя начало путей Своих
в дела Своя» (Притч. 8, 22), ни того, что сказано Апостолом: «верна суща Сотворшему Его» (Евр.
3, 2), упорно стоят в том, что Сын Божий есть произведение и тварь. Если не вовсе утратили они
чувства, то из сказанного прежде достаточно могли видеть, что, по засвидетельствованию истины,
Сын не из не-сущих и вовсе не из числа вещей созданных; потому что, как Бог, не может Он быть
произведением, и непозволительно именовать Его тварью; а только тварям и произведениям при-
личны такие выражения: «из не-сущего», и: «не был, пока не рожден». Поелику же, как-бы боясь
отступиться от своих вымыслов, выставляют, по обычаю, на вид приведенные выше изречения
божественных Писаний, которые имеют добрый смысл, но ими перетолкованы худо; то, повторив
значение этих изречений, как утвердим это в памяти верных, так арианам даже каждым из
этих изречений докажем, что вовсе не знают они христианства.
А если бы знали, то не затворяли бы себя в неверие нынешних иудеев; но спросили бы, и
услышали, что «в начале бе Слово и Слово бе в Бозе. и Бог бе Слово» (Иоан. 1, 1); когда же, по бла-"
говолению Отца, само Слово стало человеком, тогда справедливо сказано о Нем Иоанном: «Слово плоть
бысть» (Иоан. 1, 14); и Петром: «Господа иХриста Его сотворил есть» (Деян. 2, 36); и Соломоном
как-бы от лица самого Господа: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя»; и Павлом:
«толико лучший быв Ангелов» (Евр. 1, 4); и еще: «Себе умалил, зрак раба приим» (Фил. 2, 7); и также:
«тем-же, братие святая, звания небесного причастницы, разумейте Посланника и Святителя исповедания
нашего Исуса, верна суща Сотворшему Его» (Евр. 3, 1. 2). Все таковые изречения имеют одну и
туже силу, одну благочестивую мысль, показывающую и Божество Слова и сказуемое о Нем по челове-
честву; потому что Слово стало и сыном человеческим.

Хотя и сего достаточно к опровержению ариан, но поелику, не разумея сказанного Апостолом (упо-
мяну об этом прежде), по причине написанного: «верна суща Сотворшему Его», думают, что Божие
Слово есть произведение; то почел я необходимым снова вразумить утверждающих это, как сказано
было нами и прежде, у них же заимствовав главное положение.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 янв 2021, 06:57

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

2) Если Слово—не Сын, то пусть нарицается произведением; пусть и о Нем сказуется все сказуе-
мое о произведениях; пусть не Оно одно нарицается и Сыном, и Словом, и Премудростью; и сам
Бог пусть именуется не Отцом, а только Зиждителем и Творцом Своих созданий; пусть, как
тварь будет образом и начертанием зиждительного Отчего изволения, так сам Отец, по словам
их, не имеет рождающего естества; и потому, нет ни Слова, ни Премудрости, ни вообще Образа
собственной Отчей сущности. Ибо если нет Сына то нет и Образа.
А если нет Сына, то почему говорите, что Бог есть Творец, когда все созидаемое приводится в
бытие чрез Слово и Премудростью, и ничто не пришло в бытие без Слова; по вашему же мнению,
нет у Бога, чрез Кого и Кем творит Он все? Если, по мнению ариан, самая Божия сущность не
плодоносна, но безплодна, как несветящий свет и сухой источник; то почему не стыдятся они
утверждать, что Бог имеет зиждительную силу? И почему, отъемля то, что — от естества, не красне-
ют, когда хотят предпочесть то, что от изволения? А если Бог, изволяя, чтобы имело бытие и то,
что вне Его, и что прежде не существовало, и зиждет сие, и делается Творцом сего; то гораздо
прежде может Он быть Отцом Рождаемого от собственной Его сущности. Если приписывают Богу
изволение о бытии не - сущего; то почему же не признают в Боге того, что предваряет сие изволение?
Предваряет же сие изволение — иметь Богу сродное естеству и быть Отцом собственного Своего
Сына. Поэтому, если бы, по их неразумному рассуждению, не было в Боге первого, что — от
естества, то как могло бы в Нем быть второе, что—от изволения? Первое же есть Слово, а
второе—тварь.
Но, хотя злочестивые осмелятся еще больше вопиять против сего: у Бога есть Слово: потому
что Словом приведена в бытие тварь. И явно, что Бог, как Творец, имеет и зиждительное
Слово не отвне, но собственно от Себя. Ибо опять должно повторить тоже. Если Бог имеет изволе-
ние, и изволение Его есть творческое, и одного изволения Его достаточно, чтобы состоялись твари; Слово
же Его есть творческое и зиждительное: то несомненно, что Слово сие есть живая Отчая воля, су-
щественная действенность, истинное Слово, Которым все и состоялось, и прекрасно управляется.
Никто не может усумниться, что Приводящий в стройность — первоначальнее и самой стройности и
приводимого в стройность, и что, как сказал я прежде, для Бога созидать есть второе, первое же—
рождать; потому что рождаемое есть Сын, собственно и истинно сущий от оной блаженной и
всегда существующей Сущности; а созидаемое по изволению сей Сущности приходит в бытие, соста-
вляясь отвне, и зиждется собственным от сущности Божьей Рождением.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 янв 2021, 14:14

