Академик писал(а):Т.е. вы отрицаете существование такого явления как культурный слой?
Есть два понятия – наука и наукообразность.
Так вот, тот процесс, который наши доблестные историки ввели в научный оборот в 80-х годах прошлого века, назвав его постепенным нарастанием культурного слоя, можно смело отнести понятию наукообразности…
Я не отрицаю, что в земле на раскопках находят следы человеческой жизнедеятельности, но находят их как вкрапления именно в земле, т.е. в неорганических остатках (глина, песок, супесь, суглинки…)
Неорганические остатки. Четвертую категорию составляют почвенные, галечные, песчаные и прочие отложения природных неорганических материалов и веществ, скопившиеся на площади памятника. Они подразделяются на:
• Антропогенные — принесённые человеком.
• Неантропогенные — попавшие на территорию памятника в ходе природных процессов.
Природные процессы, которыми могли быть засыпаны дома (например, сель от цунами), наши доблестные исторические ученые полностью отрицают…
А вот Н. Морозов в свое время рассматривал такой вариант:
А быстро их засыпать могла бы только катастрофа, при которой огромный хлынувший поток воды принес бы сюда чудовищное количество грязи
Значит, остаются только антропогенные, т.е. принесенные человеком.
Рассмотрим, каким же способом накапливаются антропогенные остатки:
Посмотрим на этапы накопления слоя.
1. Поверхность земли до появления поселения. На месте будущего археологического памятника находится слой почвы, под которым залегают материковые напластования глины или песка (именно их археологи называют «материком»).
2. После начала строительства поселения начинает откладываться слой. В него попадают щепки от брёвен, остатки трапез строителей, случайно разбитый горшок, камни и глина, оставшиеся после строительства печи, сломанный топор, отвалы из ям и т. д. Так формируется слой строительства.
3. Поселение живёт своей жизнью и в культурный слой откладываются пищевые отходы, потерянные и выброшенные вещи, битая керамика, навоз домашних животных, щепки, опилки, солома, отходы, образовавшиеся в ходе ремонта жилища и построек и т. д. В общем, все те компоненты культурного слоя, о которых я говорил выше. Постепенно уровень поверхности поднимается, и нижняя часть построек скрывается под напластованиями слоя жизнедеятельности, а некоторые объекты (например, настилы) оказываются полностью погребены. Этот эффект хорошо виден на примере старых зданий, которые кажутся вросшими в земля (иногда по самые окна).
4. Но вот наступает следующий этап — постройки разрушаются. Они могут погибнуть в огне, а могут быть разобраны за ветхостью. Но в итоге, так или иначе, образуется новая прослойка — слой разрушения.
5. Но жизнь не стоит на месте. Возводятся новые постройки и образуются новые слой строительства и жизнедеятельности.
6. Но и они со временем разрушаются, и начинается новая фаза строительства.
Этот процесс идёт непрерывно в течении всего времени существования поселения. В итоге мощность слоя может составить несколько метров, а в особых случаях больше 30 м.
Но это удивительно только на первый взгляд. Просто мы привыкли к тому, что сейчас мусор и различные отходы вывозят за пределы поселений, а в древности всё это в большинстве случаев оставалось на месте. Легко можно вообразить современный способ накопления культурного слоя, просто представьте, что мусор перестали вывозить вообще, канализацию отключили, при сносе старых построек все отходы оставляют на месте. Слой будет расти довольно быстро.
На это можно возразить, что в древности не было такого количества мусора, как сейчас (не было пакетов, бутылок и т.п.). Но следует помнить, что в средневековом городе было много таких отходов, каких нет у нас. Щепки, солома, остатки корма и подстилки домашних животных, огромное количество навоза, немало отходов ремесленного производства (шлаки, обрезки кожи и т.д.). Поэтому и накапливаются метры слоя. Хороший пример нарастания мощного слоя это телли — «рукотворные» холмы высотой до 30-40 м, образовавшиеся на месте древних городов на Ближнем востоке и в Средней Азии. Причиной их появления было то, что для строительства использовался преимущественно сырцовый кирпич. После разрушения построек глина откладывалась слоями, которые за тысячи лет складывались в десятки метров.
Но условия для отложения слоя не всегда благоприятны. Если слой состоит преимущественно из органических материалов, то он подвержен разрушению. Органика практически сразу начинает разлагаться. И после её разложения остаются преимущественно неорганические материалы, и вместо нескольких метров остаются 40-50 см. А если вступают в действие другие факторы разрушения (например, активная распашка), то и меньше.
Вообще, культурный слой формируется в результате одновременных процессов накопления и разложения органических остатков. Если процессы накопления более интенсивны, то слой откладывается; если же процессы накопления замедляются или прекращаются, то происходит преобразование органического культурного слоя в органо-минеральный и слаборазвитые почвы. При этом для разных географическо-почвенных условий схема будет различной.
В тех случаях, когда гидрогеологические и прочие условия благоприятны для сохранения органических материалов, накопление слоя идёт быстро и он в итоге может достигать нескольких метров. Например, в Старой Руссе зафиксирован слой, мощностью превышающий 6 м.
Ну и где тут написано про постепенное накопление глины, песка, супеси и суглинков (которые мы практически всегда наблюдаем при раскопках) с вкраплениями различных следов человеческой деятельности (пищевые отходы, потерянные и выброшенные вещи, битая керамика, навоз домашних животных, щепки, опилки, солома, отходы, образовавшиеся в ходе ремонта жилища и построек и т. д)?
Будьте любезны, объясните нам поподробнее этот процесс.
А может быть Вы знаете алхимический процесс преобразования органики, типа навоза, щепок и пр., в тот же песок, глину или супесь?
Тогда мы все во внимании и, затаив дыхание, ждем Вашего рассказа…
Академик писал(а):И галереи вас не устраивают?
Я так понимаю, что двумя галереями (которые там действительно устроили, как вариант более полного использование площадей ранее закопанных домов) Вы хотите объяснить все закопанные дома во всех городах России, совершенно не замечая даже другого небольшого раскопа с закопанным окном в том же Омске, где про галерею даже и не заикались…
Академик писал(а):Что же вас устроит в качестве доказательства?
На первых порах меня устроит хотя бы логически здравое объяснение “пляски” дворца Меньшикова, которую можно наблюдать на рисунке Марселиуса и гравюре Махаева.
Академик писал(а):И есть ли смысл продолжать разговор?
Я, пожалуй, продолжу, а Вы как хотите…