Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 сен 2021, 17:43

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинсвах церковных.

21. Сам Спаситель и в Себе Самом явил нам этот святой образ:

Он дает обетование , говоря: «яко вы , шедшии по Мне, в пакибытии, егда сядет Сын человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевама» (Мф. 19:28) – что собственно относится к благодати священноначалия, которую Он даровал ученикам; а потом прибавляет: «И всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, Мене ради и евангелия, сторицею приимет, и живот вечный наследит » (Мф. 19:29). Что очевидно, указывают на жизнь монашескую.
И хотя то, что здесь говорится, исполняется и в мученичестве, - ибо многие, оставив все, умерли ради Христа; но собственно открывается это в жизни монашеской, которую вёл и Сам Спаситель, и ученики Его, Сам девствовав и ниществовав; «богат сый», и подвизавшись в молитве на горе, и даже до смерти крестной послушлив быв Отцу, творив не Свою волю, , но волю пославшего Его Отца, что соблюдал даже до страдания, - «обаче не Моя воля, говоря, то есть воля плоти (человечества), но Твоя да будет» (Лк. 22:42), то есть, - единая божественная воля Отца и Его. И в другом месте, предлагая жизнь монашескую, говорит: «иже любит отца, или матерь паче, Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына, или дщерь паче Мене, несть Мене достоин» (Мф. 10:37); и: «иже не отречется всего, своего имения, не может быти Мой ученик» (Лк. 14:33).
И к юноше (говорит): «аще хощеши совершен быти, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мене» (Мф. 19:21) – что свойственно не мученичеству, но монашеской жизни.
И просившему пойти погребсти отца своего что что говорит Тот, Кто законоположил: «чти отца твоего и матерь твою?». Возводя нас к высшему совершенству, к богообразной жизни монашеской, Он увещевает здесь оставлять даже родителей, даже в важнейших обстоятельствах жизни. Почему? Потому что сотворивший нас Бог предпочтительнее всего; И если мы решаемся жить только для Него и по Нем, то не следует уже нам томиться беспокойством о ближних по плоти. Промыслитель (наш и родства нашего), Он, если мы чисто и искренно последуем Ему, сделает нас равными Ангелам, у которых нет никаких пристрастий, но одна, преисполненная самоотвержения, любовь; а о тех, кого мы оставили ради Него, Он будет Сам промышлять, благодетельствуя им чрез других.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 сен 2021, 14:23

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинсвах церковных.

22. Что значит: «остави мертвыя погребсти своя мертвецы» (Лук. 9,60):

Ради сего-то и удержал Петра, говоря: «остави мертвыя погребсти своя мертвецы» (Лк. 9:60). Господь возводил его к нетленному веку и причел к безсмертным Ангелам, явив в нем подражателя их по пламенной ревности. Ты не мёртв, говорит; а посему и не заботься о мёртвых останках отцов.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 сен 2021, 15:32

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинсвах церковных.

23. Что значит «Никтоже, возложь руку свою на рало» (Лк. 9:62):


И другому, желавшему сделать распоряжения в отношении к остававшимся в его доме его, то есть, отношении к жене и прочим что говорит? «Никтоже, возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в царствие небесное». «Ты начал, говорит, земледелание не человеческое, но перенёс свой труд свой на Небо; не будешь благоуспешен, если будешь обращаться к временному. Знай же, что на что меняешь, царство небесное на дом твой и находящихся в доме».
Итак, мы находим, что Господь и жил по образу монашескому, и преподал его. И у Апостолов та же была жизнь: почему и убеждал их Господь не иметь ни двух одежд, ни жезла, или влагалища, или сапог и пр., - что свойственно монашеской жизни. И не просто словами только и молитвами укреплял их на это дело, как и в отношении к подвигу учения, но и с благословением послал их и посылая, дал «силу на дусех нечистых и целити всяк недуг и всяку болезнь» (Мф. 10,1), - что не в то только время и не у Апостолов одних было, но и впоследствии у Святых и особенно у св. подвижников. А что и обряд был, и священнодействия монашеского посвящения существовало от начала и от самих Апостолов, об этом свидетельствует великий Дионисий, описывающий после других священных действий, и священнодействие монашеского посвящения.
Итак, заблуждаются те, которые говорят, что образ (жизни монашеской) гораздо новее и не был предан Спасителем, или Его апостолами. Ибо уже показано, что именно Сам Христос Бог нам предал это, и ученики Его, что по преданию, от них существует и самое священнодействие монашеского посвящения, и особенные одежды, монашеского чина отличные от одежд мирян. Об этом также говорит божественный Дионисий.
А что в писаниях Отцов написано, что (монашеское) облачение дано было Ангелом св. Пахомию, то написано хорошо и справедливо: даны были некоторые особливые, сравнительно с прежним монашеским одеянием, принадлежности одежды монашеской, которые могли служить символами высших вещей.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 сен 2021, 13:24