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

3) Итак, поелику в слове сем показана великая несообразность такого положения, будто бы
Слово—не Сын Божий, но произведение; то необходимо уже исповедать с нами, что Господь есть
Сын. А если Он — Сын, что и действительно; о Сыне же исповедуется, что Он не отвне, но от
Родшаго: то пусть, по сказанному прежде, не спорят о речениях, если о самом Слове, вместо речения:
Родшему, святые употребляют речение: Сотворшему, как-будто бы это речение безразлично с
первым, пока исповедуется то, что согласно с естеством. Ибо речения не уничтожают естества; скорее
же, естество пременяет значение присвояемых ему речений. Речения—не первоначальнее сущностей;
но сущности суть первое, а речения—второе по них. Почему, когда сущность есть произведение или тварь;
тогда речения: «сотворил, стал и создал», сказуются о тварях в собственном смысле и означают про-
изведение; а когда сущность есть рождение и сын, тогда речения: «сотворил, стал и создал», употреб-
ляются о сыне уже не в собственном смысле и не означают произведения; но вместо речения: «родил»
—иной без различия употребляет и речение: «сотворил».
Так отцы нередко рожденных ими сыновей именуют своими рабами, и тем не отрицают под-
линности рождения; нередко же, выражая благорасположение к рабам своим, называют их чадами,
и вместе с тем не скрывают, что издавна обладают ими. В первом случае, как отцы, говорят они по
власти; а во втором—дают именование по человеколюбию. Сарра называла Авраама господином,
хотя она—не раба, но супруга. Апостол раба Онисима, как брата, сблизил с владетелем его Филимоном.
Вирсавия, будучи матерью, назвала сына рабом, говоря отцу: «Соломона, раба твоего» (3 Цар.
1, 19); потом и Пророк Нафан, вошедши, согласно с Вирсавиею, сказал Давиду: «Соломона раба
твоего» ( — 26). И они не затруднились назвать сына рабом; потому что и отец, слыша это, признал
его сыном, и они, говоря это, знали, что Соломон—сын, и достойным наследства по отце признавали
того, кого именовали рабом; ибо по естеству был он Давидов сын.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 янв 2021, 16:28

