ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том второй . Слово 17.
На Ариан слово второе.
1) Думал я, что защитники арианства удовольствуются теми против них обличениями и дово-
дами истины, какие пред этим были изложены, и успокоившись, раскаются, наконец, в том, что и
мудрствовали и говорили о Спасителе худо. Но Они (не знаю, почему) все-еще не приходят в
стыд, и как свиньи и псы, валяясь в своей блевотине и тине, еще более изобретают себе вымыслов
злочестия. Не понимая ни того, что написано в Притчах: «Господь созда Мя начало путей Своих
в дела Своя» (Притч. 8, 22), ни того, что сказано Апостолом: «верна суща Сотворшему Его» (Евр.
3, 2), упорно стоят в том, что Сын Божий есть произведение и тварь. Если не вовсе утратили они
чувства, то из сказанного прежде достаточно могли видеть, что, по засвидетельствованию истины,
Сын не из не-сущих и вовсе не из числа вещей созданных; потому что, как Бог, не может Он быть
произведением, и непозволительно именовать Его тварью; а только тварям и произведениям при-
личны такие выражения: «из не-сущего», и: «не был, пока не рожден». Поелику же, как-бы боясь
отступиться от своих вымыслов, выставляют, по обычаю, на вид приведенные выше изречения
божественных Писаний, которые имеют добрый смысл, но ими перетолкованы худо; то, повторив
значение этих изречений, как утвердим это в памяти верных, так арианам даже каждым из
этих изречений докажем, что вовсе не знают они христианства.
А если бы знали, то не затворяли бы себя в неверие нынешних иудеев; но спросили бы, и
услышали, что «в начале бе Слово и Слово бе в Бозе. и Бог бе Слово» (Иоан. 1, 1); когда же, по бла-"
говолению Отца, само Слово стало человеком, тогда справедливо сказано о Нем Иоанном: «Слово плоть
бысть» (Иоан. 1, 14); и Петром: «Господа иХриста Его сотворил есть» (Деян. 2, 36); и Соломоном
как-бы от лица самого Господа: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя»; и Павлом:
«толико лучший быв Ангелов» (Евр. 1, 4); и еще: «Себе умалил, зрак раба приим» (Фил. 2, 7); и также:
«тем-же, братие святая, звания небесного причастницы, разумейте Посланника и Святителя исповедания
нашего Исуса, верна суща Сотворшему Его» (Евр. 3, 1. 2). Все таковые изречения имеют одну и
туже силу, одну благочестивую мысль, показывающую и Божество Слова и сказуемое о Нем по челове-
честву; потому что Слово стало и сыном человеческим.
Хотя и сего достаточно к опровержению ариан, но поелику, не разумея сказанного Апостолом (упо-
мяну об этом прежде), по причине написанного: «верна суща Сотворшему Его», думают, что Божие
Слово есть произведение; то почел я необходимым снова вразумить утверждающих это, как сказано
было нами и прежде, у них же заимствовав главное положение.
(продолжение далее).