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинсвах церковных.

23. Что значит «Никтоже, возложь руку свою на рало» (Лк. 9:62):

Когда благочестие начало мало-помалу распространяться и преуспевать, и чиноположений церковных стало больше, и обряды литургии и крещения, последования и чины псалмопений и молитв получили от св. мужей, от времени до времени воздвигаемых Духом, благолепнейший вид: тогда показано было Ангелом Пахомию и то, что могло служить к лучшему благоустройству и благоприличию и монашеского чина, именно: более удобное, чем хитон, облачение, потом пояс и аналав, затем кукуль и паллий, и сандалии, и мантия, служащие символами вещей священнейших.
Этих принадлежностей монашеского одеяния семь, как и одежд архиерея, и числом своим они свидетельствуют о совершеннейшей жизни, по семи дарам Духа. Впрочем, об этом мы поговорим подробнее, когда предложим наставление о каждом из существующих таинств.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 сен 2021, 14:32

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинсвах церковных.

24. Таинство святого елея, или молитвомаслия, предано Спасителем

Теперь надобно сказать и о седьмом из таинств – о святом елее, – как и оно предано Спасителем нашим, и Сам Он приял его не ради Себя, но ради нас, точно также, как приял и прочие таинства, и какую силу оно имеет.
Итак, предал Он это таинство, когда посылал учеников Своих по двое пред лицом Своим. И они, как говорится, «изшедше проповедаху да покаются» (Мк. 6:12). Видишь ли, что и этот елей так же, как и тайну покаяния, учреждает (Господь)? «И бесы многи изгоняху: и мазаху маслом многи недужныя и исцелеваху» (Мк. 6:13). Таким образом, освящённый елей преподаётся кающимся и исцеляет недугующих, и врачует не только тела, но и души. И об этом свидетельствует брат Божий, говоря: «Болит ли кто из вас, да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь: и аще он грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак. 5:14–15).
Здесь опровергается другое также некоторое мнение новомудрствующих Латинян. Они говорят, что св. елей не должен быть преподаваем тем, у которых есть еще надежда жизни, но только умирающим, потому будто бы, что он доставляет отпущение грехов, - (говорят), и здесь, как во всем, умствуя и поступая вопреки словам апостольским. Ибо, тогда как брат Божий вопиет: «и воздвигнет его Господь», они говорят, что это (таинство) надобно преподавать только тем, кои не имеют надежды воздвигнуться (от болезни), и ограничивают отпущение грехов действием одного елея, хотя то отпущение грехов даруется и чрез исповедь всегдашнюю, и чрез этот святой елей, когда б он ни совершался, и причащением Тела и Крови Христа и Бога нашего, если только приступал христианин к сим последним (таинствам) после покаяния.
А что Спаситель и Сам ради нас был помазан елеем, об этом можно узнать из сказания о мире, которым помазала Его пришедшая блудница (Лк. 7,36-50). [это не сестра Лазаря — Мария (помазавшая) пред временем страдания, которая и чиста была, и которой миром был уготован на погребение Господь, как сказал Сам Он (Иоан. 12,1-8), - точно также это была и не та жена, которая была в доме Симона прокаженного, которая была не одно лицо и с Мариею (Матф. 20,6-13): ибо и это было пред временем страдания, и об этом миропомазании сказал Господь, что оно уготовляло Его к погребению], - о мире, которое принесла упоминаемая у Луки блудница, омывшая слезами и помазавшая ноги Его, и отиравшая их волосами своими – мире, которое поистине было елеем покаяния, принесенным Ему грешницею, помазавшею им и себя саму чрез волоса, коими отирала ноги Его, и получившею отпущение многих грехов, как ясно свидетельствует об этом и само Евангелие.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 сен 2021, 14:52

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинсвах церковных.