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

4) Посему, как читающие это о Соломоне понимают правильно, и слыша, что именуется он рабом,
признают его не рабом, но по естеству и подлинным сыном: так, если и о Спасителе, Который
истинно исповедуется Сыном и по естеству есть Слово, говорят святые: «верна суща Сотворшему
Его»; если сам Он говорит о Себе: «Господь созда Мя, и: Аз раб Твой, и сын рабыни Твоея»
(Псал. 115, 7), и все тому подобное; то да не отрицают почему иные того, что собственно принадле-
житъ Ему от Отца, но пусть об Отце и Сыне, как о Соломоне и Давиде, держатся правильного
разумения. Ибо если, слыша, что Соломон назван рабом, признают его сыном; то не справедливо ли
многократно погибнуть тем, которые не удерживают того-же разумения и о Господе; но когда слышат
что именуется Рождением, Словом, Премудростью,—стараются перетолковать это и отрицают
преискреннее по естеству рождение Сына от Отца; когда же слышат речения и выражения приличные.
произведению, —тотчас готовы признать Сына произведением по естеству и отрицать бытие Слова,.
тогда-как, зная, что Сын соделался человеком, все таковые речения могут относить к Его человечеству?
«Не мерзкими ли оказываются они пред Господом, имея у себя сугубый вес» (Притч. 20, 23), и по одному
весу выводя сказанное выше заключение, а по другому хуля Господа?
Но, может быть, соглашаются они, что речение „раб" употреблено как-бы по благорасположению; оста-
навливаются же на речении: Сотворшему, как на великом каком-то пособии для их ереси. Однако,
и эта опора их есть трость сокрушенная. Ибо вскоре сами себя осудят, если только изучат словоупо-
требление Писания. Как Соломон называется рабом, хотя он и сын; так (повторим опять сказанное
прежде), если родители рожденных ими сынов называют творимыми, созидаемыми, бывшими,
то этим нимало не отрицают их естества. Езекия, по написанному у Исаии, сказал в молитве: «от
днесь бо дети сотворю, яже возвестят правду Твою Господи спасения моего» (Исаии 38, 19). И сам он
сказал: сотворю; а Пророк в той-же книге, и в четвертой книге Царств, говорит так: «и сыны
твоя иже изыдут из тебе» (4 Цар. 20, 18. Исаии 39, 7). Следовательно, Езекия сказал: «сотворю вместо
рожду», и рождаемых им именует как-бы творимыми; и никто не спорит, что речение это употреблено
о рождении естественном. И Ева, родив Каина, говорила: стяжах человека Богом» (Быт. 4, 1). Она
сказала: «стяжах» вместо «родила» Ибо видела прежде рождение свое, а потом присовокупила: «стяжах»
и из сказанного ею: «стяжах»—никто не заключит, что Каин куплен у других, а не ею рожден.
И патриарх Иаков сказал Иосифу: «ныне убо два сыны твоя, иже быша тебе в земли египетской
прежде пришествия моего к тебе во Египет, мои суть, Ефрем и Манассия» (Быт. 48, 5). И об Иове
Писание говорит: «быша ему сынове седмь, и дщери три» (Иов. 1, 2); как и Моисей говорил в
Законе: «если будет у кого сыны», и: «если сотворишь сына».
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 янв 2021, 13:51

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

5) Вот и о рожденных говорили, что они были и сотворены, зная, что, как-скоро признаются сынами,
нет разности, если и скажет кто: «быша», или «стяжах», или «сотвори»; потому что мысль сама собою
останавливается на естестве и действительности. Поэтому и спрашивающих: не тварь ли и не про-
изведение ли Господь? надобно прежде спросить: не Сын ли Он, не Слово ли, не Премудрость ли?
Когда последнее решено будет утвердительно: тогда немедленно отринется и уничтожится мысль, что
Он — произведение и тварь; потому что не может произведение быть сыном и словом, и сын—
произведением.
Если же это так, то явное опять в этом для всех доказательство, что выражение: «Сотворшему
Его» служит не в пользу, а более в осуждение арианской ереси. Ибо оказывается, что речение:
«сотворил» в божественном Писании употребляется о подлинных по естеству чадах. Почему, как-скоро
доказано, что Господь есть Сын по естеству и Сын преискренний, Слово и Премудрость Отца,—явствует
из сего, что, если и сказуется о Нем: «сотвори», или «бысть», то сказуется не как о произведении; на-
против же того, святые употребляют это речение безразлично, как и о Соломоне и об Езекииных
чадах. И о тех, которые сами родили их, написано: «сотвори», и «стяжах», и «бысть».
Поэтому богоборцы, которые неоднократно выставляли в предлог подобные речения, вследствие
сказанного должны, хотя со временем, отложить злочестивое мудрование, и мудрствовать о Господе,
что Он есть истинный Сын, Слово и Отчая Премудрость, а не произведение, не тварь. Ибо если Сын
есть произведение, то каким словом и какою премудростью произведен Он? Все создания приведены
в бытие Словом и Премудростью, как написано: «вся Премудростию сотворил еси» (Псал. 103,24);
и: «вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть»(Иоан. 1, 3). А если Сын есть это Слово и эта Прему-
дрость, Которою все производится: то Он уже не в числе творимых и вообще приводимых в бытие,
но есть Отчее рождение.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 янв 2021, 14:01

