20.Я уже приводил
пример именно ручной работы по изготовлению гранитных колонн в римских каменоломнях Египта,
являющегося неопровержимым фактом (правда, при этом необходимо еще более подробно рассмотреть агрегатное состояние гранита, в котором он тогда находился. И к этому вопросу мы еще вернемся…).
Эта колонна длинной около 20-ти метров и диаметром около 2-х метров (по оконечным пояскам диаметр составляет 2,5м).
У меня был всего час, чтобы бегло осмотреть всю каменоломню, поэтому подробно и детально изучить колонну так и не удалось. Другая же попытка попасть туда для более детального исследования (на следующий год) полностью провалилась. Все легальные и нелегальные проводники наотрез отказались повторить туда поездку (ни за какие коврижки
)…
Что же можно сказать про эту римскую колонну?
- Работа явно ручная. Размеры и вес заготовки колонны соответствуют колонне Исаакия. Качество геометрии обработки заготовки колонны средненькое. Это хорошо видно по рваной линии тени (обозначающей множественные провалы и пучности по длине).
Более тонкая обработка небольшого участка показывает, что при этом происходило не выправление крупных огрехов геометрии колонны, а лишь сглаживание мелких неровностей, т.е. происходила процедура предшествующая грубой шлифовке.
Дальнейшая же грубая и тонкая шлифовка такого рода (без геометрической правки) лишь только выявляла (игра теней и света) эти огрехи, как, например, это хорошо видно на руке фараона
Мальдер из своего опыта может подсказать, как невидимые на матовой деревянной поверхности мелкие огрехи геометрии изделия проявляются при покрытии поверхности лаком (при своеобразной полировке деревянных поверхностей).
Таких огрехов на полированных колоннах Казанского собора или Зимнего дворца вообще не наблюдаются (желающие могут самостоятельно в этом убедится, так как зеркальная поверхность при должном освещении позволяет увидеть все малейшие огрехи).
А все неровности на колоннах Исаакия можно объяснить либо следами реставрационных работ с применением современных механизмов, либо следами былых токарных работ
Аналогичные следы есть и на столбе в Александрии
А вот как убирали крупные огрехи ручной заготовки колонны в начале XX века при помощи станков:
Ведь геометрию необходимо было соблюсти не только по окружности, но и по длине.
А это уже довольно-таки затруднительно сделать, учитывая бочкообразность некоторых колонн (например, Александровской, для наглядности сжатой в 10 раз):
Надеюсь, что Мальдер пояснит все сложности выполнения подобной бочкообразной работы по всей длине…
Окончание следует.