24. Таинство святого елея, или молитвомаслия, предано Спасителем

Ибо Господь говорит к владетелю дома Симону сначала притчу о двух должниках, из которых один должен был пятьсот динарий, а другой - пятьдесят, - далее о том что им было прощено, и о том: который из двух паче возлюбит простившего долг? Когда же Симон отвечал, «яко емуже вящше отда, Господь сказал: право судил еси. И, обращся: к жене, Симонови рече: видиши ли сию жену; внидох в дом твой, воды на нозе Мои не дал еси: сия же слезами облия Ми нозе. Маслом главы Моея не помазал еси: сия же миром помаза Ми нозе. Его же ради, глаголю ти, отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много: а ему же мало оставляется, меньше любит» (Лук. 7,36-50). Видишь ли, что этим указывается на св. елей?
Согрешив, мы приходим к божественным мужам и, принося покаяние, совершаем исповедь прегрешений; по повелению их, мы приносим Богу св. елей, во образ Его милосердия и сострадательности, в которых блистает божественный и тихий свет благодати: ибо и свет мы приносим. Когда же и молитва приносится, и елей освящается, - помазуемые елеем обретают отпущение грехов, как блудница, которая помазала ноги Спасителя и от них приняла помазание на себя.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 сен 2021, 14:49

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинсвах церковных.

25. Для чего и в святом и великом мире употребляется елей, и в елеосвящении елей:

Как же это елей и в божественном и великом мире, которым возлагается на нас печать Духа и в елеопомазании кающихся и больных елей? Это потому что и там, и здесь елей представляет образ Божией милости. Там — в мире он знаменует спасение наше и избавление от смерти, и печать животворящего и благого Духа, которым исхищены мы от потопа греховного. Посему-то и во время потопа, бывшего при Ное, голубь, во образ Духа, возвещал спасение, принесши в устах масличную ветвь; и в час потопления греха (в водах иорданских), при крещении Господа, Дух сходил в виде голубя, свидетельствуя о божественной милости и благодати.
А здесь этот приносимый елей освящается, во образ, как мы сказали божественного милосердия к нам и сострадательности, и чрез него мы сподобляемся милости Божией. Довольно ли этого для объяснения священных таинств Церкви, или вы имеете нужду еще в большем?
Клирик:
– Довольно, владыка, и в других объяснениях не имеем нужды. Только просим
тебя изложить каждое из таинств порознь, и истолковать нам священные обряды, и показать нам, какая сила заключается в каждом из совершаемых священнодействий.
Архиерей:
– Это выше сил моих, как я уже говорил; это – дело высшей и силы, и мудрости. Ибо если Дионисий и Максим решались касаться сих священных предметов с таким страхом и благоговением, которые трудно изобразить: то, как мне принимать на себя изъяснение этого? Но так как упование на Бога все может, - ибо Он дает верующим помощь по вере их и вразумляет их ради любви, потому что Он есть любовь: то и мы, решаясь на слово ради вашей любви, веруем, что приимем слово в отверзение уст наших. И вот, попытаемся из послушания, в любви Христовой, исполнить вашу просьбу и о каждом из священных обрядов скажем, что узнали сами из святых Писаний; и чему научили нас Отцы наши, изложим, сколько в состоянии были усвоить.
Прежде всего будем говорить о божественном крещении, потому что оно есть начало наших таинств. Впрочем, так как прежде крещения бывает наше плотское рождение: то надобно сказать сначала и о совершаемой при этом молитве. Ибо, так как тотчас после рождения по плоти мы возводимся к возрождению Духом: то Церковь Христова, нескверная и освященная о Христе в благочестивых, тотчас очищает наше греховное и плотское рождение.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 сен 2021, 14:08

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинсвах церковных.