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

6) Смотрите, какая погрешность—называть произведением Божие Слово. Соломон в одном месте
Екклесиаста говорит: «все творение приведет Бог на суд о всяком погрешении, аще благо и аще лукаво»
(Еккл. 12, 14). Ужели же и Слово, если Оно произведение, по вашим словам, приведено будет на
суд? И где наконец суд, когда судится Судия? Кто воздаст праведным благословение, а недостойным
наказание, когда, по вашим словам, и Господь предстанет со всеми на суд? По какому закону
судим будет сам Законодатель? Созданиям свойственно это—быть судимыми, прият от Сына
благословение и наказание. Убойтесь наконец Судии, убедитесь Соломоновым словом. Если все творение
приведет Бог на суд, а Сын не в числе судимых, но гораздо более Сам есть Судья всех тво-
рений: то не яснее ли солнца делается, что Сын не произведение, но Отчее Слово, Которым и
производятся и судятся творения?
Если же ариан смущает опять написанное: «верна суща», и полагают они, что как о всех, так и о
Сыне сказуется: «верна суща», потому что Он, веруя, приемлет мзду веры; то посему следует им
укорить также и Моисея, который говорит: «Бог верен и истинен» (Второз. 32, 4), и Павла, который
пишет: «верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете» (1 Кор. 10, 13). Но говоря
это, святые не представляли себе о Боге чего-либо человеческого; напротив того, знали, что слово; "верный"
имеет в Писании двоякое значение, а именно: «верующий»—и: «достойный веры»; и первое значение
приличествует людям, а второе—Богу. Верен Авраам, потому что поверил глаголющему Богу; верен же
Бог, потому что, как воспевает Давид, верен, то-есть достоин веры, «Господь во всех словесех
Своих» (Псал. 144, 13), и невозможно Ему солгать. «И аще кто верна имать вдовицы» (1 Тим. 5, 16); то
верною называется за то, что право верует. «Слово же верно» (1 Тим. 3, 1) потому, что обязываемся
верить сказанному; ибо это истинно и не может быть иначе. Посему и написанное: «верна суща Сотвор-
шему Его»—не уподобляет Сына другим, и значит не то, что Он, веруя, стал благоугоден, но то,
что, как Сын истинного Бога, верен Он, и мы обязываемся верить Ему во всем, что сказал и
соделал Он, пребыв непреложным и неизменяемым даже в человеческом домостроительстве и
явлении во плоти.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 янв 2021, 08:50

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

7) Таким образом, иной, продолжая борьбу с безстыдством ариан, и одним этим речением „сотвори"
может уличить их, что заблуждаются они, признавая Божье Слово произведением. Поелику же
написанное имеет правильный смысл, показывая, какое время означается речением: сотвори, и о чем
оно сказано; то необходимо и этим доказать неразумие еретиков, особливо если, по сказанному
прежде, взяты будут нами во внимание и время и потребность написанного. Итак Апостол сказал
это, рассуждая не о времени, предшествовавшем твари, но о времени, когда "Слово плоть бысть". Ибо
так написано: «тем-же, братия святая, звания небесного причастницы, разумейте Посланника и Святи-
теля исповедания нашего Исуса, верна суща Сотворшему Его». Когда же Он послан? Не тогда ли, как
облекся в плоть нашу? Когда стал Святителем исповедания нашего? Не с того ли времени как
принес Себя за нас, воскресил из мертвых тело, и приходящих к Нему с верою Сам доныне
приводит и приносит ко Отцу, всех избавляя и за всех умилостивляя Бога? Не сущность Слова
и не естественное рождение от Отца желал означит Апостол, когда сказал: верна суща Сотворшему
Его. Да не будет сего! Слово есть творящее, а не творимое. Означает же Апостол снисшествие
Слова к человеком и совершенное Им святительское служение, что всякий хорошо может
видеть из истории Закона и Аарона. Так, Аарон рождается не первосвященником, но человеком, и
со временем, когда угодно стало Богу, делается первосвященником, делается же не просто, не в
обычных являясь одеждах, но облекаясь в ефод, в слово (то lоуeіо) и в подир, по Божью пове-
лению сделанный женами, и в этих облачениях входя во Святая, приносит Богу жертву за народ,
и служит в сем как-бы посредником между Божиим видением и человеческими жертвами. Так и
Господь «в начале бе Слово, и Слово бе в Бозе, и Бог бе Слово». Когда же благоволил Отец, чтобы
дан Он был в искупительную цену за всех, и всем дарована была благодать, тогда, как Аарон
облекался в подир, так и Слово прияло на Себя плоть от земли, имев матерью по телу, вместо
невозделанной земли, Марию, чтобы Ему, как Святителю, имея у Себя приносимое, Себя самого
принести ко Отцу, и собственною Своею кровью всех нас очистит от грехов и воскресить из
мертвых.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 30 янв 2021, 15:38