26. Для чего тотчас после рождения младенца совершается священником молитва:


Когда от благочестивой жены родится младенец, приходит священник и славословит Бога, благодаря, «что человек родился в мир» (Ин. 16:21). Затем, знаменав, благословляет новорожденного и молит (Бога), чтобы новорожденный был жив и сподобился крещения и помазания. Испрашивая и матери всего, что нужно ко спасению, он преподает и находящимся при ней женам благодать и освящение; разрешает им приступить к обычным делам своим, без всякого стеснения и с той стороны, что они причастны нечистоте, и со стороны завистливых смущений от лукавого, могущие приразиться к ним ради того, что они послужили рождению, совершившемуся во грехе и от похотной сласти, которое признается некоторыми и бывает преддверием тления и смерти.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 сен 2021, 13:58

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинсвах церковных.

27. Объяснение в раздельности, того, что совершается пред крещением, в крещении и после крещения:

Знаменав воду знамением креста в предвестие божественного крещения, (иерей) окропляет дом. Знаменав также и младенца, на челе ради ума, на устах ради слова и дыхания, и на сердце ради жизненной силы, да пребывает он под (благодатным) охранием до спасительного крещения, и таким образом, преподав разрешение всем, отходит.
В восьмой же день младенец приносится кем-нибуть пред лицо Божие, и пред дверми (церковными), как неосвященного еще крещением, опять запечатлевает его иерей крестным знаменем на челе, устах и персях, и со священною молитвою дает ему имя, какое пожелали бы родители, с которым он и крещается.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 сен 2021, 14:36

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных.

28. И Господь принял имя в восьмой день, когда наречён Исусом:


Так это было и с Господом: ибо, приняв обрезание в восьмой день, Он был наречён Исусом. Мы обрезания не имеем, потому что Спаситель исполнил за нас требования закона и избавил нас от рабства закону. Нам же даровал Он иное обрезание во всем существе – божественное крещение, которое не плоть обрезывает, но отъемлет грех.
И каждый младенец, подобно Исусу Христу, крещается с собственным именем; а не крещаются все с именем Иоанна и Марии, как говорят некоторые из людей простых и неразумных. Тогда у иудеев в восьмой день совершалось обрезание, а теперь мы верные в тот же день получаем имя, сообразно с тем, что восьмой день знаменует обновление. Ибо, когда кончится седьмой день, далее которого не простирается (счет дней недели) в этой жизни, совершающей свой круг по седмицам, - с восьмого снова начинается (счет), что служит знамением воскресения и предъизображением вечной жизни. Ибо в восьмой день и Господь воскрес, а мы чаем последнего дня вечной жизни, которая будет уже бесконечна, как мы научены.
Так, в этот-то восьмой день, Иудеи обрезывались в мужеского только поле, как несовершенные, приемля печать на члене сластном, - с одной стороны, также предвозвещая воскресение по окончании седмицы (здешнего века), а с другой, самым обрезанием знаменуя, что похоть плоти некогда прекратится и настанет жизнь нетленная, чуждая дел плотских, - хотя они и не разумели этого вполне, не помышляли об истинном обрезании - отложении греха, что совершается в святом крещении, которое внушает, что мы будем нетленны и целы, и ни в чем невредимы; между тем, как тот, кто обрезывается, портит тело, и уже не сохраняет своей природы в совершенной целостности.
И так как мы рождаемся не безстрастно, от похоти, то это рождение от похоти нам и оставлено. Но чрез крещение даруется нам рождение не от похоти плотской, не от похоти мужской, но от Бога, то есть возрождение баней пакибытия; Почему и имя получает младенец в восьмой день, подобно Спасителю, нареченному спасительным именем: Исус. После сего, будучи запечатлен и приняв священную молитву, как принесенный Господу, и будучи знаменан крестом на челе (как сказал я), ради силы умственной, на устах — ради словесной, и на сердце — ради силы жизненной, вписанный в книгу вечную вместе с возложением на него имени, младенец возвращается матери.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 58

cron
@Mail.ru