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

8) Сенью сего было ветхозаветное; и что совершил пришедши Спаситель, то по Закону в сени
изображает Аарон. Аарон, будучи один и тот-же, не изменялся, когда возлагал на себя перво-
святительскую одежду; но, пребывая одним и тем-же, прикрывался только этою одеждою. И если кто,
увидев его приносящего жертву, говорил: „вот Аарон стал сегодня первосвященником": то не
означал этим, что в это же время стал Аарон и человеком, потому что человеком был он
прежде, нежели стал первосвященником; выражал же только, что Аарон соделался первосвященником
в служении, облекшись в устроенные и уготованные первосвященству одежды. Таким же образом
можно и о Господе правильно представлять себе, что, прияв на Себя плоть, не стал Он иным, но
будучи один и тот же, прикрылся плотью; и речения: «стал, сотворен», следует понимать не в том
смысле, что сотворено само Слово, как Слово, но в том, что Слово —Зиждитель всего—впоследствии
соделалось святителем, облекшись в созданное и тварное тело, которое и может принести за нас,
почему и сказуется сотворенным. Поэтому, если Господь не соделался человеком, то пусть спорят
ариане. Если же «Слово плоть бысть», то о Слове, соделавшемся человеком, что надлежало сказать, кроме
сего: «верна суща Сотворшему Его»? Как о Слове свойственнее всего говорить: «в начале бе Слово»;
так человеку свойственно соделаться и быть сотворенным. И о Господе, видя, что ходит Он
как человек, а в делах являет Себя Богом, не всякий ли мог спросить: кто сотворил Человека
сего? И опять, не всякий ли мог ответить на это: Отец сотворил Человека сего, и послал Его нам
Святителем?
И сам Апостол, написавший: «верна суща Сотворшему Его», всего более может уяснит такую
мысль, показать время и лице, если возмем во внимание сказанное им прежде. Ибо речь идет в
одной связи, и чтение продолжается об одном и том же. Итак, в Послании к евреям пишет он
следующее: «Понеже убо дети приобщишася крови и плоти, и Той приискренне приобщися тех-же,
да смертью упразднит имущего державу смерти, сиречь дьавола, и избавит сих, елицы страхом
смерти чрез все житие повинни беша работе. Не от Ангел бо когда приемлет, но от семене Авра-
амова приемлет: отнюдуже должен бе по всему подобитися братии, да милостив будет и верен
первосвященник в тех, яже к Богу, во еже очистити грехи людские. В нем-же бо пострада, Сам
искушен быв, может искушаемым помощи (Евр. 2, 14 — 18). Тем-же, братия святая, звания
небесного причастницы, разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Исуса: верна
суща Сотворшему Его (3, 1. 2).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 31 янв 2021, 14:13

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

9) Кто, прочитав все это место, не осудит ариан, и не подивится блаженному Апостолу, так прекрасно
выразившемуся? Ибо когда сотворен, когда стал Посланником? Не тогда ли, как и «Той приискренне
приобщися» с нами «крови и плоти»? И когда соделался милостивым и верным Первосвященником?
Не тогда ли, как по всему уподобился братии? Уподобился же тогда, как стал человеком, облекшись
в нашу плоть. Следовательно, Павел, пишет о домостроительстве Слова, по человечеству, а не о
сущности Слова, сказал: «верна суща Сотворшему Его».
Поэтому, не безумствуйте более, утверждая, что Слово Божье есть произведение. Ибо Слово есть
единородный по естеству Сын. И Сын тогда стал иметь братий, когда облекся в подобную нашей
плоть, и принося ее Сам в лице Своем, наименован Первосвященником, и соделался милости-
вым и верным, — милостивым, потому что, принесши Себя за нас, помиловал нас; верным же
не потому, что, подобно нам, стал причастником веры и уверовал в кого-либо, но потому, что мы
обязаны веровать всему, что Он говорит и делает, и потому, что приносит Он жертву верную,
всегда пребывающую и непрестающую.
Жертвы, приносимые по Закону, не имели в себе верного,
как преходившие с каждым днем и снова имевшие нужду в очищении; а жертва, принесенная
Спасителем единожды, все совершила и навсегда пребывает верною. Аарон имел преемников, и
вообще, подзаконное священство переменяло прежних священников по времени и по смерти; Господь
же, имея «непреступное» (Евр. 7, 24) и непреемственное первосвященство, верен стал первосвященником
всегда пребывая, и соделавшись верным по обетованию, потому что внемлет приходящим к Нему
и не вводит их в обман. И это можно видеть также из Послания великого Петра, который говорит:
«темже и страждущии по воле Божией, яко верну Зиждителю да предадят души своя» (1 Петр.
4, 19). Ибо верен не тот, кто пременяется, но тот, кто всегда пребывает и воздает, что
обетовал.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 фев 2021, 14:14

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

10) У язычников, так называемые ими, лжеименные боги неверны в отношении и к бытию, и к
обетованиям; потому что они неповсюдны, но, и местно будучи чтимы, со временем исчезают и сами
собою падают. Потому и Слово взывает о них, что верность не укрепилась в них (Иер. 9, 3),
что они — «вода лживая» (Иер. 15, 18), и: «несть веры в них» (Второз. 32, 12). В подлинном же смысле
единый и истинный Бог всяческих верен; Он всегда один и тот же, и вещает: «видите, видите,
яко Аз есмь» (Второз. 32, 39), «и не изменяюся» (Мал. 3, 6). Потому и Сын Его верен, всегда
пребывает, не изменяется, не лжив и по бытию, и в обетованиях, как опять говорит Апостол, пишет
к Фессалоникийцам: «верен Призвавый вас, Иже и сотворит» (1 Сол. 5, 24). Поелику творит, что
обетовал, то верен Глаголющий. А что речение это в послании к Евреям означает и неизменяемость,
об этом пишет так: «аще не веруем, Он верен пребывает, отрещися бо Себе не может» (2 Тим.
2, 13). Следовательно, Апостол, ведя речь о телесном пришествии Слова, справедливо говорит:
«Посланника. и верна суща Сотворшему Его» показывая, что, и соделавшись человеком, «Исус
Христос вчера и днесь той-же, и во веки не изменяется» (Евр. 13, 8).
И как Апостол в послании, по причине первосвященства, упоминает о вочеловечении Слова; так
опять не умалчивает надолго, но вскоре упоминает и о Божестве Его, чтобы обезопасит нас со
всех сторон, особливо когда говорит об уничижении, и чтобы нам тотчас познать высоту и
Отчее величие Слова. Посему, говорит: «Моисей—слуга, а Христос---Сын» (Евр. 3, 5. 6); первый
верен в дому, а Христос есть Господь и Зиждитель самого дома, потому что Сам устроил его, и,
как Бог, святит его. Моисей, человек по естеству, соделался верным, веруя Богу, глаголющему
к нему чрез Слово; Слово же было в теле не как единый из созданных, не как тварь в
твари, но как Бог во плоти, Творец и Строитель в устроенном Им. Люди облекаются плотью, чтобы
придти в бытие и существовать; Божие же Слово соделалось человеком, чтобы освятит плоть, и
будучи Господом, было во образе раба; потому что всякая тварь, будучи приведена в бытие и
сотворена Словом, рабственна Слову. А из этого явствует, что сказанное Апостолом „сотвори"
представляет творимым не Слово, но приятое Словом, нашему подобное, тело. Посему,
соделавшись человеком, наименовалось Оно и нашим братом.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 2344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15

@Mail.ru